Образец психика чувственное познание память воспроизведение сознание отражение сохранение
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета — чувственное.
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа — чувственное.
B) фиксация существенных свойств предмета — логическое.
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета — чувственное.
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств — логическое.
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся — логическое.
Источник
Психология общая психология история психологии часть 1
Психологическая характеристика личности
Имя, фамилия, возраст.
Школа, класс и год обучения.
Имена и фамилии родителей, место работы, профессия.
Цель психологического исследования
(кто и как исследовал, кто давал сообщения при сборе материала)
Факторы развития и жизненные условия
Семейные влияния (экономическое положение семьи, культурный уровень семьи, состав семьи, воспитательные позиции родителей — стихийность или целеустремленность, снисходительность или строгость, виды поощрений и наказаний). Воспитательные схемы родителей (что для них в воспитании важнее всего — успехи в учении, черты характера, способности и т.п.).
Внесемейные и внешкольные влияния , способ проведения свободного времени (хобби), культурные влияния (литература, искусство).
Влияние школы (отношение учителей к ребенку, позиция ребенка в группе, отношения с однокласниками).
Обзор благоприятных и неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Внешняя картина личности
Физическая внешность (вид, одежда, прическа, бросающиеся в глаза признаки, черты лица), Мимика и пантомимика, особенности голоса и речи.
а) поведение по отношению к родителям
г) в психологически значимых ситуациях
д) в основной деятельности (учение, труд)
Результативность (обзор успеваемости, характеристика знаний и умений, недостатков и достоинств). Жизненный опыт, кругозор, информированность, приобретенные вне школы.
Внутренняя картина личности.
Познавательная деятельность и умственное развитие — особенности познавательных процессов и интеллекта, сформированность учебной деятельности:
— характеристика внимания (объем, распределение, переключение, произвольность)
— характеристика памяти (преобладающий тип, предпочитаемые приемы запоминания, прочность, глубина);
— характеристика мышления (преобладающий тип, интеллектуальные свойства — скорость, глубина, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность и др.);
— уровень развития общих и специальных способностей.
Индивидуально-психологические особенности — тип темперамента, особенности характера, утомляемость, сопротивляемость усталости, самоконтроль, эмоциональные особенности (перепады настроения, сила, глубина, постоянство эмоций).
Направленность личности (направленность на себя, на других, на дело), самооценка и уровень притязаний, интересы, идеалы, ценности, моральные принципы, мотивы поведения и деятельности
Психологические причины и педагогическая суть трудностей, возникающих у ребенка (причины возникновения негативных качеств личности, предложения о средствах и способах коррекции этих качеств, оптимальные условия для развития личности).
Семинарское занятие 4
Тема 6. Познавательные психические процессы — память
Цель : Познакомиться с категорией «память», обсудить ее значение в работе учителя.
Обсуждение теоретических вопросов
Заслушивание и обсуждение докладов
Решение психологических задач
Выполнение терминологического диктанта
Вопросы для обсуждения
Память, ее виды и свойства.
Учет индивидуальных особенностей памяти в обучении.
Логические приемы запоминания.
Резервы непроизвольной памяти.
Литература для конспектирования
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. ( Собр. Соч. т.3, с. 5-40, 114-163; Журнал «Психологическая наука и образование» №2,1996. С.5-8)
Контрольные задания по психологии / Сост. Л.А.Першина.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 96 с.
Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.,1974. — 171 с.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1963., Т.1.- 479 с.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М.: МГУ, 1968.
Ляудис В.Я Память в процессе развития.- М.: МГУ, 1976.
Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д.Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
Роговин М.С. Проблемы теории памяти.- М.: Высшая школа, 1077.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.
Важной задачей семинара по теме «память» является формирование научного представления об этой психической функции,
Тема «память» вызывает неизменный интерес у студентов, поскольку учебные успехи и в школе и в вузе они в значительной степени связывают с особенностями своей памяти. В связи с этим относительно памяти, как правило, имеется масса неточных или даже неверных представлений. Для обнаружения этих представлений необходимо побуждать студентов к высказыванию своего мнения, как по ходу обсуждения теоретических вопросов, так и при решении задач. Задачи на данном занятии нецелесообразно использовать как средство контроля. Для контроля предпочтительнее терминологический диктант.
Методические указания студентам:
Важной задачей семинара по теме «память» является формирование научного представления об этой психической функции, информация по этой теме, как правило, очень хорошо представлена в учебниках, а дополнительная литература отличается занимательностью и массой практически полезных сведений.
