Непосредственность чувств что это

Значение слова «непосредственность»

НЕПОСРЕ́ДСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Свойство по прил. непосредственный (во 2 знач.). Казалось, что конца не будет его неистощимому степному здоровью и его свежей, наивной непосредственности. Куприн, Черный туман. Она то смешила, то умиляла его своей еще детской непосредственностью. Караваева, Родной дом.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

НЕПОСРЕ’ДСТВЕННОСТЬ, и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к непосредственный. Н. натуры. || Непосредственный характер, поведение непосредственного человека. Отличаться непосредственностью.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

непосре́дственность

1. свойство по значению прилагательного непосредственный [1]; отсутствие посредников, промежуточных этапов или промежуточного участия кого-либо или чего-либо ◆ Непосредственность судебного разбирательства является принципиальным положением и важнейшей гарантией постановления обоснованного приговора. «Принципы гражданского процессуального права», 2003 г. // «Арбитражный и гражданский процессы» (цитата из НКРЯ)

2. свойство по значению прилагательного непосредственный [2]; искренность, способность действовать без раздумий и сомнений, по внутреннему влечению; также проявление этого свойства ◆ Управитель был человек честный и даже очень честный: это знали все, но главная черта характера, привязывавшая к нему людей, заключалась в непосредственности его натуры и в оригинальности его характера. Н. С. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В ней действительно была непосредственность дикарки, но мне это нравилось больше, чем скованность наших женщин. Владимир Голяховский, «Русский доктор в Америке», 1984-2001 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ёлочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Непосредственные люди – это, в первую очередь, искренние люди

Непосредственные люди — это, в самом распространенном и общепринятом толковании, искренние, следующие своим внутренним порывам, лишенные, в первую очередь, даже намека на лицемерие и расчетливость, представители человечества. Но, конечно же, многое зависит от толкователя слова. Например, Ф. М. Достоевский утверждал, что непосредственный человек деятелен в силу своей тупости и ограниченности.

Многозначный термин

Второе понятие чаще всего существует в связке «непосредственный человек», и относится к существу разумному. И здесь его значение имеет очень обширное пространство для толкования, вплоть до того, что термин может означать «святую простоту» или глупость. И такой вариант имеет место. Но нельзя же Наташу Ростову, один из символов непосредственности, назвать дурой.

Положительность непосредственности

Русский язык богат, в том числе за счет большого количества синонимов и возможностей толкования одного и того же слова. Применительно к человеку непосредственность можно расшифровывать как безыскусственность и простоту, наивность и непринужденность, свежесть и раскованность. Простодушная доверчивость, естественность, прямота, натуральность и откровенность – все эти черты подходят под это понятие. Исходя из перечисленного, можно констатировать, что непосредственные люди — это очень симпатичные представители человечества. Но не так часто встречающиеся. Во-первых, потому что, общество формирует под себя человеческую особь, которая взрослеет и становится полноправным его членом, следующим нормам и правилам поведения. Во-вторых, даже живя далеко от общества, трудно сохранить свежесть душевных переживаний, радостей и, особенно, смятений. Грубо говоря, человек привыкает ко всему.

Непосредственность может быть раздражающей

Или же натура должна быть, действительно, очень богатой и сильной, чтобы позволить себе поведение, лишенное стереотипных рамок, и при этом не выглядеть смешно и жалко, в лучшем смысле — «милой глупышкой», в худшем к такому человеку применим афоризм «простота хуже воровства».

Естественный период естественной непосредственности

Есть, и всегда была категория человечества, живущая по принципам непосредственного восприятия мира и поведения в нем. Это, конечно же, дети. Им позволено многое. Детская непосредственность, как правило, мила. Воспетая К. Чуковским в книге «От 2-х до 5-ти», она на долгие времена оставалась примером детской вседозволенности. Но реакция взрослых, как правило, всегда одинакова. Малышей одергивают, объясняют, что «правду-матку резать» нельзя. Если этого не делать, а постоянно умиляться дерзости ребенка, из него вырастет хам. Хотя его можно назвать эгоцентриком. В любом случае, к последним не применимо понятие «непосредственные люди». Это — нравственные уроды, способные отравить жизнь окружающим.

