Вопросы по теме занятия. 2. Чем активное воображение отличается от пассивного?
1. Виды воображения?
2. Чем активное воображение отличается от пассивного?
3. Творческое воображение?
4. Воссоздающее воображение?
5. Антиципирующее воображение?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. вид воображения, образы воображения, которые продуцируются спонтанно под влиянием захвативших человека эмоций:
2. вид воображения, образы воображения, которые возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок:
3. вид воображения, образы воображения, которые создаются на основе фантастических видений, не имеющих никакой связи с окружающей человека действительностью :
4. вид воображения, при котором происходит преднамеренное построение образов воображения на основе желаний :
Ответ:3
5. вид воображения, при котором четко осознаются цели и мотивы деятельности, ради чего, человек и продуцирует новые образы :
1) воссоздающее.
2) непроизвольное.
3) творческое.
4) произвольное.
Ответ:2
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отнесенности к различным вопросам темы «Воображение».
1) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения — по тексту, картину отдыха знакомого человека — по его рассказу.
2) Это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки представлений.
3) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается раньше ее расчлененной картины.
4) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н.Толстым путем слияния черт двух женщин — жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.
5) Воображение позволяет представить результат деятельности (создать идеальную модель будущего результата) до того, как он будет достигнут реально.
6) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятельность художника, ученого, изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.
7) Воображение работает также и во сне, и в полудремотном состоянии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций.
8) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Манилов. — А. Ш.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами» (Н. В. Гоголь).
Ответ: Определение воображения (2); виды воображения: пассивное непреднамеренное (7), пассивное преднамеренное (8), активное воссоздающее (1), активное творческое (4); роль воображения и деятельности людей (3, 5, 6).
2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.
Ниже представлены различные проявления умственной активности (не только воображения), вызываемые психодиагностическими средствами. Необходимо дать им краткую, но по возможности более точную характеристику в терминологии познавательных процессов.
1) Участникам группы называется предмет, например «молоток». Предлагается указать как можно больше способов его возможного применения. Обычно после прямых функциональных назначений (забивать гвозди, разбивать ударами предметы) следуют указания на нефункциональное использование (в качестве груза, гантели и т.д.). Чем больше способов использования предмета будет обнаружено, тем лучше.
2) Предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово нужно обнаружить и вычеркнуть.
3) Испытуемый отвечает на вопросы: «Бывало ли когда-нибудь, что тебе доверили тайну, а ты по каким-нибудь причинам не смог ее сохранить?»; «Случалось ли тебе о ком-нибудь говорить плохо?»
4) В тестовом задании предлагаются три слова. После третьего — прочерк, означающий недостающее четвертое слово. Между первым и вторым существует очевидная логическая связь. Необходимо подобрать четвертое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как второе с первым.
5) Испытуемому предлагаются три слова, являющиеся названиями предметов. Надо за ограниченное время написать несколько предложений (каждый раз с использованием всех трех слов) логически связанных между собой, желательно в виде рассказа.
6) Предлагается 8 карточек. Необходимо расположить их в последовательности так, чтобы они образовали сюжет рассказа.
7) В исследовательской процедуре (тест Роршаха) испытуемому предлагают рассматривать недостаточно определенные изображения («пятна») и отвечать на вопрос: «Что это такое, на что это похоже?»
8) От школьника требуется повторить ряд чисел в прямом и обратном порядке.
9) Человеку говорят: «Вы отрезаете кусочек лимона, посыпаете его сахаром, кладете в рот. » Наступает слюноотделение.
10) Исследователь предлагает испытуемому завершить несколько неоконченных предложений.
Ответ: К воображению относятся проявления 1, 5, 6, 7, 9, 10; к мышлению — 2, 4; к памяти — 3, 8.
Источник
Психология и педагогика. Тест 25
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Восприятие характеризуется как
процесс, дающий отражение предмета в целом
психический процесс
познавательный процесс
процесс релаксации
2. Условия для поддержания произвольного внимания
понимание целей, активная умственная работа
начало или прекращение действия раздражителя
новизна, сила, контраст раздражителя
приспособление к деятельности
3. Признаки, характерные для памяти
психический процесс , отражающий внутреннее состояние организма человека
процесс, дающий отражение предмета в целом
процесс организации и сохранения прошлого опыта
психический процесс, опосредованный отражением
4. Выделить особенности, которые характерны для мышления
отражение конкретных свойств предмета
отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей, образов
отражение внутреннего состояния организма человека
отражение общих, существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
5. Вид воображения «воссоздающее» — это
незначительная переработка имеющихся представлений
образы воображения продуцируются спонтанно
осознание цели, мотивов деятельности
самостоятельное создание новых, оригинальных образов
6. Вид воображения «творческое» — это
создание образов желаемого будущего
действительность сознательно конструируется человеком
создание образа происходит на основе словесного описания
образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей
7. Предсказания – это
заранее сказать , что произойдет в будущем
умственные способности человека
психический процесс отражения
социально обусловленный процесс, невозможный без развития общества
8. Эмоции –это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного, как
непосредственное
опосредованное
сознательное
рациональное
9. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо
интерес
радость
удивление
недоумение
10. Постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия
рефлексия
идентификация
эмпатия
симпатия
11. Параметры для описания волевых процессов
только сила и направленность
только направленность и свобода
только направленность
сила, направленность и свобода
12. _________ — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением
Авторитетность
13. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения
настойчивость
принципиальность
самостоятельность
решительность
14. Ярко выраженное бурное эмоциональное состояние, сопровождающееся двигательными и другими реакциями
стресс
чувство
настроение
аффект
15. Яркая, стойкая эмоция, приводящая к сосредоточению на предмете внимания
страсть
настроение
аффект
чувство
Источник
Отметьте особенности, способствующие развитию творческого мышления.
