Не радость чужому счастью

Чужого счастья не бывает

Фраза «Чужого горя не бывает» стала своего рода штампом. А если сказать иначе — чужого счастья не бывает? Кто-то легко согласится — да, не бывает: раз всем, кто в беде, нужно помогать, значит, за всех, кто в счастье, нужно радоваться. А кто-то об это изменение споткнется — как о камень. И почувствует, а вернее, просто даст себе отчет в том, что ему это принять сложно; что ему гораздо легче сострадать и посильно помогать тем, кому хуже, чем ему самому, нежели радоваться за тех, кому лучше.

К примеру, если у женщины муж — алкоголик, ей очень трудно радоваться за подругу, у которой супруг — чистое золото. Человеку, у которого сгорел дом, не всегда доступна радость за одноклассника, отгрохавшего себе дворец. А хуже всего — когда обделенность не оставляет человеку земной надежды. Инвалид не станет здоровым; сироте не вернут родителей; одинокому человеку возраст не позволяет уже надеяться на чудесную встречу и создание семьи… В этих случаях предложение порадоваться чужому счастью может восприниматься как насмешка: «Да, вот только это мне и осталось…». И тут уж недалеко до зависти, которую святитель Василий Великий определял как «скорбь о благополучии ближнего».

Да, в некоторых человеческих ситуациях жалеть проще, чем не завидовать. Потому что, когда мы жалеем, сострадаем, помогаем, мы делимся, то есть отдаем какую-то часть от своего целого. А не завидовать, напротив, радоваться за ближнего в подобных ситуациях означает отдать ему все целиком. Мысленно отдать, конечно: согласиться с тем, что у тебя — нет и не будет, а у него — будет и есть.

Можно ли, однако, мириться с таким состоянием? Это ведь не только отказ ближнему в сорадости, не только зависть даже, это и уныние, и, мало того, — ропот. То есть отказ Богу в доверии, бунт, по сути дела, против Него. Как минимум, это состояние духовно бесплодное, это выжженная земля, на которой не вырастет уже ничего доброго.

Если страдающий человек отказывается радоваться за других — не означает ли это, что он не выдержал испытания? Скорбь ведь всегда испытание для человека: о том, для чего она послана и как ее следует принимать, говорил в Листре, Иконии и Антиохии апостол Павел: многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие (Деян. 14, 22). «Все скорби, мучения, лишения, болезни допускаются Богом для того, чтобы изгнать обольщающий грех и насадить истинную добродетель в сердцах (…) Поэтому будем терпеть все скорби великодушно, с благодарностью ко Господу, Врачу душ наших…» — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Скорбь может очистить и умудрить душу, освободить ее от эгоизма, от всего, что мешает любви. Но если мы не примем ее по-христиански, она может, напротив, ожесточить сердце, выжечь в нем все ростки добродетели, включить больной эгоизм на полную атакующую мощность. В том-то и испытание для нас, в том-то и выбор наш состоит, если уж обосновалась скорбь в нашей жизни.

Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39; Лев. 19, 18) — все читали? Все, и мало у кого не возникало при этом некоторой оторопи: как самого себя? Наравне с собой. А это возможно. Раз Он сказал, значит, возможно. Да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15, 12) — а как Он нас возлюбил? — даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Вот, а мы не хотим смириться с тем, что счастье — не у нас, а у кого-то другого. Хотя рассудком-то ведь понимаем: не меньше другой человек значит в мироздании, чем я. Не менее дорог он Создателю. Но и я, кстати, не менее Ему дорога, чем «счастливчик». Если Господь дал мне не то, что ему, а что-то другое — это не означает вовсе, что Он любит меня меньше, чем его. Он просто предначертал нам разные пути, составил для нас разные расписания уроков и экзаменов. Счастье ведь тоже урок и тоже испытание для человека!

