Общим компонентом большинства модели эмоционального интеллекта дошкольников является

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Захарова Ольга Юрьевна
Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоция – это сильное, обычно кратковременное переживание, ответ человеческого организма на изменения, происходящие в окружающем мире. При возникновении как положительных, так и отрицательных эмоций усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, органов чувств, в кровь выделяется адреналин, замедляется работа органов пищеварения.

Выделяют четыре базовые эмоции: печаль (грусть, радость, страх, гнев. Эмоцию можно выразить через мимику, жесты, позу. Можно рассказать про свою эмоцию, описать её: «Мне было так грустно, что хотелось просто посидеть, помолчать»; «Я так обрадовалась, что даже запрыгала от радости». Эмоцию можно передать с помощью слов. Недаром эмоцию часто называют душой слова. Мы знаем, что словом можно убить, а можно и вылечить. Мы ожидаем, «как слово эхом отзовётся». [ 3, c.51]

В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали такие отечественные педагоги и психологи, как А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. Л. С. Выготский, считал, что эмоциональную сферу личности ребенка составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля [2,c.50]

Чтобы воспитатели использовали достижения учёных в образовательной деятельности и знали, что и для чего они делают, нужно разграничить и сравнить понятия «эмоциональная сфера» и «эмоциональный интеллект». Сравнение данных понятий даст обоснованную теоритическую базу для практической работы по эмоциональному развитию дошкольников.

В настоящее время понятие «эмоциональный интеллект» не имеет общепринятого определения. Российский ученый Д. В. Люсин сформировал структуру эмоционального интеллектаи выделил 2 измерения:

• направленность на собственные эмоции и эмоции других людей;

• линию понимания эмоций и линию управления ими. [1,c.21]

Пересечение этих измерений даёт 4 вида эмоционального интеллекта: понимание собственных эмоций; понимание эмоции других людей; управление собственными эмоциями; управление эмоциями других людей.

При этом первый и третий вид составляют внутриличностный эмоциональный интеллект, второй и четвертый – межличностный. Данная структура поможет педагогам сформировать представление об эмоциональном интеллекте как системе.

Классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев выделил основные составляющие эмоциональной сферы человека.

Аффекты — это сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно. Они не контролируются ребенком (например, аффекты гнева).

Собственно эмоции — более длительные по сравнению с аффектами эмоциональные переживания. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают личную оценку, отношение человека к складывающейся ситуации и своим проявлениям в ней.

Чувства — устойчивые эмоциональные переживания независимые от ситуации.Они направлены:

-на человека (любовь к матери и т. д.)

-объект (любовь к родине, предметам искусства)

-деятельность (любовь к занятию спортом, пению, рисованию и т. д.)

Настроение — общий, фоновой эмоциональный настрой человека. [1,с. 22]

Современные ученые выделяют также эмоциональные состояния – более длительные по сравнению собственно эмоциями переживания. Они могут длиться часами, днями, неделями, месяцами. Эмоциональная сфера человека – сложная система эмоциональных переживаний. Эмоции в этой системе -важная, но не единственная составляющая. Поэтому понятие «эмоциональная сфера» более широкое. Оно включают значимые для человека эмоциональные переживания. Понятие «эмоциональный интеллект» касается лишь части эмоциональной сферы. В системе современного дошкольного образования воспитание чувств должно быть должно, быть приоритетным направлением в работе с эмоциональной сферой детей. Ведь любовь к Родине, природе родного края, городу, культуре — основа патриотизма. Воспитание интеллектуальных чувств – любви к пониманию — основа познавательной активности человека, его готовности учиться, изучать, исследовать и созидать.

Эстетические чувства – это любовь к прекрасному, наслаждение прекрасным — дают человеку неисчерпаемый источник позитивных эмоций, обогащают его жизнь, поднимают настроение, способствуют творчеству. Такие социальные чувства, как уважение к людям, уважение и принятие самого себя, нравственные чувства — основа успешного взаимодействия в социуме.

