- История России
- НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В 1960-х — СЕРЕДИНЕ 1980-х гг.
- Национальные движения: причины и цели
- Причины национальных движений
- Индия
- Исторический контекст
- Swadeshi (Свадесхи, Свадеши)
- Роль промышленников
- Реакция британцев
- Другие движения
- Испания
- Синерубашечники
- Идеология
- Франкизм
- Американские националисты
История России
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В 1960-х — СЕРЕДИНЕ 1980-х гг.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
Какие изменения в национальной политике и национальных движениях произошли в 1960-х — середине 1980-х гг.?
1. Новая историческая общность. В 1972 г. страна праздновала 50-летие образования СССР. Подводились и итоги развития Советского федеративного государства. Они были весьма впечатляющими. Наиболее высокими были темпы развития республик Средней Азии. Если в 1922 г. уровень неграмотности населения здесь составлял 95 %, то теперь такое же количество жителей региона имело высшее, среднее и незаконченное среднее образование. Объём промышленного производства за эти годы вырос в Казахстане в 600 раз, в Таджикистане — в 500, в Киргизии — в 400, в Узбекистане — в 240, в Туркмении — в 130 раз (на достаточно развитой Украине — в 176 раз). Только в Узбекской ССР в 1972 г. работало больше специалистов с высшим и средним специальным образованием, чем в народном хозяйстве всего СССР в конце 1920-х гг. Высокого уровня развития достигли и республики Прибалтики — промышленное производство в Латвии увеличилось с 1940 г. в 31 раз, в Эстонии — в 32 раза, а в Литве — в 37 раз. Все эти результаты были достигнуты коллективным трудом всех народов страны.
Во второй половине 1960-х гг. оформился идеологический вывод о советском народе как новой исторической общности людей. Он вызревал постепенно. Вначале сама эта установка прозвучала в докладе, посвящённом 50-летию Октября. Затем было заявлено о том, что эта общность означает итог многолетнего сближения социалистических наций и народов. Главным, что объединяет эти нации и образует единый советский народ, говорилось в партийных документах, является «единая цель — построение коммунизма».
Вскоре партийные теоретики посчитали, что идейного единства явно недостаточно. В начале 1970-х гг. прежние положения были дополнены выводом о том, что сложившийся в стране «единый народно-хозяйственный комплекс» является «материальной основой дружбы народов» СССР. Это положение было закреплено в Конституции 1977 г.
Теоретическая установка о советском народе как новой форме общности людей не могла не отразиться на политическом курсе, проводимом партийным руководством в национальном вопросе.
Провозглашаемый руководством страны курс на дальнейшую интернационализацию советского общества неизбежно вступал в противоречие с процессами роста национального самосознания и предшествующим опытом взаимоотношений Центра с республиками.
Можно ли утверждать, что в СССР окончательно был решён национальный вопрос?
РАСУЛ ГАМЗАТОВИЧ ГАМЗАТОВ (1923-2003)
Народный поэт Дагестана, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
2. Нарастание противоречий между Центром и республиками. В ходе выполнения реформы 1965 г. власти сделали серьёзный акцент на развитии специализации экономики союзных республик. Каждая из них должна была развивать традиционное производство: Казахстан — выращивание зерна и получение продуктов животноводства; Узбекистан — хлопководство; Туркмения — добычу газа и нефти; Молдавия — выращивание овощей и фруктов; республики Прибалтики — сельское и рыбное хозяйство.
В интересах быстрой интеграции экономики союзных республик ускоренными темпами шло промышленное развитие менее развитых из них. Наиболее быстрыми были показатели роста в Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Киргизии, Азербайджане, Узбекистане, Литве. Это вело не только к высоким экономическим показателям всей страны, но и к преодолению обособленности республик. В то же время бурное промышленное строительство в этих регионах при ведущей роли союзных министерств ещё более усиливало роль Центра в отношениях с республиками.
В 1970-е гг. были практически ликвидированы все те права и полномочия союзных и автономных республик как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-е гг. Народы союзных республик лишились даже ограниченного контроля над своей экономикой, не могли решить многих проблем культурного развития без санкции из Москвы. Кроме того, из-за отсутствия местных квалифицированных кадров шло переселение в республики Средней Азии и Закавказья инженеров и техников из России. Это воспринималось порой даже на бытовом уровне как насильственная экспансия иных традиций и культуры, усиливало национализм. Вновь оживились национальные движения.
