- 💔 Никого не будет в доме
- Пастернак и Зинаида Нейгауз
- Тема и сюжет
- Краткий тех анализ
- Текст
- Романс на стихи
- Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак)
- История создания
- Направление, жанр, размер
- Образы и символы
- Темы и настроения
- Средства художественной выразительности
- Стихотворение и анализ «Никого не будет в доме»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
💔 Никого не будет в доме
Ничто так не побуждает поэта к написанию красивых строк, как рождение новых чувств, когда Муза присаживается рядом с письменным столом и помогает передать на бумагу бессмертные строфы. Так, стихотворение «Никого не будет в доме» Борис Пастернак пишет в 1931 году после начала близких отношений с Зинаидой Нейгауз, пытаясь передать в нём эмоции влюблённого человека.
Пастернак и Зинаида Нейгауз
Чувства между Зинаидой и Борисом вспыхнули, как папиросная бумага от поцелуя огня, несмотря на то, что оба на момент их зарождения находились в законном браке. Более того, над Пастернаком тяготело чувство вины перед женой, но новая любовь оказалась сильнее, ей просто нельзя было противостоять.
Пара встретилась в Москве в 1927 году, а в конце лета 1931 года в Аджарии они были вместе, куда банально сбежали от московской суеты. «Медовый» месяц прошёл в санатории «Грузия» в Кобулети, где Зинаида и Борис проводили время в окружении вековых сосен и своих грузинских друзей.
Тема и сюжет
Стих «Никого не будет в доме» яркий образец любовной лирики, в которой проглядываются нотки философии, что свойственно Пастернаку. Автор сумел соединить вместе темы встречи с любимой и одиночества, которое помогает подчеркнуть важность любовного свидания.
По сюжету лирический герой находится один в воображаемом зимнем доме, покрытом в вечерние сумерки вуалью ожидания любимой женщины.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один.
Чтобы в полной мере вкусить радость от встречи герою необходимо побыть в одиночестве, ему надо остаться наедине с тишиной, между крышами и снегом.
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
В это время героя посещают воспоминания о былом, где есть место и «не отпущенной вине» перед бывшей женой, место которой заняло новая возлюбленная. Он оценивает прошлое и отпускает его, чтобы открыть дорогу к будущему.
Пребывание в одиночестве не будет долгим, неожиданно колыхнётся портьера и из-за неё появится его женщина, предмет его ожидания и обожания.
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Свою возлюбленную герой воспринимает настолько всерьез, что называет её будущностью, при этом свидание имеет не только банальный сексуальный мотив – это встреча не только двух тел, но и двух близких душ. Белый наряд возлюбленной тому подтверждение, хотя конечно, отношения и не предполагались чисто в платонической области.
Краткий тех анализ
Стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой (доме – один – проеме – гардин) и состоит из двух частей. В первой герой находится один в ожидании возлюбленной, томится в одиночестве и вспоминает возможные ошибки прошлого. Во второй любимая приходит и падает занавес таинства встречи.
Пастернак использует в стихе большое количество метафор (например, «по портьере пробежит сомненья дрожь»), а эпитеты (белые… комья, зимний день) помогают автору передать настроение стихотворения. Имеется пример сравнения (ты, как будущность войдешь), которое возвеличивает женщину в глазах читателя и оправдывает свидание с ней.
Текст
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Романс на стихи
Источник
Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак)
Автор: Guru · 29.07.2018
Борис Леонидович Пастернак, без сомнения, один из величайших деятелей русской литературы 20-го века. Начав свой творческий путь как поэт-футурист, со временем Борис Пастернак отошел от этого жанра, не разделяя лозунгов об оторванности от творчества деятелей 19-го века, что позволило автору раскрыться в своем самобытном стиле. Его лирика полна проникновенности, образности, и примером этого может послужить стихотворение «Никого не будет в доме», написанное в 1931 году.
