Общая характеристика эмоциональных процессов
Эмоции – это переживание человеком своего личного отношения к действительности, субъективное состояние, возникающее в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей [14].
Чувства (эмоции) отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. Философ Платон говорил, что психическая жизнь делится на три самостоятельные сущности: ум, волю и чувства.
К чувствам относятся настроения, аффекты и стрессы. Они включаются во все психические процессы состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Это доказывает врожденный характер основных эмоций. Жизнь без эмоций также невозможна, как и жизнь без ощущений.
Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты – выполняют функцию общения и функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которых субъект узнает о потребностной значимости происходящего.
Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя ее.
Эмоциональные явления делятся:
2) собственно эмоции;
5) стрессовые состояния.
Аффект, как правило, препятствует нормальной организации поведения, его разумности; способен оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
— мощная эмоциональная реакция, которая захватывает человека целиком;
— бурное внешнее проявление;
— большая сила возбудительного и тормозного процесса (не замечает окружающих, не отдает себе отчета);
— ситуативность, длительность относительно непродолжительная;
— наступление в результате какого-либо сильного потрясения (гнева, реакции на насмешки и издевательства).
Собственно эмоции – более длительная реакция на события, особенно предполагаемые или вспоминаемые. Эмоция отражает события в форме обобщенной субъективной оценки.
Настроение – наиболее эмоциональное длительное состояние. Тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира.
Стресс – неспецифическая реакция организма на неожиданную напряженную обстановку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении заболеваний сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Стресс «льва» – активная реакция, стресс «кролика» – пассивная.
Страсть бывает только у человека и представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности.
С.Л. Рубинштейн писал: «… страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Кроме качественного описания эмоциональных состояний, Вунд предложил объединить их по общим признакам. Всю систему чувств он определил как многообразие трех измерений.
1. Удовольствие – неудовольствие.
2. Возбуждение – успокоение.
3. Напряжение – разрешение от напряжения (освобождение от него).
Эмоции, таким образом, различаются по многим параметрам: модальности (качеству), интенсивности, продолжительности, осознанности, выполняемым функциям, воздействию на организм.
По последнему признаку эмоции делятся на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые расслабляют, подавляют.
Содержание и направленность чувств человека во многом определяются общественными условиями его жизни и деятельности.
Особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт придают человеческим чувствам неповторимость, многообразие оттенков и содержание переживаний при сходных внешних условиях.
С помощью второй сигнальной системы становится возможным осознание своих переживаний, эмоциональных состояний и контроль над их проявлением и своим поведением.
Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, эмоции проявляются в экспрессивном поведении человека.
Ряд эмоциональных состояний четко дифференцирован как с точки зрения объективных внешних признаков, так и по качеству субъективных переживаний.
Однако тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии.
Источник
Характеристика эмоциональных психических процессов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика эмоций
Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие интенсивность актуальной мотивации, перспективу ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Существует еще одно определение эмоциональных состояний.
Эмоциональные состояния – это функции двух переменных:
- Имеющейся у человека актуальной мотивации;
- Наличия вероятности ее удовлетворения.
Эмоциональные состояния человека теснейшим образом связаны с процессом регуляции деятельности человека в целом и находят свое отражение в поведенческих реакциях человека. Многие исследователи придерживаются точки зрения, что эмоциональные проявления человеком с одной стороны генетически обусловлены, а с другой стороны являются социально предрасположенными.
Эмоциональные проявления человека существуют в виде:
- имеющихся у человека внутренних субъективных переживаний;
- изменения мимики, жестов и пантомимики человека;
- характерных изменениях поведения человека;
- изменениях речи;
- гормональных изменениях;
- возникающих вегетативных реакциях.
Эмоции являются универсальной реакцией всего человеческого организма на внешнее воздействие окружающего мира.
Типы эмоциональных переживаний человека
Существует несколько типов эмоциональных переживаний человека, рассмотрим их более подробно.
Одной из самых мощных эмоциональных реакций человека является аффект. Аффект проявляется как интенсивная, бурнопротекающая, эмоционально кратковременная вспышка. Он является некоей целостной эмоциональной реакцией на возникающую ситуация и внешний раздражитель. Особенностями проявления аффекта являются:
- в момент переживания аффекта человеку навязывается выполнение каких – либо действий;
- после выхода из состояния аффекта человек не помнит совершаемых им действий и не контролирует свое поведение;
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе возникновения аффекта у человека возникает сильнейшее эмоциональное возбуждение, которое переходит в центры головного мозга и в двигательное возбуждение человека. В момент нахождения человека в состоянии аффекта происходит изменение в протекании всех процессов жизнедеятельности и резко снижается его способность к адекватному восприятию ситуации и прогнозированию последствий собственных действий.