Полагаю, многие могут подтвердить: настоящими учителями жизни, учебниками радости, плодоносными деревьями любви для нас нередко становятся люди, кресты которых весьма и весьма тяжелы. У меня немало таких друзей. Я могу позвонить Юле и попросить ее помочь со срочной расшифровкой звукозаписи большого интервью — и сразу получу не просто практическую помощь, а теплый сердечный отклик человека, который всегда рад помочь… А Юля меж тем уже десять лет как совершенно слепа.

Я могу окликнуть в «Фейсбуке» Веру и обрести необходимую поддержку, явственно почувствовать протянутую руку друга. А Вера прикована к инвалидной коляске, у нее нет никого, кроме пожилой и больной мамы, которая сама нуждается в помощи, и безденежье — неотступный спутник их жизни.

Входя воскресным утром в храм, я сразу ищу глазами Наташу: она тоже на инвалидной коляске, она не может сама, без посторонней помощи встать на ноги, но своей добротой, открытостью и тем самым доверием к Богу многие годы помогает стоять на ногах нам — всем, кто ее знает и любит.

Наконец, я захожу в том же «Фейсбуке» на страничку Ирины — врожденная болезнь позвоночника, инвалидность плюс иные заболевания при полном отсутствии родных — и просто окунаюсь в свет и тишину; участвую в радости, учусь благодарности Богу, любви к людям …

А вот еще один мой друг, очень большой друг и учитель, хотя лично я этого человека не знала и знать не могла: поэт Наталья Ануфриева. Ее судьба — воистину хождение по мукам: в детстве — Гражданская война, голод и красный террор в Крыму, в юности — несчастная любовь, ранившая на всю жизнь, потом — арест по доносу предателя, представлявшегося близким другом; тюрьма и лагерь; возвращение в голодный послевоенный Крым — и смерть матери, буквально у дочери на руках, от истощения; и новый арест, тюрьма, ссылка, бездомье, нищета… Но стихи, которые Наталья Даниловна писала всю жизнь, в любых условиях, сливаются в единый гимн Создателю:

Ничего без Тебя не могу я,

всё на волю Твою предаю,

научи же творить всеблагую

милосердную волю Твою.

Выйди ждущему сердцу

снова душу мою призови,

возложи на покорные плечи

благодатное бремя любви.

…Полагаю, каждый читатель мог бы здесь привести свои примеры. Но не нужно думать, что все эти люди от природы как­то особенно чисты и возвышенно духовны. Это обычные люди. Каждый из них, уж наверное, на собственном опыте знает, что такое грех, что такое уныние, отчаяние, соблазн ропота и той же зависти, наконец — к тем, кому, с мирской точки зрения, повезло больше, чем им (кстати, поэзия Натальи Ануфриевой помогает это понять). И то, что они в течение всей своей земной жизни это искушение преодолевают — не природное их свойство, а свободный выбор личности.

Свободный выбор — становиться или не становиться несчастным. Ведь несчастье и несчастность — разные вещи. Несчастность не обусловлена обстоятельствами жизни человека, хотя бы и тяжелыми. Несчастность — это добровольный отказ от собственной полноценности, снятие с себя ответственности за итог жизненного пути, выбор ущербного и жалкого существования. На житейском уровне это может выражаться в постоянном стремлении жить за чей-то счет, в обиде на весь свет, в ожесточении, агрессии и, конечно же, зависти.

Так вот, мои названные выше друзья — ни в коей мере не несчастны. Я не хочу сказать, что у них всегда получается быть счастливыми, это было бы слишком мажорное утверждение; но точно, что несчастными они не бывают никогда, потому что не хотят. И именно поэтому они рады за меня. Рады моим хотя бы относительным успехам, рады, что я, в отличие от них, здорова, вижу, слышу, хожу; что у меня больше возможностей, чем у них… Но чем же я отвечаю им на их радость? Завистью к человеку, которому в чем-то повезло больше, чем мне.

