Нужно поддерживать постоянный эмоциональный подъем отряда

Обеспечение благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, вожатском отряде, в работе с напарниками, в лагере

· Учитывать динамику развития лагерной смены и интересы детей при планировании мероприятий;

· Вести диагностику настроения детей в отряде;

· Своевременно выявлять, предотвращать, и при необходимости разрешать конфликтные ситуации (возможно при помощи администрации и службы психологического сопровождения);

· В случае необходимости корректировать поведение детей;

· Быть ко всем доброжелательным, терпеливым и толерантным;

· Не допускать грубости или пренебрежительного отношения к любому ребенку из отряда;

· Соблюдать правила педагогической и общечеловеческой этики;

· Стремиться к созданию товарищеской, доверительной атмосферы в отряде и в лагере;

· Работать с напарниками, соблюдая принцип единства педагогических требований;

· Быть вежливым и внимательным ко всем сотрудникам лагеря.

Организация быта

· Четко и без промедления организовать расселение детей по комнатам, обеспечить каждого спальным местом и постельными принадлежностями;

· Организовать дежурство по палатам, по корпусу и по лагерю с целью обеспечения порядка, и приучению детей к самообслуживанию;

· Стремиться к созданию уютной, домашней атмосферы;

· Организовать ежедневную уборку территории;

· Следить за внешним видом детей, а также своевременно планировать посещение ими душевых и прачечной, при необходимости организовать стирку детских вещей;

· Следить за исправностью мебели и другого оборудования корпуса, в случае необходимости оперативно сообщать о неполадках соответствующим службам;

· Контролировать хранение детских вещей;

· Организовать хранение и доступ детей к сладостям и фруктам;

Соблюдение режима лагеря

· С первого дня приучать детей вовремя и организованно выполнять режимные моменты: подъем, зарядка, уборка, линейка, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, подготовка ко сну, отбой;

· Контролировать выполнение отрядом режимных моментов и не допускать их нарушение;

· Соблюдать режим лагеря.

Организация спортивно-оздоровительной работы в отряде с участием необходимых специалистов (медицинских работников, инструкторов по физкультуре и плаванию)

· Планируя работу на день, стремиться организовывать больше мероприятий на открытом воздухе;

· Регулярно совершать прогулки, дающие детям возможность живого общения с природой;

· Участвовать в спортивной жизни лагеря;

· Организовать купание отряда в соответствие с установленным графиком, соблюдая технику безопасности;

· Допускать к участию в спортивных мероприятиях и купании только детей, имеющих разрешение врача;

· Пропагандировать здоровый образ жизни.

Организация досуга

· Заранее планировать и готовить досуговые мероприятия, ставя в известность о них администрацию лагеря;

· При организации досуговых мероприятий ориентироваться на программу и планы лагеря, учитывать возрастные особенности детей, следовать логике развития лагерной смены;

· При организации досуговых мероприятий использовать различные безопасные виды деятельности, способствующие творческому, интеллектуальному, личностному росту каждого ребенка, а также становлению детского коллектива;

· Организовать участие отряда в общелагерных досуговых мероприятиях, а также принимать участие в их планировании и подготовке.

Организация воспитательной работы

· Применять в работе современные приемы, методы и формы трудового, нравственного и эстетического воспитания и формирования коллектива с учетом возраста, потребностей и интересов детей;

· Уделять особое внимание к организации мероприятий, формирующих гражданскую патриотическую позицию, толерантность, экологическую культуру, ценностное отношение к семье, ответственность;

· Организовать самоуправление в отряде с целью реализации и развития лидерских качеств у детей;

· Оформить вместе с детьми отрядный уголок и своевременно менять оперативную информацию: план на день, поздравления, результаты конкурсов и соревнований.

· Анализировать успехи и неудачи, находить пути выхода из затруднительных ситуаций и учить этому детей;

· Вести работу с родителями, раскрывая для них лучшие качества их детей и корректно сообщая им о возникших трудностях.