Делегаты — представители разных советских республик на всесоюзном съезде пионеров в Артеке. 1972 г.
3. Национальные движения. Национальные движения выступали в тот период своеобразной формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации. Многие попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры, языка объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные.
В условиях нараставшего в стране инакомыслия всё больший удельный вес в нём стали занимать национальные движения.
К уже существовавшим движениям за право немцев выехать в ФРГ, за возвращение к родным местам крымских татар и турок-месхетинцев в 1967 г. добавилось массовое движение евреев за выезд в Израиль. Своими активными действиями участники национальных движений смогли добиться многого. В 1972 г. Президиум Верховного Совета СССР отменил все ограничения в выборе советскими немцами места жительства по всей территории страны. Однако автономия немцев Поволжья так и не была восстановлена. Из страны за 1970—1986 гг. эмигрировало более 72 тыс. немцев. Количество выехавших на свою историческую родину советских евреев за 1967—1985 гг. превысило 275 тыс. человек.
Наиболее массовыми и активными в 1970-е гг. были национальные движения в прибалтийских республиках. Их участники требовали не только соблюдения гражданских прав, но и снятия ограничений в деятельности церкви. Под петицией на имя Брежнева, в которой литовцы требовали возобновить работу закрытого властями собора в Клайпеде, подписались почти 150 тыс. человек.
Множество националистических групп и организаций действовало также на Украине. Столкновения в связи с обсуждением проекта новой Конституции имели место в 1978 г. в Грузии, где тысячи людей вышли на улицы с требованием сохранить в этом документе положение о грузинском языке как государственном. В 1977 г. члены «Национальной объединённой партии Армении» произвели несколько взрывов, в том числе и в московском метро.
Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны. Они требовали также большего уважения к русскому народу в любой точке страны. Идеологами русского национального движения в эти годы выступали А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич, И. С. Глазунов, В. А. Солоухин.
Одной из самых крупных организаций русского движения был Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), созданный в середине 1960-х гг. в Ленинграде. Идеология этой организации базировалась на отказе от коммунистического строительства и построении национального православного государства. Несмотря на разгром ВСХСОН, к концу 1970-х — началу 1980-х гг. русское национальное движение стало одним из самых значительных в стране.
Деятельность национальных движений в СССР поддерживалась зарубежными эмигрантскими центрами — Антибольшевистским блоком народов, Среднеазиатским исследовательским центром и др. Они оказывали участникам движений материальную поддержку.
Как вы думаете, мог бы решить обострившиеся национальные противоречия переход к административно-территориальному делению СССР?
4. Эволюция национальной политики. В условиях роста национальных движений власти были вынуждены корректировать национальную политику. Прямые репрессии, как правило, использовались лишь против участников открытых форм протеста. В отношении же руководства и интеллигенции союзных республик проводилась политика заигрывания. За 20 лет (1965—1984) тысячи деятелей культуры, работников промышленности и сельского хозяйства союзных республик были удостоены звания Героя Социалистического Труда, награждены высшими орденами страны.
Началась очередная волна «коренизации» партийно-государственной элиты союзных республик. В результате, например, удельный вес казахов в высшем руководстве Казахстана к началу 1980-х гг. практически удвоился и составил 60%. Вторые же секретари ЦК компартий республик, как правило русские, являлись лишь «наблюдателями» происходящих процессов. В то же время власти, казалось, совершенно не замечали тех явлений, которые происходили в автономных республиках, национальных областях и округах. Даже в официальных документах, посвящённых национальным проблемам, речь шла исключительно о союзных республиках. В Конституции 1977 г. национальные меньшинства и национальные группы не были даже упомянуты.
Праздничный концерт в Кремле. 1977 г.
Всё это вело к постепенному назреванию кризиса в межнациональных отношениях.