Да, нам не всегда легко сделать выбор, у нас не всегда получается держаться выбранного пути. Иногда мы видим себя, совсем на это неспособными… Кто же может спастись? — спрашивали озадаченные ученики своего Учителя и слышали в ответ: Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 26–27). Не думаю, что это только мой опыт: Бог помогает явственно, ощутимо. Какая чистая, беспримесная, неколебимая радость за ближнего посещает нас порой вместе со смирением. Смирение мы, в отличие от святых, по-настоящему не стяжали, то есть насовсем у себя не поселили: оно лишь навещает нас порою как редкий гость. Навещает, а потом уходит, а без него, глядишь, и потускнела, и уже как-то свернулась наша радость за брата или сестру. Значит, нужно просто оглянуться: раз это, по милости Божией, посещало меня, было со мною, значит, это для меня возможно и необходимо мне — как бы ни складывалась моя собственная жизнь.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 19 (567)

Источник

Почему трудно радоваться чужому счастью?

7-10-2009, 09:55 | Необычные явления / Гипотезы и исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (10 104)


Еще мудрый Соломон назвал зависть «гнилью для костей»

Она опасна, непредсказуема и коварна. Она портит аппетит и провоцирует бессонницу, занимает наши мысли и контролирует настроение. Она способна отравить жизнь и даже свести с ума.

Она может быть желтой, как желчь, или черной, как грозовая туча. Иногда она становится ярко-красной, как кровь. Но, спорим, она никогда не бывает белого цвета? Хотя многие из нас убеждены в обратном. В русском языке даже есть соответствующее выражение, которое определяет степень нашей «радости» по поводу успехов другого человека.

В один «прекрасный» день она рождается. Сначала появляется эдакий крохотный гадкий червячок. Например, в тот момент, когда мимо твоей автобусной остановки пролетает на крутой тачке бывший одноклассник, хронический троечник, забрызгав «по старой дружбе» твои дешевые джинсы. Позже возникает щемящее чувство досады и недовольства, ведь в глубине души ты был уверен, что он, в лучшем случае, работает рядовым слесарем в какой-нибудь захудалой фирмочке. В течение дня хорошее настроение улетучивается пропорционально скорости его машины, а маленький червячок превращается в зубастого монстра, который начинает грызть тебя изнутри.

К вечеру приходится срочно искать успокоительное и со слезами на глазах убеждать себя, что, конечно, такую дорогущую машину невозможно приобрести за честно заработанные деньги, и, несомненно, бывший троечник когда-нибудь попадет в тюрьму и так ему и надо! Убаюкав бунтующую душу сладкими мечтами о справедливом возмездии, ты, наконец, засыпаешь.

Возможно, это — не самый удачный пример. Но, если честно, сколько таких монстров иногда годами нагло и беспрепятственно питаются нашими нервами и эмоциями!

Откуда же берутся эти низкие сущности человеческого естества?

Вполне вероятно, что их появлением мы не в последнюю очередь обязаны дурной привычке сравнивать себя с другими. Вот у нее красивее фигура. А у него лучше квартира. А у кого-то еще так хорошо и гладко идут дела, что при воспоминании об этом просто не хочется жить.

И начинаются муки «белой зависти». Это скользкое выражение подразумевает вроде бы хорошие чувства, но, как ни крути, зависть эгоистична и не умеет радоваться чужому счастью. Мудрый Соломон называл ее «гнилью для костей », и даже Сам Господь счел нужным предостеречь Свой народ в 10й заповеди.

Зависть — это, прежде всего, желание выгоды для себя, и темные стороны нашего любимого «я» раскрываются в нестандартных житейских ситуациях, безошибочно выявляя наши истинные ценности и желания.

Как и любым другим злом, завистью можно «заболеть». К сожалению, не у многих хватает мужества проанализировать свои чувства и поставить правильный «диагноз». Наверное, почти невозможно признать, что не такой уж ты хороший и благородный, каким считал себя до тех пор, пока твой сосед не выиграл в лотерею миллион. И твои симпатии к этому человеку непостижимым образом трансформируются в неприязнь или даже ненависть. И ты в отчаянии пытаешься разобраться, почему так изменился твой обычно ровный и дружелюбный характер.

