- Низкая активность слабое выражение чувств тихая речь плаксивость тревожность необщительность это
- Астенический синдром – расплата за жизнь на износ
- Результаты нервного истощения
- Обращение к психотерапевту гарантирует восстановление психологического здоровья
- Тестовые задания по «Детской психологии» для контроля знаний
Низкая активность слабое выражение чувств тихая речь плаксивость тревожность необщительность это
Астения – это не болезнь, это такой комплекс симптомов, который предполагает наличие физической и психологической усталости. Человек испытывает эмоциональное истощение, измучен, отмечается раздражительность, повышенная или не совсем адекватная чувствительность. Фактически, все функционирование его организма кричит о том, что он перегружен, ему необходимо изолироваться, минимизировать стресс, в котором он сейчас находится. Если обратиться к биологии и миру животных, то астения – это, скорее всего, лабораторный феномен. В живой природе ослабленное животное или растение достаточно быстро становится пассивным участником пищевой цепочки, то есть, погибает. Человек в этом плане более совершенен и общество дает ему право быть слабым, истощенным. Этим правом следует уметь пользоваться.
Астенический синдром – расплата за жизнь на износ
Мы все живем в таких реалиях, когда требования к организму на физическом и интеллектуальном уровне предъявляются очень серьезные. Изо дня в день, находясь в погоне за каким-то результатом приходится испытывать большое напряжение, с которым нужно справляться, переживать его, расслабляться. Но, напрягаться все умеют, а расслабляться — нет.
Полюс активности современного человека смещен в сторону интеллектуальной нагрузки, поэтому очень много времени занимает компьютер, смартфон или планшет. Соответственно, возникает состояние гиподинамии, когда происходит крайне мало движений, часто выполняется однообразная работа, которая требует сосредоточения и напряжение внимания. В результате, возникает своеобразный перекос в функционировании – отказываясь от движения, человек слабеет, сначала физически, а затем – эмоционально и интеллектуально.
Люди начали предъявлять к себе завышенные требования, совершенно не задумываясь о том, что их жизненные ресурсы ограничены, и стали жить на износ. Для нашего общества такое поведение сейчас очень характерно. Стремление к повышению благосостояния и успеху вынуждает многих отдавать работе все свои часы бодрствования, совершенно не заботясь о полноценном отдыхе. В результате возникает астения, при которой работоспособность существенно падает. Не смотря на это, человек не уменьшает требования к себе, считая по-прежнему, что должен работать как можно больше и доводит свой организм до полного физического и интеллектуального изнеможения. Трудоголик считает, что всего необходимо добиваться тяжким непрерывным трудом. Не достигнув высоких достижений, он считает, что не состоялся как личность и ничего не добился в жизни.
Результаты нервного истощения
На фоне таких издевательств над собственным организмом, а также вследствие болезней, стрессов, жизненных потрясений появляется нервное истощение – синдром, характеризующийся полным отсутствием сил и маскирующийся под лень, депрессивное состояние, дурной характер. Появляется сильная утомляемость даже после обычной нагрузки, которая сопровождается снижением работоспособности, внимания, наличием тревожности, раздражительности и плохого самочувствия. Астенический синдром часто сопровождается головной болью и головокружением, болью в мышцах конечностей, нарушением сна. Сон становится неглубоким и беспокойным. В дневное время возникает слабость, желание прилечь, но отдых не восстанавливает силы. Постепенно формируется малоподвижный образ жизни, который только усугубляет проявления астении. Часто астению связывают с синдромом хронической усталости, эмоционального выгорания от большого количества контактов с людьми.
Астенический синдром характеризуется состоянием, когда никого не хочется видеть. Попытки разговоров приводят к еще большему конфликту и его усугублению. Человеку с нервным истощением полезно сделать паузу, немножечко отойти в сторону, отдышаться, попытаться разобраться, с чем связано напряжение, обратиться за помощью к специалисту, который обязательно поможет выйти из тупиковой ситуации.
