Обостренное чувство собственного достоинства интеллигентность
Кроме чувства человеческого достоинства и его составляющих[1], к признакам интеллигентности[2] можно отнести проявления порядочности[3], патриотизма[4] и профессионализма[5], которые в совокупности можно рассматривать как трихотомию интеллигентности:
«Кардинальный признак в понятии интеллигентности лежит в ее общественном характере, не в одной сумме знаний, не в каких-либо формальных, классовых, сюртучных и других внешних признаках, а в ее духовной сущности» (Елпатьевский С. Я. Из разговоров об интеллигенции // Русское богатство. 1904. № 1, с. 68).
«Интеллигентность как показатель нравственной зрелости личности отражается в способности действовать на благо общества, человека, человечества, действовать во имя реализации общечеловеческих ценностей не по внешнему велению, из боязни кому-то не угодить, а по велению совести» (Барабаш И. Интеллигенция и интеллектуалы).
«Интеллигентность — не столько образованность, сколько определенный стиль жизни, формируемый еще в глубоком детстве и проявляющийся в таких чертах, как голос, тон, фигура, выражение лица, одежда, речь. Интеллигентности нельзя научиться, однако ее сразу замечаешь, причем по едва уловимым, часто неосознанным признакам. … Интеллигентность совсем необязательно связана с ярким умом и большим талантом, но, несомненно, связана с внутренним достоинством со сдержанностью, тактом, подчеркнутым уважением к собеседнику. … интеллигентность, подчеркнем, это не «что», а «как», не набор идей, а определенный стиль, в котором важны не столько идеи, сколько интонация, с которой они произносятся» (Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции?).
«Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. Непременная черта интеллигентности — внутренняя свобода человека, сознательно подчиняющего свое поведение защите добра. Отсюда и высокая духовность, помноженная на требовательность человека к себе. Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами — милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей» (Л.Н.Дорогова и др. Интеллигенция и культура России).
«Интеллигентность – это не просто образование и сумма знаний – все это может быть и у неинтеллигентного человека. Это способность к приобретению знаний и к пониманию другого человека и другой культуры» (Лихачев Д.С. Об интеллигентности).
««Образованность есть всего лишь условие интеллигентности, которое можно на языке логики определить как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения» (М. С. Каган)» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 17).
«В качестве признаков «интеллигентности» выступают: во-первых, образованность; во-вторых, способность к духовному творчеству, или, говоря современным языком, креативность; в-третьих, этическое самоопределение, свойственное виртуальной группе интеллигентов» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 51).
«Есть ученые, выдвигающие постулат, что интеллигентность — качество не социально-культурное, а антропологическое, это «дифференцированно-избирательное этическое качество личности (выделено автором. — А. С), главными параметрами которого являются совестливость, деликатность, добропорядочность, честь, честность, духовность, сострадательность, гражданская мужественность, социально позитивная смысложизненная ориентация, истинная патриотичность, способность к самопожертвованию и ряд других»» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 74-75).
««Интеллигентность, я думаю, – говорит Булат [Окуджава, — прим. Мих.], – это прежде всего способность мыслить самостоятельно и независимо, это жажда знаний и потребность приносить свои знания, как говорится, на алтарь отечества. Вот уже что-то вырисовывается, но этого, конечно, мало. Ведь интеллигентность, кроме того, в моем понимании, – это состояние души. Важны нравственные критерии: уважение к личности, больная совесть, терпимость к инакомыслию, способность сомневаться в собственной правоте и отсюда склонность к самоиронии и, наконец, что крайне важно, неприятие насилия. Что-то, видимо, я упустил и не сомневаюсь, что кому-то эти качества покажутся и не полными, и не достаточными, а кого-то мое мнение, может быть, и покоробит. Я вовсе не претендую на окончательное определение, просто размышляю…
Я никогда не утверждал, что я интеллигент. Но мне всегда хотелось быть интеллигентом. Хотя у меня масса недостатков, пороков, но освобождение от них и есть приближение к интеллигентности».
Пользуясь разрешением Окуджавы, я бы рискнул добавить еще один признак интеллигентного человека, очень существенный в наши дни. Это – бескорыстие и даже некоторое презрение к деньгам. Его диктует чувство самосохранения, поскольку деньги всегда угрожают поработить человека. Конечно, речь не идет о средствах, необходимых для обеспечения умеренных, но достаточных условий существования. Но о тех деньгах, которые обещают завидные на первый взгляд излишества, нередко оплачиваемые бесчестием, коррупцией, а иногда и преступлением. Для интеллигента такая плата абсолютно неприемлема. Да и сами излишества (их нередко стыдливо называют комфортом) представляются чуждыми его духовной природе» (Остерман Л.А., Интеллигенция и власть в России).