А ведь ответ прост: отдельной личности просто необходимо ощущать себя значимой среди других людей. И довольно трудно смириться с тем, что не каждому удается стать знаменитым, богатым или просто счастливым. И если этим «не каждым» оказываешься ты, возникает уверенность, что тебя недооценили, обделили, обошли, хотя, несомненно, ты заслуживаешь гораздо лучшего. Впрочем, это — опять же тупик. Ведь человек, по сути своей, ненасытен, и даже те, кто имеет много, все равно будут жаждать большего. Правда в том, что, как ни верти, а у тебя всегда не будет чего-то, что есть у других. И потому прожорливого монстра зависти невозможно удовлетворить. Но отрекаться и прятаться от него тоже не стоит. Единственный правильный выход — с ним совладать.

Конечно, нелегко порадоваться за удачливого одноклассника, когда злобное существо внутри тебя мечтает, чтобы тот разбил свою машину на первом же повороте.

Но, может быть, желающих сражаться со своими чудовищами вдохновит тот факт, что, по мнению ученых, запас человеческой любви и благодарности все же больше, чем запас ненависти. А психологи утверждают, что зрелая и высокоразвитая личность способна контролировать свои темные желания, даже если обстоятельства подталкивают ее к низким поступкам.

«Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». Наверное не стоит пренебрегать библейскими предупреждениями. Для чего примерять на себя чью-то жизнь, добровольно отдаваясь в рабство злобе и неудовлетворенности? Ведь величественное спокойствие мудрости состоит именно в том, что она не гонится за суетными приоритетами этого мира, а с благодарностью умеет довольствоваться малым.

И потом, разве так уж важно, кем мы являемся в глазах миллионов других людей, если для Творца Вселенной ты, — такой, как есть, — прекрасен и драгоценен настолько, что Он счел тебя достойным наследовать Его вечное Царство?!

И Он поможет тебе избавиться от любых «болезней», научив любить той высокой и бессмертной любовью, которая «не завидует, … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».

К счастью, добро побеждает зло не только в сказках. И если жизнь заполнена светлым, настоящим и прекрасным, ни зависть, ни корысть, и никакое другое «чудовище» не смогут посягнуть на твердыню твоего покоя.

Если, конечно, ты выбираешь свободу.Когда удача улыбается не вам.

Источник

Зависть как неудовольствие при виде чужого счастья

Мы живем в мире ,в котором есть не только радость, и нас часто окружает зависть и ненависть ближнего человека.
Поведение завистника – это мучительное переживание соперником вашего успеха. Он пытается сделать все, чтобы не дать вам возможность получить то, чему он завидует.
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов в книге «Словарь конфликтолога» записано:
«Зависть — проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительностью, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных семейных драм, «немотивированны поступков и действий людей. В любом обществе зависть социально осуждаема, поэтому осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Преодоление зависти идёт по двум сценариям:
1) позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справиться со своими негативными чувствами, более того — признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая зависть»);
2) негативному («чёрная» зависть), при котором человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей зависти. Это может быть либо аутоагрессия («самоедство»), агрессия, направленная на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на другого), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительны переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим, (через уничтожение или принижения соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и тому подобные действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведёт к разрушению и деградации личности, поскольку такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности»(с.102,103).
Сам Эзоп завещал:»Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже[П.С. Таранов, с.15].

Ссоры, досада, ненависть, зависть — создают сущий ад для человека.

Зависть (англ.envy) — враждебное отношение к людям более успешным, удачливым, счастливым, чем индивид считает себя сам[В.А.Жмуров, с 184].

Е.П. Ильин в книге «Эмоции и чувства» заявляет, что понимание зависти как враждебной, «черной» идет от философов.

Ф.Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию».

О том же писал и Р.Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но, и как могут, омрачают радость других».
Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы все успехи, заслуги, расположение других людей, богатство безраздельно принадлежали только ему.

А.Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, на сколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают».
Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее, как на врага своего счастья, и стараться задушить её, как злого демона.

Если у Б.Спинозы зависть — это ненависть, то Ф.Ларошфуко считал, что зависть ещё непримиримее, чем ненависть.