1. Склонность к конформизму.
2. Очень высокая оценка значимости своих идей.
3. Частые неудачи в деятельности.
4. Тревожность как черта характера.
5. Стремление быть похожим на других.
6. Заниженная оценка значимости своей деятельности.
7. Чрезмерно развитое критическое мышление.
8. Способность видеть объект под новым углом зрения.
9. Нежелание быть «белой вороной».
28. Назовите приведенные приемы создания образов воображения.
1. «. за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот»; (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.) агглютинация типизация
2. Кентавры, русалки. агглютинация
3. «. старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза . » (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».) типизация
4. «Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.) гиперболизация
5. Сфинксы, драконы. агглютинация
6. «А то свищет соловей, да по-соловьиному, Он кричит — злодей, разбойник — по-звериному, И от его ли-то от посвисту соловьего, И от его ли-то от покрику звериного, То все травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются» . заострение
Определите вид воображения.
1. Незначительная переработка имеющихся представлений.произвольное
2. Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций. Воссоздающее непроизвольное
3. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. произвольное
4 Создание образов желаемого будущего. воссоздающее
5. Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается. Произвольное творческое
6. Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем. воссоздающее
7. Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, влечений, установок. непроизвольное
8. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию. воссоздающее
9. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое
10. Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. воссоздающее
Из представленного списка (столбец 2) укажите признаки речи, поставив крестик в столбце 3 напротив соответствующего признака речи, и укажите признаки языка, поставив крестик в столбце 4 напротив соответствующего признака языка.
№ п/п | Признаки и языка, и речи | Признаки речи | Признаки языка |
Исторически сложившееся средство общения | х | ||
Выражает психологические особенности отдельно взятого человека | х | ||
Развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением | х х | ||
Отражает психологию народа | х | ||
Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства | х | ||
Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл | Х |
31. Восполните пропущенные в предложениях слова:
«. Специальными исследованиями установлено, что способность
человека к анализу и синтезу речи связана с определенными мозговыми
центрами речи: левым полушарием головного мозга (у
правшей); слухоречевой зоной коры больших полушарий —
задней частью височной извилины, так называемым центром
Верника; так называемой зоной Брока, расположенной в
нижних отделах третьей лобной извилины. «.
32. В представленной таблице в столбце 1 перечислены основные признаки «научных» и «житейских» понятий. В столбце 2 отметьте крестиком признаки только «научных» понятий, а в столбце 3 — только «житейских» понятий.
Признаки «житейских» и «научных» понятий | Признаки «научных» понятий (отметить крестиком) | Признаки «житейских» понятий (отметить крестиком) |
Приобретенные в процессе обучения | Х | |
Приобретенные в практическом опыте | Х | |
Преобладают конкретные, ситуационные связи | Х | |
Преобладают отвлеченные, логические связи | Х | |
Преобладающее место в них занимают вербально-логические операции | Х | |
Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи | Х |
33.Установите соответствие между названием науки (левый столбец) и раскрывающим ее суть определением (правый столбец), соединив соответствующие друг другу части левого и правого столбцов стрелками.
Лингвистика | наука об ораторском искусстве |
Графология | наука, которая исследует детерминантные процессы речи и их восприятие структурами соответствующих языков |
Риторика | наука о языке как объективной, исторически сложившейся системе кодов |
Психолингвистика | учение о почерке, исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего |
В представленной таблице в столбце 1 перечислены основные нарушения речи, а в столбце 2 содержательные характеристики нарушений речи, при этом соответствия по горизонтали между названием нарушения речи и его содержательной характеристикой нет.
Содержание нарушения речи | |
1. Персеверативиость речи | 1. Нарушение способности писать как результат различных расстройств речи при нарушении функций головного мозга (полная утрата способности писать либо грубое искажение слов, пропуски слогов и букв, неспособность соединить буквы и слоги в слова и пр.) |
2. Эхолалия | 2. Нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения |
3. Парафазия | 3. Патологически ускоренный темп речи |
4. Дизартрия | 4 . Патологически замедленный темп речи |
5. Контаминация | 5. Многократное повторение отдельных слов, словосочетаний, предложений |
6. Ринолалия | 6. Нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи |
7. Алалия | 7. Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово |
8. Афазия | 8. Автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболеваниях |
9. Аграфия | 9. Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата |
10. Алексия | 10. Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата |
11. Тахилалия | 11 . Отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи) |
12. Брадилалия | 12. Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга |
Исходя из представленной выше таблицы, в нижней таблице составьте соответствующие пары между названием патологии и его интерпретацией.
Источник