Нечаянные радости ссср 1972 1974

Содержание
  1. Нечаянные радости
  2. Из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Как «Нечаянные радости» (СССР, 1974) Рустама Хамдамова стали «Рабой любви» (СССР, 1975) Никиты Михалкова
  4. Как «Нечаянные радости» (СССР, 1974) Рустама Хамдамова стали «Рабой любви» (СССР, 1975) Никиты Михалкова
  5. Найдены возможные дубликаты
  6. Всё о кино
  7. Правила сообщества
  8. Улучшил качество «Республика ШКИД»
  9. Комбинированные съёмки в советском кино 1964
  10. 10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»
  11. Грузинские «дорожные» короткометражки, добрые и не забытые
  12. Предоставьте себе.
  13. Смета на оплату актерам за кинопробы на фильм «Собака Баскервилей», 1981 год
  14. Ответ на пост «А есть еще жившие в СССР?»
  15. А есть еще жившие в СССР?
  16. Секретная видеокопия Пивоварова или как «Редакция» фальсифицирует историю
  17. Улучшил качество фильма СССР «Собака на сене»
  18. Надежда Румянцева — прекрасная актриса и мастер дубляжа!
  19. Москва в кино. Фильм «Верные друзья» (Мосфильм, 1954 г.)
  20. Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане
  21. Борис Андреев. Его любил народ

Нечаянные радости

Из Википедии — свободной энциклопедии

Жанр драма
мистика Режиссёр Рустам Хамдамов Автор
сценария Андрей Кончаловский
Фридрих Горенштейн
Рустам Хамдамов
Евгений Харитонов В главных
ролях Елена Соловей
Наталья Лебле
Эммануил Виторган
Юрий Назаров
Татьяна Самойлова Оператор Илья Миньковецкий Кинокомпания Киностудия «Мосфильм». Экспериментальное творческое объединение Длительность 20 минут (сохранившийся материал) Бюджет 380 тыс. рублей [1] Страна СССР Язык русский Год 1972—1974 IMDb ID 0480562

«Нечаянные радости» — незавершённый и утраченный фильм режиссёра Рустама Хамдамова, снимавшийся в 1972—1974 годах. Художник-постановщик — Теодор Тэжик. Был уничтожен по приказу руководства «Мосфильма» из-за несоответствия отснятого материала сценарию, написанному Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном по мотивам биографии актрисы немого кино Веры Холодной. Главные роли в фильме сыграли Елена Соловей, Наталья Лебле и Эммануил Виторган.

В 1976 году фильм был переснят режиссёром Никитой Михалковым под названием «Раба любви». Главную роль в новом фильме также исполнила Елена Соловей.

Источник

Как «Нечаянные радости» (СССР, 1974) Рустама Хамдамова стали «Рабой любви» (СССР, 1975) Никиты Михалкова

Нечаянные радости. СССР, 1972-1974. Режиссер Рустам Хамдамов. Сценаристы: Андрей Кончаловский, Фридрих Горенштейн, Рустам Хамдамов, Евгений Харитонов. Актеры: Елена Соловей, Юрий Назаров, Татьяна Самойлова, Эммануил Виторган, Наталья Лебле, Олег Янковский и др. Фильм был запрещен в середине съемочного процесса.

Режиссер и художник Рустам Хамдамов поставил четыре полнометражные игровые картины, самой известным из которых стала «Анна Карамазофф» (1991).

… 1920 год. Главную роль в снимающейся «фильме» «Раба любви» играет знаменитая кинозвезда Великого Немого (Елена Соловей).
А режиссер Прокудин-Горский (Эммануил Виторган) ищет какой-то особенный старинный ковер, которого недостает в его коллекции….

Изысканный по своему изобразительному ряду, эстетский фильм «Нечаянные радости» категорически не понравился киночиновникам, обвинившим Рустама Хамдамова в «декадентстве», и они приказали остановить съемки. Негативы картины были уничтожены…

Однако через 12 лет несколько коробок с рабочим материалом фильм, сохраненные оператором Ильей Миньковецким, были реставрированы и смонтированы. Именно по этим оставшимся фрагментам мы можем судить о том, какой могла быть эта картина.