Развитие эмоционального интеллекта — линия тактики, которая формирует у ребенка умение справляться с эмоциями в конкретной ситуации. Развитие у дошкольника социальных переживаний мотивов обеспечивают его деятельность, направленную на благо других людей ближайшего и широкого социума.

Эмоциональный интеллект дошкольника – важное в дошкольной педагогике понятие. Он обеспечивает текущую успешность человека в решении ситуационных эмоциональных задач здесь и сейчас. Для конкретного ребенка и взрослого — это полезный жизненный инструмент.

В своей практике для развития эмоционального интеллекта применяю следующие методы и технологии:

-игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально сфере ребёнка.

Работу по развитию эмоционального интеллекта у детей провожу не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности.

Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, которые направлены на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения.Например: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Что делать, если…», «Опиши друга», «Слушаем тишину», «Найди и промолчи», также игры на снятие эмоционального напряжения например: «Прочитай письмо», «Рисуем на ладошках» «Найди лишнее» «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Повтори фразу», «Мыльные пузыри» и т. д. Эти игры способствуют управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.

Также во время проведения образовательной деятельности применяла сюрпризный момент. Например, каждый день в группу приходил какой-нибудь герой из сказки Незнайка, Мальвина и т. д и приглашали детей поиграть и рассказать о своём настроении.

-сказкотерапия, уникальность, которой заключается в том, что ребенок воплощает свои мысли через игрушки, героя – открывает сам того не замечая, те эмоции и переживания о которых бы сам никогда не сказал. Читаем сказки, придумываем и проигрываем их с помощью кукольного театра, игрушек.например: «Муха – Цокотуха», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Сказка о самом заветном желании», «Почему Сережа не боится засыпать сам?» и т. д. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой.

-изотерапия, даёт детям возможность снять эмоциональное напряжение и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу. Для рисования использовали

краски, карандаши, восковые мелки. («Рисуем цвет эмоций», «Рисуем линии эмоций»).

-сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.

— специальные игрушки. В группе у нас есть игрушка-рукавичка (зайчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, который, позволяет придумывать вместе с ребятами истории приключений и понимать, что чувствует их герой.

-совместная деятельность. Привлекаю детей к совместным занятиям трудом, творчеством или уходу за домашними питомцами.

Ребята еще не умеют ясно выражать свои мысли, но зато умеют рисовать, лепить, строить, фантазировать, поэтому эти методы и приемы подходят для работы с детьми. Совместное использование помогает уверенность в своих силах, получить положительные эмоции. Нужно выбрать подход с учетом характера ребенка, он не должен быть не слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. И помните, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе. Поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот.

И нужно понимать, что успех занятий с ребенком по развитию эмоционального интеллекта в семье или детском саду обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.

Cписок использованных источников

1. Агафонова И., Князева Н. Что такое эмоциональный интеллект дошкольника / Агафонова И., Князева Н. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11,ноябрь 2016,-с. 21-24.

2. Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. Формирование эмоционального благополучия дошкольник с ОВЗ/ Иванова Е. Г., Стожарова М. Ю. // Ребенок в детском саду №4,2019 -с. 50-51.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Источник

Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

ирина сонина
Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Эмоциональный интеллект и жизненный успех.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели. Взрослым важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.

Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский / Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

4.6 Целевые ориентиры… в младенческом и раннем возрасте: Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами…

4.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования : Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Эмоциональный интеллект -это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.

Конечно, управлять эмоциями маленькому ребёнку не под силу, потому что он прежде всего должен узнать, что это такое. Он должен понимать, почему ему сейчас грустно, почему он смеётся или, к примеру злится. Эмоции – это тоже знания, получаемые посредством опыта и разъяснений взрослых. Эмоции бывают разными – приятными и не очень. Ребёнок не должен пугаться отрицательных эмоций, вызывающих у него негативные чувства. Все эмоции важны и нужны для нравственного становления каждого человека, но объяснить это в нежном возрасте, когда ребёнок ещё только присматривается к миру, не зная его законов, — действительно, сложная задача.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.