Отметим то, что зависть можно рассматривать как феномен, проявляющийся на трех уровнях:

* на уровне сознания —
— осознание более низкого своего положения;

* на уровне эмоционального переживания —
— чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения;

* на уровне реального поведения —
— разрушение, устранение предмета зависти.

В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, непоследовательно проявляющиеся друг за другом:

1).- социальное сравнение( «В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти» — писал Ф.Бекон;

2).- восприятие субъектом чьего-либо превосходства;

3).- переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;

4).- неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;

5).- желание или причинение ему вреда;

6).- желание или реальное лишение его предмета превосходства.

Ещё зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего.
Она возникает только по поводу того,
— к чему у человека имеется пристальный интерес,
— что им высоко ценится и
— в чём у него имеется потребность.

Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать

Но бывает и открытое проявление зависти.
Г.Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Бывает так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает своё благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

Зависть может переживаться
— как досада,
— злость на того, кто, как кажется, получил незаслуженные блага, а с другой стороны,
— как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей.

Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит, я хуже него.

Происходит деформация личности:
— человек становится скрытым,
— тревожным,
— жалеющим себя,
— у него появляется чувство неполноценности,
— постоянного недовольства.

Нередко зависть мотивирует человека на то, чтобы овладеть этим объектом даже преступным способом или испортить его(Кляйн)

В новелле В.Г. Распутина `Уроки французского` понятно завистливое поведение соперников главного героя в игре на деньги Вадика и Птахи в непростой ситуации.
Главный герой, пытаясь выжить, не просил о помощи,понимая то, как всем живется плохо в военное время, не позволял себе играть в полную силу — и чтобы не выделяться среди других, снизил свой энтузиазм в игре.

По модели Кляйн, чувство зависти появляется у человека с первых же мгновений жизни.

Зависть — это чувство гнева и алчности.

Алчность — признак властного и ненасытного желания.

К проявлениям зависти можно отнести и ревность!

Ревность — это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности либо знанием о его неверности.
Обусловлена ревность опасностью потери ценного взаимоотношения с другим человеком в связи с реальным или воображаемым соперником (Parrott, 1991;Salovey,1991; Маслоу,1997).

В отличие от зависти, где есть две стороны —
— тот, кто кому завидует,
— и тот, кто завидует (диадические отношения),

ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения):
*первая — это ревнующий,
*вторая — тот, кого ревнуют и
*третья — тот(те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т.п.

Д.Кинсли добавляет ещё и
* четвертую строну — публику, которая всегда интересуется тем, как складываются взаимоотношения между партнерами и соперником.

Если объект или субъект (человек) теряет свою ценность для завистника, то и зависть к нему не вызывается.

Кляйн считает, что если усилить ненависть и подавить любовь, то можно бороться с завистью.

Главное верить в свою доброту, расширять и увеличивать её.

Кляйн считает, что от благодарности зависит способность рассеивать зависть.

Источник равновесия (зависть-благодарность) — испытать чувство вины, принять на себя ответственность за отношения с человеком (объектом), каким бы образом они ни складывались (кроме человека с психопатическим характером или психически больного).

Зависть — чувство недовольства, вызванное желанием обладания и даже ненависти из- за «причиненного» неудовольствия.
Но надо помнить:что завить может быть
— нормальной и
— патологической.

В *первом случае
-она служит стимулом для достижения желаемого,
во *втором — порождает недоброжелательное отношение к людям.

При проявлении патологической зависти, у человека будут доминировать фантазии и желания, например то, что его знакомый попадает в аварию и его машина превращается в груду металла.

При патологическом проявлении зависти человек одержим постоянной оценкой чужих успехов, его размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился, сопровождается заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью.

При этом зависть может выражаться в самых отвратительных формах, часто сопровождающих — ненависть, насилие, агрессивность.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования.

Зависть может выродиться и в самобичевание.

П.Кутер отмечает: человек «Бледнеет от зависти», поскольку кровь не поступает к лицу, так как сжимаются кровеносные сосуды и повышается кровяное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью.

У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими.