Интересно, что по уже сильно трансформированному сценарию, но с той же актрисой в главной роли в 1975 году снял фильм «Раба любви» Никита Михалков. В фильме были использованы мотивы имиджа главной героини и некоторые иные художественные решения «Нечаянных радостей», связанные с гримом и костюмами…

Сегодня на YouTube двадцатиминутные фрагменты «Нечаянных радостей» и полюбоваться их изобразительным рядом, мастерски стилизованным Рустамом Хамдамовым по продукцию Великого Немого.

Источник

Как «Нечаянные радости» (СССР, 1974) Рустама Хамдамова стали «Рабой любви» (СССР, 1975) Никиты Михалкова

Нечаянные радости. СССР, 1972-1974. Режиссер Рустам Хамдамов. Сценаристы: Андрей Кончаловский, Фридрих Горенштейн, Рустам Хамдамов, Евгений Харитонов. Актеры: Елена Соловей, Юрий Назаров, Татьяна Самойлова, Эммануил Виторган, Наталья Лебле, Олег Янковский и др. Фильм был запрещен в середине съемочного процесса.

Режиссер и художник Рустам Хамдамов поставил четыре полнометражные игровые картины, самой известным из которых стала «Анна Карамазофф» (1991).

… 1920 год. Главную роль в снимающейся «фильме» «Раба любви» играет знаменитая кинозвезда Великого Немого (Елена Соловей). А режиссер Прокудин-Горский (Эммануил Виторган) ищет какой-то особенный старинный ковер, которого недостает в его коллекции….

Изысканный по своему изобразительному ряду, эстетский фильм «Нечаянные радости» категорически не понравился киночиновникам, обвинившим Рустама Хамдамова в «декадентстве», и они приказали остановить съемки. Негативы картины были уничтожены…

Однако через 12 лет несколько коробок с рабочим материалом фильм, сохраненные оператором Ильей Миньковецким, были реставрированы и смонтированы. Именно по этим оставшимся фрагментам мы можем судить о том, какой могла быть эта картина.

Интересно, что по уже сильно трансформированному сценарию, но с той же актрисой в главной роли в 1975 году снял фильм «Раба любви» Никита Михалков. В фильме были использованы мотивы имиджа главной героини и некоторые иные художественные решения «Нечаянных радостей», связанные с гримом и костюмами…

Сегодня на YouTube двадцатиминутные фрагменты «Нечаянных радостей» и полюбоваться их изобразительным рядом, мастерски стилизованным Рустамом Хамдамовым по продукцию Великого Немого.

Александр Федоров, 2021

Найдены возможные дубликаты

Всё о кино

11.2K поста 39.8K подписчика

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты (в том числе посты в стиле «Сегодня день рождения у . «, «сегодня прошло N лет со дня выхода фильма . « и тому подобные, не несущие никакой информации помимо самой даты). В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

Елена Соловей восхитительна в этом фильме.

Интересно, фраза «раба любви», которую произносит священник (И. Кваша) в «Человеке с бульвара Капуцинов» имеет какою-то отсылку к вышеупомянутому фильму?

🙂 скорее к основному инстинкту

не с шерон стоун а просто

Улучшил качество «Республика ШКИД»

По просьбам подписчиков(опрос проводился в тележке) выполнил небольшое улучшение знакового советского фильма «Республика ШКИД». В целом, фильм итак был в весьма недурном качестве (720p), я лишь почистил от шумов, царапин и пыли, и слегка прибавил четкости, ну и апскейл небольшой оформил.

Сравнить до/после можно по ссылкам:

Ну и по трейлеру ниже:

Комбинированные съёмки в советском кино 1964

10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»

Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий приключенческого боевика «Пираты XX века» по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на итальянское судно. Команда корабля, перевозившего уран по Средиземному морю, погибла, а 200 тонн груза бесследно исчезли… Сам Говорухин был занят на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя», поэтому предложил снять «пиратский» фильм своему другу и соавтору Борису Дурову. Вместе они дописали сценарий, и Дуров отправился в Госкино — получать разрешение на съёмки.

В Госкино сразу запретили перевозить уран. Сценаристы начали думать, какой ещё дорогой и значимый для промышленности товар можно погрузить на корабль, и остановились на опиуме для фармацевтических компаний. В Госкино пытались запретить и опиум за пропаганду наркотических средств, но режиссёр возмутился: «Тогда что надо везти кораблю? Пустые бланки партийных билетов?» Опиум отстояли, а действие из Средиземного моря перенесли подальше — на Филиппины.

