Необходимость единства рационального эмоционального

Принципы обучения психологии

Принципы обучения

Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия. Их необходимо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.

Принципы обучения психологии

Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику. В чем она проявляется? Какие специфические принципы важны именно для изучения психологических дисциплин? Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.

Принцип научности

Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях. Такие публикации, используемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных психологических знаниях. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.

Принцип системности

Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем устанавливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность й межпредметная связь.

Принцип единства рационального и эмоционального

В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом неправильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые занятия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только интересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентиро-ванного обучения психологии

Психология как учебный предмет имеет большую специфику но сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса предметно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на занятиях по психологии. Этот принцип должен соблюдаться при обучении психологии как общеобразовательному предмету. При изучении отдельных психологических дисциплин акценты могут расставляться иначе.

Принцип единства теоретического и эмпирического знания

Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют. К сожалению, порой в учебниках психологии и в лекциях чрезмерно преобладают теоретические рассуждения, не подкрепляемые конкретными фактами и примерами. Другой крайностью может быть чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных психологических исследований, экспериментов, опытов, примеров из области практической психологии («однажды на прием к психотерапевту пришла пациентка С. и рассказала такую историю») без рассмотрения психологической теории, которая лежит в их основе.

Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов:

б) студентам, обучающимся по другим программам высшего образования;

в) студентам средних специальных;

г) учащимся общеобразовательных учебных заведений.

Принцип доступности при обучении психологии в школе имеет особое значение в силу того, что еще не существует устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьного возраста. И если для старших школьников эта задача отчасти решается, то учет специфики среднего, а тем более младшего школьного возраста — проблема особенно сложная. Опыт ясного и понятного изложения психологических знаний этим категориям учащихся еще очень незначителен.

Принцип наглядности

Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и вербального содержания — важнейшая психологическая основа понимания. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как:

Принцип активности в обучении

Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет:

1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях;

2) диалогической формы обучения;

3) проблемного подхода в обучении;

4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой

Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологии. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, самопознания и саморазвития.

Обучение психологии должно носить развивающий характер

Этот принцип опять-таки особенно важен в школьном преподавании психологии. Уроки психологии выполняют здесь особую миссию. В результате изучения курса психологии главную ценность представляет не знание психологических теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее

понимание себя как личности.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии

Источник

Единство эмоционального и рационального в формировании положительного отношения к учебе

В центре внимания учителя стояла и стоит задача формирования человека с широким диапазоном духовных потребностей, среди которых особого внимания заслуживает потребность в познании, творческом овладении окружающим миром, стремлении и готовности к его преобразованию в пользу общества.

В процессе умственного воспитания важно не просто вооружить школьника знаниями, умениями, навыками, но и пробудить радость познания, наслаждения интеллектуальным творчеством, удовлетворение от самого процесса и результатов умственного труда. Вот почему одной из интеллектуальных проблем настоящего дня является учёт и использование в практике обучения единства эмоционального и рационального.

Вопросы соотношения эмоционального и рационального в познании волновали человечество с незапамятных времён. Уже Платон связывал с интеллектуальным началом такие чувства как умственное волнение, удовольствие и страдание. Аристотель пытался определить значение интеллектуальных эмоций, утверждая, что чувство удивления является побудителем познания, и считал, что само исследование теоретической истины составляет источник очень сильных эмоций. Декарт утверждал, что познание начинается с удивления, а сомнение — мать истины.

Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения — одна из важных педагогических проблем. Чтобы вызвать активное отношение и эмоциональную оценку школьников к изучаемому, учителю необходимо возбуждать интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства у учащихся. Чтобы учитель смог осуществить воздействие на эмоциональную сферу учащихся целенаправленно и систематически, в педагогической науке существует система приёмов прогнозирования и возбуждения переживаний школьников.

Так как эмоции трансформируют познавательную потребность, и, возбуждают деятельность воображения, активизируют мыслительную деятельность, они способствуют развитию интереса к предмету, формируют потребность более высокого уровня. На основе опыта преподавания в начальной школе мы пришли к мнению, что эмоциональное воздействие на учащихся является существенным фактором формирования у них познавательной потребности.

В проявлении интереса к познавательной деятельности, к изучению учебных предметов выражаются все психические процессы личности. Поэтому интерес — не отдельный психический процесс, а синтетическое образование, в состав которого входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, создающие интерес. Наличие эмоционального фактора делает предмет интереса привлекательным, два других момента придают ему познавательную направленность. Главную же роль играют мыслительные процессы, т.к. самая характерная особенность интереса — его осознанный характер. В интересе выражается отношение человека к предметному миру, связанное с состоянием личной близости к объекту.