Астения вызывается хроническими конфликтами, внутренней эмоциональной утомительной работой, длящейся в течение значительного времени. Если сравнить организм астеничного человека с батарейками, то можно сказать, что у него заканчивается заряд — нервные клетки получают мало питания. Человек нуждается в обретении баланса активности и отдыха. Стимулирование на повышенную продуктивность в этом случае, подстегивание и мотивация – это как попытка выжать заряд из этих севших батареек, пытаясь их как-то расплющить, постучать по ним. Как правило, такие действия приводят к дополнительной декомпенсации, то есть последствия будут еще драматичнее.
Обращение к психотерапевту гарантирует восстановление психологического здоровья
Вся усталость делится на физическую и моральную. Физическая усталость довольно легко восстанавливается хорошим сном, нормальным питанием, одним словом – отдыхом. Если человек психологически вымотан, уставший и его тяготят какие-то переживания, сном и бездействием эту проблему не решить. Дело в том, что организму, чтобы восстановиться во сне, также нужны психологические ресурсы. Отдохнуть во сне не получается — бессонница и расстройства сна мешают..
Поэтому лучший подход к терапии астенического синдрома предполагает обращение к психотерапевту, который для восстановления хорошего самочувствия займется решением внутренних конфликтов, в которых человек в этот момент находится. Специалист посоветует такую смену деятельности, которая позволит человеку пережить радость и восторг. Общение с психотерапевтом поможет подобрать комплекс действий, при котором человек с нервным истощением будет находиться в балансе, сможет понимать конфликты и проблемы, которые его тяготят, определит, за счет чего они могут быть решены.
Витамины и адаптогены – это средства, которые в данном случае, скорее всего не повредят, но восстановиться организму при нервном истощении они помогут лишь в случае устранения стрессового фактора. Найти его – задача работы с психотерапевтом. Он поможет найти баланс, благодаря которому человек с астенией компенсирует свою жизнь отдыхом, это позволит больше радости и удовольствия.
В арсенале психотерапевтов существует большое количество методов помощи людям с астеническим синдромом. Основной метод коррекции таких расстройств – научить чередованию отдыха и напряжения. Врач может назначить занятия физическими упражнениями, с учетом того, что нервное переутомление часто ведет к быстрому физическому истощению. Он расскажет, в каком темпе необходимо будет входить в физические упражнения, объяснит, что быстрая усиленная физическая активность сможет усугубить эмоциональное напряжение, подскажет, каким образом от пеших прогулок переходить к более затратным нагрузкам.
И все же, основная работа с астеническим синдромом лежит в области психологии.
Когда незавершенные конфликты накапливаются, у человека возникает состояние, при котором он все свое раздражение выливает на людей, совершенно не причастных к его конфликтным ситуациям. Здесь тоже очень уместны будут занятия с психотерапевтом, помогающие разрешить внутренние конфликты до конца, что означает — разрешение проблемной ситуации с наименее отсроченным эффектом. Незавершенные внутренние конфликты превращаются в лавину, которую трудно сдерживать. Тогда к человеку приходит чувство, что он находится на грани, что ему трудно справляться и невозможно ничего контролировать. В этом случае следует незамедлительно обращаться к психотерапевту. Учитывая, что нервное переутомление является маской многих заболеваний, люди ошибочно идут к врачу общей практики, гастроэнтерологу, невропатологу, лечат следствия, не обращая внимания, на причину своего состояния.
Источник
Тестовые задания по «Детской психологии» для контроля знаний
1. Ведущая деятельность в раннем возрасте — это:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) эмоциональное общение со взрослым;
в) познавательная деятельность.
2. Различение двух видов действий — ручных и орудийных — было введено:
б) П.Я. Гальпериным;
в) Д.Б. Элькониным.
3. При освоении предметного действия сначала осваивается:
а) операционально-техническая сторона действия;
б) смысл действия;
в) способ действия.
4. Неоформленные предметы вносятся в игру, как:
а) дополнительный материал к сюжетным игрушкам;
б) основной материал;
в) главный объект для выполнения игровых действий.