«Пираты XX века» стал первым советским боевиком и первым советским фильмом, где показывались приёмы карате. Этот вид боевого искусства долгое время был под запретом, так как считался слишком травмоопасным, а его философия не соответствовала советской идеологии. Спортсмены тренировались в подпольных секциях, часто выдавая себя за легальных дзюдоистов, но этих секций было так много, что в конце концов Спорткомитет СССР издал приказ о формировании спортивной федерации, и в 1978 была создана Центральная школа карате. Благодаря этому карате в «Пиратах XX века» прошло цензуру, но количество зрелищных сцен пришлось сократить до минимума. Постановщиком боев был мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который играл в фильме боцмана Матвеича. В эпизодах снимались его ученики из Центральной школы карате — индийские, казахские и узбекские спортсмены.

Сыгравшего главную роль Николая Ерёменко режиссёр сначала даже пробовать не хотел — за актёром тянулся шлейф романтических героев, и Дуров не представлял его в боевике. На роль механика Сергея он хотел взять малоизвестного литовского актёра Костаса Марининаса, но для Ерёменко «Пираты XX века» были как раз шансом вырваться из лирического образа, который он не хотел упускать. Ерёменко убеждал режиссёра, что тут важна не столько актёрская, сколько спортивная подготовка, а плавает и дерётся он гораздо лучше. В качестве последнего аргумента актёр подошёл к Дурову и предложил пощупать бицепсы…

Вместе с Ерёменко снимался его друг и однокурсник Талгат Нигматулин, который был просто находкой для фильма — актёр серьёзно занимался карате, а его коронным номером были удары в прыжке, которые очень эффектно выглядели в кадре. После роли пирата Салеха Нигматулин моментально стал звездой, а в Узбекистане — почти что культовой фигурой. С ним заводили дружбу люди из партийной верхушки, цеховики и тёмные личности, которым был очень нужен человек с такой спортивной подготовкой, да ещё и знаменитый. Именно из-за интереса таких людей жизнь Талгата Нигматулина трагически оборвалась спустя шесть лет после премьеры.

Морской съёмочной площадкой стал порт Мариуполя (тогда ещё Жданова), а руководство Черноморского флота выделило для съёмок несколько кораблей. Главную роль исполнил сухогруз «Фатеж» — в фильме это советский корабль «Нежин», на котором происходит основное действие. По сюжету он гибнет в огне, но на самом деле судно не пострадало и потом ещё много лет служило в Севастополе. Пиратский корабль Mercury — это теплоход «Адмирал Лунин», который после съёмок продали в Грецию, где спустя двадцать лет его затопили, чтобы не тратиться на ремонт.

Остров туземцев снимали на восточном берегу Крыма, где выстроили бутафорскую деревню ловцов жемчуга. Раньше на этом месте был режимный военный городок, поэтому съёмочная площадка легко закрывалась от лишних глаз шлагбаумами и заборами. Высаживались советские моряки на «остров» в районе Карадага, а пиратский дозор при этом стоял в другом месте — на мысе Капчик. Эпизод с тонущим сухогрузом «Нежин» снимали в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист» — там сделали декорации затопленных коридоров, по которым плавал Николай Ерёменко. Пожар на «Нежине» на самом деле кораблю не угрожал — горела всего лишь смола в поставленных на палубу тазах.

Для съёмок крымские декораторы сделали пять деревянных макетов донных мин. Съёмочная группа плыла к месту съёмок с «минами» на борту, когда начался шторм и один макет смыло волной. О происшествии было сразу доложено руководству Черноморского флота, которое чуть не снесло голову режиссёру — на стратегически важном участке с активным судоходством вдруг плавает «мина»! На её поиски отправилось несколько катеров, но муляж так и не нашёлся.

Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко сразу сказали, что дублёры им не нужны и они все будут делать сами. Потом Ерёменко рассказывал, что полученные травмы сказывались ещё долго — целый день они с Талгатом швыряли друг друга на бетонный пол, и половина синяков с ссадинами у Сергея и Салеха были настоящими. А вот одну историю актёры придумали, чтобы придать фильму больше приключенческой романтики и героизма. Говорили, что когда Николай Ерёменко прыгал со скалы на пиратское судно, то промахнулся, упал в воду и чуть не попал под винт! На самом деле актёр и должен был падать в воду, на палубе он появлялся уже после монтажа — внизу его ждали водолазы, винты корабля не работали, а в скале вырубили нишу на случай, если судно притрётся бортом к камням…

