- Что происходит с телом, когда тебе не хватает прикосновений
- 💔 Что такое тактильный голод
- 💔 Как это работает
- 💔 Признаки тактильного голода
- Психологический голод: как понять, что тебе не хватает эмоций или прикосновений
- Коммуникативный голод
- Структурный голод
- Эмоциональный голод
- Сенсорный голод
- Сексуальный голод
- Событийный голод
- Почему важно развивать в себе чувство прекрасного?
- Чувство прекрасного
Что происходит с телом, когда тебе не хватает прикосновений
Обнимашки как лекарство: как утолить тактильный голод.
Многие на самоизоляции испытывают нехватку живого общения. Разговаривать с близкими можно и по видеосвязи, но нам также важно испытывать физическое присутствие людей, прикасаться к ним, обнимать и целовать. Недостаток прикосновения приводит к тактильному голоду. Сейчас расскажем, что это такое и как его лечить.
💔 Что такое тактильный голод
Тактильный (также кожный) голод — состояние, при котором человек испытывает острый недостаток прикосновений, контактов «кожа к коже».
Явление было известно и до пандемии. Например, результаты разных исследований показывают , что от недостатка прикосновений страдают многие люди. Особенно подвержены тактильному голоду заключенные в тюрьмах, дети со строгими родителями и пожилые люди. Также из-за роста технологий люди реже видятся лично и проводят меньше времени, общаясь без гаджетов.
💔 Как это работает
Мы ощущаем тактильный голо так же, как обычный: появляется странное чувство пустоты, когда желаемое количество прикосновений не совпадает с реальным . Конечно, у каждого человека своя норма. Кто-то не любит прикосновений от чужаков, другие готовы обнимать всех подряд.
Прикосновения необходимы для нашего эмоционального, умственного и физического благополучия. Вспомни приятно ощущение, когда на тебе сидит толстый котик или ты лежишь под тяжелым одеялом. Небольшое давление стимулирует блуждающий нерв: он посылает сигнал в мозг, который повышает уровень «гормона счастья» окситоцина. В результате выравнивается давление, нормализуется работа сердца, снижается уровень гормона стресса.
💔 Признаки тактильного голода
1. Агрессивное поведение. При недостатке прикосновений повышается уровень кортизола, гормона стресса. При его переизбытке отмечается агрессия и проблемы с управлением гневом. Желание контакта «кожа к коже» не исчезает, а трансформируется: если не получается обнять человека, можно его ударить.
2. Проблемы с восприятием тела. Прикосновения дают понять, что мы любимы, желанны и красивы. Когда качественное тактильно общение отсутствует, мы начинаем сомневаться в себе, развиваются комплексы и дисморфия.
3. Высокий уровень стресса. Под кожей находится множество сенсорных рецепторов. Когда они активизируются (во время объятий, секса или прикосновений), снижается уровень гормона стресса кортизола. При недостатке прикосновения трудно расслабиться, зажимаются мышцы, что также приводит к напряжению.
4. Чувство одиночества. Например, ты долго сидишь под горячим душем или в ванной — тепло воды «заменяет» тепло человеческого тела. Другие признаки: закутывание в одеяло, многослойность в одежде, постоянные объятия подушек или домашних животных. И, конечно же, само ощущение, что ты одинока.
5. Проблемы с психическим здоровьем. Депрессия, апатия, беспокойство и замкнутость могут быть признаками кожного голода. Люди, которые страдают от тактильного голода, также с большей вероятностью страдают алекситимией — состоянием, которое не позволяет людям выражать и интерпретировать свои эмоции.
6. Проблемы с сексом. Повышенная тревожность усиливает напряжение в теле, что приводит к сексуальной дисфункции. Получается замкнутый круг: из-за проблем в сексе трудней заниматься любовью, что приводит к еще большему недостатку прикосновений.
7. Страх привязанности и проблемы в отношениях. Люди, страдающие от недостатка прикосновений, боятся строить близкие и доверительные отношения с людьми. Нередко они страдают от чрезмерной застенчивости и беспокоятся, как другой человек воспримет их стремление к частым прикосновениям.