Терминологический диктант по теме «память»
Назовите виды простых ассоциаций.
Перечислите процессы памяти.
Укажите, как называется память, хранящая видовой опыт человека
Назовите вид памяти, обслуживающей рабочие операции человека.
Укажите, как называется яркая образная память.
Укажите, как называется явление отсроченного воспроизведения.
Назовите вид торможения при забывании, при котором предыдущая информация блокирует последующую.
Укажите, как называются специальные приемы запоминания.
Психологические задачи по теме «память»
Задача 1 . Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.
Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.
Задача 2 . Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
1. Образец : ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ЦЕЛЬ
Запоминание : . (обучение, опыт, мотив, информирование, способность)
2. Образец : ПСИХИКА : ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Память : . (воспроизведение, сознание, отражение, сохранение)
Задача 3. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?
Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.
В случае, если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.
Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.
Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.
Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.
Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира.
В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена «внешними» факторами.
Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.
Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.
Процессы памяти не связаны с процессами мышления.
В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.
Задача 4. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
а) воображение — б) образная память;
а) память — б) сознание;
а) память — б) забывание;
а) знание — б) память;
а) отражение — б) вспоминание;
а) воспоминание — б) узнавание;
а) кратковременная память — б) долговременная память.
Задача 5 . Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняет образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке, где речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (абстрактном) и промежуточном типах памяти.
Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»; музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков; учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений; полиглот свободно владеет 12 языками; читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился; приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту.
Задача 6 . Определите, в каких из перечисленных обстоятельствах память работает лучше или хуже.
Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.); когда мы погружены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на «автопилоте»; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени.
Задача 7 . Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.
Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.
Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности.
Хорошая память — основа обучения.
Чем человек умней, тем лучше его память.
Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума.
Любая научная работа делает память лучше.
Если человек утрачивает память, он теряет ум.
Без памяти человек перестает быть личностью.
Благодаря памяти человек становится человеком.
Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.
Задача 8 . Сравните приведенные точки зрения. Какой из них и почему вы отдали бы предпочтение?
Функция памяти не может направляться волей или деятельностью человека, она детерминирована либо организацией самого материала, либо внешними ассоциациями по смежности, сходству и контрасту.
Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия.
Задача 9 . Объясните приведенный факт. Почему А. Бине так и не запомнил молитвы?
Французский психолог А. Бине был не верующим в Бога человеком, а его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести.
Задача 10 . Как вы объясните описанные ниже факты?
Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше. ( А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая )
Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно ( А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая ).
После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем, уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова. Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным ( Н. Ф. Талызина ).
Задача 11 . Найдите причину, по которой одна группа испытуемых лучше другой запоминает предложения.
Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Испытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых также получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждой фразы должны были указать на ошибку. После окончания работы обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.
Задача 12 . Определите, в каких из перечисленных примеров речь идет о непосредственной (оперативной, мгновенной, сенсорной), кратковременной или долговременной памяти.
При печатании на пишущей машинке, как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.
Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви.
Человек, набирающий малознакомый номер в телефоне-автомате и держащий в руках сумку, букет и торт, не имеет возможности держать перед глазами записную книжку, и ему приходится мысленно повторять номер, пока набирает его. Если его прервать в момент, пока он дозванивается, номер исчезнет из памяти.
Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.
Авиадиспетчер на несколько минут сосредоточивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.
Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя далеко не все они войдут в повествование.
Ожидая на остановке автобус № 664, человек помнит номера других, прошедших до «своего», автобусов (№ 47, 57, 119, 117 и т.д.), но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.
Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.
Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые «улетучиваются» из головы, как только экзамен сдан.
Дошкольник, вспомнив летом о новогодних подарках, рисует Деда Мороза «по памяти».
На конференции с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек что-то отвечает на вопросы, как-то реагирует на реплики навязчивого собеседника, но, наконец избавившись от него, совершенно не помнит, о чем был разговор.
Малыш, проведший все лето в деревне у бабушки, может не узнать ее, когда зимой она приедет в город.
Задача 13. Попробуйте найти объяснение следующим фактам.
Студент на экзамене говорит преподавателю, что он «знал, но забыл» материал билета. Возможно ли такое?
Детей дошкольного возраста нельзя использовать как лжесвидетелей. Почему?
Имена людей, которых мы давно и хорошо знаем, часто «выпадают» из памяти, и, например, Галину Ивановну мы почему-то упорно называем Галиной Сергеевной.