Такое желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков.

Зависть может подвигнуть молодежь на бессмысленные на первый взгляд бесчинства на улицах, когда бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т.д.

Факторы способствующие возникновению зависти, можно разделитьна
— внешние и
— внутренние.
*Внутренние — особенности личности,
— как эгоизм и себялюбие(Дескюрэ),
— тщеславие и чрезмерное честолюбие(Аристотель — «Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия»).

*К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего объекту власти.

Завистник, как правило, сравнивает своё положение и свои достижения, с достоинством и со статусом близко стоящих на социальной лестнице.

Ещё Аристотель отмечал, что «. люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе. «

Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой.

При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть (Mises,1981).

Слишком большое различие редко вызывает зависть.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти.
«Зависть произрастает ещё и на почве реальной социальной несправедливости,- пишет он.

_Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми?

Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной буржуазной семьи, посещающих гимназию?

Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы».

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т.д.

Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

И.Кант делил зависть на «черную» зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность.

Выделяют и другие виды зависти.

Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства.

Как в «злобной» так и «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство.

Но, как отмечает Дж.Нью(Neu,1980),
в первом случае
— человек говорит: «Я хочу, чтобы вы не имели того, что имеете», а

во втором:
-«Я хочу иметь то, что вы имеете».

Такое деление сходно с тем, какое имеется у К.Хорни (нормальная и невротическая зависть).

Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия.

Еще одна причина «черной» зависти — «казуальное заблуждение»(Schoeck,1969), т.е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникающим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств.

В этом случае «белая» зависть может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти).
Дж. Нью пишет в связи с этим:
— «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого(до собственного уровня или ниже);
— в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)».

Впрочем, при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить её в здоровую конкуренцию.

«Вместо того, чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, пишет П.Куттер,- мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть.

Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности.

Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть».

Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Кутера, способы борьбы с завистью.

Тогда человек может сказать себе:» Если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него.».
Он будет спокойно относиться к своеобразию другого и не испытывать желания стать таким же.

Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.
Зависть и возраст.

Зависть проявляется у ребенка как результат эгоцентризма ребенка, неудовлетворения потребностей ребенка.

Часто зависть возникает к братьям и сестрам.

Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом.

Зависть ребенка развивается, как результат соревновательного характера игр и неудовлетворения потребности в признании.

Устранению зависти в детском возрасте
— способствует повышение социального статуса ребенка,
— его идентификации со значимыми для него другими детьми,
— наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и
— общения[1,c.340-344].
Литература:
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПб.:Питер,2008.

Известно, что чувство зависти по отношению к окружающим и злорадства в случае чужой неудачи считается чем-то постыдным. Тем не менее, подавляющее большинство представительниц прекрасного пола регулярно испытывают подобные ощущения, даже вопреки собственным желаниям. Результаты недавно проведенных учеными исследований показали, что это зависит от определенного склада характера. Оказалось, что завидуют другим чаще всего те дамы, которые не могут порадоваться собственным успехам. При этом чужие неприятности, наоборот, приносят им радость и внушают чувство уверенности в себе.

В ходе эксперимента команда специалистов из Лейденского университета, расположенного в Голландии, наблюдала за 70 добровольными участниками, 30 из которых были мужчинами, а 40 – представительницы слабого пола. Всем им было предложено ознакомиться с результатами научной работы своего коллеги в виде его собственного отчета о них, в котором данный опыт описывался в положительном ключе, а затем – отзыв его научного руководителя, который, наоборот, разносил работу в пух и прах.

Было замечено, что все испытуемые не могли сдержать радостных улыбок, когда читали о том, насколько плоха была работа. При этом, чем ниже была у человека самооценка, тем более выраженные положительные эмоции он испытывал. В наибольшей степени это было свойственно девушкам, но и мужчины не остались в стороне: хотя бы в некоторой степени злорадство испытывали все участники эксперимента, что, по мнению психологов, позволяло им почувствовать собственную значимость(интернет).

