НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ
Наука имеет ряд особенностей, отличающих её от других способов познания мира:
1). цель научного познания – исследование объективных законов и закономерностей, действующих в природе и обществе; при этом под законом понимается необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений;
2) требование объективности научного знания предполагает его независимость о познающего субъекта. В отличие от других способов отражения действительности научное знание не может быть субъективным;
3) научное познание рационально, это не означает, что наука отвергает чувственное познание, однако чувственный опыт в рамках научного исследования полностью подчинен рациональному началу;
4) научное знание имеет системный характер, взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории, раскрывающие законы и закономерности, действующие в исследуемой области;
5) научное познание доказательно. В этой связи наука противопоставляется вере и мнению – формам отражения действительности, не требующим обоснование собственной достоверности. Научное знание должно быть доказано.
6) научные знания проверяемы (верифицируемы) и воспроизводимы;
7) каждая наука имеет свой предмет, объект, один и тот же предмет может изучаться разными науками;
8) наука формирует свой специфический язык;
9) наука обладает инструментальным характером. Инструментальность науки можно понимать в узком смысле: практически все науки о природе используют специально созданные приборы. А в широком, инструментами ученого становятся специально разработанные способы решения исследовательских задач – методы. Наличие собственных методов тоже характерная черта науки.
Методология – наука о методах и принципах научного исследования
1). Философские методы – методы, определяющие наиболее общие подходы и принципы научного исследования, например диалектический и метафизический;
2) общенаучные методы – методы, применяемые во всех науках: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и.т.д.;
3) частно-научные методы – методы, применяемые в той или иной научной дисциплине, например, в социологии – метод опросов
Научное знание отличается от обыденного тем, что:
1).его цель выявить суть явления;
2) научное знание требует специальной подготовки и особых методов познания;
3) обыденное знание является отражением человеком чувственно воспринимаемых явлений, вещей окружающей действительности. Явления объективного мира оцениваются с позиции повседневных нужд, при этом не ставятся специальные познавательные задачи;
4) научное познание не персонифицировано, по его результатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в отличие от результатов обыденного познания или художественного творчества.
Выделяют 2 уровня познания: (в отличие от стихийного чувственного познания, эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира)
1).эмпирический – элементами эмпирического знания – являются факты, которые человек получает с помощью наблюдений и экспериментов. Факты констатируют качественные и количественные характеристики объектов. Эмпирические связи между объектами выражаются с помощью эмпирических законов. В основе эмпирического знания лежит эксперимент.
Эмпирическое знание есть ступень для получения научного знания
2) теоретический уровень развития научного знания дает возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, внутренние их взаимоотношения. Получить такое знание можно при помощи методов индукции, дедукции, сравнительного анализа. На теоретическом уровне познания мы продвигаемся к исследованию сущности явления, к познанию внутренних связей самого явления.
В основе эмпирического знания лежит эксперимент. В результате теоретического исследования выясняются закономерности, создаются законы, формулируются понятия.
Источник
Обществознание (21 стр.)
Факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных фактов:
– действия, поступки людей или социальных групп,
– продукты человеческой деятельности: материальные и духовные (словесные действия: мнения, суждения, оценки).
К основным способам социального познания относятся:
2.9. Самопознание – процесс познания человеком самого себя
Самосознание – определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Этапы самосознания:
– чувственное восприятие мира;
– способность самостоятельно действовать с предметами;
Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе.
– от самого человека;
– соотношение себя с идеалом; успех: притязания;
– отношение к своим успехам и неудачам;
– от оценки других людей.
Виды самооценки:
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Наряду с научным и социальным познанием существует и вненаучное познание.
2.10. Вненаучное познание
Вненаучное познание – это несистематизированное, разрозненное знание, которое не формализуется в законы и которое вступает в противоречие с реальной научной картиной мира.
Выделяются следующие формы вненаучного знания:
– донаучное – мифология (это предпосылка научного знания);
– лженаучное – сознательно акцентирующее домыслы и предпосылки;
– антинаучное — утопичное познание, намеренно искажающее предcтaвления о действительности;
– обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей.
Рассмотрим некоторые из форм вненаучного знания.
Самой ранней формой донаучного познания стал миф (от греч. mythos – предание, сказание). Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества – философия, искусство, наука, религия и т. д.
Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвиденного: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни.
Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовав, их условий общественной жизни.
Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.
Другим способом вненаучного познания является обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей. Веками в процессе труда человечество накапливало определенные практические знания и умения, абсолютно не заботясь об их теоретическом обосновании. Единственной возможностью овладеть таким практическим знанием являлось ученичество у опытного специалиста, умельца, мастера. Вся история русских народных промыслов является блестящим примером подобного рода вненаучного познания.
Обобщенныe практические знания составляют и так называемую «народную мудрость». Большинство ее положений нашло свое выражение в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. В них в образной форме излагается свое видение предметной деятельности человека. Например: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Куй железо, пока горячо», «Без труда не вынешь рыбки из пруда».