Боевик «Пираты Х Х века» возглавил рейтинг самых кассовых фильмов за всю историю СССР! На захватывающую приключенческую историю с мужественными героями зрители ходили по несколько раз. Популярность карате достигла таких высот, что приёмы «как в кино» разучивали даже дети во дворах, а потом бежали записываться в секции. Удивительно, но самый кассовый фильм СССР не получил ни одной официальной награды, кроме почётного диплома на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе… Чуть позже Станислав Говорухин написал сценарий продолжения истории команды «Нежина», но актёры идею не поддержали и отказались от съёмок. Тогда сценарий переписали под других героев и в 1986 году режиссёр Степан Пучинян снял по нему приключенческий фильм «Тайны мадам Вонг».

Грузинские «дорожные» короткометражки, добрые и не забытые

Грузинское кино – яркое и своеобразное явление в советском кинематографе, которое отличает национальный колорит, добрый юмор и веселая ирония. Цикл комедийных короткометражных фильмов «Дорога», рассказывающих о веселых приключениях дорожных мастеров, снят по сценарию Резо Габриадзе, а главные роли в нем исполняли Баадур Цуладзе, Кахи Кавсадзе и Гиви Берикашвили.

Предоставьте себе.

В сапсан взял книжку. Но вдруг увидел: на мониторах начался фильм «Отроки во Вселенной». Отложил книжку, начал смотреть. То есть я знаю его наизусть, но пропустить не мог. Великое кино.
И подумал: а можно ведь снять продолжение. Сиквел.
Как эти советские ребята возвращаются на Землю. В наши дни. Им так же по четырнадцать лет, а здесь – ну то, что здесь.
Они комсомольцы, они улетали к созвездию Кассиопеи, давая клятву Ленину у мавзолея, они романтики, они чисты душой.
А здесь – инстаграм и моргенштерн, фудкорты и скутеры, все матерятся и зарабатывают бабло, девушки ходят с зелеными волосами, Украинская ССР – теперь враг, а Брежнев стал Верой.
Про них давно забыли, их миссия никому не интересна. Они вернулись на чужую планету. Где они ни черта не понимают, где куда опасней, чем там, во Вселенной.
И теперь они пытаются встроиться в эту дикую жизнь. Где уже нет в живых их родителей, на месте их хрущоб новые дома, они никому не нужны, они вызывают лишь смех, наивные подростки из 1974 года. ©Алексей Беляков

Смета на оплату актерам за кинопробы на фильм «Собака Баскервилей», 1981 год

Ответ на пост «А есть еще жившие в СССР?»

Не только фильмы Восточной Европы показывали в СССР, но и фильмы СССР показывали в Европе. Причём и в Восточной и в Западной. С развалом СССР весь этот рынок был похерен. Как и многое другое. (Иллюстрации — киноплакаты, названия фильмов, я думаю, вы итак знаете)

А есть еще жившие в СССР?

Я понимаю, что это рассчитано на школоту никогда СССР не видевших.

Но мы то помним и румынский «Комиссар полиции обвиняет» и любой немецкий фильм киностудии ДЭФА с Гойко Митичем.

Секретная видеокопия Пивоварова или как «Редакция» фальсифицирует историю

Так вот, что значит «вывести журналистские расследования на YouTube на новый уровень», уровень не просто пиздежа, а наглой фальсификации.

(Этот сфальсифицированный фрагмент Пивоваров использовал также в своем ролике 2019 года под названием «Пакт о ненападении: чья это победа?»)

«Выводы делайте сами.»

Улучшил качество фильма СССР «Собака на сене»

И вновь здравствуйте!

Я снова к вам с улучшением классики советского кинематографа. На этот раз просьбы были обращены к киноленте 1977 года снятого Яном Фридом, в котором приняли участие многие замечательные актеры.

В целом качество улучшилось, я бы не сказал, что прям очень сильно, но был убран шум, и я стабилизировал картинку, на трейлере вы это не увидите, потому что я дундук и сделал его раньше, чем сделал стаб:)

В связи с этой стабилизацией иногда картинка может «плыть», но вроде не сильно насколько я это мог заметить, поэтому и оставил вариант со стабилизацией.

Да, последствием шума стало достаточно сильное мерцание картинки, которое я также старался «потушить» как мог. Не обессудьте.

Надежда Румянцева — прекрасная актриса и мастер дубляжа!