Вторым типом эмоциональных проявлений являются собственно эмоции, которые отличаются от проявлений аффекта своей длительностью. Собственно эмоции могут выступать в качестве реакции на реальную, прогнозируемую или вспоминаемую ситуацию.
Выделяют несколько фундаментальных эмоций человека, среди которых:
- Радость является положительным эмоциональным состоянием человека, связанным с повышенной возможностью для удовлетворения эмоциональной потребности.
- Страдание — это строго отрицательное эмоциональное состояние, в момент проживания которого человек не имеет возможности для удовлетворения эмоциональной мотивации.
- Удивление – эмоциональное состояние человека, которое не имеет четко выраженного знака и возникает в качестве реакции на внезапно возникающие ситуации в жизни человека.
- Гнев — ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние человека, протекание которого может быть в форме аффекта и является реакцией человека на возникающие препятствия на пути к удовлетворению высоко значимых потребностей.
- Отвращение является отрицательным эмоциональным состоянием, возникающим в ситуации соприкосновения субъекта с каким-либо явлением, противоречащим его ценностям и нормам.
- Презрение – эмоциональное состояние человека, возникающее в процессе межличностных отношений в процессе соприкосновения человека с кем – либо или чем – либо, что вступает в противоречие с его ценностями и нормой.
- Стыд является отрицательным эмоциональным состоянием человека, которое возникает при осознании человеком существующих расхождений между совершаемыми им действиями и ценностями.
- Страх является отрицательным эмоциональным состоянием человека, которое проявляется при получении им какой – либо информации носящей угрожающий характер.
Еще одним проявлением эмоциональных состояний человека являются чувства.
Чувство – психическое состояние человека, которое имеет ярко выраженный предметный характер и отражает имеющееся у человека отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Чувства возникают и развиваются в процессе онтогенеза человека с помощью усвоения им культурно – исторического опыта. Возникновение и развитие чувств человека – это индивидуальный процесс, который зависит от имеющейся у человека системы ценностей.
Чувства можно классифицировать, разделив их по направленности:
- Нравственные чувства, переживаемые человеком в процессе восприятия явлений окружающей его реальной действительности. Они служат для сравнения тех или иных явлений с установленными в обществе нормами и правилами. Данная способность говорит о том, что у человека сложилась определенная система норм и ценностей.
- Интеллектуальные чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. В свою очередь познавательная активность человека тесно связана с решением проблемных ситуаций, от этого напрямую зависит успешность или безуспешность той или иной деятельности человека.
Источник
26. Характеристика эмоциональных процессов. Виды и функции эмоций.
Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение каких-либо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.
2.Собственно эмоции – отличаются от аффекта длительностью, может быть реакцией на реальную и предполагаемую (возможную) ситуацию или вспоминаемую ситуацию.
* Изард выделяет фундаментальные эмоции:
Радость – положительное эмоциональное состояние, которое связанно с высокой возможностью для удовлетворения эмоциональной потребности.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, когда кажется, что мала возможность для удовлетворения эмоциональной мотивации.
Удивление – не имеет четко выраженного знака, возникает как реакция на внезапно возникшие ситуации.
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, чаще всего гнев протекает в форме аффекта и возникает как реакция на внезапное препятствие на пути к удовлетворению значимых потребностей.
Отвращение отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чем-то, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.
Презрение – возникает в межличностных отношениях, отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чем-то, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.
Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании субъектом расхождений между действиями и ценностями. Он может возникнуть, если есть знание.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о грозящей опасности (реальной или воображаемой).
3. Чувства – психическое состояние, имеющее выраженный предметный характер и отражающее устойчивые отношения к каким-то предметам и явлениям (реальным или воображаемым). Возникают и формируются в процессе онтогенеза через культурно исторический опыт. В определенной степени чувства определяют референтных личностей. Чувства индивидуальны и зависят от системы ценностей. Страсть – это максимальная выраженность чувств, сложное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, мотивации, чувства. Направлена на человека или предмет.
Отличие от эмоций: 1) эмоция – это реакция на ситуацию, до конца не определена и не осознанна; чувства – конкретны, предметны и осознаваемы; 2) эмоции чаще связаны с биологическими процессами; чувства – с социальной сферой.
Группы чувств по направленности:
Нравственные (моральные) чувства, которые переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравниваются эти явления с нормой. Это говорит о том, что у человека слоилась система норм и ценностей.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности, а познавательная деятельность связана с проблемными ситуациями, от этого зависит успешность или безуспешность деятельности.
2. Отражательная – состоит в обобщенной оценке события, определяет полезность или вредность фактов и формируется в процессе общения с другими людьми и личным опытом.
3. Сигнальная (ориентировочная) – отслеживание своего поведения, деятельности.
