Объективный коррелят
Объективный коррелят это понятие, введенное в литературно-критический обиход Т.С.Элиотом в статье «Гамлет и его проблемы» (1919) как определение способа художественного выражения эмоции. Объективный коррелят, по Элиоту, обозначает «сочетание предметов, ситуацию, цепь событий, которые являются формулой конкретной эмоции; стоит лишь описать внешние факты, вызывающие определенные переживания, как эта эмоция незамедлительно возникает» (Eliot. 1960). Объективный коррелят переносит центр внимания с субъекта на объект творчества, с поэта — на произведение как структуру. Поскольку поэт не может передать читателям свои эмоции или представления непосредственно, должен быть некий «посредник». Таким образом осуществляется взаимодействие между автором и читателем, объективируется то, что хотел сказать автор, делается антиромантический акцент на проблемах мастерства. Еще одно определение Объективный коррелята содержится в статье Элиота «Метафизические поэты» (1921), где говорится о том, что английские поэты-метафизики начала 17 века в лучших своих образцах старались найти словесный эквивалент для состояний ума и чувства.
Объективный коррелят это своеобразная квинтэссенция того, что Элиот, наряду с Т.Э.Хьюмом и Э.Паундом, постиг в теории и практике французских символистов, утверждавших, что поэзия не выражает эмоции непосредственно, эмоции нужно вызывать опосредованно различными способами. По Малларме, основа поэзии — не идеи, а слова; он исследовал потенциальные возможности слов, взаимодействие которых воспринимал как своего рода балет или музыкальное построение; назвать объект — значит разрушить три четверти наслаждения, рождаемого поэтическим намеком на объект. Паунд, отдавая должное символизму, писал о необходимости «намечать, намекать, вызывать ассоциацию, суггестировать, а не изображать». Исследователи находили истоки понятия Объективного коррелята у Паунда, У.Уитмена, Ш.Бодлера, американского художника В.Эллстона, у Дж.Сантаяны, Э.Гуссерля, Ф.Ницше, У.Пейтера, С.Т.Колриджа, М.Арнолда, Ф.Г.Бредли, в древнеиндийской эстетике. Некоторые критики определяют Объективный коррелят как создание образа или ряда образов, выражающих эмоцию персонажа, поэта или их обоих. Например, образ «я вымерил свою жизнь кофейными ложками» в «Пруфроке» (1917) самого Элиота и даже стихотворение в целом рассматривают как Объективный коррелят, выражающий свойственное и Пруфроку, и Элиоту чувство тщеты, суетности, пустоты бытия. В такого рода интерпретациях предполагается, что Объективный коррелят — нечто, само выражающее эмоцию.
На самом деле Объективный коррелят — описание, изображение ситуации, мотивирующей эмоцию героя в стихотворении или драме, эмоцию, которая отличается от эмоции и поэта, и читателя. Отчаяние Гамлета — его эмоция, Объективный коррелят — ситуация, мотивирующая ее, — смерть отца и замужество матери. Элиот расценивал «Гамлета» как художественную неудачу, считая, что эмоции Гамлета по своему масштабу и последствиям неадекватны реальным событиям. По существу, Элиот искал пути установления в поэтическом произведении гармоничного равновесия между чувствами и эмоциями протагониста и строгой, конкретной мотивировкой их. Он стремился к перенесению в поэзию принципа драмы, где все построено на показе событий, а не на рассказе о них, часто способствующем возникновению неадекватных эмоций. Объективный коррелят стал для Элиота основой его неоклассической имперсональной теории поэзии, основные принципы которой были намечены в эссе «Традиция и творческая индивидуальность» (1919): «Поэзия — это не простор для эмоции… не выражение личного, а бегство отличного» (Писатели США о литературе). Объективный коррелят — своеобразная узда, сдерживающая в стихотворении не мотивированные обстоятельствами эмоциональные порывы героя и — в конечном итоге — автора, способствующая «укрощению» романтических эмоций и субъективных излияний «личности» в поэзии. Нечто аналогичное имел в виду К.С.Станиславский, призывая актеров «играть» не чувства, а воспроизводить обстоятельства, в которых они возникают. Концепция Объективного коррелята была широко принята «новыми критиками». Ее разделяли Дж.К.Рэнсом. А.Уинтерс. Э.Вивас, многие шекспироведы.
Словосочетание «Объективный коррелят» произошло от английского objective correlative.
Источник
Объективный коррелят субъективно переживаемого чувства
Часть II. РАЗВИТИЕ И МОТИВАЦИЯ
3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА И СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗВИТИЮ — ДВА ТИПА МОТИВАЦИИ
Понятие «фундаментальные потребности» можно определить через те вопросы, на которые оно отвечает, и те подходы, благодаря которым оно было открыто (97). Моим самым исходным вопросом был вопрос о психопатогенезе. «Что делает людей невротиками?» Если кратко, то я ответил так (и полагаю, это был модифицированный и улучшенный вариант аналитического ответа): мне представляется, что невроз — по самой своей сути и с самого начала — является «болезнью обездоленных»; его порождает неудовлетворенность, которую я связываю с определенными потребностями, в том смысле, в каком мы говорим о потребности в воде, аминокислотах и кальции, отсутствие которых приводит к заболеванию. Большинство неврозов вызвано, наряду с другими сложными детерминантами, неудовлетворенной потребностью в безопасности, в сопричастии, в любви, уважении и признании. Свои «данные» я собирал на протяжении двенадцати лет психотерапевтической и исследовательской работы и двадцати лет изучения личности. Целью одного откровенно контрольного исследования (проводимого параллельно с одним и тем же материалом) была результативность терапии «замещения». Это сложное исследование показало, что с преодолением недостаточности болезнь, как правило, исчезает.