А.Я.Анцупов,А.И.Шипилов Считают, что зависть — проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесненная) зависть,маскируется под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе зависть социально осуждаема, поэтому осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавится от них.

Преодоление зависти идет по двум сценариям:

1. позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справится со своими негативными чувствами, более того — признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая зависть») ;

2. Негативному («черная зависть»), при которой человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей зависти. Это либо аутоагрессия («самоедство», агрессия, направленная на себя, поскольку не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуаций на других), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника) физическим («устранение с дороги», разорение и т.п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведёт к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности(1,с.102-103).
Литература:
1. Анцупов А.В., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.СПб.: Питер, 2006.

Зависть
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zavist00:00
Зависть – заостроенное внимание к чужому успеху и сравнивание с успехами своими.
Посмотрите фрагмент из фильм «9 рота»: за этим поведением психопата стоит обычная зависть: зависть к любви, которой в его жизни нет. Зависть — месть людям и жизни за то, что меня обидели, обделили.
Виды зависти
• Белая зависть — чужой успех радует и оказывается стимулом творческой активности, стремления к соревнованию.
• Черная зависть — чужой успех злит и рождает желание его уменьшить или разрушить. Черная зависть вредна в первую очередь для самого человека — испортишь себе и здоровье, и отношения с окружающими.
Как воспитывать детей, чтобы зависть не была для них характерна
Зависть — не врожденная эмоция. Как ситуативная реакция, зависть усваивается ребенком как результат некритического подражания на фоне морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, лишения потребности в признании. Когда дети видят позитивные образцы взаимоотношений, верят в свои силы, радостны и знают, что их любят, зависть для них оказывается малохарактерна.
Пусть ребенок не завидует другим
Вопрос:
«Моя 13-летняя дочь очень завистлива. Эта черта характера проявилась у нее уже в раннем возрасте. Еще в детском саду она требовала, чтобы ей купили точно такую же Барби, как у Тани, такие же туфли, как у Лены. В школе продолжалось то же самое: в первом классе ей обязательно нужно было получить похвалу учителя, который похвалил кого-то другого, оценку не ниже, чем у соседки по парте и т.д.
И сейчас она завидует всем и во всем. Мне кажется, что эта зависть мешает, прежде всего, ей самой, заставляет ее не выбирать свой путь, а следовать другим. Или я не права?»
Наверно, все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми. Но не все знают, как этого добиться. Бразильский психоаналитик Норберто Р. Кеппе считает, что основной помехой счастью и здоровью является зависть. Согласно его точке зрения, здоровым, успешным и счастливым может быть только человек, который не завидует другим.
Зависть в белом халате
Материал Автор — О. Белый. Источник — www.richdoctor.ru

