Назначение виды эмоциональных процессов

Виды эмоциональных процессов

У человека имеются основные виды эмоций:

1. Настроение – относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно несколько часов или дней. Настроение человека определяется его общим настроем или отражает его настрой в данный момент времени. Оно представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным переживаниям. Далеко не всегда человек может определить, какое у него в данный момент настроение.

2. Простейшие биологические эмоции – это эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих потребностей. Обычно это состояние типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного. Простейшие биологические эмоции порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть приятной или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Они связаны с удовлетворением биологических потребностей, в пище, кислороде, сексуальная потребность и ряд других. Эмоции бывают как у человека, так и у животных. Часто имеют циклический характер.

3. Аффекты – сравнительно кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие узкое выражение (экспрессию). Это могут быть радость, печаль, страх, гнев. Аффект возникает внезапно и развивается очень быстро. Аффекты развиваются, когда деятельность человека предполагает или имеет неожиданный результат, или когда на пути осуществления плана возникает препятствие или неожиданно исчезает. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Аффективное действие носит взрывной характер, » вырывается у человека» не регулируется им. Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных тенденций, сверхтрудным торможением, задержкой какой-либо навязчивой тенденции или сверхсильным эмоциональным возбуждением. Законченно аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает тогда, когда прорывается в действии.

4. Чувства – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями. Чувства почти всегда можно анализировать, разделяя на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства могут входить определенные ощущения, полученные в результате восприятия предметов. Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по признаку. Например, положительными или отрицательными, приятными и неприятными, разными или противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, включающие разные эмоциональные переживания называют амбивалентными. Чувства, испытываемые одним человеком, могут быть возвышенными и низменными одновременно.

Низменными называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. Ним относятся ненависть, зависть, вражда.

Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро, и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.

Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.

Эстетические — связаны с восприятием и переживаниями прекрасного, например, произведений искусства, культуры.

Интеллектуальные — связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач.

Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство справедливости.

5. Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства человека, явно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти играют ту же роль, что и акцентируемые черты характера. В страсти ярко выражен волевой элемент стремления, она представляет собой единство эмоциональных и волевых мотивов. Характерно сочетание элементов активности и пассивности. Для Христианской концепции всякая страсть – фатальная, темная сила, ослепляющая человека. В ней сказывается роковая страсть низшей телесной природы человека над высшими духовными проявлениями. В противоположность Христианской концепции, для Рене Декарта разум и страсть перестают быть взаимоисключающими категориями. Его идеал – страстный человек. Страсть и любовь у Декарта не могут быть слишком большой, в великом человеке все велико. Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительные – побуждающие человека к достижению высоких целей, приносящим пользу ему и людям.

Отрицательные (низменные) – те, в результате которых человек наносит вред себе и окружающим.

6. Стресс – это очень стойкое, чрезмерно сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает у человека в результате сильной и невыносимой физической или психологической нагрузки. Стресс – это особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, происходят нарушения в социальном поведении. Стресс – единственное из всех эмоциональных состояний человека, играющее исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека.

Источник

Виды, параметры и функции эмоциональных процессов

Эмоциональный процесс — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции,чувства и настроения.

Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только однойэмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.

Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например, К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации. Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции и чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания[2]. Частонастроения также выделяют как отдельный класс. В результате получается следующая классификация:

· Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг.

· Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога.

· Чувства — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть.

· Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука.

Функции эмоций: Функция оценки; Сигнальная; Регулирующая; Функция побуждения; Функция активации; Синтезирующая; Экспрессивная; Смыслообразующая.

Источник

Назначение и виды эмоциональных процессов

Виды эмоций: настроения, простейшие, или биологические, эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы.

Настроение — слабое, но существующее долгое время эмоциональное переживание, определяет психологическое состояние человека в течение длительного времени: от нескольких часов или дней. Человек очень плохо осознает такую эмоцию, как настроение, как по ее источникам, так и по характерным переживаниям.

Биологические эмоции — эмоциональные переживания, которые человек, как каждый живой организм, испытывает в результате удовлетворения своих биологических потребностей. Они порождают пустые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такие эмоции являются врожденными и имеются также у животных, они подвержены закономерной динамике и имеют циклический характер.

