Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»
Оксана Погорелая
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема : «Воспитание нравственных чувств у дошкольников«
Подготовила воспитатель Погорелая О. В.
Сентябрь 2020 г.
Формирование личности ребёнка, воспитание его правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, его моральные убеждения, его внутренний мир.
Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.). В отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др., к коллективу (чувство коллективизма, солидарности, к искусству (эстетические чувства).
У малышей уже 3-его года жизни могут появляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка раннего возраста является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Необходимо обращать внимание дошкольников, прежде всего, на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать уверенность в детях в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страх наказания за совершенный проступок, иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш неправильно оценивает, что хорошо, что плохо.
Задача воспитания у детей раннего возраста нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к людям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, преданностью к своей родине, их поведение служат для ребят наглядным примером.
Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательное отношение к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое дело доводить до конца, не быть небрежным.
У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей,
В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности.
Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.
Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 6—7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. Это обстоятельство играет важную роль в нравственном воспитании. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.
Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6—7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Новые черты появляются у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество».
Это создает определенные предпосылки для воспитания дружеских, коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6—7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6—7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
В процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста продолжается дальнейшее осуществление в единстве задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам, к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.
Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения.
Чувство уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым.
В старшем дошкольном возрасте в процессе нравственного воспитания оно поднимается на новую ступень, становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.
Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.
Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.
Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.
Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.
Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.
Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения — дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.
Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.
Источник
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями
Ботаенкова Елена
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями
Проблема нравственного воспитания дошкольников остается одной из ведущих и одновременно сложных в современной теории и практике образования. Неблагополучие духовно-нравственной сферы общества XXI века, возрастание значимости личностных ценностей над общественными, возрастание потребительского отношения к окружающему миру; культ денег, способствующий проявлению самых аморальных человеческих поступков; размывание в сознании человека извечных нравственных категорий во многом обуславливает сложность перехода моральных требований и принципов во внутренний план поведения дошкольников, формирования нравственных поступков.
В теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста накоплен большой методический и практический материал, описаны различные педагогические средства, использование которых позволяет решать разнообразные задачи нравственного развития и воспитания детей. Между тем проблема воспитания нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями изучена не достаточно, не в полной мере определены эффективные пути и методы решения этой проблемы.
Сензитивным периодом для формирования нравственных качеств и развития нравственных чувств является дошкольный возраст, так как именно в этот период для детей характерны такие особенности, как эмоциональная отзывчивость, сопереживательность, высокая чувствительность.
Именно в дошкольном возрасте должна начинаться систематическая работа, содержание которой направлено на воспитание у детей моральных чувств, на приобщение их к духовно-нравственным ценностям, на формирование навыков нравственного поведения.
Важным средством нравственного воспитания, которое наиболее полно соответствует возрастным особенностям дошкольников, является детская художественная литература, обладающая широким познавательным, эстетическим и нравственным потенциалом.
Детская литература отличается художественным своеобразием своих произведений, которые ориентированы на читателя юного возраста.
С. В.Блотская выделяет следующие отличительные черты детской литературы: во-первых, содержание произведений для детей полностью соответствует познавательным интересам и возрастным возможностям дошкольника; во-вторых, через диалог героев с ребенком-читателем реализуются художественные и познавательные задачи произведения.
Знакомство с художественным произведением позволяет формировать у дошкольника художественный вкус, определенные представления о нравственных качествах человека; расширить его жизненный кругозор. Поступки и переживания героев произведения находят отклик в душе юного читателя, способствуют формированию у него норм общественного поведения.
Художественная литература оказывает неоценимое влияние на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. Она приобщает дошкольников к окружающему миру, учит общению со сверстниками и взрослыми, воспитывает в душе ребенка добрые чувства, побуждает совершать нравственные поступки, формирует эстетический вкус и чувственное отношение к окружающей действительности. Сопереживание героям книги, которое испытывает дошкольник при ее чтении, способствует формированию у ребенка умения замечать настроение и чувства окружающих людей, порождает у него стремление проявлять заботу и участие, оказывать помощь окружающим.
Воспитательная функция является ведущей функцией детской художественной литературы. Она позволяет ребенку не только окунуться в удивительный мир художественного произведения, пережить вместе с героями происходящие события, стать их непосредственным участником, но и способствует тому, что дошкольник познает окружающий мир, получает богатый положительный эмоциональный опыт; чувства и переживания ребенка при чтении книги обогащаются.
Знакомство с художественной литературой начинается в период раннего детства с небольших по объему произведений: песенок, потешек, прибауток, сказок, которые оказывают эффективное влияние на нравственное развитие дошкольника, способствует обогащению его эмоций.
