Неподдельные детские эмоции фраза

Давайте видеть счастье в мелочах!

Современных детей сложно чем-то удивить и по-настоящему обрадовать. Обилие игрушек и разнообразных развлечений, о которых мы в детстве даже не мечтали, наличие гаджетов с огромными возможностями – все это стало настолько доступным для каждого ребенка, что родители порой теряются, чем же еще его осчастливить? Сладости, мультики, качели-карусели и прочие незатейливые детские радости тоже стали обыденными – они воспринимаются детьми как само собой разумеющееся. А ведь каждому родителю хочется видеть на лице своего ребенка счастливую улыбку. Какое же оно – детское счастье?

«Дорогие» наши детки

Часто родители отождествляют свои представления о счастье с материальным благом, стараясь одеть ребенка во все самое модное и дорогое, покупая ему крутые электронные игрушки, «навороченные» телефоны, планшеты и компьютеры. Они искренне желают счастья своему чаду и уверены, что он получает его сполна. И так же искренне недоумевают, когда видят безразличие ребенка к новому наряду или айфону последней модели, за который только что заплатили приличные деньги. Вместо ожидаемого блеска в глазах и радостной улыбки они получают равнодушно-вежливое «спасибо». А уж если дорогой гаджет оказывается сломанным, на ребенка нередко обрушивается шквал обвинений в неблагодарности и неуважении к родительской заботе. Понятно, что подобные упреки не добавляют ребенку счастливых минут.

Почему же все эти дорогие престижные вещи не делают ребенка счастливым? Дело в том, что взрослые и дети по-разному понимают ценность предметов. Родители судят о ней по стоимости и престижности, а дети – по тому, насколько важна и близка ему та или иная вещь, какие чувства и эмоции она у него вызывает. Именно поэтому порой старенький плюшевый мишка, с которым связаны самые светлые и трогательные моменты раннего детства, становится для ребенка дороже модных компьютерных игрушек.

Что же такое счастье?

Человечество веками задавалось этим вопросом, но так и не пришло к единому пониманию. Тем не менее психологи установили, что ощущение счастья – одна из наиболее сильных положительных эмоций человека. И если у взрослого скептика довольно сложно вызвать эту эмоцию, то дети в силу особенностей детского восприятия способны испытывать неподдельную радость от, казалось бы, совершенно обычных вещей и событий. Искренность и непосредственность, открытость детей всему новому и их готовность бесконечно познавать неизведанное дают огромный простор для того, чтобы дарить им счастливые моменты буквально на каждом шагу.

Дарите детям эмоции

Многие родители наверняка удивятся, но сделать ребенка счастливым гораздо проще, чем может показаться. И одновременно – сложнее. Проще – потому что для этого не придется тратить деньги, ведь на них эмоций не купишь. Сложность же в том, что взрослым придется пожертвовать своим временем и потратить частичку душевного тепла, для того чтобы подарить ребенку минуты радости. А еще придется постараться увидеть мир детскими глазами и понять, что может порадовать ребенка в обычной, повседневной жизни. То, что для нас давно стало привычным и обыденным, для ребенка – настоящее открытие! В ежедневной бытовой карусели мы не замечаем, как распускаются первые весенние листочки на деревьях, нам некогда восхититься удивительной красотой и гармонией снежинки, упавшей на ладонь. Мы не обращаем внимания на пробившийся из-под асфальта робкий росток и весело скачущих воробьев возле дома. А ведь когда-то все эти мелочи доставляли нам много радостных минут! Так почему бы не подарить эту незатейливую радость своим детям?

Мир гораздо шире телевизора

Нередко родители, стараясь доставить ребенку радость без усилий со своей стороны, усаживают его у телевизора и включают мультики. Вроде бы всем хорошо: и ребенок не скучает, и взрослые могут спокойно заниматься своими делами, не отвлекаясь на бесконечные детские «почему». Да и оправдание всегда находится: «Он так любит мультфильмы!». Любит – отлично! Значит, можно подарить ребенку радость совместного похода в кинотеатр. И поверьте, те же самые мультики запомнятся ему как интересное и незабываемое событие, ведь он смотрел их вместе с мамой и папой в настоящем кинозале с огромным экраном и объемным звуком! А еще по дороге домой он покормил голубей, и папа объяснил ему, как работает снегоуборочная машина, которую они видели на обочине. Сложно? Ничуть! Но после такого совместного досуга ребенок будет чувствовать себя абсолютно счастливым.

«Мы едем, едем, едем в далекие края…»

Собираетесь в отпуск, на дачу или просто на пикник за город? Это еще одна прекрасная возможность подарить ребенку океан позитивных эмоций! Понятно, что все организационные вопросы – куда поехать, на какой срок, что с собой брать и т. д. – решать будете вы. Но просто ставя ребенка перед фактом поездки, вы лишаете его удовольствия поучаствовать в обсуждении и сборах – по сути, лишаете его позитивного эмоционального настроя. Вам это может показаться несущественной мелочью, но для детей предвкушение интересных приключений по силе радостных эмоций равнозначно самому путешествию. Расскажите ему о предстоящей поездке, предложите самому собрать свои вещи. Покажите фотографии того места, куда вы планируете отправиться, или видео, там снятое, и увидите, каким довольным и счастливым станет ваш ребенок только от одной мысли, что он вместе с мамой и папой поедет отдыхать!