«Интеллигентность подразумевает профессиональную значимость, способность испытывать чувство социальной справедливости, совестливость, приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, общечеловеческим ценностям, наличие тактичности и личной порядочности, духовность, исключение вражды и национальной нетерпимости, способность к состраданию, принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию» (Богадельников И.В. Образованность или интеллигентность?).
«Основными признаками интеллигентности являются: подвижничество, высокая гражданственность, совесть, свободомыслие и толерантность» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант / В.И. Астахова // Европ. журн. соц. наук = European Social Science Journal : [междунар. науч. журн. / Европ. науч. о-во «Mazleksnes», Междунар. исслед. ин-т]. – Рига ; М., 2012. – № 1, с. 325).
«К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
— обостренное чувство социальной справедливости;
— приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры;
— усвоение общечеловеческих ценностей;
— следование велениям совести, а не внешним императивам;
— тактичность и личная порядочность, исключающая проявление нетерпимости и вражды в национальных отношениях, грубости в межличностных отношениях;
— способность к состраданию;
— идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.
В других источниках отмечаются следующие признаки интеллигентности:
— бескорыстное служение истине и народу;
— идеальная потребность познания;
— признание безусловного приоритета истины;
— упорство в достижении и объяснении истины»
(Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество).
«Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами — милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей» (Звездунова Г.В., Интеллигенция и элита: поиски взаимного соответствия).
«Главным признаком интеллигентности следует считать, во-первых, преобладание духовных интересов над материальными. во-вторых, уважительное отношение к «другому», «чужому», отношение, переходящее в служение людям. » (Яковкина Н. И. История русской культуры XIX век).
«Существует ряд индивидуально-психологических особенностей личности, которые в совокупности образует то, что называется интеллигентностью. К ним относятся любовь к книге, интерес к культурно-политической жизни, вежливость в общении, опрятность, отсутствие ксенофобии, свободное владение родной речью, нежелание использовать ненормативную лексику. Все эти качества, собранные в одном человеке, свидетельствуют, что он и ему подобные относятся к числу интеллигентных людей. Это совершенно справедливо. Однако в людской массе эти качества, конечно, встречаются, но в разнообразных сочетаниях» (Петровский А.В. Интеллигенция «при наличии отсутствия»).
«Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.
Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, а то и плюнувший ему в лицо (тогда говорилось «в физиономию»), вызывал полное доверие.
Но доносить нельзя было ни на кого, даже на начальника. На начальника можно было подать официальную жалобу, еще лучше подать заявление об уходе с работы с изложением причины ухода: не хочу служить под начальством взяточника или еще что-то в этом роде. Вообще грубость не допускалась нигде, кроме как в отношениях с начальством, — странно, но факт.
Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило.
Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять, тот и знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя» (Залыгин С.П. К вопросу о бессмертии).
«. дифференцированно-избирательное этическое качество личности главными параметрами которого являются совестливость, деликатность, добропорядочность, честь, честность, духовность, сострадательность, гражданская мужественность, социально позитивная смысложизненная ориентация, истинная патриотичность, способность к самопожертвованию и ряд других» (Гидиринский В. И. Русская интеллигенция в истории России (социокультурный аспект). М., 2005, с. 169).
«Помимо чувства такта, внутренней культуры не только поведения, но и мыслей, сдержанности, достоинства, все же какого-то рода образованности (иначе это просто добрый и культурный человек) — это ведь еще и самоотверженность.
Это способность где-то подавить свою волю. наступить на горло собственной песне, уступив другому, стать выше мелочей.
Пожалуй это самое сложное свойство личности, поскольку оно комплексное» (Участник форума «Весь Сосновый Бор»).
«Отличительными особенностями интеллигентности являются приоритет духовных потребностей над материальными, получение удовольствия от интеллектуально-творческой деятельности, великодушное отношение к окружающим людям» (Зыбина О.О., Франц А.С. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект)).
«Интеллигентность — такой стиль поведения, для которого свойственно уважительное отношение к любому человеку, в любой ситуации, к собеседнику с любым уровнем образования. Более того, интеллигентность никогда не позволит человеку, обладающему этим качеством, показать собеседнику границы его образования, свое над ним превосходство» (Интеллигенты в Церкви -2. Интеллигенция и хамство).
«Интеллигентность – это проявление внутренних качеств, а не внешних признаков, поэтому притвориться интеллигентом нельзя – на чём-нибудь да проколешься» (Петров Б.С. Можно ли притвориться интеллигентом?).