Мало кто знает, что прекрасная актриса Надежда Румянцева из популярнейшего фильма «Девчата» озвучила персонажей многих отечественных и зарубежных фильмов и мультфильмов!

Про то, что её голосом говорила героиня Натальи Варлей в фильмах «Кавказская пленница» и «12 стульев» знают, конечно, многие!

Кроме того, голосом Надежды Румянцевой говорили:

великолепная Одри Хёпберн в шикарном фильме «Как украсть миллион»

— та самая мартышка из мультика «38 попугаев»

— Билли из «Утиных историй»

— Зита и Гита из популярнейшего индийского фильма

— женские героини в сериале «Твин Пикс»

и многие, многие другие!

Москва в кино. Фильм «Верные друзья» (Мосфильм, 1954 г.)

Старая добрая кинокомедия. Разбавленная музыкальными «номерами». Очень в духе середины прошлого века.

Трое друзей, выросших на окраине Москвы, став солидными взрослыми людьми решают отправиться на плоту по реке, как когда-то мечтали в детстве. Путешествие их начинается в Москве. В небо устремляются высотки, растут новые дома на широких проспектах, набережные Москва-реки и Яузы уже одеты в каменные «платья» — образцово-показательный город из 1950-х.

1. Фильм начинается с того, что нам показывают ребятню, катающуюся на лодке. Есть версия, что снимались эти сцены на Головинских прудах, в кадр попали общаги фабрики Петра Алексеева.

Стопроцентной уверенности у меня нет, поскольку фильм снимался не только в Москве, но вот сами сравните первый кадр и современное фото.

Но переносимся-таки в 1950-е.

Один из друзей вырос в большого начальника, в академика архитектуры Нестратова. Есть даже версии, что прообразом его послужил не кто иной, как Дмитрий Чечулин. Но утверждать тут что-то наверняка, конечно сложно 🙂

В поисках Нестратова друзья и отправляются на «одно из высотных зданий». Но сначала наши герои колесят по Москве

2. Смоленский бульвар. В кадре «сундукообразный» дом, построенный еще до войны в 1940 году, по проекту архитектора В.Д. Кокорина (Смоленский бульвар, 22). Ну, а на дальнем плане МИД

3. Большой Москворецкий мост. Дополнительных пояснений не требуется. 🙂 Вот только обратите внимание на спасательный круг, закрепленный на парапете моста!

4. И вот, наконец, строительство высотного здания. Это строящаяся гостиница «Украина».

Интересный факт: гостиница получала свое название в период правления Хрущева, при проектировании (еще при Сталине) она назвалась просто — Гостиничное здание в Дорогомилове.

Строительство гостиницы шло с 1953 по 1957 год. В фильме мы можем увидеть грандиозную стройплощадку и удивительные, непривычные нам сегодняшним виды окрестностей — старое Дорогомилово.

Чудесный кадр на месте деревянных домиков на противоположном берегу, теперь здесь стоит «Белый дом».

А здесь мы видим старое Дорогомилово, которое только-только начинает уступать под натиском новых кварталов по Кутузовскому проспекту (Можайское ш. тогда) и Б. Дорогомиловской. Виден в кадре метромост. Начавшееся строительство на Смоленской набережной, а за ней еще старые постройки на Варнухиной горе, а правее, за Смоленской улицей малоэтажная застройка Ростовских переулков. Ну, и МИД.

5. Академик архитектуры на стройке не обнаружен. И друзья по наб. Тараса Шевченко едут на новый объект.

6. По Воробьевскому шоссе, а теперь ул. Косыгина перемещаются в сторону смотровой площадки. На горизонте высотки — символы новой Москвы.

8. Еще одна стройка

Строительство Дома преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте. Вот так этот дом выглядит в итоге:

Нашли Нестратова не на стройке, а в кабинете. И дальше уж отправились к реке.

9. Большой Краснохолмский мост

10. Космодамианская набережная и высотка на Котельнической набережной на дальнем плане.

А дальше в путешествие по большим водным артериям страны:))

Как Юрий Никулин помог старому клоуну на съемках в Узбекистане

В 1976 году на советские экраны вышел один из самых сильных фильмов о годах Великой Отечественной войны – кинолента Алексея Германа-старшего «Двадцать дней без войны». В главных ролях снялись Юрий Никулин и Людмила Гурченко. Эти драматические роли – одни из лучших в их карьерах.