Можно привести бесконечное множество примеров, как подарить детям радостные эмоции, ведь позитив можно найти буквально во всем, что нас окружает. Главное – увидеть его самим, проникнуться этими маленькими радостями и увлечь ими своего ребенка. И тогда из этих коротких счастливых минут сложится большое детское счастье.

Источник

Мир эмоций маленьких детей

У маленьких детей есть уникальная способность проявлять целый спектр эмоций в считанные минуты. Они могут пройти путь от счастья до грусти, от беспокойства до досады еще до того, как вы закончите пить свой утренний кофе. Они могут все, что угодно, кроме того, чтобы быть предсказуемыми. К огромному сожалению, существует масса тревожных сигналов, которые показывают, что мы не справляемся с нашей задачей помочь детям понимать их богатый, разнообразный и большой мир эмоций. Мы лишь увеличиваем уровень тревожности, проблем с вниманием, зависимостью, агрессией и доминированием у наших детей.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что повышенная тревожность является самой большой психической проблемой детей в возрасте от 4 до 17 лет по всему миру. В свете этих открытий возникает вопрос, который мы должны перед собой поставить: какова роль родителя в том, чтобы помочь ребенку понимать свои чувства? Более того: как мы помогаем им научиться делиться своими чувствами и выражать их приемлемым способом?

Отчасти причиной того, что родителям в наши дни сложно продвинуться куда-либо в этом вопросе, является то, что они получают очень противоречивые советы от «экспертов» о том, как «управлять» детскими эмоциями. Одни предлагают нам игнорировать детские истерики с целью «отучения» ребенка от них, другие же настаивают на необходимости поддерживать детей и помогать им выплакаться. Как же родителям найти свой путь при таких расхождениях в литературе о воспитании детей? Ответ кроется в понимании современных научных открытий об эмоциональном здоровье и зрелости, основанных на психологии развития.

Хорошая новость в том, что эмоциональное состояние маленьких детей понимать проще всего. Их тело отражает счастье, их ноги подпрыгивают, когда они испытывают радостное возбуждение, они могут размахивать руками или кричать, когда они фрустрированы. То, что именно чувствует сейчас ребенок, обычно легко прочитать любому взрослому человеку.

Главная трудность для родителя – это то, что детские эмоции обычно очень сильны, интенсивны, громки, сумбурны, хаотичны, и чаще всего нам приходится иметь с ними дело в самый неподходящий момент. Ну почему обязательно должно быть так, что наш ребенок впадет в истерику именно в супермаркете, а сопротивление появится именно тогда, когда мы спешим и нам нужно срочно выходить из дома? В такие моменты в голове каждого родителя всплывает вопрос: «Что мне делать, когда мой ребенок теряет контроль над эмоциями?».

Три ключа к эмоциональному здоровью и зрелости

Одним из трех ключей к эмоциональному здоровью и зрелости является выражение эмоций.

Если мы хотим помочь нашим детям выучить язык сердца и уметь делиться своими чувствами приемлемым способом, они должны быть в контакте со своими эмоциями. Способность выражать свои чувства необычайно важна, но мы не открываем свое сердце первому встречному. Привязанность к близкому человеку – это базовое условие для того, чтоб учиться выражать свое эмоциональное состояние словами и делиться своими чувствами.

Существует множество вещей, которые препятствуют выражению детских эмоций, и многие из них вырастают из так часто повторяющегося требования «успокоиться». Мы часто даем нашим детям понять, что они слишком расстроены, слишком громки, слишком встревожены или слишком раздражены. Существует миф о том, что, если мы дадим им возможность свободно выражать свои эмоции, то они так никогда и не научатся выражать их иначе, «прилично».

А правда заключается в том, что, если они не научатся сперва выражать свои эмоции в таком виде, в каком они у них есть, то они никогда не придут к умению описывать их словами. Невозможно иметь здоровые взаимоотношения с тем, чего не понимаешь, равно как и невозможно принять решение действовать иначе, если не осознаешь свои действия и свое состояние в данный момент. К примеру, если мы изначально не имеем права показать, что мы раздосадованы, откуда вообще у нас появится способность объяснить словами, что именно вызвало в нас досаду?

Сначала всегда должно быть свободное выражение эмоций, поскольку мы просто не можем понять то, чему запрещено быть в нашей жизни или за что нас постоянно стыдят. Если мы расстроены, то самое плохое, что может нам сказать другой человек в этот момент: «Не расстраивайся!» Когда твои чувства отрицаются, поддаются сомнению или обесцениваются, это лишь послужит появлению других эмоций и переживаний, с которыми также придется справляться.