Ведение отрядной документации

· Иметь список детей отряда с датами их рождения, с именами и номерами телефонов родителей, домашним адресом и другой полезной информацией;

· Иметь список ослабленных или больных детей с допусками врача лагеря к участию в спортивных и оздоровительных мероприятиях;

· Вести журнал работы, в котором:

— отражена работа с родителями;

-график приезда родителей и временной контроль возвращения ребенка в отряд;

— заявление родителей об ответственности за жизнь и здоровье ребенка;

— производится сбор отзывов родителей о работе лагеря и вожатых;

· Иметь план-сетку на смену с внесенными в него отрядными мероприятиями;

· Ежедневно вывешивать в отрядном уголке план на день;

· Иметь график дежурства вожатых по корпусу в ночное время;

· Составление и ежедневная работа с графиком проживания детей в отряде (график на случай эвакуации и сверки при пожаре);

· Иметь график работы душевой и прачечной;

· Иметь график купания;

· Иметь расписание банных дней;

· Иметь график выходных вожатых отряда;

· Иметь рабочую тетрадь, блокнот или дневник, где фиксируется вся поступающая информация;

· Иметь ежедневно заполняемый список детей ночующих в корпусе.

10. Соблюдать договорные обязательства и трудовую дисциплину

· Своевременно предоставить все необходимые для трудоустройства документы;

· Своевременно пройти медицинский осмотр, при необходимости оформить медицинскую книжку, предоставить соответствующие документы медицинским работникам лагеря;

· Согласовывать с администрацией выходные дни, вовремя уходить и возвращаться с них;

· Не нарушать режим лагеря;

· Четко соблюдать все обязательства, закрепленные в договоре о приеме на работу.

Заповеди вожатого

§ Общение с ребенком строй на позиции трех «П»:

«понимание» — смотрю на окружающий мир глазами ребенка;

«принятие» — я люблю тебя такого, какой ты есть;

«признание» — ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь;

§ Умей выслушать и услышать каждого ребенка;

§ Жалок вожатый, лишенный чувства юмора;

§ Помни: от улыбки хмурый день светлей, от улыбки солнышко смеется;

§ Говорят, как пройдет первый день, так пройдет и вся смена. Поэтому тщательно планируй первую встречу с детьми;

§ В воспитании мелочей не бывает;

§ Помни: ты пример для подражания;

Не забывай, что дети смотрят на тебя с утра до вечера. А ночью слышат твои речи, когда ты думаешь, что они спят;

§ Научись не приказывать, а просить. Просьба укрощает даже строптивых;

§ Сначала включай сердце ребенка, потом голову, потом руки;

§ Не сердись на ребенка долго – это не профессионально;

§ Научись все видеть, но кое-что не замечать, все слушать; но кое-что не слышать;

§ Не всегда ищи виновного;

§ Не читай нотаций – все равно не помогут;

§ Главный путь к сердцу ребенка – любовь и справедливость;

§ Ставь себя на место счастливого и, особенно несчастного ребенка;

§ Добрый воспитатель – это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен причинить зло.

Притча «Хрупкие подарки»

Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое- то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Табу для вожатого

· Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других;

· Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей;

· Не навязывать детям свою волю, не командовать, не слушать только себя;

· Не держаться изолированно от детей;

· Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения детей;

· Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег;

· Не быть безразличным к недисциплинированности детей;

· Не заниматься своими личными делами в рабочее время;

· Не всегда искать виновного;

· Не приказывать, а просить;

· Не читать нотаций: вспомни, помогло ли это тебе;

· Не позволять равнодушного отношения к детям;

· Не потакать ленивым;

· Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы;

· Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей;

· Не срывать свое плохое настроение на детях;

· На пляже не загорать, а смотреть за детьми;

· Не унижать детей и не смеяться над ними;

· Нельзя запрещать что-либо, а потом это же позволять;

· Нельзя быть скучным, хмурым, надутым, равнодушным, высокомерным.

Источник

Эмоционально-нравственная атмосфера лагеря

Важность эмоционального элемента в том, что если он учитывается в организации жизнедеятельности детского коллектива, если отношения педагогов и детей эмоционально насыщены, если их жизнь гармонирует с представлениями о нравственности, соответствует социальным, этическим и эстетическим общественным ценностям, то эффективность воспитательной работы намного выше.

Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.

Коллективные эмоциональные состояния выполняют целый ряд функций, которые можно объединить в две группы: коллективообразующие и личностные.