Вопросы и задания для работы с текстом
1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала по теме «Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.». 2. Для чего властям понадобилось делать вывод о советском народе как новой исторической общности людей? Можно ли считать, что этот вывод был теоретически ошибочен? преждевременен? правилен? Поясните свой ответ. 3. Какие причины вызвали активизацию национальных движений в стране к началу 1970-х гг.? В каких районах страны национальные движения были наиболее развиты? Почему? 4. В чём вы видите причины оживления русского национального движения? В чём это проявилось? 5. Оцените итоги развития Советского федеративного государства.
Изучаем документы
ИЗ ДОКЛАДА Л. И. БРЕЖНЕВА «О 50-ЛЕТИИ СССР». 1972 г.
Партия считает недопустимыми какие бы то ни было попытки сдерживать процесс сближения наций.
Как вы думаете, какие последствия могла иметь реализация этой установки? Обоснуйте своё мнение.
ИЗ ПРОГРАММНОГО ДОКУМЕНТА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ «СЛОВО НАЦИИ». КОНЕЦ 1960-х гг.
Демократические институты не несут с собой исцеления, скорее наоборот, усугубляют болезнь. Поэтому для нас не столько важна победа демократии над диктатурой, сколько идейная переориентация диктатуры, своего рода идеологическая революция.
Наследниками каких политических сил дореволюционной России начала века можно считать авторов данного документа?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Напишите эссе-размышление «Национальные движения в СССР в 1970-е гг.: проявление национального самосознания или национализма?». 2. Составьте сложный план по теме «Национальная политика в СССР в 1960—1970-е гг.». 3. Подтвердите конкретными примерами высказывание публициста С. Г. Кара-Мурзы: «. советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации». 4. К каким последствиям могло привести укрепление республиканских национальных элит? 5. По официальным данным, около 80% населения СССР свободно владели русским языком. Обсудите с одноклассниками утверждение, что результатом национальной политики в СССР была ассимиляция народов с русской нацией. 6. Сопоставьте провозглашение формирования советского народа как новой исторической общности людей и возможности для реализации жизненных интересов «титульных», «нетитульных» народов, национальных меньшинств в СССР.
Источник
Национальные движения: причины и цели
Целью национальных движений является в конечном итоге создание независимых государств, и некоторые из них уже добились успеха. После обретения независимости большинство освободительных движений превращаются в политические партии — правящие или оппозиционные. Самым последним из них, завершившим процесс деколонизации на своей территории, было СВАПО, которое основало Намибию в 1990 году.
Организация исламского сотрудничества (ОИК, бывшая Организация Исламская конференция) также признала некоторые социальные и национальные движения.
Рассмотрим характеристики и особенности этих движений на примере трех совершенно разных стран — Индии, Испании и США. В этих примерах проявляются как различия, так и сходства национальных движений, существующих по всему миру. Но для начала нужно понять и пояснить для себя, в чем заключается их суть.
Причины национальных движений
Можно выделить несколько причин возникновения подобных движений:
- произвол со стороны властей/слабость государства;
- дискриминация;
- ассимиляция и подавление;
- неэффективная национальная политика.
Цели и причины национально-освободительных движений обычно пересекаются. Как правило они сводятся к двум пунктам:
- Придание титульной нации особого статуса в государстве (если речь идет о национальном большинстве).
- Отделение от государства (если речь идет о национальном меньшинстве).
Индия
Националистические движения в Индии были организованы как массовые организации, подчеркивающие и поднимающие вопросы, касающиеся интересов народа Индии. В большинстве этих движений люди сами поощрялись к действиям. Из-за нескольких факторов эти движения не смогли завоевать независимость для Индии. Тем не менее они способствовали возникновению чувства национализма среди жителей страны, что особенно характерно для национального движения 1916. Отказ этих движений затронул многих людей, когда они покинули правительственные учреждения, школы, фабрики и службы. Хотя им и удалось получить несколько уступок, таких как те, которые были выиграны Соленым маршем в 1930 году, они не сильно помогли Индии с точки зрения их цели.
Исторический контекст
Индийские националисты ориентировались на исторические государства, некогда существовавшие на территории Индостана, такие как Низамият, местные навабы Оудха и Бенгалии и другие более мелкие державы. Каждая из них была сильной региональной державой под влиянием своей религиозной и этнической самобытности. Тем не менее, Восточно-Индийская компания в конечном итоге стала доминирующей силой. Одним из результатов социальных, экономических и политических изменений, произошедших в стране на протяжении большей части XVIII века, стал рост индийского среднего класса. Хотя этот средний класс и его различные политические лидеры были из разных слоев общества и из разных частей страны, это способствовало росту «индийской» идентичности». Реализация и совершенствование этой концепции национальной идентичности породили растущую волну национализма в Индии на протяжении последних десятилетий 19-го века. Все это вылилось в национально-освободительное движение 1916 года.