В печати иногда появляется информация о «ложных воспоминаниях», когда человек подробно, в красках и деталях описывает места, в которых он никогда не был, людей, которых никогда не видел и не знал, и события, свидетелем которых он не был.
Когда требуется узнать человека по фотографии его лица, только треть всех испытуемых делает это правильно, еще одна треть вовсе его не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ.
Известна история неграмотной женщины, жившей в XVIII в., которая, заболев лихорадкой, в бреду заговорила на греческом, латинском и древнееврейском языках. Врач, лечивший ее, был очень удивлен и произвел «расследование». Он установил, что еще девочкой эта женщина жила у пастора, который любил читать вслух книги на этих языках. Врач разыскал даже те места в книгах, которые в бреду цитировала больная.
Задача 14 . Почему американский психолог К.Прибрам давал следующий совет? На какие механизмы памяти он опирался?
Представьте себе, что вы только что познакомились с девушкой и она вам чрезвычайно понравилась. Вы делаете с ней несколько первых шагов, и вот неприятность! Она встречает какого-то другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно делать в этом случае? Немедленно дать ему пощечину! Конечно, вы будете иметь неприятности от дамы сердца, но зато сможете спать спокойно. Если вы исполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не запомнит, а если замешкаетесь, то такой надежности уже нет.
Задача 15 . Ответьте на сакраментальные вопросы о памяти, достаточно часто встающие перед каждым. Объясните механизмы описанных фактов.
Как получается, что слова (названия, имена, даты и т.д.), которые мы не можем вспомнить в нужный момент, выскакивают откуда-то значительно позже?
Является ли память, подобно красоте, природным даром?
Почему иногда мы запоминаем незначительные детали, но забываем самое существенное?
Почему, когда мы хотим что-то выкинуть из памяти, оно упорно в ней остается?
Есть ли гарантия, что хорошая память с возрастом не превратится в плохую?
Почему иногда какое-то слово «вертится на кончике языка», но не вспоминается?
Задача 16 . Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?
В рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.
В фильме «Огни большого города» герой Ч.Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе в гости. Но, трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь.
Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (негра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мнительным характером будет убежден, что «так и должно было случиться».
Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчик» девочка Маша, взглядывая на другого героя, Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили». (По О.В.Турусовой ).
Лабораторно-практические занятия (методические указания и материалы)
Лабораторно-практическое занятие 1
Цель : ознакомиться с категорией самооценки, познакомиться с методами изучения самооценки, отрефлексировать особенности собственной самооценки.
Проведение диагностики собственной самооценки.
Обработка полученных данных.
Обсуждение теоретических вопросов.
Составление описания полученных при помощи диагностики данных, их рефлексивный анализ
Заполнение таблицы «Проявление самооценки в поведении».
Вопросы для обсуждения:
Самооценка и ее виды.
Уровень притязаний и его связь с самооценкой.
Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1990.
Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ», 1998.- 584 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.-Самара:БАХРАХ-М,2000.-656с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.- М.: Педагогика, 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г.- 736 с.
Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии.- Мн.: изд-во «Университетское», 1998.- 176 с.
В самом начале занятия проводится психологическая диагностика особенностей самооценки студентов в полном или усеченном варианте. После обработки данных и получения студентами сведений о самих себе проводится обсуждение теоретических вопросов, устанавливается на какие стороны деятельности и общения может влиять самооценка, как она проявляется в поведении, можно ли ее корректировать. В обсуждении можно использовать материалы задач, а подведение итогов оформить в виде приведенной в диагностических материалах таблицы, причем содержание таблицы формулируется студентами самостоятельно.
Рефлексивный анализ, состоящий из ответов на вопросы, студенты проводят самостоятельно за рамками учебного занятия.
Вопросы для рефлексивного анализа:
Были ли для Вас неожиданными полученные результаты?
Поможет ли полученная информация изменить свое поведение?
Сможете ли Вы определять по внешним признакам самооценку других людей и т.п.
Задание 1. Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»
Инструкция. Перед вами 10 семибалльных линий, обозначающих важные качества человека. В левой части расположены качества людей с самыми низкими оценками (больные, лживые, трусливые и т. д.), а в правой – самые высокие оценки (самые добрые, умные, здоровые и т. д.). Теперь оцените свое собственное здоровье и другие качества на прямых линиях любым знаком (точкой, крестиком, галочкой).
Источник