Очаровательная непосредственность

Примером может служить поведение Татьяны Лариной на «ярмарке невест». Она была непосредственна в своем безразличии к происходящему, а «…меж тем, как глаз с нее не сводит какой-то важный генерал…». И на вопрос «что значит непосредственный человек?», в первую очередь, хочется ответить, что это искренний, без «второго дна», сударь или сударыня, с которыми очень легко, приятно и всегда радостно общаться. А много таких или мало в окружении — зависит, в первую очередь, от душевных качеств и предпочтений самого человека.

Источник

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

— естественность; следование своему внутреннему влечению.

Все мы не похожи друг на друга. Но у каждого в детстве есть один, общий для всех талант — это непосредственность. Умение говорить то, что вздумается, смеяться, когда захочется засмеяться, быть самим собой.

Проходит время, и это умение исчезает. Нам делается неловко говорить что вздумается и смеяться где попало. Становясь старше, мы стараемся не «выставлять» всех своих чувств и мыслей — а вдруг они кому-то покажутся неинтересными? Боимся задавать, как в детстве, разные вопросы — а вдруг кто-то сочтет их глупыми? Перестаем видеть удивительное там, где его не видят другие. Не только плохие, но, к сожалению, и хорошие чувства мы начинаем прятать.

Мир теряет свои веселые краски, люди больше не кажутся добродушными, жизнь становится прозаичной, да и сам делаешься каким-то менее значительным, особенно в малознакомом обществе.

Стесняешься быть самим собой, стремишься выглядеть умнее, а в результате выглядишь глупее и банальнее, чем ты есть. Чрезмерная оглядка на то, что скажут другие, словно одевает нас в скучную униформу, и пережить это бывает нелегко, особенно в юности. Чувствуешь себя неловким, неестественным и не знаешь, как из этого выбраться — иногда принимаешься вдруг грубить, иногда, наоборот, превращаешься в тихоню. Но ни то ни другое не помогают оставаться, как прежде, в ладу с самим собой.

Винишь себя, винишь других, а дело в том, что ушло детство, а с ним ушла непосредственность. Постепенно ее место заняла привычка следовать заведенным обычаям, правилам — подчиняться какому-то среднему опыту поведения.

До некоторой степени это неизбежно, и в этом нет ничего ужасного. В самом деле, нехорошо ведь, имея метр семьдесят роста, чувствовать себя, как ребенок, центром мира, приставать ко всем со своими переживаниями, задавать нелепые вопросы, веселиться, когда другим грустно. Сдержанность красит человека.

Принято считать, да так оно, в общем, и бывает, что непосредственность вытесняется образованием. Оно — как увеличительное стекло между миром и человеком. Ум пользуется мыслями, обдуманными до тебя, глаза вооружаются тем, что уже заметили другие, а это совсем не то ощущение, когда они у тебя ничем не оснащены и свободно, беспечно щурятся себе, словно спросонья. Детская свежесть восприятия теряется под напором уже сделанных без тебя открытий… Но вот что интересно! Это отрицательное последствие образования (не все же последствия положительны, плюсов без минусов не бывает) преодолеть можно не чем иным, как образованием же, только более обширным и глубоким — чтобы возродилась способность удивляться, без которой нет непосредственности, надо или не знать почти ничего, или знать очень много.

Думать своим умом (следовательно, видеть своими глазами, чувствовать своими чувствами) человек может, когда он или не знаком с плодами чужого ума, или знаком так глубоко, что ответы на возникающие у него новые вопросы приходится искать самому — готовых просто нет.

Это значит стать творческой личностью. Такие люди всегда выделяются непосредственностью, они не боятся быть самими собой.

Тут нечто вроде закономерности: как только у человека появляется столько знаний в какой-либо области, чтобы на их основе приобретать новые (неизвестные), он снова начинает видеть удивительное там, где его не видят другие. Дети мало знают и потому всему удивляются. Но и человек, вкусивший творческую радость познания, чем больше знает, тем больше способен удивляться.

Итак, глубокие знания открывают путь к непосредственному, живому, не стесненному «задним умом» восприятию жизни. Но путь этот непростой, и, чтобы не сбиться с него, надо с юных лет правильно, разумно относиться ко всему нестандартному, необщепринятому. Стандарты придают существованию людей необходимую устойчивость, но без отступлений от стандартов не было бы движения, развития науки, производства и культуры, человечество было бы подобно замшелому камню.

