Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
Татьяна Моисеенко
Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему моего выступления «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».
Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Сущность художественно-эстетического воспитания.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.
Существуют различные определения понятия “художественно-эстетическое воспитание”:
Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.
В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.
Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в нравственном, духовном и интеллектуальном.
Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности. Нашу группу посещают дети от 2,5 до 4 лет. На этом возрастномэтапе происходят следующие изменения:
• дети овладевают сенсорными эталонами, которые помогут им освоить цвета, формы, размеры. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.
• обогащается содержание творческой деятельности.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем дошкольном учреждении, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия,как: музыкальное, чтение художественной литературы, рисование, аппликация, лепка, конструктивная деятельность. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.
Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей.Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Таким образом, художественно – эстетическое воспитание действительно занимает важное место в развитии нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство Искусство, в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.
Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театрализованная игра привлекает всех ребят, но дети младшего возраста, боятся групповой деятельности. Как привлечь малышей к театрализованным.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-Фолдинг» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 «Ласточка», комбинированного вида Мастер-класс Развитие.
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.
Презентация. «Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку «Теремок»» Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.
Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность. Отчет по самообразованию на 2016-1017 год. Выполнила: Клевина Наталья Юрьевна Тема самообразования:Развитие творческих способностей детей.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники-пластилинографии УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ OПЫТA Опыт формировался на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 «РОДНИЧОК».
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Театр- это самый популярный и понятный вид искусств для детей, который прививает устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует.
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Социально – нравственное воспитание.
Источник
Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте
Тазаян Арменуи Анна
Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте
Она начинает формироваться в раннем детском возрасте в рамках социального окружения. Определяющим в формировании эстетических чувств является активное и грамотное педагогическое руководство. В ходе эстетического развития дети постепенно осваивают основы эстетической культуры, эстетического представления, восприятия, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творческих способностей и художественной деятельности. Динамика становления эстетических чувств и формирование эстетической культуры подразумевает прохождение нескольких этапов, которые напрямую связаны со спецификой развития ребенка в том или ином возрасте.
Особенности развития детей раннего возраста целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Данный этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующего эмоционального «ответа» на знакомство с наиболее яркими качествами и свойствами объектов, окружающих ребенка. Он с самых первых дней обращает внимание на все самое привлекательное, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающего мира имеет свои специфические черты. Для ребенка основными из них является чувственная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому для эстетического воспитания ребенка необходим определенный уровень развития сенсорной культуры.
Ребенок воспринимает красоту как единение содержания и формы. Форма заключается в единстве линий, звуков, красок. Но воспринимать эстетически ребенок сможет только тогда, когда восприятие будет эмоционально окрашенным, т. к. эстетическое восприятие тесно взаимодействует с переживаниями и чувствами. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются от встречи с прекрасным светлым душевным волнением и бескорыстной радостью. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что важной составляющей формирования эстетических чувств является эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при отвлеченном, «пассивном» восприятии действительности.
Также важное значение для становления и развития эстетических чувств имеет совершаемая дошкольником деятельность. В раннем возрасте формируются способы подражания в разнообразных видах примитивной игровой и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата.
Развитие речи способствует усвоению наименований гораздо большего числа эталонных признаков, эстетическихкачеств при сравнении их: грязный — чистый, маленький — большой, грустный — веселый, некрасивый — красивый и т. д.
Следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев для ребенка-дошкольника невозможно разделить понятия «правильно» и «красиво», что является большим потенциалом для осуществления как моральных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей реализуется родителями скорее «интуитивно», чем целенаправленно. Но в то же время эстетическое воспитание именно в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста и формировании его личности, несмотря на невладение родителями педагогическими и методическими навыками. В семье фундаментом эстетического воспитания больше является семейные традиции, которые осуществляют преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, примеров, переживаний. Именно поэтому также важно осуществлять просветительскую и методическую работу с родителями дошкольника относительно эстетического воспитания.
В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляются последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок лучше воспринимает художественные произведения, к определенным элементам их художественной формы, таким как цвет, ритм, рифма. Дети начинают и по-разному реагировать на само произведение. Мотивация оценки художественного произведения носит характер житейности либо предметности. Ребята из младшей группы больше замечают единичные признаки явления, высказываются кратко, порой пользуются весьма специфическими оценками.
В младшем дошкольном возрасте быстрыми темпами развивается подражание в основных формах и видах игровой и художественной деятельности, появляются новые интересы, формируются новые потребности. В рамках изобразительной деятельности дети-дошкольники от примитивных действий переходят к называнию, изображению, образному восприятию и узнаванию форм. Также в данный период возрастного развития дети могут овладеть навыками не только изобразительной деятельности, но и музыкальной, что позволяет им достичь образности в изображаемом, самостоятельности и первичного проявления творческих начал. В этом периоде развития дошкольников крайне важен характер нацеленного воздействия на чувства и переживания ребенка, на формирование у него иерархии ценностей, на становление у ребенка художественных способностей в широком смысле. Целенаправленное педагогическое воздействие становится решающим в становлении эстетической культуры, которая является важным компонентом полноценной развитой личности.
У детей среднего дошкольного возраста происходит значительное развитие восприятия, его точности и дифференцированности. В то же время эстетическое восприятие остается фрагментарным, основывается на личном опыте ребенка и его интересах. Дети в данном возрасте могут давать элементарную эстетическую оценку художественному образу, способны к пониманию определенных эстетических средств, поэтапному пониманию внутренней сущности изображенного. Средние дошкольники находят связь между фигурами и тропами и содержанием произведения. Дети данного возраста предпочитают конкретные произведения определенного жанра, сравнивают произведения между собой, сравнивают уже известное с только что услышанным, делают определенные обобщения. Они уже умеют отличать прозаические произведения от поэтических, различают виды и жанры как литературных произведений, так и музыкальных и изобразительных.
На данном этапе возрастного развития у детей значительно развиваются творческие и художественные способности, дети способны сочинять стихотворения, песни, рассказы, загадки, продумывают композицию аппликации, лепят, рисуют. В процессе обучения у детей постепенно происходит становление эмоциональной отзывчивости на художественные образы и выразительные средства. Дошкольники теперь могут не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведениях искусства. Они замечают едва заметные различия, производят наиболее тонкие сопоставления, подбирают выразительные слова. Им становится интересно все красивое не только в искусстве, но и в окружающей жизни, интересны новые виды игровой и художественной деятельности. Дети очень эмоционально воспринимают поведение вымышленного литературного героя, но не понимают скрытые мотивы его поведения. Также на новый вектор развития выступает художественное творчество, но замыслы детей в рамках него еще не отчетливы и неустойчивы.
Таким образом, дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима — очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.
Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.
Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» — от лат. «actives» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греч. «hyper» — над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.
Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка — одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.
Источник