«Пожалуй, еще одним необходимым признаком интеллигентности является тяга к просветительской деятельности, готовность бескорыстно делиться своими знаниями» (Сорокин В. Наши цивилизации. Русская интеллигентность).
«Интеллигентность может проявляться в тысячах мелочей: в умении уважительно спорить, скромно держать себя за столом, в умении незаметно помочь другому, не мусорить, беречь природу, не сквернословить. Интеллигентность – это умение терпимо, с уважением и пониманием относиться к людям и к окружающему миру» (Шкавронская Г. Нужна ли интеллигентность современному человеку?).
«. способность не потерять себя — тоже признак интеллигентности» (Шаргунов С. Все хорошее в человеке заложено Богом).
«Альтруизм — вообще один из главных признаков интеллигентности. Так же как подвижничество, совестливость, способность к сопереживанию» (Якунина Г. Право быть собой).
Источник
Чувство собственного достоинства
Чувство собственного достоинства – это внутреннее самоощущение человека, имеющее видимое проявление в поведенческой сфере, отражающееся высокой оценкой собственной социальной ценности и прав. Имеет близкую смысловую связь с самоуважением, самооценкой и концепцией собственного Я, находящихся на высоком уровне, но при этом не являющихся тождественными, поскольку в этих близких понятиях больший акцент сделан на восприятии человеком себя, тогда как достоинство всегда апеллирует к внешнему социуму.
Чувство собственного достоинства в отношениях (будь то интимные, детско-родительские или служебные) всегда предопределяет достойный уровень поведения человека, высокие требования к себе и участникам отношений. Подобные требования заключаются в спокойствии диалога и порядочности поступков, руководство моральными принципами и проявлении уважения даже в форме своего внешнего вида (путем поддержания опрятности). При кажущемся давлении требований и обязательств, человек исполненный достоинства может вести себя значительно свободнее, чем среднестатистический представитель, идя к собственным желаниям добродетельным путем и показывая прекрасные манеры и воспитание. Такие люди могут открыть любые двери, поскольку они хорошо знают и ценят свои сильные стороны, умеют обращаться со слабыми и способны презентовать себя окружающему миру так, чтобы эти качества ценились, без унижения других людей и попыток выделиться, очерняя их.
Знание норм поведения с вами является условием для того, что бы начать развитие чувства собственного достоинства, принимая или отвергая взаимодействие от людей, в зависимости от его соответствия вашим внутренним критериям возможного. Данная категория не является врожденной, а формируется или застывает под влиянием внешней среды, от интериоризации оценки других (семья, воспитатели, культура), что может происходить в обучении (нормам, правилам и правам человека), осознанном или неосознанном внушении (когда хвалят или ругают ребенка, дают оценку его личности), при копировании поведенческих паттернов (родительское поведение, как пример или же примеры литературы и кино).
Что такое чувство собственного достоинства
Чувство достоинства является проявлением принятия себя в большей части и признании себя, как значимого человека, причем подобное самоотношение базируется на уверенной позиции и спокойствии, знании и реальной оценке собственных возможностей, а также понимании ценности любой человеческой личности. Подобное ощущение некоторые могут перепутать с гордостью или гордыней, где предпосылками к ощущению себя ценным и значимым является стремление к возвеличиванию, постоянное сравнение, что вызывает эмоциональные перепады и потерю уверенности.
Чувство собственного достоинства в отношениях позволяет ценить себя и ценить другого, выбирать что-то исходя из собственного миропредставления, а не под давлением манипуляций или соревновательных стратегий. Нет и стремления что-то совершить ради угождения другим или подтверждения собственной значимости, человек понимает свою значимость априори и подобное понимание никак не опирается на внешние источники. Это похоже на зрелые отношения, где забота о других будет осуществляться из собственных внутренних мотивов сострадания или любви, но не с целью заслужить хорошее отношение, где допускается разница восприятий и она поддерживается в обе стороны (т.е. человек не поступится жизненными условиями или своими правами ради сохранения хороших отношений, но и не посягнет на права другого).
Важным внутренним моментом является стремление оставаться собой и сохранять спокойную и твердую позицию, не опускаясь до пустых обвинений, выяснений отношений при помощи крика и угроз, обращение к интригам и сплетням, как способам воздействовать на окружающее. Из-за отсутствия соревновательного момента, спокойствия, уверенности и знания себя такого человека невозможно обидеть, ведь он четко представляет, кем он является, а кем нет (вы же не станете обижаться или спорить с тем, кто назовет вас антилопой и воспринимать это всерьез). Честность с собой, открытое признание слабостей сопровождает достойное поведение, тогда человек может подстраховаться заранее в нестабильных моментах, когда же поведение выглядит, будто все можно решить самостоятельно и справиться с любой проблемой, то это уже самоуверенность, которая порой хороша, но отражает не совсем адекватное восприятие себя.