Хорошие стихи писали и до Пушкина, он учился у Державина, Жуковского, Батюшкова. Но никто в то время не смог так решительно, как Пушкин, посягнуть на искусственный, риторический книжный язык и, нарушая все правила (стандарты!) пиитики, писать:

…Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь?

Такие строки были бы невозможны без непосредственного, естественного, наперекор всем стандартам, желания Пушкина писать, как говорили вокруг него: крестьянка — няня, друзья — гусары, московские купцы и уездные барыни. Без его умения радоваться, удивляться и восхищаться тем, что еще не замечено, не понято и не признано другими.

Это было нелегко. «Наиболее зрелые, глубокие и прекраснейшие создания Пушкина были приняты публикой холодно, а критиками оскорбительно», — писал Белинский. Но прошло время, все стало на свои места, и язык Пушкина сделался языком русской литературы.

Непосредственность сильна и красива, потому что чужда всему надуманному, фальшивому. Но она и беззащитна, слаба, легко исчезает, если человек не хочет или не умеет быть самостоятельным.

В «Мертвых душах» Гоголь писал о девушке, только что вышедшей из института: «Она теперь, как дитя, все в ней просто: она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет смеяться». Но, писал он дальше, «пусть-ка только за нее примутся теперь маменьки и тетушки. В один год ее наполнят всяким бабьем, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть; всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно; запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто черт знает что!»

Надо уметь охранять себя от надутости, чопорности и той «житейской мудрости», которая старается сделать из тебя «черт знает что». Чтобы на всю жизнь сохранить детский талант непосредственности, совсем ни к чему стараться быть наивным и нераздумывающим. Это будет выглядеть искусственным. Нужно другое: не стесняться сомнений, не бояться говорить правду, высказывать мысли и идеи, даже если многие их не признают, высмеивают, называют чудачеством.

Как бы это ни казалось трудно, надо доверять своим чувствам и не робеть говорить и делать то, в чем убежден. Чацкому было невыносимо оставаться в обществе Фамусовых, и он бросил ему вызов:

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок.

Карету мне, карету!

Непосредственность помогает без раздумий и сомнений поступать так, как велит совесть. А это очень важно, особенно в те требующие быстрых решений моменты, когда для длительных размышлений просто не остается времени.

Мужество, решительность, чистосердечие — эти качества часто бывают свойственны непосредственным людям. Но грустно бывает видеть человека, когда он, не разобравшись, по собственному недомыслию искрение помогает тем, кто творит зло.

Ребенок не ведает, что творит, потому что у него нет опыта, а взрослый должен ведать, что он творит, и потому плохо, если он с детской непосредственностью совершает дурные поступки. Зло остается злом, по какой бы причине его ни совершали, и никакая непосредственность не может облагородить темноту и душевную неразвитость.

Тот, кто, нисколько не смущаясь, демонстрирует свое бездушие, кто слеп и глух к бедам другого, не найдет оправдания в том, что он «от души» глух и слеп. Искренний в своем невежестве или эгоизме, остается все тем же невеждой или эгоистом, а его «непосредственность» часто имеет своей причиной самоуверенность и неуважение к людям.

«Человеческая природа, — писал семнадцатилетний

Маркс, — устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их благ». А чтобы действовать «во имя блага», надо уметь определять, в чем оно состоит, а для этого так же важны знания, как и чуткость ко всякой несправедливости.

Стесняться плохого и не стесняться хорошего — это первый и главный шаг к той непосредственности, которая помогает всегда быть простым, открытым и отзывчивым человеком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Непосредственность

В современном мире искренность и непосредственность так же редки,

как лицо без маски во время карнавала.

Ещё непосредственный, а уже начальник.

В молитве человек уверяется в непосредственном влиянии на божественную волю, и тем самым приобщается к божественному всемогуществу.

Непосредственность и бесхитростность в глазах прагматика — глупость.

Если Вы сама для себя сохраните свою чистоту, детскость, непосредственность,

сможете естественно проявлять свои эмоции, Вы автоматически станете очень привлекательной.

Конечно, женщины в несколько раз более беспокойны, чем мужчины. Беспокойство –

это обратная сторона прекрасной женской природы, её чуткости, её

детскости, ее жизнерадостности, ее непосредственности, ее веры в мужчину.

Непосредственность как качество личности – способность спонтанно реагировать на жизненные ситуации, проявлять себя по внутреннему влечению без всяких промежуточных ступеней самоанализа своих предполагаемых действий.

