Непосредственное эмоционально волевое влияние

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

Как Вы думаете, о чем шла речь в жалобе пациента?

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвен­ник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во из­бежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, об­ращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и так далее. Медицинские работники словно отгораживаются ими от боль­ного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и ле­чение становится неэффективным.

— СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».

Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши гре­хи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

— КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!»

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рож­дения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др).

Вы можете общаться с ними:

— посредством карточек с рисунками, на которых изображен, напри­мер, стакан с водой или мочеприемник

— через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку, каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

а) социальная коммуникация

б) обмен информацией

в) обмен эмоциями

г) все перечисленное

2. К функциям общения относятся информационная, экспрессивная и _____________

3. К типам общения относятся вербальный и __________

4. К вербальному типу общения относятся:
а) выражение лица

5. Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии длитель­
ное время, называется эффектом_______________

6. Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, ком­промисса и __________________

7. Благоприятное воздействие, оказываемое личностью медицинского
работника на психику пациента, носит название ___________ общения.

8. Терапевтические средства общения: пристальное внимание, тера­
певтическое прикосновение и _________________

9. Фактор, препятствующий организации терапевтического общения:

б) изоляция пациента

в) громкий высокий голос

г) приглушенное освещение

10. Основная цель общения в сестринском деле:

а) предоставление информации

б) преодоление чувства тревоги

в) вселение надежды на улучшение самочувствия

г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью

11. К вербальному типу общения относятся:

б) письменная речь

12. 12. Тон и громкость голоса, интонация, возгласы и паузы носят назва­
ние________________эффектов общения.

13. Эффективность общения определяется двумя критериями: дело­
вым (профессиональным) и ____________________

14. В основе терапевтического общения в сестринском деле лежит:

а) речевая культура

б) доброжелательное отношение к людям

в) артистические способности

г) суггестия (внушение без гипноза)

15. Непосредственное эмоционально-волевое влияние на пациента,

умение быть убедительным и настойчивым относится к___________стилю

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Нарушение эмоционально волевой сферы

Общие сведения

Для нормальной жизнедеятельности и развития в социуме большое значение имеет эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства играют важную роль в жизни человека.

Воля человека отвечает за способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее. Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя. Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни.

Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания. Последним этапом в формировании воли является действия, которые необходимо совершить для преодоления внешних и внутренних препятствий. Если говорить об истории, то волевые решения в разное время формировались благодаря определенной трудовой деятельности.

При каких заболеваниях возникает нарушение эмоционально-волевой сферы:

К внешним раздражителям можно отнести определенные социальные условия, а к внутренним, наследственность. Развитие происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода.

Характеристика волевой сферы личности

Волевые действия можно разделить на две группы:

Простые действия (не требуют затрат определенных сил и дополнительной организации).

Сложные действия (подразумевают определенную концентрацию, настойчивость и умения).

Для того чтобы понять сущность таких действий, необходимо разбираться в структуре. Волевой акт состоит их таких элементов:

способ и средство деятельности;

Нарушения эмоционально-волевой сферы

Гипербулия, общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. Например, увеличение аппетита приводит к тому, что больные, находясь в отделении, немедленно съедают принесенную им пищу. Гипербулия это характерное проявление маниакального синдрома.

Гипобулия характеризируется общим снижением воли и влечений. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких.

Абулия это расстройство ограничивающееся резким снижением воли. Абулия является стойким негативным расстройством, вместе с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении.

Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией. Отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности. Так, человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влечение к мытью рук на короткое время, однако обязательно тщательно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, потому что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.

Компульсивное влечение очень мощное чувство, поскольку по силе оно сравнимо с инстинктами. Патологическая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и возможностью последующего наказания.

Источник

Методическая разработка практического занятия

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАОУ КО СПО «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Тема: «Общение и обучение

в сестринском деле»

г. Калуга, 2014 г.

Студенты должны ЗНАТЬ:

факторы, способствующие и препятствующие общению;

сферы и способы обучения;

Студенты должны УМЕТЬ:

организовать терапевтическое общение с пациентом;

оценить потребность в обучении;

оценить исходный уровень знаний, умений пациента;

оценить способность к обучению;

определить содержание обучения;

составить индивидуальный план обучения и реализовать его;

оценить качество и эффективность обучения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Дайте определение понятия «ОБЩЕНИЕ».

Назовите уровни общения.

Перечислите функции общения.

Охарактеризуйте вербальный и невербальный типы общения, паралингвистические эффекты.

Опишите эффект «ОРЕОЛА».

Выделите пять стилей общения.

Определите критерии эффективности общения.

Назовите виды и средства общения.

Охарактеризуйте цели общения в сестринском деле.

Опишите способы поддержания связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

Понятие — сестринское обучение.

Определение обучения в сестринском деле.

Задачи обучения в сестринском деле.

Понятия формальных и неформальных методов обучения.

Мотивация к обучению.

Способность, определение, виды.

Готовность пациента к усвоению информации.

Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.

Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадёжным. Сим искусством сообщается та твёрдость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания.

Мастерство общения в сестринском деле

Общение — все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

Общение в сестринском деле – обмен информацией и/или эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существуют три уровня общения:

межличностный (между двумя и более людьми);

общественный (между большими группами).

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приёма лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсёстры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) — наиболее распространённое средство общения между людьми с помощью речи.

Беседа с пациентом — целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы всё сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.

Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:

«Таблетки, микстура и тёплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово, —

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без тёплого слова,

Без нежного слова — не лечат больного!».

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ).

Данный тип общения представляет собой более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца — они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребёнком.

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Ещё Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо всё это обыкновенно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная причёска, унизанные кольцами руки, высокие каблуки — всё это напоминает тяжелобольному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

Почему для медсестры недопустима неопрятность?

