Общая характеристика эмоциональной сферы личности функции классификации теории эмоций

Тема 10. Эмоциональная сфера личности Структура лекции:

1. Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические основы эмоций. Функции эмоций и чувств: сигнальная, регулирующая, защитная, мобилизующая, компенсаторная и др. Основные теории эмоций.

2. Виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, стресс, фрустрация и др. Их характеристика. Основные «фундаментальные эмоции» (К. Изард): интерес, радость, удивление, страдание, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение. Их характеристика. Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические), их особенности.

3. Эмоциональные особенности личности. Содержательные и динамические характеристики эмоционального переживания. Собственно эмоциональные, сентиментальные и страстные натуры. Эмоциональная зрелость личности.

1. Понятие об эмоциях и чувствах

Говоря о переживании человека, употребляют два термина – «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова – это синонимы. В узком – под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Понятие «эмоция» несколько уже понятия «чувство». Эмоции могут повышать жизнедеятельность человека или понижать ее. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – это астенические эмоции. Эмоции делятся также на положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные.

Физиологические основы чувств и эмоций. Исследования показывают, что возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущую роль в эмоциях и особенно в чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга. И.П.Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей среде в значительной мере определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдание».

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, эстетические, интеллектуальные.

Человеческие эмоции и чувства возникли на основе совместной трудовой деятельности и выполняют важнейшие сигнальную, регулирующую, защитную, мобилизующую, компенсаторную функции и др. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются, в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счёт выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость. Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщённую и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она всё же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

В научной литературе не существует чисто психологических теорий эмоций поскольку эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.

Рассмотрим некоторые теории эмоций.

1. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

2. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда. По теории Джемса Ланге определённые физические состояния характерны для разных эмоций – страха, восторга, гнева, волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие- возникает сама эмоция. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон. он отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Кроме того, искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает появление эмоций.

Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

3. Активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональное состояние определяется влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определённое на неё влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

4. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера. Согласно теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера, положительное, эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.

С.Шехтер в когнитивно-физиологической теории утверждает, что на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

5. Информационная теория П.В.Симонова. П.В.Симонов сделал попытку представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоций. Согласно его утверждению, сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счёте определяются силой потребности и оценкой способности её удовлетворения в сложившейся ситуации.

К.Е. Изард выделил следующие фундаментальные эмоции, определяющие все остальные:

1) интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующие обучение;

2) радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

3) удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес;

4) страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;

5) гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызванное внезапным возникновение серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;

6) отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

7) презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам;

8) страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания — это лишь вероятный прогноз возможного неблагополучия;

9) Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям окружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Между отрицательными и положительными эмоциями существует определенное равновесие. Если мы испытали отрицательные эмоции, появляется желание испытать положительные.

Эмоции могут быть не только положительными или отрицательными. П.В Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха к «комнате ужасов»).

Источник

31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.

Человек как субъект деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия. Действуя, человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

Эмоция — психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Чувства всегда предметны.

Переживание чувства – это особое психическое состояние, где восприятие или понимание слито с отношением, это эмоциональное состояние и психический процесс. Существуют различные формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, страсти. Эмоциональные процессы в целом являются регуляторами деятельности, так как они являются непосредственным познанием того, как удовлетворяются потребности в связи с меняющимися условиями жизни и деятельности. Эмоции (ситуативные чувства) – это непосредственное временное переживание чувства (стенические и астенические эмоции). Эмоции являются непосредственными регуляторами деятельности, ее процесса в связи с меняющимися условиями. Они по ходу сопровождают деятельность. Эмоции имеют три стороны: переживания, моторная сторона (поведение), психофизиологическая (активация). Аффекты – быстрые и бурные процессы. Они характеризуются изменением сознания, нарушением контроля за действиями, потерей самообладания. Это вспышка, она всегда сдвинута к концу деятельности (это ответ на то, что уже произошло). Аффект возникает, когда человек не справляется с ситуацией. Настроения – эмоция, состояние, окрашевающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, но в целом влияет на деятельность. Зависит от здоровья и хода жизни, а также от темперамента и характера. Эмоциональные состояния – состояние с определенной окраской: стресс, фрустрация, радость, интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх, тревожность (определить несколько по Петровскому Ярошевскому). Чувства – в узком смысле – относительно устойчивое отражение отношения человека к объекту потребности, который закреплен в направленности его личности (то есть устойчивое отношение к предметам, отвечающим высшим потребностям). Сильное, абсолютно доминирующее чувство – это страсть (любовь, ненависть). Чувства могут быть амбивалентными (ревность – это и любовь и ненависть одновременно). Устойчивые мотивы только в том случае порождают систематическую активность человека, становятся постоянно действующими побуждениями к деятельности, если они становятся предметом устойчивых чувств. Чувства – это формы существования потребностей (Рубинштейн).