История создания
Стихотворение было издано в 1932 году в составе сборника «Второе рождение». Оно посвящено периоду жизни Пастернака, который можно охарактеризовать яркими и долгосрочными любовными отношениями с Зинаидой Нейгауз, ставшей его женой в год издания книги. На момент зарождения чувств возлюбленные уже состояли в собственных браках, причем муж Зинаиды – пианист Генрих Нейгауз – был близким другом Бориса Леонидовича. Разрыв с прежними семьями стал причиной тяжелых переживаний поэта, что и отразилось в данном стихотворении.
Отношения с Зинаидой Нейгауз были самыми длительными в жизни Пастернака. Даже после отдаления супругов друг от друга (после начала романа поэта с Ольгой Ивинской) Пастернак не решился разорвать отношения с женой, и она осталась с ним до его смерти в 1960-м году.
Направление, жанр, размер
На момент написания стихотворения Пастернак уже позиционировал себя как поэта, находящегося «вне групп», что чувствуется в теме и построении произведения, крайне далекого от идей футуризма и модернизма. Стихотворение является ярким примером любовной лирики, вдохновленной творчеством классиков Серебряного века. Однако оно лишено сентиментализма и легкомысленной романтики, которые свойственны литературе того времени.
«Никого не будет в доме» написано шестистопным хореем, для его структуры характерно использование автором перекрестной рифмы. Использование данного размера позволяет достигнуть необходимой ритмичности, имитирующей сердцебиение взволнованного героя.
Образы и символы
Образ лирического героя стихотворения – человек, находящийся в смятении, глубоко погруженный в свои мысли и переживания. Главное состояние, которое переживает персонаж – одиночество. Оно питается чувством вины мужчины (расставанием Пастернака со своей первой женой), неуверенность в будущем постепенно перерастает в душевное оцепенение. Героя окружают лишь тишина и темнота, в доме, помимо него, нет ничего и никого, «кроме сумерек».
Первая половина стихотворения лишена какого-либо действия, она предназначена для создания образа одинокого, потерянного человека, глубоко погрузившегося в себя. Однако во второй его части, после момента, когда персонаж задумывается о причинах своих переживаний, автор вводит символ надежды героя – его возлюбленную. Не описывая ее в деталях, Пастернак создает лишь образ, который должен создавать резонанс со всем, что питало неуютную атмосферу, погружающую героя в его мрачные мысли. Появление возлюбленной символизирует веру мужчины в светлое будущее. Концовка стихотворения является открытой, поэтому надежды героя остаются его надеждами, что добавляет произведению чувственности.
Темы и настроения
Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.
Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.
Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.
Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.
Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.
Средства художественной выразительности
Передать настроение стихотворения помогает большое количество эпитетов, описывающих окружающую героя обстановку – он один в доме, все вокруг создает неуютную, беспокойную атмосферу, в которой личность переживает целый спектр эмоций – от отчаяния, питающейся его одиночеством, до ощущения надежды, возникающего у персонажа при мыслях о появлении его возлюбленной.
Пастернак использует детали, характерные для зимнего времени года, такие как снег, холод, иней, с их помощью достигая эффекта опустошенности, внутреннего оцепенения, подчеркивая изолированность, затерянность главного героя.
Большое количество белого цвета в данном описании придает ему значение «холодного» оттенка. Также автор активно использует анафору, такую, как «и опять завертит иней, и опять завертит мной..», «и опять кольнут..» для создания ощущения безысходности и последующего контраста со второй частью стихотворения.
Также, для подчеркивания образности стихотворения, Пастернак использует метафоры, такие как «вторженья дрожь», «промельк маховой», что позволяет читателю глубже окунуться в атмосферу произведения.
Однако в момент появления возлюбленной героя автор придает белому цвету другой характер – теперь он символизирует свет, простоту, еще раз подчеркивая ассоциацию героини с надеждой главного героя, его верой в будущее.
Источник
Стихотворение и анализ «Никого не будет в доме»
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Краткое содержание
А. Мещерякова. Одинокий путник. 2014
В произведении описан один из дней, который ожидает лирического героя (поэта) в будущем. Герою представляется следующая картина: он находится в доме совершенно один, за окном тихо падает снег, и в этом царстве абсолютно безмолвной белизны ощутимо предчувствие чуда. В рамках двух начальных строк посредством употребления предлога «кроме», подчёркивается отстранённость лирического героя от внешнего мира людей и событий. Герой полностью растворён в круговерти белой зимней природы, где белый цвет является символом одиночества.