Знания, приобретенные в процессе повседневной жизни людей, усваиваются:
– стихийно;
– без специальной познавательной деятельности;
– в процессе овладения «живым» опытом.
В ненаучных формах познания огромную роль играет интуиция (от латин. intuitus – взгяд, вид). Интуиция – это непосредственное постижение истины без логического обоснования.
Интуитивное познание сродни вдохновению. На бессознательном уровне интуиция стимулирует процессы познания и творчества. С ее помощью можно постигать все уникальное и неповторимое.
2.11. Истина. Особенности и виды истины
Истина – это знание, соответствующее действительности.
Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, ни заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания. Основными особенностями (чертами) истины являются:
– объективность, означающая, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества;
– субъективность, подразумевающая, что истина всегда связана с человеком, вне его не существует и является одной из непременных ценностей человеческого бытия;
– конкретность, подчеркивающая, что полученное в результате познания знание отражает определенный предмет или фрагмент действительности. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.
Постижение истины представляет собой процесс непрерывного ее «движения», которое характеризуется понятиями:
– абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина практически недостижима и выражает цель научного познания, стремление к которой является его движущей силой;
– относительная истина – это неполное, неточное, неисчерпывающее знание. В процессе познания относительная истина может изменяться и дополняться.
Абсолютная и отнocитeльная истины не противоположны друг другу. Они способны к изменению и дополнению между собой. Противоположностью истины, в известных условиях в нее переходящей и из нее возникающей, является заблуждение.
Заблуждение – это несоответствие знания фактическим обстоятельствам.
Источниками заблуждения могут быть:
– несовершенство познавательных способностей индивида;
– предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;
– плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы.
Заблуждения необходимо отличать от:
– ошибки (как результата неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);
– лжи (как преднамеренного распространения заведомо неверных представлений).
Заблуждение является органичной частью истины и cтимyлирует процесс познания в целом. Человечество веками занимал вопрос: а как различать истину и заблуждение? Что является критерием истины?
Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие – соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи – соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. целенаправленная деятельность людей, ориентированная на познание и преобразование мира.
Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. При этом практика понимается достаточно широко, включая следующие виды деятельности:
– материально-производственную;
– общественно-политическую;
– научно-экспериментальную;
– художественно-творческую.
Между тем, не всегда истину можно проверить практикой.
Отсюда следуют постоянные поиски в науке способа подтверждения достоверности наших знаний.
К примеру, в научном познании именно результаты экспериментов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.
В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания – к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.
Источник
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 11. Человек. Человек в системе общественных отношений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Познание мира.
- Формы познания.
- Мышление и деятельность.
- Виды человеческих знаний.
- Естественные и социально-гуманитарные науки.
- Уровни научного познания.
- Способы и методы научного познания.
- Особенности социального познания.
- Общественное и индивидуальное сознание.
- Истина как цель познания.
Познание — процесс обогащения человека новым знанием.
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.
Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.
Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.
Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее
Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие
научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности
познания, доказывают познаваемость мира.
Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек всегда стремился к познанию истины.
Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?
Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.
Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.
Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.
Мир принципиально познаваем
Отрицание познаваемости мира
Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание
Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.
Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,
признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.
Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются
общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.
Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без
чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.
Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие
полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.
Относительная истина — это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. Абсолютная истина — это полное знание, например, форма земли.
Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
непротиворечивое, практика как производство, опыт,
логически стройное знание эксперимент
Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют
Объект должен быть таким, каков он есть на самом деле
Знание должно быть доказанным
Знание должно быть проверено специальными средствами: наблюдением, практикой, логикой
Выделяют два уровня научного знания.
научные факты, события, процессы
научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки
Каждый из уровней научного знания имеют свои методы познания.
Наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент
Аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Кроме научного познания существуют и другие формы. Одной из них является миф – это ранняя
форма познания, родившаяся в результате поисков целостной картины мира.
Повседневный труд и опыт дают человеку обыденное знание, которое выражается и в
особенности языка – чуть-чуть, щепотка, на глазок. Пословицы и поговорки отражают этот тип знания – народную мудрость.
Образное представление окружающей действительности дает искусство.
Одним из видов знания признается и паранаука (от греч. para – возле, около). Эти знания
околонаучны ли лженаучны.
Все знания человек приобретает в процессе деятельности.
Одним из видов познавательной деятельности является коммуникативная деятельность, которая имеет свои формы и функции.
Передача методологических, нормативных и др. основ научных выводов
Она основывается на общение, взаимодействие равноправных партнеров, которые считаются с мнением друг друга.
Разбор типового тренировочного задания
- Выберите верные суждения о функциях коммуникативной деятельности в научном
1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов.
2.Коммуникативная деятельность в познании не существует.
3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию
4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных.
Правильный вариант/варианты: 1,3.
- Восстановите смысловое значение предложений:
Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание.
Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой.
Научное, житейское, обыденное;
Исканий, знаний, стремлений.
Правильный вариант: научное, знаний.
Источник