Мать спросила своего ребёнка: — Знаешь ли ты, что Бог был здесь, когда ты крал печенье с кухни? — Да. — И что он смотрел на тебя всё это время? — Да. — А что он говорил тебе, как ты думаешь? — Он говорил: «Кроме нас здесь никого нет, возьми и мне немного!» Помню, еще в советские времена, когда моему сыну было пять лет, поехали мы с ним в метро на левый берег Днепра. В метро он никогда не был. Выходим на улицу, смотрю, он о чем-то напряженно думает, а затем спрашивает: «Папа, а почему мы раньше никогда в метро не ездили?» — «Да, как-то не было надобности. А что?», и он выдает перл: «Пять копеек, а столько удовольствия».

Непосредственность достоверно раскрывает свой внутренний мир без всякого опосредования, в отсутствии какой-либо внутренней цензуры. Обычно человек, прежде чем говорить и действовать, проходит несколько внутренних фильтров. Мы живем в материальном мире, находящемся, в основном, под влиянием энергии выгоды. Эгоизм – первый враг человека, тем не менее, он является самым распространенным из человеческих качеств. Поэтому первый и самый тяжелый барьер, который нужно преодолеть человеку для того, чтобы общаться с другими людьми – это ложное Эго, которому подчинены ум, чувства, а в запущенных случаях и разум. Ложное Эго – противник всего, что может как-то нанести урон тому, с чем оно себя отождествляет. А поскольку у него «руки загребущие», то зона его претензий обширна, как у маркиза Карабаса из мультфильма «Кот в сапогах». Ложное Эго пропустит в свет только то, что ему выгодно. Если сегодня в цене непосредственность, естественность и непринужденность, значит, будем из кожи лезть, скрести по внутренним сусекам, чтобы выложить на показ людям, хотя бы жалкое подобие этих качеств. Но, как не старайся, махровому эгоисту эта задача не по зубам. Вредоносные бациллы эгоизма поражают сознание по мере взросления личности, и первыми его жертвами становятся непосредственность, естественность и непринужденность.

У каждого человека изначальный потенциал, талант непосредственности противостоит фальши и надуманности внешнего мира. Идет борьба этих сил. Если человек не может отстоять свою самостоятельность, непосредственность слабеет, дряхлеет и отмирает. В «Мертвых душах» Гоголь писал о девушке, только что вышедшей в мир: «Она теперь, как дитя, все в ней просто: она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет смеяться». Но, писал он дальше, «пусть-ка только за нее примутся теперь маменьки и тетушки. В один год ее наполнят всяким бабьем, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть; всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно; запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто черт знает что!» Чтобы не случилось «черт знает что», нужно бежать от надутости, чопорности, актерствования и той «житейской мудрости», которая ампутирует у тебя божий дар непосредственности.

Непосредственность – это не наивность, бездумность, неблагоразумие и нерассудительность, это следование своим внутренним порывам, искреннее выражение своих чувств и эмоций, поведение, лишенное лицемерия и стереотипных ограничений, это способность не стесняться сомнений, не бояться говорить правду, удивляться и сопереживать, не скрываясь за маской безразличия.

Однажды утром Лин-чи находился в храме. Вскоре пришёл молодой человек и сел неподалёку с закрытыми глазами в застывшей позе. Этот молодой человек жаждал стать учеником и таким образом думал произвести впечатление на Мастера… Лин-чи подошёл и, стукнув его костяшками пальцев по голове, произнёс: — Вставай и уходи! В нашем храме достаточно статуй. Огорчённый молодой человек обернулся на пороге, и Лин-чи сказал: — Будь живым! Не претендуй и не усердствуй!

Помимо ложного Эго существует еще один мощный фильтр – разум. Обладатель разумности жестко контролирует «болтовню ума» и умеет отсекать мысли, где содержится хоть малейший намек на глупость или не проверенное знание. На язык попадает только тщательно продуманная мысль. Пусть, считает он, я немногословен и сдержан, зато не выгляжу легкомысленным и глупым. Позиция, заслуживающая уважения, но жизнь многогранна в своих проявлениях, иногда требуется слышать не разум, а голос своего внутреннего контролера – совести. Не случайно, мужество, решительность, бесстрашие и отважность свойственны непосредственным людям. В сложных жизненных ситуациях эгоист думает о себе любимом, находясь под влиянием ложного Эго, он не способен действовать легко и без раздумий.