Чем же эмоциональное воспитание ребенка отличается от обычного воспитания? Наблюдая и подробно анализируя слова, действия и эмоциональные реакции семей, был обнаружен поистине значительный контраст. Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств.

Есть и еще один результат: когда матери и отцы использовали технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливались. Они грустили, сердились или испытывали страх, попадая в трудную ситуацию, но быстро себя успокаивали, приходили в норму и продолжали продуктивную деятельность. Иными словами, эти дети имели более высокий эмоциональный интеллект.

Еще одно неожиданное открытие, которое было сделано в ходе исследований, связано с отцами. Результаты показали, что, когда отцы практикуют метод эмоционального воспитания, они оказывают чрезвычайно положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта своих детей. Если отцы понимают чувства своих детей и стараются помочь им решить проблемы, дети лучше успевают в школе и успешнее устанавливают отношения с другими людьми. И наоборот, эмоционально отдаленные отцы, суровые, критичные и отвергающие эмоции, оказывают глубоко негативное влияние на детей. В среднем такие дети хуже учатся, больше ссорятся с друзьями и больше болеют. (Этот акцент на отцах не означает, что мать не влияет на эмоциональный интеллект. Ее взаимодействие с детьми играет немаловажную роль. Однако мы выяснили, что влияние отца является гораздо более сильным, будь оно хорошим или плохим.)

И наконец, эмоциональное воспитание не означает отсутствия дисциплины. На самом деле, когда родители эмоционально близки со своими детьми, больше в них вкладывают, значит, могут оказать на них большее влияние. Положение позволяет быть строгими. Если родители видят, что дети делают ошибки или не хотят выполнять какую-то работу, могут сделать им замечание. Они не боятся устанавливать границы. Не боятся сказать, что дети их разочаровали, когда знают, что они могут сделать лучше. А поскольку между родителями и детьми в таких семьях существует эмоциональная связь, то дети прислушиваются к словам, их интересует мнение родителей и они не хотят вызывать недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает мотивировать детей и управлять ими.

На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, эмоциональный интеллект включает в себя:

умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2 Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

• способностью сознательно влиять на свои эмоции;

• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного Алекситимия — Затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

• комфортная организация режимных моментов;

• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);

• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);

• арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);

• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

• телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;

• задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;

использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.);

Дети с развитым эмоциональным интеллектом:

Отличаются более высокой самооценкой

Быстро адаптируются к новым обстоятельствам

Готовы следовать принятым правилам поведения в обществе и при этом имеют собственное мнение, которое готовы защищать

Много читают и учатся с интересом

Быстрее устанавливают контакт со сверстниками и со взрослыми людьми

Умеют разрешать конфликты и находят выход из сложных ситуаций

Техники развития EQ для взрослых и детей

• Что я чувствую сегодня

• Эмоциональный фотоальбом – путешествие

• Эмоции в красках

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин — гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых.

Поэтому давайте начнём с себя!

Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект ребенка Практическое руководство для родителей

Виктория Шиманская. Монсики

Фотоотчет. Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» ФГБОУ ВО «Набережночелнинском государственном педагогическом университете» Институте дополнительного профессионального образования я учавствовала.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Развитие социального (эмоционального) интеллекта ребёнка» Консультация для педагогов: Подготовила: Социальный педагог: Литвинова Г. В. Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка.

Видоотчет «Развитие у детей эмоционального интеллекта» Видео Увидела на страницах сайта сообщение о конкурсе Л. С. Выготского, проводимом компанией Рыбаковфонд, и решила тоже поделиться рассказать.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» Представление на всероссийский конкурс имени Л. С. Выготского (из опыта работы). Меня зовут – Королёва Галина Владимировна, я работаю в.

Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление.

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.

Развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С восприятия предметов и явлений.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект» Цель: создание условий для освоения приемов эффективного общения с ребенком. Исследование психоэмоционального состояния воспитателя. Задачи:.

Источник

Оцените статью