- Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблемы
- Средства художественной выразительности
- Основная мысль
- Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)
- История написания стихотворения
- Жанр, размер, композиция
- Темы, проблемы, символы стихотворения
- Художественно-выразительные средства
- Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)
- История создания
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине!» — лучшее сочинение
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Средства выразительности
- Образы и символы
- Темы, проблемы и настроение
- Чужая среди чужих
- Основная идея
Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)
«Тоска по родине» — это стихотворение, которое занимает особое место в творчестве Марины Ивановны Цветаевой, а узнать, почему именно, вам поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение данной темы займет намного меньше времени.
История создания
Стихотворение «Тоска по родине» великая поэтесса пишет в 1934 году. Это было очень непросто время для Марины Ивановны, поскольку в это время она находилась в эмиграции в Праге. Она уже достаточно давно была вдали от Родины. Изначально поэтесса отправилась в Берлин, который совершенно ей не нравился. Чехия пришлась по душе Марине Ивановне. Молодая женщина с ранних лет путешествовала, поэтому для неё это стало уже привычкой.
Но сейчас была другая ситуация. Цветаевой пришлось уехать в Прагу по той причине, что её творчество было не понятно советской власти, и она отказывалась его принимать. Поскольку Марина Ивановна относилась к интеллигенции, она не могла изменить свое направление и начать писать угодные властям гимны революции. Поэтому для её личного творчества не нашлось места. Всю эту гамму чувств поэтесса показывает читателю.
Открыто Марина Ивановна не говорит этого, но вникнув в написанные строки, становится понятно, что свое стихотворение Цветаева посвящает Родине. Для неё она стала одушевленной, поскольку сыграла значимую роль в судьбе поэтессы.
Жанр, размер
Стихотворение «Тоска по родине» относится к лирическим произведениям. А вот с направлением все не настолько однозначно. Изначально поэтесса писала произведения в романтическом направлении, но постепенно к нему начали добавляться элементы фольклора.
Когда же начались годы её эмиграции, то её становится все ближе футуризм. В своих произведениях Цветаева начинает практически кричать, и больше всего напоминают лирический вопль. Очень хорошо данные изменения прослеживаются именно в стихотворении «Тоска по родине».
Для написания стихотворения Марина Ивановна использует четырехстопный ямб, ритм при этом остается рваным – создается ощущение крика, благодаря чему замечательно передаются эмоции. Но при этом всем стихотворение не лишено мелодичности. Наоборот, благодаря особому ритму создается своеобразное настроение, что как нельзя лучше передает эмоциональное состояние Цветаевой.
Композиция
Композиция в стихотворении «Тоска по родине» свойственна Марине Ивановне – линейная. С каждой строкой раскрывается основная мысль произведения – поэтесса будто бы размышляет вслух.
В самом начале женщина говорит о своем равнодушии. Она устала, перегорела и теперь для неё не играет роли, где именно пребывать в одиночестве. Но продолжив свои размышления, поэтесса понимает, что тоска по Родине так и не прошла, и является до сих пор для неё острой темой.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
В заключительных строках Марина Ивановна признается читателю и самой себе в том, что на самом деле она по-прежнему не равнодушна к своей родной земле. Свою Родину она ассоциирует с рябиной, которая для неё является символом России.
Именно оборванная мысль в последних строках и является главной особенностью композиции произведения.
Образы и символы
Повествование в стихотворении происходит от первого лица. Лирический герой – это явное отображение самой поэтессы. Она делится с читателем своей собственной историей, теми переживаниями, которые были у неё в душе. Марина Ивановна делится своей невыносимой тоской по Родине, хотя и пытается убедить себя в обратном. Она пытается обмануть себя, что ностальгия уже не та, воспоминания не вызывают больше тоски и боли, но в конце произведения все же признается, что душевные раны еще кровоточат.
Используя в конце стихотворения куст рябины, который для поэтессы являлся символом Родины, России.… В последних двух строках отчетливо становится понятно, что Цветаева имеет ввиду именно Родину, а не просто куст ягод.
Темы, проблемы
Основной темой стихотворения «Тоска по родине» становится любовь поэтессы к Родине, её тоска и ностальгия. Марина Ивановна тщетно пытается доказать, что стала равнодушна, но она по прежнему скучает по родной земле, по языку и по России. Именно эта самая ностальгия и становится основной темой и проблемой стихотворения.
Вторая тема произведения – это одиночество. Поэтесса столкнулась с тем, что вдали от Родины ей очень одиноко, её никто не понимает, а их речь для неё чужая. Она очень страдает от этого непонимания и безразличия.