Вообще, конечно, если Герман снимал, то снимал так, что до дрожи пробирало, а Никулин умел играть так, что порой слезы на глаза наворачивались.

Юрию Владимировичу досталась роль фронтового журналиста, который получил двадцать дней отпуска. За три неполные недели ему нужно посетить съемочную площадку фильма, который снимают по его фронтовым очеркам, навестить семью погибшего на фронте сослуживца. Он успевает встретить Новый 1943 года, и даже обретает настоящую любовь.

Герман предложил Юрию Никулину создать образ настоящего человека, уставшего от войны, но сохранившего самые важные качества. И самого главное – этот человек не был сломлен войной. Никулин с задачей справился – сам фронтовик.

На протяжении почти месяца съемки шли в Ташкенте, где ряд ключевых моментов пришлось решать с всемогущим секретарем ЦК Узбекистана Шарафом Рашидовым. Для обсуждения вопросов организовали большой банкет с участием первых лиц Республики и руководством фильма.

На прием к Рашидову пришел автор литературной основы фильма — известный советский писатель Константин Симонов. Также на прием пришел Алексей Герман и Юрий Никулин.

Шараф Рашидов был знаком с отцом режиссера. Поэтому согласился любезно помочь Герману с организацией сложных съемок. Для автора фильма было важно не сорвать съемки, ведь время было ограничено.

Но у Юрия Никулина была своя цель. Он после одного из съемочных дней гулял по Ташкенту и встретил клоуна в возрасте (естественно, тот был не в наряде. Просто узнал Никулина и сам подошел). Этому самому клоуну не дали квартиру, хотя давно должны были дать. И у него не было своего жилья.

На банкете шла речь про то, как перекрыть трамвайное кольцо ради съемок, как организовать железнодорожный состав, про размещение съемочной группы. А Никулин сказал про старого клоуна, которому власти не дали квартиру.

В какой-то момент режиссер вывел Никулина в коридор и попросил не затрагивать частные вопросы, пока не будут решены вопросы организационного характера.

На это Юрий Владимирович ответил: «Ты, Леша, с Симоновым все для фильма достанешь. А этому старому клоуну квартиру просто так никто не даст». Квартиру, кстати, дали. За свою жизнь Никулин помог очень многим.

Борис Андреев. Его любил народ

Почти 40 лет нет Бориса Фёдоровича, а фильмы с его участием до сих пор с удовольствием смотрят зрители нескольких поколений, восхищаются его талантливой, правдивой игрой, и сожалеют, что нет в нашем кинематографе достойной замены этому великому актёру. Одно время его в некоторой степени заменял Виктор Степанов, а сейчас место пусто, вакантно, и даже претендентов не видно…

«Мне кажется, что моя творческая жизнь сложилась очень удачно и интересно — говорил актёр. — Я как бы прожил две жизни. Одна — моя личная жизнь, жизнь человека, вторая — жизнь артиста, художника, жизнь в образах, жизнь в чужой жизни, если можно так выразиться».

Андреев родился в 1915 году в Саратове, семья была простой, рабочей, и он не мечтал о лучшей доле, сразу после окончания семилетки устроился слесарем-электромонтёром на комбайновый завод, пройдя полугодовые курсы. Потом без отрыва от производства учился в школе рабочей молодёжи и в те годы впервые посетил занятия заводского драмкружка, куда его привёл товарищ.

Увиденное неожиданно увлекло Бориса, он записался в группу и стал с радостью учиться актёрскому мастерству и технике речи. Очень скоро руководитель кружка, известный саратовский актёр Иван Слонов, отметил выдающиеся способности рослого парня и посоветовал ему поступить в театральный техникум. Андреев смог сдать экзамены, но учиться с самого начала было трудно – на заводе он работал в три смены, приходилось отпрашиваться, меняться, и зачастую сидеть на уроках после ночной.

Уже через пару месяцев такой учёбы единственным желанием Бориса было выспаться, он хотел спать постоянно и подумывал бросить эту затею. Слонов всё уладил, попросил заводское руководство предоставить Андрееву удобный график, и в оправдание пообещал, что тот станет великим артистом. Коллектив пошёл навстречу, и когда будущий актёр учился на выпускном курсе, его совсем освободили от работы и даже выплачивали стипендию из фондов предприятия.