Познавательный интерес мы характеризуем как чувство захваченности, зачарованности, любопытства, желание исследовать, вмешаться, подойти, соприкоснуться с объектом. Наиболее интенсивная его форма, по нашему мнению, это — возбуждение. Интерес проявляется там, где восприятие фиксирует изменение или новизну явления; знакомое, привычное, неизменное в познаваемом объекте не вызывает познавательного интереса. Отсюда, организуя процесс обучения, так важно уметь обнаружить в привычном нечто новое, обратить внимание на неожиданное, ранее не обнаруженное.

Формирование интереса обусловлено индивидуальным опытом жизнедеятельности ребёнка, дети одного возраста могут иметь разный уровень его развития. Зная общую тенденцию, особенности развития интересов детей, можно влиять на этот процесс, также прогнозировать и предупреждать появление барьеров эмоциональных переживаний учащихся в обучении.

Эмоциональную реакцию учащихся (интеллектуальные, нравственные, эстетические переживания) в обучении вызывает всё, что их окружает ( виды, методы, формы познавательной деятельности, структура урока, соклассники, личность педагога, обстановка, оборудование кабинета). Эмоциональные реакции выражаются в определённом психическом состоянии, настроении школьников: в заинтересованности, удовлетворении, радостных переживаниях или утомлении, скуке, подавленности т.п. Целенаправленное воздействие учителя на эмоциональную сферу младших школьников требует наметить ряд задач:

1) возбудить состояние неопределённости, ожидания у учащихся относительно предмета сообщения и желания получить новую информацию;

2) психологически приблизить предмет сообщения к учащимся и вызвать соучастие и сопереживание;

3) вызвать у учащихся чувство внутреннего единства с учителем, обеспечивающее возможность коллективного (вместе с учителем) переживания;

4) вызвать недоверие, сомнение к отдельным знаниям и представлениям учащихся;

5) возбудить деятельность воображения, вызвать необходимые ассоциации и на этой основе — соучастие и сопереживание школьников.

Для решения этих задач необходимо добиваться рассогласованности между имеющимися ожиданиями, запросами учащихся относительно фрагментов знаний и способов их передачи (прогностическая информация), и получаемой информацией.

Источником повышения любознательности школьников является специально организованная познавательная деятельность. Эффективным средством воздействия на чувства учащихся является проблемное изложение знаний, периодическое включение в урок проблемных ситуаций, познавательных задач, поискового метода. Противоречивые факты возбуждают у младших школьников активный поиск ответов на возникающие вопросы, осуществляемый совместно с учителем. Характер познавательных задач должен постепенно усложняться, должны подбираться задачи на применение приобретённых знаний и умений, школьники должны включаться в проведение опытной, исследовательской работы, а познавательный интерес должен постоянно вызывать у учащихся ощущение, сознание собственного роста.

Источником внутренних сил ребёнка, желания учиться, преодоления трудностей, является радость успеха от достигнутого результата и самого процесса учебной деятельности. В создании ситуации успеха большую роль играют дифференцированные задания, задачи на сообразительность и смекалку, (задачи-шутки, загадки, головоломки),сочинение сказок, преднамеренные «ошибки» учителя, подчёркивание самого маленького, но успеха.

Снять интеллектуальное и эмоциональное перенапряжение младших школьников в обучении помогает игровая организация деятельности, использование юмора. В игре увлекательно протекает познавательная деятельность учащихся, они чувствуют себя свободно, расковано, проявляют активность, самостоятельность, инициативу, легче усваивают материал, игра может стать толчком к формированию познавательного интереса. Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогают: приглашение на урок сказочных героев, игры-экспедиции, «путешествия» в прошлое, игры «в фабрику», «в лётчиков», «в моряков»,интеллектуальные игры (рассказы-задачи, занимательные задачи по математике, бои и турниры по литературе, окружающему миру, ребусы, кроссворды, криптограммы), викторины, «фокусы» и «чудеса».

Игра имеет большое значение в формировании ответственного отношения младших школьников к учению. Игра придаёт новый смысл учебной деятельности, ощутимо раскрывая через действия в воображаемых условиях общественный и практический смысл учения. Успеваемость учащихся возрастает, создается коллектив, дорожащий честью класса, требовательно относящийся к каждому его члену. В форме игры может увлекательно протекать познавательная деятельность учащихся, формироваться некоторые практические умения и навыки. Дидактические игры и на уроке, и во внеурочной деятельности позволяют ребёнку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученное задание в единстве, синтезе новых связей и отношений, что способствует более глубокому усвоению пройденного, причём в процесс вовлечена его интеллектуальная и эмоциональная сфера.