Позитивный эмоциональный настрой лирического героя изменяется в третьем и четвёртом четверостишиях: переживания его становятся унылыми, он находится во власти раздумий о «делах зимы иной». Этими строчками автор передаёт читателям свои угнетённые чувства, связанные с его неудачным опытом семейной жизни. Поэтому сердце романтического героя терзает «не отпущенная вина»: он не имеет душевных сил простить самого себя за то, что решился оставить супругу и ребёнка. Грустный снежный пейзаж способствует тому, что герой вспоминает не только о расставании с бывшей женой, но и о непростой жизни послевоенных лет: прямым указанием на это служит словосочетание «голод дровяной».
В двух заключительных строфах настрой души романтического героя резко меняется: внезапно, словно «будущность», появляется его долгожданная избранница. Герой с чувством искреннего нетерпения ждёт свою возлюбленную, тщательно маскируя своё ожидание. Образ любимой женщины описывается посредством нескольких штрихов: она носит простой наряд из «воздушных хлопьев» снега, приносит с собой много света и дарит зыбкую надежду на светлое будущее.
История создания
История рождения данного стихотворения содержит прямую отсылку к переломному периоду в судьбе Пастернака. Автор написал его в 1931 г., сразу же после того, как состоялось его судьбоносное знакомство с женщиной Зинаидой Нейгауз. На момент знакомства женщина была замужем и имела детей. Пастернак также был женат и имел сына. Несмотря на подобные обстоятельства «непреодолимой силы», между мужчиной и женщиной мгновенно вспыхнул «костёр» любви такой силы, что даже узы брака не смогли помешать этому. Спустя некоторое время после знакомства, Нейгауз и Пастернак решили соединить свои жизни.
Разрыв отношений с первой супругой, повлекший вынужденное расставание с сыном, дался Пастернаку невероятно трудно. Поэт понимал и осознавал собственную вину за происшедшее: в его сердце поселились смятение и «не отпущенная вина». Зинаиде Нейгауз довелось стать второй супругой Пастернака: они прожили всю оставшуюся жизнь вместе. Тем не менее, Нейгауз так и не смогла стать последней страстью поэта: в конце жизни Пастернак увлёкся другой музой по имени Ольга Ивинская.
Произведение было опубликовано в 1932 г., войдя в поэтический сборник «Второе рождение». Известный биограф поэта Дмитрий Быков высказал мнение о том, что всё содержание данного стихотворения устремлено в будущее: оно даже написано «в будущем времени». И это вовсе не странно: создавая произведение, Пастернак находился на пороге новой жизни, начиная «писать» свою семейную историю с чистого листа. По авторитетному мнению Быкова, поэт искренне любил Новый Год, так как именно в это время испытывал острое чувство новизны и счастья.
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру любовной лирики: основную роль в нём исполняют чувства и эмоции. Вместе с тем, стихотворные строки насквозь проникнуты настроением печали и грусти, что особенно характерно для жанра элегии. Поэтический размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой. Присутствуют мужские/женские рифмы.
Интонация произведения отличается плавностью и спокойствием: лирический герой не желает чем-либо нарушать безмолвие зимнего дня. Благодаря размеренной тональности повествования, стихотворение превратилось в лирическую песню к известному фильму «Ирония судьбы». Музыку на него написал композитор Микаэл Таривердиев, назвавший текст «нежными стихами».
Композиция
Произведение включает в себя шесть строф. С точки зрения композиционного построения, оно делится на две, тесно связанных друг с другом, части:
- Первая часть – описание дома, в условиях которого находится лирический герой. Мы буквально окунаемся: в зимний пейзаж, чувство одиночества героя, его грустные мысли и эмоции.