В стихотворении поднята проблема эмиграции. Эта вынужденная мера коснулась многих людей, которые должны были покинуть свой родной дом из-за сложившихся обстоятельств. Данная проблема сильно волнует поэтессу, поэтому она делится ею с читателем.
Так же затрагивается проблема свободы. Марина Ивановна не может ощущать себя свободной, поскольку её из-за своих взглядов пришлось покинуть родной дом. Теперь она ощущает себя изгнанником, которому нигде нет места, а вернуться домой нет возможности.
Что же касается настроения произведения, то оно должно было бы стать равнодушным, если бы между строк не проглядывал сарказм вместе с гневом.
Средства художественной выразительности
В произведении «Тоска по родине» Марина Цветаева использует большое количество разнообразных троп. К данному приему она прибегает для того, чтобы как можно ярче и понятнее передать свои чувства читателю.
Главными в произведении выступают эпитеты, которые придают стихотворению красочности. Так же в тексте встречаются сравнения, с помощью которых поэтесса четко подмечает особенности того или иного предмета.
Для создания ритма стихотворения поэтесса использует анафору. Н, а главную мысль стихотворения автор передает при помощи символа рябины. Именно благодаря этому символу окончание произведения приобретает драматичность и трагичность.
Основная мысль
Главной мыслью стихотворения «Тоска по родине» является то, что, даже уехав далеко от родной земли, навсегда покинув свой дом, даже спустя много лет человек будет испытывать тоску и желание вернуться. Особенно, если Родина для него значит так же много, как она значила для Марины Ивановны Цветаевой. Но, к сожалению, не у каждого человека есть такая возможность.
Есть категория людей, которые с молоком матери впитали любовь к родному краю. Вот им сложнее всего находиться далеко от родного дома. Это чувство невозможно не убить в себе, не избавиться от него. Человек начинает жить воспоминаниями, тосковать, и стараться найти что-то родное на чужой земле.
Марина Ивановна старается убедить в первую очередь себя в том, что она стала равнодушной и ей без разницы, где именно находиться. И лишь выплеснув все свои чувства и эмоции, она признается в том, что это не так. Она с трепетом относиться к тому самому кусту рябины, который встречается на её пути, потому что он навсегда стал для неё символом России.
Источник
Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)
Автор: Guru · 20.05.2020
Новой власти творчество М.И. Цветаевой было ненужным, лишним. А сама поэтесса не могла оставить личные, индивидуальные мотивы и начать петь оды революции. Цветаева эмигрирует, и продолжительное время находится за границей.
Произведение «Тоска по родине» проникнуто печалью, ностальгией, которую чувствовала М. Цветаева, проживая за пределами России. Родина в стихотворении предстает как живое, одушевленное лицо, много значащее в жизни поэтессы.
История написания стихотворения
Стихотворение Марины Цветаевой «Тоска по родине» было написано в 1934 г., когда поэтесса уже длительное время находилась за рубежом, проживала в Чехии, в Праге. Эта страна ей очень нравилась, в отличие от Германии.
К путешествиям Цветаева привыкла еще с детства. Родители ее часто брали с собой за границу. Отец ездил в рабочие командировки, а мать — поправить свое здоровье.
Жанр, размер, композиция
Лирическое стихотворение «Тоска по родине» написано в четырёхстопном ямбе. Рваный ритм произведения и неточная рифма делает поэтический текст мелодичным, напевным, позволяют глубже раскрыть искренние эмоции и чувства, переживания автора, создать особый настрой.
Произведение «Тоска по родине» написано в линейной композиции. В нем поэтесса делится своими мыслями, размышляет. Сначала она говорит, что ко всему равнодушна и ее больше ничего не трогает, что ей все равно, «где совершенно одинокой быть». Но потом Цветаева меняет свое мнение и дает понять читателю, что тоска по России все еще живет в ее душе, ее все также волнует судьба страны. Стих заканчивается строками, прерванными на полумысли:
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…
В них, в последних этих строчках, поэтесса намекает, дает понять, что ей небезразлично, что родное русское дерево рябина напоминает ей о родине, по которой Марина Ивановна тоскует и скучает. В таком своеобразном построении произведения заключаются композиционные и новаторские особенности автора.
Темы, проблемы, символы стихотворения
Центральная тема произведения «Тоска по родине» — это любовь к родной земле, ностальгия по ней. Несмотря на то, что Цветаева говорит, что ей все равно, она скучает по русской природе, русской речи, по родной стране. Это смешанное чувство любви и тоски по родине является лейтмотивом стиха.