5. Игры, представляющие собой жизненную цепочку действий, появляются в возрасте:
6. Предпосылками развития игровой деятельности являются:
а) замещение предметов;
б) овладение орудийными действиями;
в) овладение операционально-технической стороной действия.
7. Развитие предметных действий осуществляется:
б) в результате общения детей со сверстниками;
в) при руководящей роли взрослого.
8. Среди предметных игр детей раннего возраста выделяют:
а) режиссерские игры;
б) процессуальные игры;
в) сюжетно-ролевые игры.
9. Мотивированное подражание у детей раннего возраста появляется в период:
10. Функции взрослых в совместной деятельности с ребенком раннего возраста состоят в том, что:
а) удовлетворяет потребность ребенка в эмоционально-непосредственном общении;
б) пассивно наблюдает за ходом выполнения действий ребенка;
в) показывает образец действия с предметом.
11. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит:
12. Исходя из особенностей внимания детей раннего возраста, организуют проведение занятий, продолжительность которых составляет:
13. Память ребенка раннего возраста характеризуется:
а) непроизвольным характером;
б) произвольным характером;
14. В конце раннего возраста зарождается мышление:
15. Первым основанием для классификации и обобщения предметов является:
б) функциональное назначение;
16. Уровень развития мышления и обобщения ребенка в первую очередь определяется:
а) освоенностью предметных действий;
б) особенностями воображения;
в) особенностями самосознания.
17. В начале раннего возраста для ребенка характерна:
а) эгоцентрическая речь;
б) внутренняя речь;
в) автономная речь.
18. В периоде от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев для развития грамматического строя речи характерна стадия:
а) формирования сложных грамматических форм;
б) двухсловных предложений;
в) усвоения служебных слов.
19. При развитии фонематического слуха раньше всего возникает различение:
а) твердых и мягких согласных;
в) глухих и звонких согласных.
20. В раннем возрасте более сильный регулятор поведения — это:
а) двигательный стереотип;
б) зрительный образ;
в) речевая инструкция.
21. Характерная особенность поведения ребенка раннего возраста заключается:
а) в ситуативности;
б) в произвольности;
в) в осознанности.
22. Эмоциональные состояния ребенка раннего возраста характеризуются:
в) подчиненностью самоконтролю.
23. Ситуативность поведения объясняется:
а) наличием потребности в общении со взрослым;
б) произвольностью психических процессов;
в) отсутствием соподчинения мотивов.
24. Особенности мотивационно-потребностной сферы в раннем возрасте заключаются:
а) в отсутствии соподчинения мотивов;
б) в наличии соподчинения мотивов;
в) в преобладании мотивов общения со сверстниками.
25. Простейшей первичной формой самосознания является:
а) называние себя по имени;
б) употребление местоимения «Я»;
в) узнавание себя в зеркале.
26. К кризису трех лет приводит:
а) развитие наглядно-образного мышления;
б) стремление к самостоятельности;
в) осознание ребенком нравственных норм и правил.
27. Стремление все делать наоборот, вопреки просьбам взрослого, Л.С. Выготский назвал:
28. Протест ребенка не против конкретного взрослого, а против образа жизни Л.С. Выготский назвал:
29. Желание ребенка действовать самостоятельно даже там, где он мало что умеет, Л.С. Выготский назвал:
30. Личностными новообразованиями в период кризиса трех лет являются:
а) автономная речь;
в) соподчинение мотивов.
31. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является:
б) игровая деятельность;
в) предметная деятельность.
32. Для дошкольного возраста характерна форма общения со взрослым:
33. Основные линии развития игры:
а) от сюжетных игр к бессюжетным;
б) от отражения личной жизни к событиям общественной жизни;
в) от большего числа участников одной и той же игры к меньшему.
34. Подчинение правилам, как главное содержание игры, характерно:
а) для детей младшего дошкольного возраста;
б) для детей старшего дошкольного возраста;
в) для детей среднего дошкольного возраста.