Swadeshi (Свадесхи, Свадеши)
Движение Swadeshi поощрило индийских людей прекратить использовать британские продукты и начать использовать их собственные продукты ручной работы. Первоначальное движение Swadeshi возникло в результате раздела Бенгалии в 1905 году и продолжалось до 1908 года. Движение Swadeshi, которое было частью индийской борьбы за свободу, было успешной экономической стратегией, направленной на ликвидацию Британской империи и улучшение экономических условий в Индии. Движение Swadeshi В ближайшее время стимулирует местное предпринимательство во многих областях. Локманья Бал Гангадхар Тилак, Бипин Чандра Пал, Лала Ладжпат Рай, В. О. Чидамбарам Пиллаи, Шри Ауробиндо, Сурендарнатх Банерджи, Рабиндранат Тагор были одними из выдающихся лидеров этого движения. Трио также известно как LAL BAL PAL. Движение Swadeshi было самым успешным. Имя Локманья начало распространяться вокруг, и люди начали следовать за ним во всех частях страны.
Роль промышленников
Индийская текстильная промышленность также сыграла важную роль в борьбе за свободу Индии. Товары текстильной промышленности стали пионером промышленной революции в Индии, и вскоре Англия стала производить хлопчатобумажную ткань в таких больших количествах, что внутренний рынок был насыщен, и иностранные рынки были обязаны продавать эту продукцию. С другой стороны, Индия была богата хлопком и могла снабжать британские фабрики сырьем, которое им требовалось. Это было время, когда Индия находилась под британским правлением, а Ост-Индская компания уже укоренилась в Индии. Сырье пошло в Англию по очень низким ценам, а хлопчатобумажная ткань изысканного качества была возвращена в страну и продана здесь по очень высоким ценам. Это истощало экономику Индии, и текстильная промышленность страны сильно пострадала. Это вызвало большое возмущение среди производителей хлопка и торговцев.
Реакция британцев
Чтобы подлить масла в огонь, лорд Керзон объявил о разделе Бенгалии в 1905 году, и народ Бенгалии выступил с массированной оппозицией. Первоначально план раздела был против кампании прессы. Последователи таких методов привели к бойкоту британских товаров, и народ Индии пообещал использовать только свадеши или индийские товары и носить только индийскую одежду. Импортированные предметы одежды рассматривались с ненавистью. Во многих местах были организованы публичные поджоги иностранной одежды. Магазины по продаже иностранной одежды были закрыты. Хлопковая текстильная промышленность по праву описывается как швейцарская промышленность. Период засвидетельствовал рост текстильных заводов свадеши. Заводы Swadeshi появились повсюду.
По словам Сурендранатха Банерджи, движение свадеши изменило всю структуру социальной и семейной жизни страны. Песни, написанные Рабиндранатом Тагором, Раджаникантой Сеном и Сайедом Абу Мохдом, стали движущей силой для националистов. Движение вскоре распространилось на остальную часть страны, и 1 апреля 1912 года пришлось твердо вдохнуть часть Бенгалии. Люди были великолепны.
Другие движения
Массовые движения не смогли достичь своей главной цели — добиться независимости для Индии, поскольку их часто отменяли до того, как они закончили естественным путем. Однако они вызвали националистические настроения у индийского населения, такие фигуры, как Махатама Ганди, объединили нацию за свою ненасильственную философию и, несомненно, оказали решающее давление на британскую оккупацию. В то время как в последующие годы Радж экономические факторы, такие как изменение состояния торговли между Великобританией и Индией и стоимость размещения индийских вооруженных сил за границей, обремененные налогом для британского налогоплательщика актом правительства Индии 1935 года, имели все большее значение для британской администрации. Объединенное сопротивление еще больше осветило растущее неравенство неудач британцев в достижении солидарности в отношении Индии. На самом деле, националистические движения в Индии были просто еще одной меткой на том, как британцы когда-либо терзают контроль над своим раджем, столкнувшись с огромным количеством проблем, которые массовые движения приписывают, но не несут единственной ответственности за независимость Индии в 1947 году.