В 1937 году Борис получил диплом и был принят в труппу Саратовского драматического театра, но там его сразу постигло разочарование, и он пожалел, что вообще убил 4 года на обучение. Дело в том, что каких-либо значимых ролей ему доверять не спешили, а первой работой Андреева стал закулисный лай собаки в постановке чеховского «Вишнёвого сада».

«Я исполнял эту роль в течение сезона, — вспоминал сам Андреев. — Делал я её со всей искренностью души человека, влюблённого в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке».

Вскоре театр отправился на гастроли, и в Москве молодого актёра приметил знаменитый режиссёр Иван Пырьев. Он пригласил Бориса на пробы в свою музыкальную комедию «Трактористы» на роль Клима Ярко, но глядя на могучего парня понял, что ошибался — «Какой это герой-любовник?! Это же шалопутная человеческая особь! Он рожден для роли Назара Думы».

В итоге Андреев был утверждён на роль Думы, а Ярко сыграл Николай Крючков – он, и Пётр Алейников, которому досталась роль балагура и хулигана Савки, стали с тех пор самыми лучшими, закадычными друзьями Бориса. Они и в жизни были балагурами и хулиганами в молодые годы, коллеги очень любили их троицу, и называли её «святой».

«Это была первая его роль в кино, а сыграл он её очень уверенно, профессионально, с чувством меры, нигде не «пережимая», хорошо взаимодействуя с партнёрами. В нём сразу же обнаружился недюжинный актёрский талант» — вспоминал Николай Крючков.

Съёмки фильма проводились по большей части на Украине при участии киностудии им. Довженко, и после завершения работ над фильмом актёру предложили остаться в Киеве и приняли его в штат киностудии. Там он снялся в те годы в таких фильмах, как «Истребители», «Щорс», «Большая жизнь», «Богдан Хмельницкий», а с 1941 года киевская киностудия была эвакуирована, на время войны актёры были причислены к студиям Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Грузии.

Незадолго до начала войны Андреев был арестован за пьяную драку в гостинице «Москва», кроме того, он резко и нелицеприятно высказывался о руководстве страны – его посадили в СИЗО к «политическим» и готовились предъявить обвинение по «расстрельной» статье. Но через несколько месяцев Бориса выпустили, как говорили – по распоряжению самого Сталина, которых благоволил этому талантливому актёру после выхода на экраны «Трактористов».

Про загулы Андреева и Алейникова слагали легенды – говорили, что в «подпитии» Борис Фёдорович становился агрессивен и неуправляем, то витрину магазина разобьёт, то самого Пырьева чуть не покалечил, за то, что тот заставлял его переснять плохо сыгранный дубль. Многие считали, что актёру нельзя пить, это всегда приводило к печальным последствиям, и в итоге именно неконтролируемыми возлияниями Андреев подорвал своё богатырское здоровье – уже в 43 года у него случился первый тяжёлый инфаркт.

За военные годы актёр сыграл много хороших ролей, особенно понравились зрителям созданные им образы в картинах «Два бойца» и «Малахов курган». В 1944 году он приехал в Москву, устроился на киностудию «Мосфильм» и в Театр-студию Киноактёра, продолжил съёмки в фильмах. В конце 40-х он снялся в таких замечательных фильмах как «Сказание о земле Сибирской», «Встреча на Эльбе», «Кубанские казаки», «Падение Берлина», получил две Сталинские премии первой степени и был удостоен звания Народного артиста РСФСР.

В конце 50-х зрители стали замечать, что в творчестве Бориса Фёдоровича намечается новый этап, что это уже совсем не тот шальной и могучий русский богатырь, каким он был в ранее сыгранных фильмах. В 1954 году, в 39 лет он сыграл отца и деда большого семейства кораблестроителя Илью Журбина, воплотил психологически сложный и глубокий образ, но даже тогда это был ещё прежний Андреев. Перемены в его характере начались с картины Георгия Данелии «Путь к причалу», где Борис сыграл боцмана Россомаху.

Как говорил сам Андреев, что он как бы прожил две разные жизни, так и поклонники его таланта увидели двух различных артистов – в 60-х годах это был уже пожилой (хоть ему было чуть больше 45 лет), умудрённый опытом и годами человек. В последующих фильмах он всё больше раскрывался с другой стороны, достигал вершин своего мастерства, стал играть ещё гениальнее и мощнее, особенно оценили зрители его работы в таких фильмах тех лет, как «Дети Ванюшина», «Назначаешься внучкой», «Первый рейс», «Сергей Иванович уходит на пенсию».