Классификация эмоций: эмоции делят на стенические (те, что активизируют организм) и астенические (те, что расслабляют, подавляют организм). Следующее деление эмоций: простейшая форма эмоций — эмоциональный тон ощущений (непосредственные переживания, сопровождающие отдельные, жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению), настроения (слабовыраженные эмоциональные переживания, отличающиеся незначительной длительностью и слабым осознаванием причин и факторов, их вызывающих, настроение не предметно, а личностно, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние), аффекты (переживания большой силы, с коротким периодом протекания, характеризующиеся значительными изменениями в сознании и нарушениями волевого контроля), страсти (сильное, абсолютно доминирующее

1.в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, — с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. (Рубинштейн^) Эмоции выступают как система сигналов, посредством которой узнает о потребносщной значимости происходящего (оценочная функция эмоций);.

2.эмоция выражает активную сторону потребности: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему какое-нибудь чувство.

З.эмоции побуждают деятельность. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения не достаточно для того, что бы человек ими руководствовался, только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности (побуждающая функция),

4. чувства человека определяют строение его личность, выявляя ее направленность (что остав­ляет его равнодушным, а что трогает);

5.благодаря эмоциям, люди могут, не пользуясь речью судить о состояниях друг друга (экспрес­сивная и коммуникативная функция эмоций). Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров по общению, и определяя его средства и способы;

б.эмоции в актуальной ситуации отражают адекватность неадекватность ситуации деятель­ности ее мотивам, мотивации (по Леонтьеву);

7.эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Эмоции актуализируют эти следы (подкрепляющая функция). И поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций;

8.один из видов эмоций — аффект — выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль.

Рубинштейн говорит об особенной связи эмоций и деятельностью человека. Эмоция зарождается из соотношения -положительного или отрицательного — результатов действия к потребности, являющейся его мотивом. Эта связь взаимная: с одной стороны ход и исход деятельности влияет на его эмоции, с другой стороны, эмоции влияют на деятельность. В зависимости от того, результат действия окажется соответствующим самой актуальной потребности или нет, эмоция будет положительной или отрицательной.

Всякая реальная эмоция включает единство аффективного и интеллектуального переживания, а так же волевые моменты влечения. Эмоциональность как сторона эмоций, обусловливает динамическую сторону деятельности.

чувство с ярко выраженной направленностью на достижение цели).

Классификация чувств: наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в проявлениях эмоциональной сферы личности. Первый уровень — уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования — удовольствия-неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом втором уровне чувство является ни чем иным как выражением в осознанном переживании отношении человека к миру. Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью, предметом которых является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат), нравственные (в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали, они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями), высшие (в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности), разновидностью которых являются эстетические чувства. Далее по степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (чувство к ребенку), обобщенные (чувства к детям вообще), абстрактные (чувство справедливости). Еще выше поднимаются более обобщенные чувства (чувство юмора, возвышенного, трагического) -мировоззренческие чувства. Эти чувства отражают более менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств составляет направленность личности.

Источник

Оцените статью