Одной из важных тем в произведении проходит тема одиночества. В чужой стране иностранец – изгой, которого не могут и не хотят понять люди.
Также в стихотворении поднимаются проблемы эмиграции и свободы. Появление образов плененного льва, камчатского медведя указывает на то, что Цветаева не чувствует душевной свободы, она является пленницей чужой страны.
Художественно-выразительные средства
В своем произведении «Тоска по родине» для более глубокой передачи собственных переживаний М. Цветаева использовала широкую гамму различных выразительных средств.
Наибольшее значение в стихотворном тексте имеют эпитеты. К примеру, «разоблачённая морока», «базарная кошёлка», «пленный лев», «зоркий сыщик».
Кроме эпитетов, наиболее часто в тексте встречаем сравнения. К примеру, «как госпиталь или казарма» или «остолбеневши, как бревно».
Создавая напряжение и особое настроение, в ритме поэтесса применяет прием анафору:
Также Цветаева использует изящную игру созвучных слов.
Драматичность и трагичность стихотворению придают символы, особенно русское дерево рябина, при виде которой автор вспоминает о России
Источник
Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)
Жанр произведения – лирическое стихотворение, страстный вопль души поэтессы.
Основная тема стихотворения – размышление Цветаевой о своем месте в мире и во времени. Поэтесса ощущала свое чудовищное одиночество. Убежав от советской власти, Цветаева надеялась найти покой в «цивилизованных» странах. Но и за границей она натолкнулась на стену непонимания.
Лирическая героиня пытается разобраться в себе, понять, почему ей нигде нет места. Мучительные размышления приводят ее к страшному выводу. Измученная душа Цветаевой признается, что совершенно охладела к понятиям родины и своего дома. Вместе с потерей чувства родного очага героиня утратила свое место во времени («А я – до всякого столетья!»). Цветаева понимает, что влачит жалкое вневременное и внепространственное существование. Пессимизм и утрата надежды проникнуты огромной болью.
Тем не менее последние строки, внезапно обрывающие стихотворение, показывают истинные чувства Цветаевой. Сквозь злость и усталость все равно прорывается щемящая тоска по родине. Они помогают понять, почему поэтесса все же решилась вернуться в СССР. Но надежда Цветаевой на успокоение не оправдала себя. Только в самоубийстве она увидела выход из мучающего ее всю жизнь душевного конфликта.
История создания
Стихотворение «Тоска по родине» Марина Цветаева написала в 1934 году, находясь в эмиграции в Праге. К этому моменту поэтесса находилась в эмиграции уже довольно долгое время. Чехию, в отличие от Берлина (одно из первых мест, куда отправилась поэтесса), писательница любила. Более того, Марина Ивановна с детства привыкла к путешествиям. Её родители часто отправлялись за границу — отец — по работе, мать — по состоянию здоровья.
Однако эмигрировать в Прагу Марина Ивановна была вынуждена из-за тяжёлых взаимоотношений с советской властью, из-за неприятия этой властью творчества Марины Ивановны. Будучи представительницей интеллигенции, она не могла принять ригоризма пролетариата, не могла перестроиться и начать писать гимны революции. Ее лиричное, глубоко индивидуальное творчество стало лишним, как и ее сословие. Поэтому в произведении «Тоска по родине» всё равно ощущается печаль, которую испытывала М. Цветаева, находясь в разлуке с Россией. Сама поэтесса об этом не говорила и не писала, но читатель может сделать вывод, что данное стихотворение словно посвящено Родине — как одушевлённому лицу, вполне живому и значимому в судьбе автора.
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине!» — лучшее сочинение
Марина Цветаева по словам Сергея Эфрона «человек страстей», она отдавалась с головой своему урагану и это стало для нее необходимостью, воздухом её жизни. Но без этого она не смогла бы выжить в тяжелый период эмиграции, когда только она могла зарабатывать на жизнь написанием стихов (муж болел, на руках маленький Георгий, дочь помогала как могла вязанием шапочек).
И, наверное, только искренняя преданная любовь к родине помогла Марине выжить, перенести горести и страдания. В начале мая 1934 года она создает яркие проникновенные строки о России: «Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!»
Стихотворение читается на одном дыхании, предстает кадрами старой кинохроники. Сразу понимаешь, что поэтесса использует контраст для построения стихотворения, здесь окружающий злобный мир противопоставлен внутреннему миру лирической героини, одинокой и тоскующей по родным краям.