Источник
Психологический голод: как понять, что тебе не хватает эмоций или прикосновений
Коммуникативный голод
Общение – наша базовая потребность. В процессе мы получаем очень много незаметных, но необходимых для психики сигналов от других людей: что существуем, что нас уважают. Психологи называют эти положительные знаки «поглаживаниями». Нам необходимо подтверждение того, что мы не придумали свои положительные качества. Чтобы чувствовать себя комфортно, человек должен периодически получать от окружающих восхищение, комплименты, одобрение.
Совет: подумай, есть ли компания, где тебе всегда рады. Это могут быть родители, одноклассницы, коллеги по первой работе. Назначь им встречу, как только почувствуешь себя ненужной и нелюбимой.
Структурный голод
Как бы сильно нам ни хотелось выходных, жить вне структуры (режима, расписания, плана) сложно. Вспомни, как много людей в конце новогодних каникул мечтали вернуться в офисы. Человек, испытывающий недостаток структуры, чувствует себя потерянным, как будто не вписывающимся в жизнь, выпавшим из нее. Например, тот, кто ходит в офис, всегда знает, какой сегодня день недели, и с нетерпением ждет выходных. А безработный не отличает понедельника от пятницы и меланхолично встречает субботу.
Человек, длительное время находившийся в состоянии структурного дефицита, страдает не меньше, чем тот, которому нечего было есть или не с кем поговорить. Общество постоянно оказывает нам помощь в структурировании времени: транспорт ходит по расписанию, рабочий день начинается и заканчивается в определенное время, у магазинов есть график работы. Нам комфортнее действовать в определенных рамках. Даже смена времен года помогает нам структурировать жизнь и избегать скуки. Как бы мы ни проклинали холод и гололед, носить летние платья круглогодично было бы скучно.
Совет: если ты не любишь длинные выходные-праздники, предпочитаешь покупать туры, а не путешествовать самостоятельно, приступаешь к выполнению задания в последний день перед дедлайном, это значит, что ты из тех, кому сложно жить вне структуры. Просто прими этот факт. И не искушай судьбу, например, попытками уйти на фриланс: на свободе тебе будет трудно организовать время и, лишившись расписания, ты будешь отчаянно скучать.
Эмоциональный голод
Человек в состоянии эмоционального дефицита отчаянно стремится к общению с людьми и очень хочет понравиться абсолютно всем окружающим, а в каждом новом знакомом видит потенциального возлюбленного. Самая большая проблема людей, испытывающих этот вид психологического недоедания, в том, что они не понимают, что голодны, и называют чувство, возникающее по отношению к первому встречному, любовью.
Даже если в результате этой погони за близостью отношения завести получается, их крах неизбежен, потому что главной целью голодающего было насытиться (то есть буквально «съесть» партнера). А разрыв усугубляет эмоциональный голод одного и ранит другого.
Совет: профилактика эмоционального голода – честность по отношению к себе. Если за последний месяц у тебя было четыре романа и ты все выходные проводишь в барах с малознакомыми людьми, то, скорее всего, дело не в твоей общительности. Если ты признаешься себе в том, что нуждаешься в помощи, сделаешь первый шаг к гармонии с собой.
Сенсорный голод
Говоря о недостатке приятных ощущений, мы обычно имеем в виду дефицит тактильных переживаний, забывая о других органах чувств: вкусе, слухе, зрении и обонянии. А ведь без дружеских и любовных объятий, равно как и без приятных вкусов, картинок, запахов и звуков, жизнь кажется менее насыщенной, мы начинаем страдать от нехватки новых впечатлений.
Кроме того, именно сенсорный голод приводит к возникновению чувства зависти. Наблюдая за другими, мы невольно коллекционируем отсутствующие ощущения («она молодец, покупает себе цветы», «а у меня нет денег, чтобы сходить на массаж»), вместо того чтобы учиться у окружающих и наполнять свою жизнь приятными телесными переживаниями разного рода. Дефицит ощущений делает нас уязвимыми и раздражительными. Психологи объясняют нехваткой сенсорных переживаний такие проблемы, как хроническая усталость, переедание и даже лень.