С возрастом он стал сниматься меньше, часто отказывался от предлагаемых ролей, отговаривался театральными гастролями и занятостью в Союзе кинематографистов – членом которого и председателем актёрского совета он был с 60-го года. Возможно, сказывались последствия перенесённых инфарктов, возможно, накопленная усталость – именно тогда Борис Фёдорович начал жаловаться жене, что очень устал.

С Галиной Васильевной актёр прожил в счастливом браке больше тридцати лет, родил и воспитал прекрасного сына, ставшего доктором философских наук, профессором Московского университета культуры и искусств. Мало кто тогда знал, что женился Борис на первой встречной, поспорив со своим дружком Алейниковым. А дело было так — Пётр постоянно подшучивал над своим неженатым другом, который был очень стеснительным в отношениях с девушками, и как-то раз, когда они ехали в троллейбусе с киностудии, сказал ему: «Какая дура за тебя пойдёт, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!».

Андреев вспылил, и сказал, что сейчас познакомится с первой же девушкой, которая войдёт в этот троллейбус и женится на ней – на том они и поспорили. Через пару остановок в транспорт вошла Галина, студентка музыкальной академии Гнесиных, и Борис, скрепя сердце, пошёл знакомиться.

Он проводил девушку до дома, попросил телефон, начал ненавязчиво ухаживать. Но вскоре казавшееся таким лёгким дело стало весьма затруднительным – отцом Гали оказался милицейский комиссар, который категорически отказался выдавать замуж за алкаша-актёра любимую дочь.

Борис едва не проиграл спор, спасло его то, что за время совместных прогулок и походов в кино, они с Галей искренне полюбили друг друга и она смогла уговорить строгого папашу.

Они поженились, и спустя некоторое время актёр понял, что и мечтать не мог о лучшей спутнице жизни – Галина отказалась от собственной музыкальной карьеры ради семьи, посвятила себя любимому мужу и единственному сыну. Дома всегда было чисто и тепло, вкусно пахло, и Бориса уже не тянуло проводить время в весёлых компаниях, он стремился больше времени проводить с семьёй.

В начале 80-х жена тяжело заболела, и он старался не отходить от неё, забыв обо всех своих болячках. У Галины обнаружили онкологическое заболевание, но она старалась держаться ради внука, которого очень любила. В апреле 1982 Борис Фёдорович вернулся с гастролей и почувствовал сильнейшее недомогание, но как всегда попытался отшутиться, однако сына насторожили его слова: «Ты знаешь, что-то я устал очень. Наверное, это конец». Отец был ещё достаточно молодой и крепкий, всего 67 лет, поэтому случайное высказывание показалось Борису Борисовичу полнейшей нелепицей.

сын Бориса Андреева

Но буквально через несколько дней ему позвонила мама, сказала, что отец постоянно спит, а когда просыпается, говорит какую-то ерунду, и она решила положить его в больницу. Друзей у актёра всегда было много, и они помогли организовать саму «Кремлёвку», а там родственников успокоили, сказали, что это обычное переутомление, нужен полноценный отдых и хороший уход.

Борис Фёдорович был очень начитанным и эрудированным человеком, он и сам обладал литературным даром и всю жизнь вёл своеобразный дневник – толстую кожаную тетрадь, куда записывал придуманные и услышанные шутки и афоризмы, которые сам называл «охренизмами» или «афористичным романом». Эти записи он взял с собой и в больницу, и там успел пополнить их несколькими уморительными шутками.

Дело вроде бы шло к выписке, в последний раз сын и жена навестили его уже в обычной палате, предвкушали, что скоро заберут домой. Актёр даже проводил их до выхода, несмотря на все возражения, стоял в дверях и смотрел как они уходят. Позже Борис Борисович понял, что это отец в тот момент уходил от них – поздно вечером того же дня им позвонили… В это не хотелось, не возможно было поверить…

Великий русский актёр был похоронен на Ваганьковском кладбище, хоть ему, как народному артисту полагалось Новодевичье. Но своё место на престижном погосте он давно отдал другу Алейникову – ведь у того не было звания, и такие почести не полагались, а Андреев очень любил Петра и устроил ему похороны по высшему разряду…

Борис Андреев и Пётр Алейников в фильме «Трактористы»

Источник

Оцените статью