Эти выводы, которые, кстати, сейчас разделяют многие клиницисты, терапевты и специалисты по детской психологии (чаще всего формулируя их иначе), все больше способствуют естественному, непринужденному, спонтанному выявлению потребности посредством обобщения экспериментальных данных (такой путь, что касается объективности, лучше прямолинейных, произвольных и преждевременных обобщений, предшествующих накоплению знаний (141)).
Ниже приводятся характеристики пролонгированной недостаточности. Речь идет об фундаментальной или инстинктообразной потребности, если:
— неудовлетворение ее порождает болезнь;
— удовлетворение — предотвращает болезнь;
— восстановление удовлетворенности излечивает от болезни;
— в определенных (сложно обусловленных) ситуациях, предполагающих свободу выбора, человек предпочитает преодоление этой недостаточности удовлетворению всех других потребностей;
— у здорового человека эта недостаточность функционально отсутствует или незаметна.
Есть еще две субъективные характеристики, а именно — осознанное или бессознательное желание и чувство обделенности как, с одной стороны, переживание утраты, а с другой — предвкушение.
И последнее, к вопросу об определении. Множество проблем, с которыми сталкивались пишущие на эту тему авторы, когда они пытались определить мотивацию и обозначить ее границы, является следствием стремления использовать исключительно бихевиористские, наблюдаемые внешне критерии. Изначальным критерием мотивации, и поныне приемлемым для всякого человеческого существа, за исключением психологов-бихевиористов, является субъективный критерий. Мотивация — это мое стремление к чему-то, или моя потребность в чем-то, или моя жажда чего-то, или мое желание чего-то, или мое ощущение нехватки чего-то. До сих пор не обнаружено никакого объективно наблюдаемого состояния, которое в достаточной мере совпадало бы с этими субъективными показателями, то есть пока не существует толкового бихевиористского определения мотивации.
Разумеется, мы должны продолжать искать объективные корреляты субъективных состояний. В тот день, когда мы откроем общезначимый внешний коррелят удовольствия, тревоги или желания, психология шагнет вперед на целое столетие. Но пока мы его не открыли, мы не должны внушать себе обратное. И не следует пренебрегать имеющимися в нашем распоряжении субъективными данными. К сожалению, нельзя попросить крысу, чтобы она рассказала нам о своих субъективных ощущениях. Но, к счастью, мы можем попросить об этом человеческое существо, и не существует никаких причин не делать этого, покуда у нас не появится более надежный источник информации.
«Дефицитом» я называю те потребности, неудовлетворение которых создает в организме, так сказать, «пустоты», которые должны быть заполнены во имя сохранения здоровья организма, и более того, должны быть заполнены извне, не самим субъектом, а другими человеческими существами. Это определение я сформулировал для того, чтобы противопоставить эти потребности совершенно другому типу мотивации.
Никому не придет в голову усомниться в том, что мы «испытываем потребность» в йоде или витамине С. Я хочу напомнить читателю, что наша «потребность» в любви стоит в том же ряду потребностей.
В последние годы все больше и больше психологов сталкиваются с необходимостью определить основания развития или самосовершенствования, в дополнение к понятиям равновесия, гомеостаза, снятия напряжения, самозащиты и прочих форм мотивации, направленной на самосохранение. Тому есть много разных причин.
Психотерапия. Стремление к здоровью обусловливает саму возможность терапии. Это ее абсолютно необходимое условие. Если бы такого стремления не существовало, было бы непонятно, почему действие терапии не ограничивается созданием защиты от боли и тревоги (6, 142,50,67).
Травмы мозга. Работа Голдстайна на эту тему (55) всем хорошо известна. Он счел необходимым разработать концепцию самоактуализации, чтобы объяснить перестройку способностей личности, получившей травму мозга.
Психоанализ. Некоторые психоаналитики, в частности Фромм (50) и Хорни (67), полагали, что даже невроз нельзя понять, если не предположить, что он является уродливой формой выражения стремления к развитию, к совершенству, к осуществлению потенциальных возможностей личности.
Творчество. Для понимания творчества в целом чрезвычайно важно изучение нормально развивающихся людей и результатов их развития, причем в сопоставлениии с людьми больными; особенно же требуют разработки понятий развития и спонтанности теория искусства и теория эстетического воспитания (179, 180).