Удовлетворяя сенсорные потребности, не стоит экономить на времени и фантазии. Оголодавшие сенсорно, мы превращаемся в неприятных собеседников и неэффективных сотрудников.
Совет: всякий раз, когда есть возможность сменить маршрут от дома до работы или заказать незнакомое блюдо в ресторане, делай это. Лучше всего сенсорный голод удовлетворять в путешествиях, когда сталкиваешься с незнакомыми запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями.
Сексуальный голод
Существует два подвида сексуального голода. Первый – физиологический, он базируется на влечении и напрямую связан с гормональной системой. Второй подвид – тоска по интимности. Его вызывает не отсутствие секса как такового, а нехватка общения, ласки, нежности, любви. Первый подвид сексуального голода более свойственен мужчинам, второй – женщинам. А степень удовлетворенности человека своей сексуальной жизнью складывается из насыщения телесного и психического голода.
Совет: единственный способ удовлетворить сексуальный дефицит – заняться любовью. Но всегда помни о двухкомпонентности этого вида голода. Половой акт, лишенный чувственных переживаний, скорее всего, не принесет тебе полноценного удовольствия.
Событийный голод
Даже если ты постоянно общаешься с интересными людьми и посещаешь различные мероприятия, если не происходит ничего нового, неизбежно наступает скука. Мы тяжело переносим рутину: она не приносит удовлетворения, не стимулирует, не развлекает. Для утоления событийного голода мы начинаем искать элементы новизны. Иногда это приводит к бессмысленным поступкам: например, люди погружаются в чужую жизнь — начинают следить за скандалами звезд, активно включаются в их обсуждение.
Некоторые попытки справиться со скукой выглядят со стороны нормальными. Никто не осудит человека, который стал завзятым театралом и любителем выставок. Скорее, все восхитятся его тягой к культуре и искусству. Но со стороны не всегда можно заметить, что дело совсем не в любви к спектаклям: их посещение — не более чем попытка занять свое время чем-то отличным от обычного течения жизни.
Совет: со скукой гораздо лучше помогает бороться наличие какого-то значимого дела в жизни. Им может стать что угодно — от волонтерства и до создания фанфиков. Главное — выявить свою потребность (неважно, идет речь о творчестве или желании помогать) и найти возможности для ее реализации
Источник
Почему важно развивать в себе чувство прекрасного?
Мы с рождения окружены разными людьми и предметами. Различные установки, вкладываемые в нас, позволяют различать хорошее от плохого, красивое от ужасного, доброе от злого.
Эстетика, если говорить коротко, учение о формах прекрасного в природе, творчестве и жизни. Но я могу смело заявить, что это чувство присуще не всем. Это можно заметить в мелочах: одежда, манеры, речь,макияж. У такого общества свои взгляды на этот счет, у них много своих забот.
Самое главное, что человек выглядит красиво для себя. Он знает, что бордовый цвет резинки на руке идентичен оттенку ботинок, в таком случае чувствует себя уверено. Таким людям необходимы перемены в жизни, будь то перестановка в комнате или кардинальная смена стиля.
Можно с уверенностью сказать, что люди, которые видят красоту даже в обшарпанных стенах могут по праву являются творческими. Развитое чувство эстетики очень вдохновляет на сотворение чего-то нового. Так как творчество бывает разное, то и вдохновение приходит для разных вещей. Кто-то печатает статьи или пишет стихи, кто-то поет или рисует, некоторые читают и переживают все эмоции,описанные в тексте.
Эстетика влияет на человека весьма положительно. Он начинает быть более чувственным и внимательным. Появляются такие качества, как спокойствие и уравновешенность. Любовь к прекрасному помогает создать свой собственный гармоничный стиль.
Искусство не менее важный фактор развития эстетических качеств. Театр, литература, музыка- все эти виды искусств разных жанров влияют на формирование личности. К примеру, художественная литература развивает у детей творческие навыки.