  • функция сплочения, объединения участников коллектива (детей и взрослых); пребывание людей в одном эмоциональном состоянии способствует их единению;
  • функция стилеобразующая — создание стиля жизнедеятельности, мажорного, жизнеутверждающего;
  • функция потенциалообразующая — создание определенных эмоциональных потенциалов на будущее.
  • побудительная, оказывающая мобилизирующее влияние на людей, способствующая пробуждению и повышению их активности в различных сферах деятельности и общения;
  • корректировочная, способствующая корректировке взглядов, отношений, поведения участников коллектива, в соответствии с общепринятыми нормами, традициями, ценностями; корректировки не только временной, но и потенциально длительной.
  • ценностно-ориентировочная — помогающая ребенку соотносить свое «я» с ценностями общности — большой и малой. Успех смены зависит от того настроения, того психологического настроя, который будет существовать в равной степени и в детском, и во взрослом коллективе. Любые замыслы не будут успешными, если не позаботиться о создании благоприятной эмоционально-нравственной атмосферы.

Вдумаемся в эти три слова — эмоционально-нравственная атмосфера.

Это невидимая оболочка лагерной жизни, та область жизнедеятельности лагеря, которая неразрывно связана с ней как единое целое. Эмоционально-нравственная атмосфера обеспечивает возможность организации полезного, здорового образа жизни детей и взрослых в лагере и оказывает большое влияние на разные стороны развития личности и коллектива.

Складывается эмоционально-нравственная атмосфера благодаря активной деятельности детей и взрослых, а затем сама оказывает большое влияние на них Почему эмоционально-нравственная атмосфера? Потому что эта атмосфера предполагает создание положительного эмоционального состояния у детей и взрослых, основанного на нравственных ценностях — добро, любовь, истина, красота, гуманность, творчество, мир, свобода, равенство, справедливость.

Позаботиться о создании эмоционально-нравственной атмосферы должны педагоги лагеря. Главные настройщики настроения в отряде — отрядные вожатые, старший вожатый должен позаботиться о детском коллективе и педагогическом отряде, главная забота начальника лагеря — педагогический коллектив в целом, в особенности — обслуживающий персонал.

Сложно настроить эмоции на нужный лад. Педагога можно сравнить с музыкантом-настройщиком, который подходит к инструменту с камертоном — эталоном звучания, инструментами для настройки, и главное, с хорошим слухом, помогающим различать малейшие расхождения звучания инструмента с эталоном.

Так и педагог, настраивая коллектив на нужный лад, должен иметь эталоны «звучания» эмоциональной атмосферы, которыми бесспорно являются нравственные ценности, инструменты — приемы создания эмоционально-нравственной атмосферы, и хороший слух — умение и способность услышать психологическое состояние, ритм смены, прислушаться к эмоциям детей.

Хороший слух — это интуиция педагога, его способность к со-. переживанию и сочувствию. Но это еще и знание законов эмоционального развития коллектива, закономерностей эмоционального развития смены.

В данном разделе речь пойдет об инструментарии, который может помочь в создании благоприятной эмоционально-нравствен¬ой атмосферы.

«Три фигуры высшего вожатского пилотажа».

  • Фигура «Сам себе трамвай». В этом случае вожатый строит свою работу достаточно автономно всей остальной деятельности в лагере. То есть для данного отряда происходит как бы своя маленькая тематическая смена. Осуществить эту фигуру высшего вожатого пилотажа может либо очень опытный вожатый, достаточно авторитетный в лагере. Несколько проще, если напарников двое, вот тогда, даже в обычном профсоюзнике они могут сделать очень даже много. При формулировке собственно воспитательных задач вожатый может не особенно беспокоится с согласованием их с целями и задачами, которые записаны в обще-лагерной программе.
  • Фигура – «Организовать и возглавить». Эта фигура подходит к ситуации, когда речь идет о самом старшем в лагере отряде – как правило, это первый отряд, а сам по себе порядковый номер чего-то, да значит. Тогда вожатый, вместе со своими воспитанниками как бы подменяет в организации различных видов совместной деятельности педагогический коллектив. Целевая составляющая в случае реализации второй фигуры высшего пилотаже состоит в формировании у воспитанников опыта организаторской деятельности. Опыта коллективной самоорганизации, опыта ответственного поведения.
  • Фигура – «Первые среди равных». Выполнение этой фигуры высшего пилотажа предполагает участие временного коллектива во всех обще-лагерных мероприятиях.

Подходы к организации жизни лагеря могут разными, но часто бывает, когда план сетка предполагает ежедневное дело (а то и не одно), рассчитанное на участие всех детских объединений. В отличие от второй фигуры, здесь нет выхода в позицию инициатора- организатора, отряд просто активный участник общей деятельности.

Источник

Оцените статью