Детская психология. Наблюдения за детьми все с большей и большей ясностью показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. Это прямо противоречит теории Фрейда, согласно которой, каждый ребенок отчаянно жаждет приспособиться и достичь состояния покоя или равновесия. На основании этой теории, ребенка как существо неактивное и консервативное следует постоянно подгонять вперед, выталкивая из предпочтительного для него уютного состояния покоя в новую пугающую ситуацию.
Хотя клиницисты утверждают, что эта Фрейдова концепция верна в отношении переживших испуг и неуверенных в себе детей и, отчасти, в отношении всех человеческих существ, тем не менее в отношении здоровых, счастливых, уверенных в себе детей она практически неверна. У таких детей мы ясно видим стремление к росту, взрослению, желание сбросить с себя старое состояние, как старую одежду. Особенно ясно мы видим у них, наряду с желанием обрести новые навыки, явное наслаждение от постоянного удовлетворения этого желания. Карл Бюлер назвал это явление Funktionslust (24).
Источник
Объективный коррелятор — Objective correlative
В литературной критике объективный коррелят — это группа вещей или событий, которые систематически представляют эмоции.
СОДЕРЖАНИЕ
Теория
Теория объективного коррелятива, относящаяся к литературе, в значительной степени была разработана в трудах поэта и литературного критика Т. С. Элиота , который связан с литературной группой под названием « Новые критики» . Помогая определить объективный коррелят, эссе Элиота « Гамлет и его проблемы », переизданное в его книге «Священный лес: очерки поэзии и критики», обсуждает его взгляд на незавершенное развитие эмоций Гамлета Шекспиром в пьесе « Гамлет».. Элиот использует душевное состояние леди Макбет как пример успешного объективного коррелятива: «Художественная« неизбежность »заключается в этой полной адекватности внешнего по отношению к эмоции…», в отличие от «Гамлета». По словам Элиота, чувства Гамлета недостаточно подтверждаются рассказом и другими окружающими его персонажами. Цель объективного коррелятива — выразить эмоции персонажа, показывая, а не описывая чувства, как обсуждалось ранее Платоном и упоминается Питером Барри в своей книге « Начальная теория: введение в литературную и культурную теорию» как «. возможно, немного больше, чем древнее различие (впервые проведенное Платоном) между мимесисом и диегезисом … ». (28). По мнению критиков-формалистов , это действие по созданию эмоции посредством внешних факторов и свидетельств, связанных вместе и, таким образом, образующих объективный коррелятив, должно вызывать отстранение автора от изображаемого персонажа и объединять эмоции литературного произведения.
«Случай» Эухенио Монтале — это еще одна форма коррелятива. Произведения Элиота были переведены на итальянский язык Монтале, который в 1975 году получил Нобелевскую премию по литературе.
Происхождение терминологии
Этот термин был придуман американским художником и поэтом Вашингтоном Оллстоном (1779-1843) и довольно случайно введен Т.С. Элиотом в его эссе «Гамлет и его проблемы» (1919); его последующая мода на литературную критику, сказал Элиот, поразила его. В «Гамлете и его проблемах» Элиот использовал этот термин исключительно для обозначения заявленного им художественного механизма, посредством которого в аудитории вызываются эмоции:
Единственный способ выразить эмоции в форме искусства — найти «объективный коррелятив»; другими словами, набор объектов, ситуация, цепь событий, которые должны быть формулой этой конкретной эмоции; так что, когда даны внешние факты, которые должны оканчиваться чувственным опытом, эмоция вызывается немедленно.
Кажется, из уважения к этому принципу Элиот описал пьесу « Гамлет» как «определенно художественную неудачу»: Элиот чувствовал, что сильные эмоции Гамлета «превосходили факты» пьесы, то есть они не были поддержаны каким-то особым образом. «объективный коррелятор». Он признал, что такое обстоятельство является «чем-то, что известно каждому разумному человеку», но чувствовал, что, пытаясь представить его драматически, «Шекспир взялся за проблему, которая оказалась для него слишком сложной».
Критика
Одна из возможных критических замечаний по поводу теории Элиота включает его предположение о том, что намерения автора относительно выражения будут поняты только одним способом. Об этом говорит Балачандра Раджан, цитируемый в «Новых справочных трудах по теории литературы» Дэвида А. Гольдфарба: «Элиот утверждает, что существует словесная формула для любого заданного состояния эмоции, которая, будучи найдена и использована, вызовет это государство и никакое другое «.
Примеры
Знаменитое хайку Йосы Бусона под названием «Пронизывающий холод, которое я чувствую» иллюстрирует использование объективного коррелятива в поэзии:
Я чувствую пронзительный холод:
гребешок моей умершей жены, в нашей спальне,
под каблуком .
В фильме Клинта Иствуда « Парни из Джерси» автора песен Боба Гаудио из «4 сезона» спрашивают, кто эта девушка в его песне « Плачь для меня» . Он ссылается на тему Т.С. Элиота «Объективная корреляция», поскольку субъектом является каждая девушка или любая девушка. Следуя этой ссылке, автор позволяет себе литературную лицензию выходить за рамки своего личного опыта и строить догадки об эмоциях и ответах, присущих ситуации, и использовать стороннюю точку зрения в первой презентации.
Источник