Испания
Movimiento Nacional (Национальное движение) — название, данное националистическому механизму во время правления франкистов в Испании, которое якобы было единственным каналом участия в общественной жизни Испании. Он отвечал доктрине корпоративизма, в которой могли выразить себя только так называемые «физические лица»: семьи, муниципалитеты и союзы.
Национальное движение возглавлял Франсиско Франко под названием «Джефе дель Мовимьенто» (глава движения), которому помогал «генеральный министр-секретарь движения». Иерархия распространилась на всю страну, и в каждой деревне был свой «местный руководитель движения».
Синерубашечники
Люди, которые сильно отождествляли себя с Национальным движением, были в разговорной речи известны как фалангисты или азулы (синие), по цвету рубашек, которые носила фашистская организация Хосе Антонио Примо де Риверы, созданная во время Второй испанской республики. Camisas viejas (Старые рубашки) имели честь быть историческими членами Falange, по сравнению с Camisas nuevas (Новые рубашки), которых можно было обвинить в оппортунизме.
Идеология
Идеология национального движения была воплощена в лозунге «Una, Grande y Libre!», который обозначал неделимость испанского государства и отказ от любого регионализма или децентрализации, его имперский характер (несуществующая Испанская империя в Северной и Южной Америки и предусмотрена в Африке) и его независимость от предполагаемого «иудео-масонско-марксистского международного заговора» (личная одержимость Франко), материализованного Советским Союзом, европейскими демократиями, Соединенными Штатами (до Мадридского пакта). В 1953 г. четко обозначали «внешнего врага», который мог угрожать нации в любое время, а также длинный список «внутренних врагов», таких как анти-испанцы, коммунисты, сепаратисты, либералы, евреи и масоны.
Франкизм
Поскольку однопартийное правление было введено во франкистской Испании, единственный путь плюрализма состоял в том, чтобы внутренние «семьи» (Familias del Régimen) конкурировали друг с другом в Национальном движении. К ним относятся католическая «семья» (которая принесла поддержку Римско-католической церкви и идеология национального католицизма), монархическая «семья» (или консервативное право, состоящее из многих бывших членов Испанской конфедерации автономных прав), традиционалистская «семья» «(издано из Carlism), военная тенденция (фигуры, близкие к самому Франко, включая так называемых africanistas) и сами азулы или национальные синдикалисты, которые контролировали бюрократию так называемого движения: Falange, Sindicato Vertical и многих других организации, такие как национальная группировка ветеранов (Agrupación Nacional de Excombatientes), женская секция (Sección Femenina) и т. д.
Франко держал свою власть, уравновешивая это внутреннее соперничество, осторожно, чтобы не проявить какой-либо фаворитизм ни к одному из них и не скомпрометировать себя слишком сильно ни перед кем. Таким образом, все были объединены общим интересом, продолжением защиты Франко традиционного испанского общества.
Американские националисты
Националистическое движение — основанная в Миссисипи белая националистическая организация со штаб-квартирой в Грузии, которая выступает за то, что она называет позицией «за большинство». Лига Ассошиэйтед Пресс и Антидиффамация назвала его белым сторонником превосходства. Ричард Барретт сменил единогласным голосованием в качестве лидера Томаса Рейтера после убийства Барретта. Его секретарем первоначально был Барри Хэкни, а должность секретаря была снята с должности Томасом Рейтером. Томас Рейтер сохранил большую часть активов и интеллектуальной собственности националистического движения после убийства Барретта. Символом движения является Crosstar.
В 2012 году с одобрения Томаса Рейтера Трэвис Голи был приведен к присяге как лидер Националистического движения. Как и Рейтер, Голи был одним из первых членов Националистического движения эпохи Барретта. Голи перенес штаб-квартиру Националистического движения на юг, где история национального движения США вошла в новую фазу. Оно существует до сих пор, но в полуподпольном виде. Другие лидеры национальных движений американских белых — Стивен Бэннон, Ричард Спенсер, Дэвид Лейн и Роберт Джей Мэтьюс.
Источник