Почему это важно? Гармония с природой и искусством позволяет лучше ощущать свои эмоции,помогает разобраться в себе и, соответственно, чувствовать себя лучше и спокойнее.
Чтобы развить в себе эти качества, человеку не обязательно быть поклонником элитарной культуры, он может слушать панк и рок музыку и видеть в этом свою собственную эстетику.
На своем примере могу рассказать про проблему эмоционального выгорания . Когда ты теряешь интерес и чувство ответственности к себе, жизни, учебе,ты понимаешь, что все эмоции,которые ты испытывал,теперь не имеют значения,вместо них теперь полное безразличие. Мне помогли справиться с этим небольшая смена имиджа и предпочтений в музыке.Я начала чувствовать себя лучше спустя какое-то время, эмоции вернулись и теперь я снова ищу вдохновение буквально во всем.
Чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, человеку должно быть спокойно наедине с собой. Эстетика тела, движения, стиля, макияжа, процесса чего-то обычного или очень важного будет влиять исключительно положительно на формирование личности в любом возрасте.
Источник
Чувство прекрасного
Прекрасное не требует доказательств.
В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.
Прекрасное не требует прикрас.
Себе назначит цену только нищий.
Моя любовь напрасных слов не ищет —
Она и так безмерно разрослась.
Уильям Шекспир. Ромео и Джульетта
Чувство прекрасного как качество личности – способность к переживанию и состояние переживания удовольствия, восхищения, восторга от духовности, красоты и гармонии в природе, в человеческих отношениях, в произведениях искусства, во внешнем и внутреннем облике человека.
Прохладным апрельским утром на вашингтонской станции метро появился мужчина с футляром для скрипки. Он не спеша расположился у стены, достал инструмент, поставил у ног открытый футляр и стал играть. Целых 45 минут он со всем рвением души играл на скрипке. За это время мимо него прошло более тысячи человек. По прошествии первых трех минут какой-то мужчина средних лет обратил внимание на музыканта, замедлил шаг, остановился на несколько мгновений и… поспешил далее. Еще минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр, но не остановилась. Еще спустя какое-то время рядом остановился мужчина послушать, но вскоре посмотрел на часы и продолжил свой путь. Затем трехлетний мальчик остановился, чтобы посмотреть на скрипача, но мама потянула его за руку, и ребенок пошел за ней, постоянно оглядываясь. То же повторилось с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту. За 45 минут игры только 7 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги в скрипичный футляр. Заработок музыканта составил $32. Никто из прохожих не знал, не чувствовал, не понимал и не догадывался, что слышал игру Джошуа Белла — одного из лучших музыкантов мира. Играл он на скрипке Страдивари стоимостью $3.5 млн. Билеты на концерт Белла в Бостоне, состоявшемся за два дня до этого выступления в метро, стоили по $100, и в зале был аншлаг. Этот социальный эксперимент проводила газета «Вашингтон Пост».
Далеко не всем людям присуще чувство прекрасного, хотя, наверняка, они думают о себе иначе. Природа автоматически не наделяет человека этим чувством. Конечно, чего Бог не дал, в аптеке не купишь, но глупо ожидать от двухлетнего малыша переживаний чувства прекрасного при виде картин Рафаэля и Рубенса. Прекрасное внутри, в душе, в ходе взросления просто нужно не убить его, не завалить пороками.
Показателен в контексте этих мыслей рассказ одного учителя: «Когда-то, будучи начинающим учителем, я увлёкся Рихардом Вагнером. И конечно же, не удержался — принёс эту затёртую пластинку в свой девятый «Б». Я всегда таскал в класс сокровенное. Как-то не мог в одиночку наслаждаться Моцартом или Бахом, Шаляпиным или Марио дель Монако. А сейчас вот – Вагнер. Поставил арию Лоэнгрина. И застыл – в предвкушении триумфа. Пел знаменитый тенор Иван Семёнович Козловский. Это очень длинная ария – целая баллада. Ведь так и называется «Рассказ Лоэнгрина».