Чтение книги способствует накоплению у ребенка опыта читательских переживаний, формирует предпочтения дошкольника в выборе книги.
К старшему дошкольному возрасту формируются такие нравственные понятия, как «плохой поступок» и «хороший поступок». В этот период возникает и получает свое дальнейшее развитие умения оценивать героя произведения и его поступки. Ребенок не только сопереживает героям, но и способен дать оценку их поступкам с точки зрения нравственных норм и правил поведения и аргументировать свое мнение. Осмыслению мотивов поведения героя способствуют действия дошкольника в воображаемом плане, которые приводят к тому, что отношение ребенка к персонажу книги отделяется от морально-нравственной оценки его поступков.
Народные сказки по своему нравственному содержанию близки для понимания детям. Дошкольники в процессе чтения сказок осознанно выбирают позицию положительных персонажей, встают на их сторону, очень резко осуждают поступки отрицательных героев книги.
Слушание литературного произведения позволяет ребенку погрузиться в воображаемый мир книги, занять позицию внутри него. У дошкольника появляются любимые герои, которым он стремится подражать. Он бурно переживает события, описываемые в произведении, что способствует обогащению личного опыта ребенка. Ребенок, осуществляя внутреннее действие в воображаемом плане, идентифицирует себя с тем или иным героем, с его нравственной позицией.
Любой литературный герой ассоциируется у дошкольника с определенной характеристикой, поэтому, даже нарушив нравственную норму поведения, ему очень трудно соотнести себя с отрицательным персонажем.
После прочтения литературного произведения воспитатель уделяет внимание беседе по его содержанию, делая акцент на нравственных качествах героев. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен различать некоторые литературные жанры и понимать их своеобразие; осознавать ведущую идею художественного произведения, находить выразительные средства языка; вступать в активное обсуждение содержания художественного произведения.
В ходе беседы педагог формирует у дошкольников умение находить основную мысль произведения, давать полные и развернутые ответы на вопросы по содержанию произведения.
Важную роль в процессе нравственного развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы играет выбор книги для чтения.Отбор книги педагог должен осуществлять с учетом следующих критериев: идейной направленности произведения, его высокого художественного уровня, литературной ценности; доступности содержания книги, соответствие возрастным особенностям детей, занимательность сюжета, простоты и ясности композиции художественного произведения; реализации конкретных педагогических задач.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования выделяются следующие основные задачи знакомства дошкольников с художественным произведением:
развитие речи ребенка, которое осуществляется в процессе его знакомства с разно жанровыми произведениями;
художественно-эстетическое развитие, которое направлено на формирование у дошкольников всестороннего восприятия произведения различных направлений; на развитие нравственных качеств личности ребенка.
На основе выше обозначенных задач выделяют следующие критерии отбора произведений детской художественной литературы:
1. Педагогический критерий. Особое внимание при выборе книги для чтения педагог уделяет ее ценности с точки зрения воспитания того или иного нравственного качества. Произведение должно иметь захватывающий и динамично развивающийся, наглядный сюжет, который может быть перенесен ребенком в игровую деятельность; яркие запоминающиеся образы героев. Содержание книги должно быть близко жизненному опыту дошкольников.
2. Психологический критерий предполагает учет педагогом возрастных и психологических особенностей детей. Так, для юных читательниц огромный интерес представляют книги с участием их сверстниц, сказочных принцесс или волшебных животных. Для мальчиков будут интересны книги о приключениях, путешествиях, кладах и сокровищах.
3. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с разнообразными видами и жанрами литературных произведений, с национальной литературой и книгами народов мира предполагает обращение к литературоведческому критерию. С учетом данного критерия педагог при отборе книги для чтения обращает внимание на основную тематику проблематику произведения, его жанровое и идейное своеобразие.
Многогранность и сложность процесса отбора художественного произведения для чтения дошкольникам предполагает учет педагогом большого количества факторов, реализация которых будет способствовать полному и всестороннему восприятию детьми художественного произведения, формированию у них читательских интересов, нравственных качеств личности ребенка.
Художественное произведение обладает огромным потенциалом для воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Оно оказывает огромное воздействие на внутренний мир ребенка, на его чувства и мысли; способствует формированию ценных нравственных качеств личности и навыков правильного поведения; обогащает социальный опыт ребенка; воспитывает нравственные чувства и отношения дошкольников к окружающему его миру.
Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.
Мастер-класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».
Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .
Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.
Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.
Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.
Источник