Поскольку игры и занимательные упражнения строятся на материале различной трудности, это даёт возможность участия в одной игре детей разного уровня интеллектуального развития, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

Одним из условий в применении игровых технологий учителем, является не только осознание специфики игры, но и умение играть, испытывая при этом удовольствие.

Средством возбуждения эмоциональных переживаний является содержание учебного материала. По всем предметам начального курса есть материал, содержащий эмоциональные заряды, который поражает воображение учащихся, заставляет их удивляться, позволяет в знакомом видеть новое, переводит школьников со ступени житейских, достаточно узких и бедных представлений на уровень научных понятий, содержит стимул новизны в раскрытии современных достижений науки, подчёркивает значение знаний для практики людей. Учитель начальных классов постоянно осуществляет стимуляцию чувств учащихся, сочетая логическое и эмоциональное в обучении, постепенно накапливает материал, в содержании которого заложены возможности формирования познавательного интереса. Особого внимания учителя заслуживают приёмы эмоционального воздействия, связанные с изменением привычных и ожидаемых учениками структур изложения нового материала. Удивление неожиданностью событий, заинтересованность вызывает изменение логической или временной последовательности изложения; неопределенность относительно предмета сообщения вызывает изменение ракурса изложения о предмете; психологическому приближению предмета сообщения учащимся способствует диалогизация повествования учителя, идентификация педагога с позицией учащихся приём «заражения» (личностное влияние педагога через раскрытие своего видения материала, обнажение хода своего мышления, своих чувств по поводу излагаемого).

Эффективность влияния на эмоциональную сферу младших школьников напрямую зависит от личности учителя, отношений в учебном процессе. Важную роль здесь играет педагогический такт учителя, который предполагает глубокое знание предмета, психологии личности ученика, владение методикой преподавания, постоянный творческий рост, хорошую наблюдательность, объективность оценки знаний учащихся, выдержку, спокойный деловой стиль работы, авторитет, общее признание в классном коллективе, постоянную стимуляцию положительных переживаний школьников.

Прежде всего, учитель должен хорошо понимать значение и специфику эмоциональных проявлений младших школьников в обучении. Организуя обучение, учитель должен заботиться не только о вооружении учащихся знаниями, умениями и навыками, но и о развитии у них положительного отношения к учителю. Более того, само овладение умением учиться, самостоятельно добывать знания, эффективность умственной деятельности зависит от степени развития эмоциональной сферы человека, от сформированной потребности в интеллектуальных переживаниях. Эмоциональность на уроке выступает как бы основа творческого, интеллектуального, рационального, запоминается быстрее, удерживается устойчивее. Поэтому введение в урок эмоционального в сочетании с рациональным закономерно и необходимо. Это может рассматриваться и как самостоятельная задача обучения и учитываться при руководстве познавательной деятельностью ребёнка, начиная с первых лет его обучения в школе.

Действенность перечисленных приемов и формы работы зависит от точности прогноза учителя, правильности их отбора и сочетания. Работа по возбуждению у младших школьников положительных переживаний должна проводиться не эпизодически, а в системе носить продуманный характер. Смысл в том, чтобы сделать обучение более интересным при наименьшей утомляемости школьников.

Труд, затраченный учителем на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, влияет на весь характер работы, способствует продолжению образования и самообразования, поднимает личность ребёнка на более высокую ступень развития.

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили. — М.: Просвещение, 1988. — 22 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? [Текст] / Ш.А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1991. -20 с.
  3. Батракова С.Н. Педагогические приёмы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения. [Текст] / С.Н. Батракова. — Ярославль: Ярославский государственный университет, 1982. -74 с.
  4. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. [Текст] / А.К. Дусавицкий. — М.: Знание, 1984. — 78 с.
  5. Кузьмина П. И. Развитие познавательной деятельности на уроках. [Текст]//Начальная школа, 1992. №11-12. -29-31 с.
  6. Кулагин П.Г. Ситуация успеха. Как её создать. [Текст] / П.Г. Кулагин. — М.: Педагогика, 1981. -126 с.
  7. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1986. -640 с.
  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. -257 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1978. -437 с.
  10. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. [Текст] / П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1966. -291 с.

Источник

Оцените статью