Героиня существует среди «газетных тонн глотателей» и «доильцев сплетен» двадцатого столетья, тогда как о себе она гордо заявляет: «А я — до всякого столетья!» Внутреннее состояние героини, ее желание вырваться улететь из столь ненавистной обстановки в родные края подчеркивается использованием контекстуальных синонимов: родина — «госпиталь или казарма», родной язык — «безразлично — на каком непонимаемой быть встречным!», «роднее бывшее — всего» — «всего равнее».
Человек не может не сравнивать, сопоставляя что-то с чем-то, кого-то с кем-то, он будто бы самоутверждается, подчеркивает свою, чужую безысходность. Поэтому в стихотворении так много сравнений: «дом…-как госпиталь или казарма», «камчатским медведем без льдины», «остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи». Еще больше тоску и желание скрыть свои истинные чувства поэтесса показывает с помощью выражений: «всего равнее», «совершенно одинокой быть», «из какой людской среды быть вытесненной — непременно», «где не ужиться», «где унижаться». Это яркая и вместе с тем ужасная картина одиночества и безысходности.
Если представить лирическую героиню идущей по улице, то начав свой путь с тихих мерных шагов, она постепенно ускоряет шаг, говорит словами стихотворения все громче, в конце переходя на крик и быстрый шаг, она кричит: Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет! Говоря о рифме и ритме стихотворения, стоит отметить, что оно написано четырехстопным ямбом, который ярко виден на фоне особого ритма, созданного поэтессой. Рифма не везде точная, тем самым подчеркивается искренность, истинность чувств Марины Цветаевой. Концовка стихотворения грустная, заставляющая задуматься о происходящем: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…- Здесь поэтесса дает нам понять, что в душе каждого человека, как и в душе лирической героини, навсегда есть и будет частичка России, места, где ты родился и к которому тебя будет тянуть всю жизнь. В этих четырех строках собралась вся любовь, вся нежность Марины Цветаевой к Отчизне.
С очень интересным методом изучения английского языка можно ознакомиться по адресу: https://www.speak-up.com.ua/method.html. Этот метод весьма эффективен и уже помог многим студентам выучить иностранный язык.
- Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке» Марины Цветаевой
Стихотворение Марины Цветаевой «Имя твое — птица в руке» написано в.
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Стихотворение написано Цветаевой в 1920 г. в возрасте 28 лет. Герой стихотворения. - Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»
Цветаева Марина Ивановна, родилась 26 сентября в 1892 году. Мать Марины. - Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость»
Поэтесса сочинила этот стих весной 1920 года, опубликовав его в дальнейшем. - Анализ стихотворения Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»
Самым известным стихотворением Марины Цветаевой заслужено считается. - Анализ стихотворения Цветаевой «Ошибка»
Что ни говорите, а цветаевская поэзия своеобразна и неповторима. Ее. - Анализ стихотворения Цветаевой «Душа»
Марина Цветаева очень часто в своих стихотворениях превозносить душу.
Жанр, направление, размер
«Тоска по родине» — это лирическое стихотворение с жанровой точки зрения. Определить, в каком направлении творила Марина Цветаева, непросто. Начав с романтической лирики, поэтесса вбирала в свою поэзию элементы фольклора. А в годы эмиграции писательница приблизилась к футуризму — её стихотворения постепенно начали принимать кричащий характер, превращаться их плавной песни в некий лирический вопль. Это превращение можно заметить как раз в данном произведении.
Стихотворение «Тоска по родине» написано четырёхстопным ямбом. При этом ритм рваный — М. Цветаева словно кричит, пытаясь ярче выразить искренние чувства. Рифма также не всегда точная. Однако это не делает данное литературное творение менее мелодичным и выдающимся. Наоборот — особый ритм создаёт особое настроение и глубже передаёт переживания поэтессы.
Композиция
Стихотворение «Тоска по родине» написано свойственной творчеству М. Цветаевой композицией — линейной. С каждой строчкой поэтесса раскрывает свою мысль, ведёт размышление. Она начинает с того, что равнодушна, остыла ко всему, что когда-то её трогало, что ей стало совершенно всё равно, «где совершенно одинокой быть». Но постепенно она сама приходит к выводу, что тоска по родине вовсе не прошла и до сих пор волнует её:
Но если по дороге — куст Встаёт, особенно — рябина…
В этих двух последних строчках Марина Ивановна оставляет читателю намёк на то, что в действительности ей не всё равно, что родная рябина, такое русское дерево, напоминает ей родину, по которой она на самом деле скучает. В этом последнем предложении, оборванном на полумысли, заключается особенность композиции и новаторство автора.
Средства выразительности
Анализируя «Тоску по родине!» Цветаевой нельзя не заметить, что художественных средств в этом стихотворение использовано довольно мало. Среди тех немногих можно выделить:
- Сравнения — «как госпиталь или казарма», «как бревно».