Аффекты — сравнительно короткие, но достаточно сильные эмоциональные переживания. Они протекают быстро и имеют яркое внешнее выражение. Аффекты возникают либо в начале, либо в конце деятельности, отражая ожидания человека от деятельности или ее результат. Аффекты возникают при неожиданном результате деятельности или когда на пути либо неожиданно возникает, либо пропадаем определенное препятствие. „

Чувства — исключительно человеческая разновидность эмоции. Они составляют большинство эмоциональных переживаний человека. Чувства — целый комплекс различных эмоциональных переживаний. Чувства почти всегда можно анализировать. В них могут входить и определенные ощущения, которые имеют определенную эмоциональную окраску. Чувства могут быть низменными и возвышенными. Их подразделяют на группы в соответствии с предметами, к которым они относятся: эстетические, интеллектуальные, моральные, правовые. Чувства — не врожденные эмоции человека, они приобретаются им в процессе жизни.

Страсти — самые сильные чувства человека, они явно преобладают над всеми другими, и человек практически не в состоянии управлять ими, скорее, они управляют человеком.

Источник

Виды, параметры и функции эмоциональных процессов

Эмоции– психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.

Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека.

3. Чувства – более устойчивые психические состояния, имеют четко выраженный характер, не могут быть безотносительны.

4. Настроение – самое длительное психологическое состояние, окрашивающее все поведение человека. Может повышать или понижать жизнедеятельность человека.

5. Страсть – сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Приводит к сосредоточению на предмете страсти всех сил и устремлений. Основной признак – действенность, слияние волевых и эмоциональных устремлений.

Параметры эмоций:

1.Модальность- мпецифические классы эмоций, связанные с особыми субъективными переживаниями и характерными паттернами реагирования.

2.Знак- Положительный/отрицательный, определяется возможностью удовлетворения/неудовлетворения потребностей в конкретных ситуациях.

3.Интенсивность- Положительный/отрицательный, определяется возможностью удовлетворения/неудовлетворения потребностей в конкретных ситуациях.

4.Длительность- Время эмоциональных реакций / переживаний

5.Осознаваемость- Осознаваемость причин и последствий переживаний

6.Контролируемость- Возможность управлять эмоциями проявления.

7.Структурный состав- Число и характер компонентов, включенные в конкретные эмоциональные реакции.

Функции эмоций:

2. Отражательная – состоит в обобщенной оценке события, определяет полезность или вредность фактов и формируется в процессе общения с другими людьми и личным опытом.

3. Сигнальная (ориентировочная) – отслеживание своего поведения, деятельности.

4. Побудительная (стимулирующая);

6. Переключательная – ситуация конкуренции мотивов.

7. Приспособительная – помогает организму эффективно приспособится к окружающему миру;

8. Коммуникативная – воздействие на окружающих и взаимодействие.

Внимание как предвосхищение. Эксперименты У.Найссера

У воспринимающего в голове имеется конечный, сконструированный им продукт, что мы видим какие-то внутренние представления, а не реальные предметы. Конструируя предвосхищающую схему, воспринимающий осуществляет некий акт, включающий как информацию от среды, так и его собственные когнитивные механизмы. Он сам изменяется в результате получения новой информации.

Таким образом, акт внимания для Найссера — это акт активного выбора, а не пассивного отбора.

Найссер считает, что акт внимания определяется предвосхищающими познавательными схемами, которые делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода.

Свою точку зрения Найссер обосновал в 1979 г. серией экспериментов на «избирательное смотрение». Испытуемых просили нажимать на кнопку после каждого паса мяча в релевантной видеозаписиТот факт, что испытуемые неполностью «замыкались» в выбранной последовательности движений, но были способны также воспринимать некоторые фрагменты нерелевантного сообщения (вспышка в углу экрана), по мнению Найссера, был обусловлен не «анализом до фильтра», а «деятельностью за пределами основного потока обработки информации».

Под руководством Найссера был проведен ряд впечатляющих опытов по обучению одновременному выполнению сложных действий, например, чтению про себя и письму под диктовку. После шести недель тренировок его испытуемые восстанавливали обычную для себя скорость чтения и письма. Однако очевидно, что некоторые ограничения все-таки неизбежны. По мнению Найссера, распределение внимания невозможно в том случае, если: 1) в действии должен участвовать один орган (рисовать и бросать мяч), 2) нужна одна и та же схема (рассматривать две картины одновременно), 3) сигналы для одной задачи маскируют сигналы для другой задачи (или — или, например, нельзя видеть одновременно два двузначных изображения).

Источник

Оцените статью