Непосредственность бросается спасать людей, находясь под влиянием голоса сердца. Без тени сомнения она идет в огонь и в воду, лишь бы спасти другие жизни. Она прирожденный спасатель, поставщик альтруистов и проводник бескорыстия. Спроси ее: «Зачем ты так рисковала жизнью? Что заставило тебя броситься спасать людей?», и она, как Пашка Колокольников из рассказа Василия Шукшина «Живет такой парень» ответит: «Дурость» и пояснит: «Я же мог подорваться».

Непосредственность, как правило, проявляется в связке с искренностью, непринужденностью, естественностью, правдивостью и простотой. Такое содружество качеств позволяет человеку стесняться плохого и не стесняться хорошего. Он становится открытым и отзывчивым человеком. Непосредственность принимает себя как личность, обладает высокой самооценкой и, в силу этого, отказывается актерствовать, лицемерить, играть чужие роли и надевать маски. Для нее жизнь кажется серой, тусклой и пресной, если она лишена спонтанности решений и нестандартности поступков.

Михаил Веллер рассказал о забавном эпизоде, произошедшем при встрече композитора Хачатуряна с художником Сальвадором Дали. Зайдя в сопровождении слуги в роскошный приемный зал, обставленный гарнитурами времен Луи XV, композитор стал ожидать Дали. Часы показывали четырнадцать часов. Перед ним мозаичный столик с армянскими коньяками, испанскими винами и фруктами. Прошло полчаса. Хачатурян выпил пару рюмок коньяка и запил их бокалом вина. Щиплет виноград, а Дали все нет. Проходит час, Хачатурян начал нервничать, попробовал открыть двери, но они были закрыты. С досады он осаживает еще коньячку. Захотелось кушать, время то обеденное. Присаживается обратно к столику, выбирает грушу поспелее, апельсином закапывает рубашку, налегает на коньяк, фрукты. «В туалет надобно выйти Араму Ильичу. А двери заперты. Никакие этикеты и правила хорошего тона уже неуместны, он стучит вовсе двери, сначала застенчиво, а дальше — просто грохочет ногами: никакого ответа. Тогда пытается отворить окна — или покричать, или уж… того… Но стрельчатые замковые окна имеют сплошные рамы, и никак не открываются. Хачатурян начинает бегать на своих коротких ножках по залу и материться с возрастающим напором. И к четырем часам всякое терпение его иссякает, и он решает для себя — вот ровно в четыре, а там будь что будет! да провались они все! А на подиуме меж окон стоит какая-то коллекционная ваза, мавританская древность. Красивой формы и изрядной, однако, емкости. И эта ваза все более завладевает его мыслями. И в четыре он, мелко подпрыгивая и отдуваясь, с мстительным облегчением писает в эту вазу и думает, что жизнь не так уж плоха: замок, вино, павлин… и высота у вазы удобная. А часы бьют четыре раза, и с последним ударом врубается из скрытых динамиков с оглушительным звоном «Танец с саблями!» Дверь с громом распахивается — и влетает верхом на швабре совершенно голый Дали, маша над головой саблей! Он гарцует голый на швабре через весь зал, маша своей саблей, к противоположным дверям — они впускают его, и захлопываются. И музыка обрывается. Входит церемониймейстер и объявляет, что аудиенция дана. И приглашает к выходу. Остолбеневший Хачатурян судорожно приводит себя в порядок, справляясь с забрызганными брюками. На крыльце ему почтительно вручают роскошный, голландской печати, с золотым образом, альбом Дали с трогательной надписью хозяина память об этой незабываемой встрече. Сажают в автомобиль и доставляют в отель. По дороге Хачатурян пришел в себя и хотел выкинуть к черту этот поганый альбом, но подумал и не стал выкидывать. А там его ждут и наперебой расспрашивают, как прошла встреча двух гигантов. И он им что-то такое плетет о разговорах про искусство, стараясь быть немногословным и не завраться. В тот же день полное изложение события появляется в вечерних газетах, причем Дали в простительных тонах отзывается об обыкновении гостя из дикой России использовать в качестве ночных горшков коллекционные вазы стоимостью в сто тысяч долларов и возрастом в шестьсот лет. Так или иначе, но больше Хачатурян в Испанию не ездил».

Источник

Оцените статью