Второй ключ это помогать детям давать название их эмоциональному состоянию и сопереживать их сильным чувствам. Когда мы даем им слова, чтобы понимать, что они чувствуют, мы помогаем им перейти от физического проявления эмоций к их вербальному выражению.

Маленькие дети импульсивны и эгоцентричны по своей природе, и это наша задача – заботиться о безопасности окружающих, когда ребенка накрывают сильные эмоции и ему нужно дать им выход. Мы должны помогать нашим детям выражать себя, но проблема в том, что, когда наши дети проявляют сильные чувства, это обязательно включает и наши сильные чувства и эмоции. Наши личные эмоциональные реакции могут послужить помехой, когда мы пытаемся помочь детям в понимании их чувств.

Конечная цель – научить детей делиться тем, что у них на сердце, делая это зрело. Но прежде чем наши дети станут на это способны, строительные элементы эмоционального здоровья и зрелости должны поддерживаться родителями. Наши дети нуждаются не только в том, чтоб выражать свои чувства, но также и в том, чтоб испытывать их несмотря на всю уязвимость этих переживаний. Способность переживать глубокие чувства и заботиться о других – это самое древнее и самое важное умение в контексте общего здоровья и зрелости.

Нашим детям необходимо чувствовать себя грустными, воодушевленными, раздражёнными – и чтобы мы при этом их не отговаривали, не отвлекали и не запрещали им проживать свои чувства, из-за того лишь, что нам сложно переносить их. Как же мы собираемся помочь нашему ребенку справиться со своей грустью, если мы не выносим, когда он расстроен? Очень часто мы пытаемся решить их проблемы или изменить ситуацию, которая их расстраивает, когда на самом деле это просто грустная часть нашей жизни, которую нужно научиться принимать.

Всегда будут дни рождения, на которые их не позовут, друзья, которые не захотят с ними играть, вещи, которые поломаются или потеряются. Наша задача – не оберегать детей от этого жизненного опыта, а помочь им пройти через него, сохраняя свою уязвимость. Нам нужно помочь им выразить свою грусть, найти слова для нее и поплакать о том, что не сбылось или было утрачено. Именно так предполагается, что мы с вами будем помогать нашим детям жить в их богатом мире эмоций. Не нивелировать их эмоции, не исправлять их на «позитивные», а помогать им прожить их, оставаясь уязвимыми. Именно этот процесс больше, чем что-либо другое, способствует формированию у детей психологической устойчивости, уверенности и находчивости по мере того, как они вовлекаются в реальный мир.

Последний ключ к эмоциональному здоровью и зрелости – это самоконтроль, но это умение формируется у здорового ребенка между 5 и 7 годами. Если ребенок слишком интенсивно ощущает окружающий мир и проявляет признаки высокой чувствительности, то этот процесс может откладываться до возраста 7-9 лет. Детскому мозгу нужно проделать огромную работу, чтоб развиться до способности удерживать два конфликтующих сигнала, создающих давление внутри него. Именно это давление, когда одновременно возникают две мысли: «бросить в кого-то поезд, или же сказать словами, что что-то не понравилось» и помогает вспыльчивому, импульсивному ребенку выйти на новый уровень и стать более уравновешенным.

Эмоции – это огромная сила, которая продвигает нас вперед, и единственное, что способно удержать ее, – это конфликтующая эмоция. Помните, что ваши дети способны переживать только одну эмоцию в каждый конкретный момент, лишь одно чувство, которое завладевает ими полностью. Контроль над собственным эмоциональным фоном – это ключевая веха в процессе развития, которую невозможно поторопить или подтолкнуть. Маленьким детям необходимо пространство для выражения своих чувств и эмоций, им нужно уметь их проживать через свою уязвимость, но также им нужно время для развития нейронных связей, которые смогут удерживать в один момент времени противоречивые эмоциональные послания.

Маленькие дети не понимают свои эмоции и нуждаются в нас, взрослых, чтобы пройти через эту неизведанную местность. Существует множество вещей, которые мы можем сделать, чтоб помочь им стать эмоционально зрелыми и здоровыми людьми, но многие популярные подходы воспитания, к сожалению, мешают этому. Мы можем начать с помощи детям выражать свои эмоции – и подвести их в итоге к самоконтролю. Проблема в том, что мы слишком часто направляем наши усилия на то, чтоб требовать от ребенка самоконтроля и сдержанности в эмоциях преждевременно.

Детям нужно сначала понять, кто они есть, и узнать слова для описания своих эмоций, которые бурлят внутри них. Только познав самих себя, они станут способными понимать мир других людей. Способность делиться своими чувствами экологично по отношению к другим, контроль над своими эмоциями – это плоды развития и зрелости личности. Когда же речь идет о маленьких детях, то все начинается с того, чтобы давать им разрешение проявлять все свои сильные чувства, помогать им находить слова для их эмоций и переживать их, сохраняя свою уязвимость.

Дебора Макнамара

Перевод Анастасии Селейман-Гольдак

Редакция Надежды Шестаковой

Источник

Оцените статью