Нищие не завидуют богатым. Они завидуют другим нищим, которым подают больше.
Народная мудрость.
Некий немецкий социолог Гельмут Шок написал большой научный труд «Зависть». Попробую некоторые тезисы оттуда «докторизировать» (или медицинизировать).
1. Зависть – спонтанное, естественное, всеобщее, и едва ли не врожденное чувство. Короче у вас она есть, доктор, и по отношению к вам она или есть у кого-то из коллег, или может быть. Медсёстры часто завидуют врачам. Я не в упрёк медсёстрам. Просто. кому-то же это надо понимать. Врачи-ординаторы нередко завидуют заведующим, главврачу, анестезиологи — хирургам, амбулаторные врачи — стационарным (и наоборот, в чужом огороде трава кажется зеленее) и т.д.
2. Зависть деструктивна — она опасна для тех, кому завидуют, и мучительна для завидующих. По возможности не провоцируйте зависть по отношению к себе, вам же самому безопаснее, дорогой наш Богатый Доктор.
3. Не существует обществ, лишенных зависти. Страшный вывод, честно говоря )). Но понимайте, что это не ваш коллектив «кривой», а так везде.
4. Зависть не возможно уменьшить благожелательным отношением или материальными подачками. Короче, доктор, если взяли денег с пациента больше, чем это делают обычно коллеги, то надо искать другие способы уменьшения зависти по отношению к вам. А не «делиться». Да, делиться надо, как правило, но не для снижения зависти. Это отдельная задача.
5. Завистью порождены подавляющее большинство эгалитарных направлений в социальной мысли – включая социализм и прогрессивное налогообложение. Поэтому популистские высказывания перед коллективами (медработников, например) или вообще перед электоратом. «работающие» высказывания обычно не про то, как вам будет хорошо. А про то, что у вас будет не хуже, чем у людей. Сделаем, чтоб люди не зажирались в т.ч.
6. Поскольку быть объектом зависти опасно и неприятно, появляется разнообразное и глобально распространенное поведение по избеганию зависити, культурной разновидностью которой является чувство вины перед обездоленными. Берущие нормальные деньги врачи нередко помогают пару раз в неделю и . пациентам, которые паразитируют на этом.
7. К числу проявлений «избегания зависти» относятся уменьшение или утаивание успехов. Да, иногда это надо, доктор. Не прячьте богатство с чувством словно что-то украли. А просто иногда намеренно и осознанно кое-что не сильно афишируйте, например.
8. Завидуют преимущественно людям в легко сравнимых, сопоставимых социальных ситуациях. Рабочий скорее завидует другому рабочему, чем профессору. В силу чего наименьший уровень зависти – в жестких сословных и кастовых обществах, наибольший — в демократичных обществах с высоким уровнем равенства. См. заглавие поста. И медсёстры, например, оказывается, завидовать будут скорее другим медсёстрам, чем врачам. А врач — скорее соседу по ординаторской, чем главному врачу. Скорее так.
9. Равенство не снижает уровень зависти, поскольку зависть становится чувствительным к ничтожным различиям. «Почему мне опять дежурство на праздники ставят, а ему ещё ни разу?»
10. Зависть воспринимается чрезвычайно неприличной, поэтому люди склонны любой ценой не признаваться в ней (даже самим себе), в лучшем случае заменяя ее понятием «ревность», что совсем не одно и тоже.
11. Зависть табуирована. Поэтому, возможно, завистники «в своё оправдание» (и самооправдание) очень активно находят недостатки в людях — объектах зависти. Поэтому один хороший доктор может «настучать» на другого. Потом он, наш хороший, будет жалеть, но сейчас «подставит».
12. Следствием табуирования зависти становится почти полное отсутствие работ о зависти в социологии и психологии – что совершенно необъяснимо, если отметить, какое значение имеет зависть в обществе. Anus, короче.
13. У зависти есть одно социально-позитивная функция: она стимулирует социальный контроль. Любой получивший преимущества становится объектом пристального внимания, и если его преимущества незаконны — на него воздействуют, в т.ч. доносят и т.д. Что из этого следует? Не выпячивай свои козыри, доктор.
Будем здоровы и богаты, и пусть нам завидуют!

Зависть — один из грехов против десятой заповеди закона Божия. Зависть состоит в том, что люди желают чего бы то ни было, что есть у ближнего..
Зависть — психическая энергия социального насилия.
Зависть
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

За;висть — социально-психологическийконструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения ичувств,[1] возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[2]
Исследования зависти
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, проявляющего себя по-разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения».[1]
Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем.»
— Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. № 6, 2007. С. 78-86.
Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi) показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.[3]
В психоанализе
По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что
Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны.
— Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку. Поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
В религиях
В христианстве
В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.[4] Выделяются следующие этапы развития зависти:
1. неуместное соперничество
2. рвение с досадой
3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.[4]
Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям как смирение, великодушие, благожелательство исострадание.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII век) указал на родство зависти и сострадания. Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:
Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
— Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Полн. собр. творений Св. Иоанна Дамаскина, СПб., 1913. С. 217.
В исламе]
Зависть — есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства. Существуют специальные советы для защиты от зависти.

Восемь главных грехов в православии

Чревоугодие | Блуд | Сребролюбие | Гнев | Печаль | Уныние | Тщеславие | Гордыня

Семь главных грехов в католицизме

Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня

Источник

Оцените статью