Почему, например, нельзя не вымыть демонстративно

руки перед инъекцией?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмемедхановича Шамова:

«В октябре 1983 г. В Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжёлого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

— Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой — то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: «Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!» И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной».

Почему искусство медсестры часто сравнивается с мастерством актёра?

в) ПОЛОЖЕНИТЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта».

Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

интимное — менее 40 см,

личное – 40 см — 2 м,

социальное – 2 – 4 м,

открытое — более 4 м.

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определённое насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в вою личную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем свои видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.

К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

возгласы и восклицания;

тон, звучность, тембр голоса;

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

адекватное освещение, отопление и вентиляция;

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует ещё и внутренняя, скрытая сторона общения — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

предшествующая информация о человеке;

личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников;

Важную роль играет «эффект ореола» — первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.

Различают 5 стилей общения:

Приведите пример, иллюстрирующий каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам и какой Вы считает наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

«Ребёнок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства — анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребёнка просто берёт его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а ещё через минуту малыш снова резвится, как ни в чём не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!» (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, ещё в 1820 году писавшего: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».

Приведите пример терапевтического общения.

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ — ДОБРО- ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль – Фарадж сказал: «Смотри, нас трое — я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть её. Но если ты перейдёшь на её сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих».

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:

— Что со мной случилось?

— Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

— А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

— Почему мне дают кислород, разве моё состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

Страх — это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обычная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенности. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что тревожится за воё будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения — до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушёл в себя»). Отсюда и «странные» поступки и разговоры пациента, нытьё, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работника заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

Избавьте больного от страха! Страх — это эквивалент боли.

Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Расскажите, что Вы знаете об «эффекте плацебо»?

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея – помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтичес- кого общения.

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной боли не умрёте, скорее умрёте от той болезни, с которой пришли сюда».

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестёр милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами — часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и старики, и дети — особенно. Для многих несчастных Ваше внимание — единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте её!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всём, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Всё будет хорошо. Мы Вас не оставим».

Как можно чаще спрашивайте больного:

— Может быть, Вам что–нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана или жёсткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМАНИЯ К БОЛЬНОМУ.

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутёвую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадовать — Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотографию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле — фотографию старой Тулы, и Вы поймёте цену мелочей».

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.

Медсёстры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как – то достучаться до него. Часто бывает, что тёплое человеческое прикосновение — единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове — это и будет та «тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной» и для проведения которой совершенно не нужно дополнительного времени.

Говорит медсестра: «Это же очень по-человечески — просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку — так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше всё получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится» (Патриция Беннер).

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его — тогда ещё молодого врача — пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил.»

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не сознаёт, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.

НЕТЕРЕПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЬЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.

Что означает выражение «слепота зрячих»?

Например: на приём пришёл пациент, у которого диагноз «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и лице. Врач повернулся к медсестре и произнёс одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечения чесотки — мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, молча вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

Как Вы думаете, о чём шла речь в жалобе пациента?

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрёка в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

Медсестра получает престарелому пациенту самому в определённые часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом, и лечение становится неэффективным.

СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

В приёмном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас ещё вырастет».

Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».

КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приёме молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!».

ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).

Вы можете общаться с ними:

посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприёмник и т.д., например:

через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на Ваш вопрос «Да»).

Задачи обучения в сестринском деле

Педагогика – есть вечный путь в царствование знаний».

Предметом педагогики как области научного познания является воспитание, обучение и творческое развитие личности.

ОБУЧЕНИЕ – неотъемлемая часть педагогической деятельности.

Задачи обучения в сестринском деле — это:

пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ — это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения, прежде всего основных жизненно важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, её знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости и его близких. Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

• ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения.

• ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — человек, получив информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально.

• ПСИХОМОТОРНАЯ — человек обладает умением благодаря умственной и мышечной деятельности обучаться каким – либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически эмоционально.

СЕСТРИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ — это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.

Медсестра должна владеть методами и приёмами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

словесный (устное изложение, рассказ, беседа);

наглядный (иллюстрация — медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д);

практический – отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.).

Нужную информацию необходимо давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом чётко выделяя главное — то, что пациент должен усвоить обязательно: то есть, необходим путь поэтапного овладения знаниями, умениями с последующим формированием навыков.

ПРИЁМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении. К приёмам относятся:

Смотреть — это не значит видеть!

Слушать — это не значит слышать!

Для лучшего восприятия материал должен быть качественным.

Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).

Приёмы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приёмам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приёма пищи.

Неформальная обстановка складывается, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ – инфекции, гепатита С и так далее), представляет информацию, необходимую для соблюдения PJ: (здорового образа жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и т.д.).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

МОТИВ — (от французского — двигать) побудительная причина, повод к какому-то действию.

Мотивы делят на три группы:

социальные (пациент и общество);

мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес;

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО

БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

мотивы, связанные с творчество (например, пациент левша: как бы ни пытались обучить его действовать по алгоритму, он будет делать по – своему). Переучивать не нужно.

К каждого человека есть потребность — иметь жизненные ценности. Они у всех разные (например: жизнь, здоровье, общество, дети, работа, карьера и т.д.).

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения; содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения (семья, друзья, общество).

2) Разнообразием форм обучения:

деловая игра (для пациентов лучше использовать ролевые игры);

Для достижения желаемого результата, обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

отзывчивость и сердечность;

способность понять проблемы пациента;

высокий профессионализм, грамотная речь;

умение контролировать себя, не поддаваясь эмоциям;

умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестёр к организации учебного процесса.

СПОСОБНОСТЬ – это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определённого рода деятельности.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ — способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ — проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

КОНСТРУКТИВНОСТЬ — проявляется в умении проектировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал, в каком объёме?).

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ — проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:

внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше её быть не может);

Источник

Оцените статью