- Эпитеты — «базарная кошелка», «зоркий сыщик», «разоблаченная морока».
- Рифмы в стихотворении неточны, и стих получился неоднородным. Но именно это свойство помогает прочувствовать переживания поэтессы в тот момент.
Читая стихотворение, кажется, что у главной героини беглая речь и ощущается, как ее слова становятся все более напряженными и волнительными.
Нервный ритм изложения и большое количество восклицаний выдает эмоциональный накал героини. Напряжение в ее повествовании с каждой строкой нарастает все сильнее и сильнее, и в конце кажется — она почти кричит. Но в последней строчке, вспоминая милую сердцу рябину, символ России, поэтесса опускается до тихой грусти без восклицаний.
Образы и символы
Стихотворение «Тоска по родине» ведётся от первого лица. В лирическом герое читатель явно узнаёт образ самой Марины Цветаевой — это она рассказывает свою историю, делиться своими переживаниями, своей тоской по родине, которую так яростно пытается заглушить и убедить саму себя в том, что воспоминания и ностальгия по родному краю больше не приносят ей боль и оставляют её равнодушной.
В конце мы встречаем символ родины — рябина. Это дерево для поэтессы символизирует Россию. И это понимает читатель — без особенных объяснений чувствует, что речь идёт именно о родине, а не просто о ягодном кусте.
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Тоска по родине» представлены в сокращенном виде. Если в их перечне есть явный пробел, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях, и он дополнит список.
- Основная тема стихотворения «Тоска по родине» — это любовь к родине и ностальгия по ней. Как бы лирическая героиня Марины Ивановна ни пыталась убедить себя в том, что равнодушие стало её спутником, она продолжает скучать по родным пейзажам, по русской речи, по своей Родине. И это болезненное чувство тоски и любви к родному краю становится лейтмотивом стихотворения.
- Одиночество — это тоже тема произведения, ставшая следствием тоски. В чужой стране лирического героя никто не понимает, там для него нет дома, и все безлично, все бесстрастно по отношению к нему. Он чувствует себя изгоем среди людей, которые просто не могут понять его чувств и даже языка.
- М. Цветаева затрагивает проблему эмиграции — ситуаций, когда люди вынуждены покинуть родимый дом из-за конфликта с власть предержащими. Это волнует её саму, и этими переживаниями она делится с читателем в своём лирическом произведении. Перед отверженным встают проблемы непонимания, одиночества и неумения встроиться в быт и нравы чужого края.
- Проблема свободы тоже ощущается в строках про пленного льва и камчатского медведя. Все эти образы говорят о том, что герой чувствует себя под дамокловым мечом неволи. Его изгнали из дома, и теперь он всюду пленник, ведь вернуться на родину он уже не может, а значит, пребывает в заключении.
- Настроение произведения притворно равнодушное. Оно напоминает едва сдерживаемый гнев и едкий сарказм.
Чужая среди чужих
Здесь унижают тем, что ещё чужой, там, что уже чужой и как найти выход – вопрос. Вместе с тем, на фоне этой меланхолии, близкой к апатии, Цветаева реально оценивает себя, понимая, что она уже достигла того, чтобы её уважали.
В Европе Цветаеву не ждали с распростёртыми объятьями – она приехала к мужу по своей инициативе и сама должна была бороться, даже не за место под солнцем, а за глоток воздуха и кусок хлеба. Помогали эмигранты, спасали переводы, но нет той востребованности, о которой мечтает поэт. Да и в личной жизни не всё на лад, больше на ладан – отношения с Эфроном более дружеские, с другими далеко не зашло…
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.
Основная идея
Смысл «Тоска по родине» заключается в том, что куда бы человек ни сбежал, как долго он ни находился бы в изгнании, в эмиграции, сколько бы ни пытался забыться и стать равнодушным, он всё равно будет любить Родину, если она действительно много для него значила. Если это чувство — любви к родному краю — было однажды воспитано, от него не избавиться, не скрыться, не убежать. Это невозможно и, главное, не нужно — эти воспоминания важны для лирической героини Марины Цветаевой. И в итоге, в конце произведения она признаётся в этом.
Человек, у которого отняли Родину, страдает душевно настолько, что это практически перерастает в физическую муку, — вот что пытается сказать Марина Цветаева в своём лирическом произведении. Такова главная мысль стихотворения «Тоска по родине».
Оно пронизано печалью, сплином. Лишь в самом конце читатель чувствует лишь робкую надежду на возвращение в родной дом — на возможность вновь встретить на пути ту самую рябину.
Источник