4. Побудительная (стимулирующая);
6. Переключательная – ситуация конкуренции мотивов.
7. Приспособительная – помогает организму эффективно приспособится к окружающему миру;
8. Коммуникативная – воздействие на окружающих и взаимодействие.
Эмоциональные различия между людьми: 1) разнообразие эмоций проявляется в преобладающем настроении; 2) эмоциональная возбудимость человека; 3) в глубине устойчивости чувств; 4) проявление аффекта и страсти; 5) как эмоциональные переживания отражаются на деятельности.
Развитие эмоций в онтогенезе:
Эмоции развиваются также как и все остальные психические функции с помощью интериоризации.
1. Самые первые эмоциональные проявления возникают на базе врожденных реакций, постепенно осваивает. Осуществляется восприятие, состояние другого человека.
2. Рано начинают проявляется страх и гнев и носят бессознательный характер (резко поднять и опустить ребенка – реакция страха).
3. С 2х мес. Ребенок может строить гримасы.
4. Сочувствие, сострадание – 23 года, все эмоциональные состояния близки к аффекту.
5.К концу дошкольного возраста появляются сложные эмоциональные проявления, которые могут контролироваться за счет овладения собственным эмоциональным поведением, осознание норм поведения; проявляется феномен «горькой конфеты», закладываются эстетические чувства.
Отрицательные эмоции связаны с явлением фрустрации.
Интеллектуальные чувства не только сопровождают, но и стимулируют деятельность, это является доказательством связи эмоциональных и интеллектуальных процессов (единство аффекта и интеллекта).
Эстетические чувства – эмоциональные отношения человека к прекрасному в рамках природы, общества и искусства. Это самые формируемые чувства.
4. Настроения – это самое длительное проявление. Оно менее интенсивно и менее предметно, в отличие от эмоций; это бессознательная обобщенная оценка обстоятельств жизни (актуальных), определяется доминирующими эмоциями человека. От настроения зависит: общее состояние здоровья и тонус НС. Устойчивость настроения зависит от: возраста, особенностей темперамента и характера, особенностей волевой сферы, особенностей мотивационной структуры, эффективности деятельности, самооценки, уровня притязаний; настроение может рассматриваться как личностная характеристика (оптимист пессимист).
Долгое время волю не рассматривали, один из первых поднявших эту проблему был * Выготский в культурноисторической концепции: Слово выражается в значении, которое имеет смысл. Смысл – центральная единица познания психики в психологии, который отражается в переживании. Воля – один из механизмов смыслообразования и один из механизмов регуляции поведения. Он вывел формулу произвольного поведения: Произвольность = аффект + интеллект. Произвольность поведения формируется к 6 годам.
*Гиппенрейтер выделяет: Одним определением волю обозначить нельзя.
1. Феноменальный критерий – (как переживается) Воля – это осознанное, целенаправленное внимание, намеренно сознательное решение.
2. Продуктивный критерий – (со стороны результата) Воля – это продолжение действия при встрече с препятствием, сознательное преодоление препятствия.
3. Критерий телесного проявления воли – Воля – это способность к регуляции отдельных параметров действия.
Типы регуляции поведения:
1. Непроизвольная непосредственная регуляция – естественные природные процессы удобные для развития человека (поведение ребенка до 3 лет). Основной механизм – ориентировочный рефлекс.
2. Произвольная опосредованная регуляция – развивается к 6 годам. Выготский – высший психический человеческий процесс.
3. Послепроизвольная опосредованная регуляция – процесс, ставший непроизвольным, автоманипуляция с объектом.
4. Произвольная непосредственная регуляция – есть цель и усилия, но средств нет, это нет, не означает, что их нет на самом деле – это чисто волевая регуляция поведения. Воля – проблема выбора, принятия решения, изменение смысла ситуации (цели), проблема средств.
1. Целеустремленность – это сознательное и активное достижение результата.
2. Настойчивость – синоним целеустремленности, но с большей силой. Важно отличать от упрямства. Упрямство – это отрицательная черта личности, когда человек руководствуется не разумом, а собственными эмоциями. Такое поведение не целесообразно. Упрямый человек волей не обладает – это слабость воли.
3. Инициативность – способность предпринимать попытки для реализации собственных идей.
4. Самостоятельность – способность реализовать решение, но и противостоять различным помехам и не поддаваться влиянию факторов мешающих. Надо отличать от негативизма. Негативизм – это немотивированное противоречие другим людям, отрицание всего другого – слабость воли.
5. Решительность – скорость принятия решения. Уменьшение до минимума этапа борьбы мотивов. Надо отличать от импульсивности. Импульсивность – необдуманность поступков.
6. Последовательность действий – все поступки человека должны управляться какой-либо идеей или серией идей.
7. Самооценка и самоконтроль – связаны с последовательностью действий.
Источник