Отражается подобное отношение к себе действенным проявлением любви себя и своих желаний, поскольку во многом направлено на обеспечение качественного уровня жизни. Потребность следить за внешностью (не только на важных мероприятиях, а даже в выходные, просиженные дома), заботиться о здоровье (не только покупкой лекарств, но и обеспечением качественного отдыха, насыщенного рациона и пр.), будет покупать только качественные товары (без желания сэкономить, поскольку знает, что достоин лучшего). То же самое касается выбора работы и друзей, спутников жизни и способов построения отношений. Человек, чувствующий себя достойно, не будет находиться в недостойном месте, заниматься низкими делами и общаться с пропащими людьми.
Как развить чувство собственного достоинства
Развитие чувства собственного достоинства происходит в детстве, под влиянием окружения и к началу взрослой жизни является сформированной категорией, однако не стабильной, поэтому данное самоощущение можно как потерять (если попасть на длительное время в фрустрирующие условия), так и развить.
Во взрослом возрасте формирование ощущения себя достойным происходит на основании самоотношения, а соответственно работать нужно начинать именно с этой позиции. Первоначально придется объективно оценить себя, познакомиться (возможно, для этого понадобятся отклики окружающих людей, считающих какие-то ваши недостатки достоинствами и наоборот). Нужен этот этап для четкого определения, кем вы являетесь, чтобы отстраниться от навязывания мнения окружающих и переключения этой оценки на внутренний контроль, вместо стихийного внешнего. Смелость признания и принятия себя вместе с недостатками дает мощную внутреннюю силу и вектор изменений. Важно, чтобы намерения изменений (если таковые вдруг затеваются после пересмотра своих качеств) проводилась в соответствии с внутренними ориентирами, а не удобством других людей. Подсчет своих побед и хороших качеств, изменений на пути в лучшую сторону стоит проводить наглядно (можно записывать, можно набирать по десять достижений и устраивать себе за это праздник или баловство) – подобные мероприятия повышают самоуважение.
Придется бороться с желанием сравнить себя с другими, допустимо сравнение себя с собой (в начале пути или с тем, куда стремитесь). Чтобы было легче, на первое время можно отключить новостную ленту в соцсети с профилями пестрящими фотографиями успеха, а можно рассматривать каждое цепляющее сравнение, как опыт самопознания. Можно анализировать свои мысленные победы над кем-то на предмет того, что дает эта победа для внутреннего ощущения, как это можно применить. Также можно работать и со сравнениями в негативную сторону, выуживая из зависти свои желания и потребности, а возможно навязанные кем-то образы соответствия.
Прислушивайтесь к своим желаниям и старайтесь исполнять их, постоянное откладывание своих радостей ради других очень тормозит возникновение чувства собственного достоинства, поскольку каждый раз, пусть и по важным причинам, кто-то другой оказывается достоин счастья больше, чем вы. Хотите сейчас попить облепиховый чай в тишине – купить облепиху, заварите чай, закройте дверь в комнату с табличкой запрета входа. И мир не рухнет, даже если у вас маленький ребенок, дедлайн по сдаче проекта или подруга в истерике на кухне.
Многих с детства учили скромности, обесцениванию комплиментов и скрыванию имеющегося (хоть материального, хоть поездок, хоть достижений). Подобные стратегии поведения заставляют меньше ценить себя и сжиматься в размерах, пытаясь быть хуже, рассказывая об успехах только самым близким. Но собственное достоинство подразумевает принятие похвалы искренне и радостно, рассказ о своих достижениях, без обесценивания. От вашего самопреподнесения зависит отношение к вам и ценность для социума. Хотите хорошего отношения, чувствуете, что достойны его – говорите о себе хорошо. А можно начать от обратного и рассказами о своих позитивных качествах сформировать достойное отношение, что автоматически подтянет внутреннее чувство собственного достоинства.
А пока это чувство еще не может сопротивляться нарушителям со стороны, то ограничьте круг людей и сфер общения, где возможны нарушения человеческих прав, свобод и достоинств, где встречаются едкие и обесценивающие замечания, где нарушают ваши границы, нагружая сверх меры, что бы освободить собственное время. Мало культивировать подобное отношение в себе, нужно избавиться от факторов, способствующих уничтожению такого адекватного самовосприятия.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник