Обеспечение благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, вожатском отряде, в работе с напарниками, в лагере
· Учитывать динамику развития лагерной смены и интересы детей при планировании мероприятий;
· Вести диагностику настроения детей в отряде;
· Своевременно выявлять, предотвращать, и при необходимости разрешать конфликтные ситуации (возможно при помощи администрации и службы психологического сопровождения);
· В случае необходимости корректировать поведение детей;
· Быть ко всем доброжелательным, терпеливым и толерантным;
· Не допускать грубости или пренебрежительного отношения к любому ребенку из отряда;
· Соблюдать правила педагогической и общечеловеческой этики;
· Стремиться к созданию товарищеской, доверительной атмосферы в отряде и в лагере;
· Работать с напарниками, соблюдая принцип единства педагогических требований;
· Быть вежливым и внимательным ко всем сотрудникам лагеря.
Организация быта
· Четко и без промедления организовать расселение детей по комнатам, обеспечить каждого спальным местом и постельными принадлежностями;
· Организовать дежурство по палатам, по корпусу и по лагерю с целью обеспечения порядка, и приучению детей к самообслуживанию;
· Стремиться к созданию уютной, домашней атмосферы;
· Организовать ежедневную уборку территории;
· Следить за внешним видом детей, а также своевременно планировать посещение ими душевых и прачечной, при необходимости организовать стирку детских вещей;
· Следить за исправностью мебели и другого оборудования корпуса, в случае необходимости оперативно сообщать о неполадках соответствующим службам;
· Контролировать хранение детских вещей;
· Организовать хранение и доступ детей к сладостям и фруктам;
Соблюдение режима лагеря
· С первого дня приучать детей вовремя и организованно выполнять режимные моменты: подъем, зарядка, уборка, линейка, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, подготовка ко сну, отбой;
· Контролировать выполнение отрядом режимных моментов и не допускать их нарушение;
· Соблюдать режим лагеря.
Организация спортивно-оздоровительной работы в отряде с участием необходимых специалистов (медицинских работников, инструкторов по физкультуре и плаванию)
· Планируя работу на день, стремиться организовывать больше мероприятий на открытом воздухе;
· Регулярно совершать прогулки, дающие детям возможность живого общения с природой;
· Участвовать в спортивной жизни лагеря;
· Организовать купание отряда в соответствие с установленным графиком, соблюдая технику безопасности;
· Допускать к участию в спортивных мероприятиях и купании только детей, имеющих разрешение врача;
· Пропагандировать здоровый образ жизни.
Организация досуга
· Заранее планировать и готовить досуговые мероприятия, ставя в известность о них администрацию лагеря;
· При организации досуговых мероприятий ориентироваться на программу и планы лагеря, учитывать возрастные особенности детей, следовать логике развития лагерной смены;
· При организации досуговых мероприятий использовать различные безопасные виды деятельности, способствующие творческому, интеллектуальному, личностному росту каждого ребенка, а также становлению детского коллектива;
· Организовать участие отряда в общелагерных досуговых мероприятиях, а также принимать участие в их планировании и подготовке.
Организация воспитательной работы
· Применять в работе современные приемы, методы и формы трудового, нравственного и эстетического воспитания и формирования коллектива с учетом возраста, потребностей и интересов детей;
· Уделять особое внимание к организации мероприятий, формирующих гражданскую патриотическую позицию, толерантность, экологическую культуру, ценностное отношение к семье, ответственность;
· Организовать самоуправление в отряде с целью реализации и развития лидерских качеств у детей;
· Оформить вместе с детьми отрядный уголок и своевременно менять оперативную информацию: план на день, поздравления, результаты конкурсов и соревнований.
· Анализировать успехи и неудачи, находить пути выхода из затруднительных ситуаций и учить этому детей;
· Вести работу с родителями, раскрывая для них лучшие качества их детей и корректно сообщая им о возникших трудностях.
Ведение отрядной документации
· Иметь список детей отряда с датами их рождения, с именами и номерами телефонов родителей, домашним адресом и другой полезной информацией;
· Иметь список ослабленных или больных детей с допусками врача лагеря к участию в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
· Вести журнал работы, в котором:
— отражена работа с родителями;
-график приезда родителей и временной контроль возвращения ребенка в отряд;
— заявление родителей об ответственности за жизнь и здоровье ребенка;
— производится сбор отзывов родителей о работе лагеря и вожатых;
· Иметь план-сетку на смену с внесенными в него отрядными мероприятиями;
· Ежедневно вывешивать в отрядном уголке план на день;
· Иметь график дежурства вожатых по корпусу в ночное время;
· Составление и ежедневная работа с графиком проживания детей в отряде (график на случай эвакуации и сверки при пожаре);
· Иметь график работы душевой и прачечной;
· Иметь график купания;
· Иметь расписание банных дней;
· Иметь график выходных вожатых отряда;
· Иметь рабочую тетрадь, блокнот или дневник, где фиксируется вся поступающая информация;
· Иметь ежедневно заполняемый список детей ночующих в корпусе.
10. Соблюдать договорные обязательства и трудовую дисциплину
· Своевременно предоставить все необходимые для трудоустройства документы;
· Своевременно пройти медицинский осмотр, при необходимости оформить медицинскую книжку, предоставить соответствующие документы медицинским работникам лагеря;
· Согласовывать с администрацией выходные дни, вовремя уходить и возвращаться с них;
· Не нарушать режим лагеря;
· Четко соблюдать все обязательства, закрепленные в договоре о приеме на работу.
Заповеди вожатого
§ Общение с ребенком строй на позиции трех «П»:
«понимание» — смотрю на окружающий мир глазами ребенка;
«принятие» — я люблю тебя такого, какой ты есть;
«признание» — ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь;
§ Умей выслушать и услышать каждого ребенка;
§ Жалок вожатый, лишенный чувства юмора;
§ Помни: от улыбки хмурый день светлей, от улыбки солнышко смеется;
§ Говорят, как пройдет первый день, так пройдет и вся смена. Поэтому тщательно планируй первую встречу с детьми;
§ В воспитании мелочей не бывает;
§ Помни: ты пример для подражания;
Не забывай, что дети смотрят на тебя с утра до вечера. А ночью слышат твои речи, когда ты думаешь, что они спят;
§ Научись не приказывать, а просить. Просьба укрощает даже строптивых;
§ Сначала включай сердце ребенка, потом голову, потом руки;
§ Не сердись на ребенка долго – это не профессионально;
§ Научись все видеть, но кое-что не замечать, все слушать; но кое-что не слышать;
§ Не всегда ищи виновного;
§ Не читай нотаций – все равно не помогут;
§ Главный путь к сердцу ребенка – любовь и справедливость;
§ Ставь себя на место счастливого и, особенно несчастного ребенка;
§ Добрый воспитатель – это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен причинить зло.
Притча «Хрупкие подарки»
Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое- то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Табу для вожатого
· Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других;
· Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;
· Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя;
· Не держаться изолированно от детей;
· Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей;
· Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег;
· Не быть безразличным к недисциплинированности детей;
· Не заниматься своими личными делами в рабочее время;
· Не всегда искать виновного;
· Не приказывать, а просить;
· Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе;
· Не позволять равнодушного отношения к детям;
· Не потакать ленивым;
· Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы;
· Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей;
· Не срывать свое плохое настроение на детях;
· На пляже не загорать, а смотреть за детьми;
· Не унижать детей и не смеяться над ними;
· Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять;
· Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.
Источник
Эмоционально-нравственная атмосфера лагеря
Важность эмоционального элемента в том, что если он учитывается в организации жизнедеятельности детского коллектива, если отношения педагогов и детей эмоционально насыщены, если их жизнь гармонирует с представлениями о нравственности, соответствует социальным, этическим и эстетическим общественным ценностям, то эффективность воспитательной работы намного выше.
Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.
Коллективные эмоциональные состояния выполняют целый ряд функций, которые можно объединить в две группы: коллективообразующие и личностные.
- функция сплочения, объединения участников коллектива (детей и взрослых); пребывание людей в одном эмоциональном состоянии способствует их единению;
- функция стилеобразующая — создание стиля жизнедеятельности, мажорного, жизнеутверждающего;
- функция потенциалообразующая — создание определенных эмоциональных потенциалов на будущее.