- Вторая часть – осуществляется радикальная смена настроения лирического героя по причине появления любимой женщины. Воздушный образ возлюбленной привносит в сюжет ноты лёгкости и свежести, даря надежду на возможное счастье.
Таким образом, стихотворение включает в себя два смысловых сегмента – это повествование об одиноком доме и мечты романтического героя о встрече с любимой женщиной.
Образы и символы
С целью передачи основной идеи произведения, Пастернак создал следующую палитру образов:
- образ лирического героя – центральный. Лирический герой полностью идентичен автору. Героем является мужчина, пребывающий в состоянии крайнего смятения и погружения в «океан» собственных переживаний. Он пребывает в состоянии острого одиночества, спровоцированного чувством вины из-за расставания с супругой. Героя окружают лишь темнота и безмолвие, ведь в доме нет ни одной живой души, «кроме сумерек»;
- образ одинокого (потерянного) человека – данный образ создан в первой части произведения. Но уже во второй части, после раздумий об истинных причинах своих страданий, лирический герой (он же «потерянный человек») видит «лекарство» от своего одиночества – любимую женщину. Теперь он уже не кажется настолько несчастным и покинутым;
- образ возлюбленной – внезапное появление любимой женщины избавляет романтического героя от одиночества. В данном случае, возлюбленная выступает символом надежды на счастье. Автор не делает подробного описания любимой, но при этом создаёт её образ настолько виртуозно, что он вступает в резонанс с грустью и тоской. Окончание произведения остаётся открытым, поэтому надежды лирического героя остаются лишь надеждами, не более того. Это дарит стихотворным строкам особую чувственность;
- образ снега – центральный. Едва появляется избранница лирического героя, как всё вокруг буквально преображается. Если, в самом начале произведения, герой воспринимает снег как «белые мокрые пятна», то в конце произведения – это уже «воздушные хлопья», из которых сшито платье избранницы. Таким образом, снег выступает не только как идеальная декорация поэтического действа, но и как передатчик глубинных чувств лирического героя.
Темы и настроение
В произведении поднимается две ключевых темы:
- Тема любви – поэт сильно переживает из-за разрыва с первой женой и разлуки с сыном, всё ещё испытывая искреннюю любовь к ним. Он линчует себя за произошедшее, пребывая в состоянии неуверенности относительно будущего. Герой пребывает в подвешенном состоянии, испытывая сомнение относительно правильности своего выбора.
- Тема одиночества – лирический герой, существуя в состоянии внутренней борьбы с самим собой, чувствует сильное одиночество. Никто не способен помочь ему принять грамотное, единственно верное решение. Лишь появление новой возлюбленной, ради которой он ушёл из семьи, способно подарить герою робкую надежду на счастье.
Настроенческий спектр произведения имеет широкую амплитуду: от тягостного одиночества – до светлой надежды, спасающей лирического героя из заточения его внутренней «тюрьмы».
Основная идея
Основная идея произведения заключается в утверждении важности духовного возрождения человека. Поэт утверждает мысль о том, что насколько бы сложной не оказалась жизненная ситуация, всегда существует надежда на разрешение всех проблем, достижение светлого будущего. Повествуя о глубочайшей потерянности и одиночестве, лирический герой демонстрирует следующее: излишнее погружение в собственные переживания способны оторвать человека от реальной жизни, посадить его «под замок» внутренней тюрьмы. А, чувство надежды – это именно то, что открывая двери внутренней тюрьмы, дарит свободу.
Средства выразительности
Лирическое «Я» автора раскрывается через обращение к следующим средствам художественной выразительности:
- эпитеты – «белые, мокрые комья», «зимний день»;
- метафоры – «по портьере пробежит сомненья дрожь», «и опять зачертит иней…»;
- сравнение (в тексте одно) – «ты, как будущность, войдёшь»;
- анафора – «и опять завертит иней, и опять завертит мной…», «и опять кольнут…»;
- аллитерация – неуютная атмосфера передана посредством использования согласных звуков «З», «С», «Р»: «… зимний день в сквозном проёме не задёрнутых гардин».
Источник