35. Другие виды деятельности приобретают самостоятельное значение в возрасте:
а) младшем дошкольном;
б) старшем дошкольном;
в) среднем дошкольном.
36. Область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре, называется:
в) воображаемой ситуацией.
37. Выполнение определенных действий с игрушками — это главное содержание игры в возрасте:
а) младшем дошкольном;
б) старшем дошкольном;
в) среднем дошкольном.
38. Самый элементарный вид конструктивной деятельности — это деятельность:
в) по речевой инструкции взрослого.
39. Ведущей психической функцией в дошкольном возрасте является:
40. Рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей называется:
41. Наиболее характерной для дошкольников формой умственной деятельности является:
а) словесно-логическое мышление;
б) наглядно-действенное мышление;
в) наглядно-образное мышление.
42. В дошкольном возрасте зарождается мышление:
43. Из частей суток дошкольники легче всего определяют:
44. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте:
45. Особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, называется:
46. Непроизвольное запоминание продуктивнее произвольного в случае, когда:
а) не требуется интеллектуальная активность ребенка;
б) не требуется зрительное восприятие;
в) материал имеет яркую эмоциональную окраску.
47. На первом этапе обучения грамоте происходит:
а) формирование умения грамотного письма;
б) усвоение согласных букв и переход к овладению слоговым чтением;
в) формирование звукового анализа слова.
48. Особенности мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте заключаются:
а) в отсутствии соподчинения мотивов;
б) в наличии соподчинения мотивов;
в) в преобладании нравственных мотивов.
49. Произвольность поведения дошкольника наиболее ярко проявляется:
а) в трудовой деятельности;
б) в изобразительной деятельности;
в) в игровой деятельности.
50. Наибольшей побудительной силой в дошкольном возрасте обладает мотив:
а) запрета взрослого в чистой форме;
б) поощрения — награды;
в) собственного обещания.
51. В целом самооценка детей дошкольного возраста является:
52. Низкая активность, слабое выражение чувств, тихая речь, плаксивость, тревожность, необщительность — это характеристика проявления в дошкольном возрасте темперамента:
53. Энергичность, яркие эмоции, активность, беспокойство, чувствительность, непостоянство, импульсивность — это характеристика проявления в дошкольном возрасте темперамента:
54. Медлительность, низкая активность, спокойствие, доброжелательность, управляемость — это характеристика проявления в дошкольном возрасте темперамента:
55. Повышенная активность, богатство движений и мимики, яркая эмоциональность, впечатлительность, контактность — это характеристика проявления в дошкольном возрасте темперамента:
56. Для эмоционального развития дошкольника характерно:
а) сближение субъективного отношения с объектом
б) неосознанность ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений;
в) развитие эмоционального предвосхищения и эмоциональной коррекции поведения.
57. Личностная готовность к школьному обучению предполагает:
а) внутреннюю позицию школьника;
б) способность обобщать;
в) способность определять причинно-следственные зависимости.
58. Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает:
а) внутреннюю позицию школьника;
б) способность обобщать;
в) произвольность поведения.
59. Волевая готовность к школьному обучению предполагает:
а) внутреннюю позицию школьника;
б) способность обобщать;
в) произвольность поведения.
60. К симптомам кризиса 7 лет относят:
б) утрату непосредственности;
в) обобщение переживаний.
61. К концу дошкольного возраста стремление ребенка пойти в школу побуждается мотивами:
а) направленными на получение одобрения сверстников;
б) направленными на самосовершенствование;
в) направленными на стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими.
62. При обучении детей с 6 лет необходимо большое место отводить:
а) практическим действиям с предметами;
б) игровой форме;
в) стандартной ситуации учебного занятия.
63. В конце дошкольного возраста должна сложиться форма общения со взрослым:
64. Л.И. Божович указывала, что кризис 7 лет — это:
а) период становления произвольности поведения;
б) период рождения социального «Я» ребенка;
в) период становления словесно-логического мышления.
65 Новообразованиями кризиса 7 лет являются:
а) ‘дифференциация внешней и внутренней сторон личности ребенка;
Источник