Прошло две-три минуты, и откровенно зевнул отличник Юра. А потом… потом зашуршал весь класс. Козловский выводил свои рулады, а детки сражались в «морской бой», играли, в «балду», шушукались и не могли дождаться, когда закончится эта тягомотина. В общем, провалился я со своим Лоэнгрином. На переменке ко мне подошёл Петька, мы на одной улице жили. — Это… а можно я… это… к вам домой . Вы мне поставите свою пластинку? С тех пор он ходил ко мне каждый вечер. И каждый вечер был Лоэнгрин. Петька уже не мог без него. Ходил и ходил. И ничего другого слушать не хотел, как я ни предлагал… Для меня это до сих пор – загадка…»
Чувство прекрасного связано не с материальной, а духовной природой человека. Душа – это вечность, счастье и знание. Если человеку удалось защитить свою душу от грязи пороков, он видит прекрасное, тянется к нему. Прекрасное возвышает душу, предлагает более высокий, духовный вкус счастья.
Если «лампочка» души накрыта темным сукном пороков, внутри и вокруг человека беспросветная тьма. Где уж тут увидеть прекрасное? Например, душа махрового эгоиста находится под непроницаемым «колпаком» эго. До нее не достучаться. Ее невозможно ничем расшевелить. Ей недоступны вершинные переживания. Она, как мертвая царевна, заколдована пороками и не может выполнять свои функции – освещать внутренний мир человека, принимать вместе с разумом активное участие в принятии решений. Когда душа «арестована», переживать чувство прекрасного также невозможно, как обедать в противогазе.
Прекрасное видят люди, у которых душа свободна от пороков. Если душа не закрыта наглухо в скорлупе эгоизма и корысти, она открыта к пониманию духовности, красоты и гармонии в природе, в человеческих отношениях, в произведениях искусства, во внешнем и внутреннем облике человека.
Если человек способен проявлять чувство прекрасного, значит, он обладает духовностью, значит, в перечне его потребностей весомое место занимают духовные потребности. Тот, кто ест, пьет, спит и совокупляется, больше похож на животное. Ему неведомы «души прекрасные порывы». Его удел — удовлетворение физиологических потребностей.
Чувство духовного родная сестра чувства прекрасного. Духовность предлагает душе отношения «по вертикали», и душа охотно идет на это. В связке с духовностью она приходит к Богу, к вершинам человеческого духа, к прекрасному внутреннему миру личности.
Душа сравнивает Бога с солнцем, а себя с лучом. Луч скользит по лугам, холмам и долинам, но его Родина — солнце. Идя по лучу, можно прийти к его прекрасному источнику — постигнув душу, можно пережить чувство прекрасного от осознания в себе представительства Бога. Пауло Коэльо мудро подметил: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя».
Например, поверхностный, несерьезный мужчина концентрирует внимание исключительно на внешних «параметрах» женщины, на ее красоте. Ее внутренний мир его нисколько не интересует. Таким мужчинам попадаются и соответствующие девушки, которые, придя домой с дискотеки, слышат от матери: «Вернулась? Ладно, одевайся и ложись спать». Так находят пару два одинаковых сапога.
Прекрасное и красота далеко не равнозначны. Красота проходит, а прекрасное остается. Если у девушки прекрасный внутренний мир, разглядеть его может человек, способный переживать чувство прекрасного. Обычно это ответственный, глубокий, целостный мужчина. В отличие от прекрасного, красота характеризует человека преимущественно с внешней и не всегда существенной стороны. Прекрасное же раскрывает личность с точки зрения ее сущности.
Чтобы познать чувство прекрасного, нужно опуститься на дно собственной души. Не все это могут сделать – «кислороду» не хватает. Пороки душат. Если бы люди были менее порочны, сколько бы прекрасного они увидели в себе и других. Сколько прекрасного они увидели бы вокруг, если бы души их не закрыли ложь, злоба и зависть. Сколькие бы из них могли от души пропеть:
Ты не можешь не заметить, —
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир.
Источник