- побудительная, оказывающая мобилизирующее влияние на людей, способствующая пробуждению и повышению их активности в различных сферах деятельности и общения;
- корректировочная, способствующая корректировке взглядов, отношений, поведения участников коллектива, в соответствии с общепринятыми нормами, традициями, ценностями; корректировки не только временной, но и потенциально длительной.
- ценностно-ориентировочная — помогающая ребенку соотносить свое «я» с ценностями общности — большой и малой. Успех смены зависит от того настроения, того психологического настроя, который будет существовать в равной степени и в детском, и во взрослом коллективе. Любые замыслы не будут успешными, если не позаботиться о создании благоприятной эмоционально-нравственной атмосферы.
Вдумаемся в эти три слова — эмоционально-нравственная атмосфера.
Это невидимая оболочка лагерной жизни, та область жизнедеятельности лагеря, которая неразрывно связана с ней как единое целое. Эмоционально-нравственная атмосфера обеспечивает возможность организации полезного, здорового образа жизни детей и взрослых в лагере и оказывает большое влияние на разные стороны развития личности и коллектива.
Складывается эмоционально-нравственная атмосфера благодаря активной деятельности детей и взрослых, а затем сама оказывает большое влияние на них Почему эмоционально-нравственная атмосфера? Потому что эта атмосфера предполагает создание положительного эмоционального состояния у детей и взрослых, основанного на нравственных ценностях — добро, любовь, истина, красота, гуманность, творчество, мир, свобода, равенство, справедливость.
Позаботиться о создании эмоционально-нравственной атмосферы должны педагоги лагеря. Главные настройщики настроения в отряде — отрядные вожатые, старший вожатый должен позаботиться о детском коллективе и педагогическом отряде, главная забота начальника лагеря — педагогический коллектив в целом, в особенности — обслуживающий персонал.
Сложно настроить эмоции на нужный лад. Педагога можно сравнить с музыкантом-настройщиком, который подходит к инструменту с камертоном — эталоном звучания, инструментами для настройки, и главное, с хорошим слухом, помогающим различать малейшие расхождения звучания инструмента с эталоном.
Так и педагог, настраивая коллектив на нужный лад, должен иметь эталоны «звучания» эмоциональной атмосферы, которыми бесспорно являются нравственные ценности, инструменты — приемы создания эмоционально-нравственной атмосферы, и хороший слух — умение и способность услышать психологическое состояние, ритм смены, прислушаться к эмоциям детей.
Хороший слух — это интуиция педагога, его способность к со-. переживанию и сочувствию. Но это еще и знание законов эмоционального развития коллектива, закономерностей эмоционального развития смены.
В данном разделе речь пойдет об инструментарии, который может помочь в создании благоприятной эмоционально-нравствен¬ой атмосферы.
«Три фигуры высшего вожатского пилотажа».
- Фигура «Сам себе трамвай». В этом случае вожатый строит свою работу достаточно автономно всей остальной деятельности в лагере. То есть для данного отряда происходит как бы своя маленькая тематическая смена. Осуществить эту фигуру высшего вожатого пилотажа может либо очень опытный вожатый, достаточно авторитетный в лагере. Несколько проще, если напарников двое, вот тогда, даже в обычном профсоюзнике они могут сделать очень даже много. При формулировке собственно воспитательных задач вожатый может не особенно беспокоится с согласованием их с целями и задачами, которые записаны в обще-лагерной программе.
- Фигура – «Организовать и возглавить». Эта фигура подходит к ситуации, когда речь идет о самом старшем в лагере отряде – как правило, это первый отряд, а сам по себе порядковый номер чего-то, да значит. Тогда вожатый, вместе со своими воспитанниками как бы подменяет в организации различных видов совместной деятельности педагогический коллектив. Целевая составляющая в случае реализации второй фигуры высшего пилотаже состоит в формировании у воспитанников опыта организаторской деятельности. Опыта коллективной самоорганизации, опыта ответственного поведения.
- Фигура – «Первые среди равных». Выполнение этой фигуры высшего пилотажа предполагает участие временного коллектива во всех обще-лагерных мероприятиях.
Подходы к организации жизни лагеря могут разными, но часто бывает, когда план сетка предполагает ежедневное дело (а то и не одно), рассчитанное на участие всех детских объединений. В отличие от второй фигуры, здесь нет выхода в позицию инициатора- организатора, отряд просто активный участник общей деятельности.
Источник