Настроение стихотворения вольность пушкина

Содержание
  1. Краткий анализ стихотворения «Вольность» по плану
  2. 1. История создания
  3. 2. Литературное направление
  4. 3. Род
  5. 4. Жанр
  6. 5. Проблематика
  7. 6. Тематика
  8. 7. Идея
  9. 8. Пафос
  10. 9. Система образов
  11. 10. Центральные персонажи
  12. 11. Лирический герой
  13. 12. Сюжет
  14. 13. Композиция
  15. 14. Художественное своеобразие произведения
  16. 15. Размер, рифма и строфика
  17. 16. Средства художественной выразительности
  18. 17. Значение произведения
  19. 18. Актуальность
  20. 19. Моё отношение
  21. 20. Чему учит
  22. «Ода Вольность» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, жанр, история создания, лирический герой
  23. Краткий анализ
  24. История создания
  25. Композиция
  26. Средства выразительности
  27. Ода «Вольность» Пушкина. Анализ произведения. «Вольность» А. Пушкин
  28. Краткий анализ
  29. Сочинение — Анализ Оды «Вольность»
  30. История создания
  31. Вариант 2
  32. Анализ стихотворения Пушкина Вольность 9 класс
  33. Композиция
  34. Ода «Вольность»: краткое содержание
  35. Средства выразительности
  36. Особенности поэтики и революционное значение

Краткий анализ стихотворения «Вольность» по плану

1. История создания

Стихотворение было написано практически сразу по окончании Лицея – в 1817 году.

На просвещенную молодежь того времени сильнейшее влияние оказала война с Наполеоном, окончившаяся совсем недавно: в 1812 году.

На борьбу с опасным врагом встал народ, от дворян до крестьян, образовались партизанские отряды. Ради победы сплотились все. Не зря ее назвали Отечественной.

Такое единодушие, храбрость простого народа, отвага заставили передовые умы того времени задуматься над социальным устройством страны.

Впервые зазвучали разговоры об освобождении крестьян, об отказе от крепостничества.

Потом будет восстание декабристов и многое другое, но истоки этого движения зародились сразу после 1812 года, когда победа над наполеоном далась только общими усилиями всего народа.

Пушкин, воспитанный в Лицее умнейшими, честными и справедливыми педагогами, впитал эти смелые мысли.

Он, подобно многим сверстникам и людям старшего поколения, желал видеть родную страну свободной, сбросившей оковы крепостничества, просвещенной.

Под этим настроением и родилась «Вольность».

При жизни автора такой смелый текст, насквозь пропитанный юношеским максимализмом, не был напечатан. Более того, именно из-за этого стихотворения великий поэт отправился в ссылку – в Одессу.

Опубликовали «Вольность» только в 1856 году, после смерти Пушкина. Это сделал Герцен, поместив оду в состав лондонского сборника «Полярная звезда».

2. Литературное направление

Произведение относится к классицизму.

3. Род

Род – торжественная лирика.

4. Жанр

Поэт сам определил жанр своего произведения: это ода.

5. Проблематика

Автор затрагивает животрепещущую проблему, которая пройдет практически по всей русской литературе и истории XIX века: освобождение крестьян от крепостничества.

Причем, затрагивая такие сложные вопросы, Пушкин переворачивает весь смысл одического жанра. Он не восхваляет, а, наоборот, осуждает правящую верхушку, выказывает недовольство сложившейся социальной ситуацией. Это был смелый и решительный поступок!

6. Тематика

Основная тема оды «Вольность»: ужасающая вседозволенность и безнаказанность не только правителей, но и дворян, которые могли поступать с народом, как им вздумается.

Кроме того, автор затрагивает вопросы свободы, равноправия, справедливой власти, защищающей, а не мучающей своих подданных.

7. Идея

В произведении можно услышать прямое обращение к народу: пора действовать, восстать, защитить себя, если правитель этого не делает.

Поэт открыто выражает собственные свободолюбивые взгляды и, не скрываясь, прямо осуждает существующий порядок.

8. Пафос

Эмоции, которыми пропитано произведение, разнообразны и порой противоречивы.

Тут улавливается и торжественность, как будто этот текст произносится с трибуны, и слова звучат грозно, обличительно, но вместе с тем пылко и вдохновенно.

Слышится искренне возмущение, негодование, которыми наполняется речь оратора при обращении к сильным мира сего. И в то же время ощущается страх за народ, сопереживание бедным людям.

9. Система образов

Стихотворение, как и любая ода, наполнено художественными образами.

Прежде всего, пред нами предстает образ некого Монарха, который мнит себя властителем мира, однако законы природы выше него, и Пушкин не раз подчеркнет эту мысль в своем произведении.

Собирательный образ настоящего Тирана, Деспота, не думающего о бедах и печалях народа, пугает. Автор характеризует его самыми нелестными, обвиняющими словами: «тираны мира», «неправедная Власть», «самовластительный злодей», «ужас мира, стыд природы».

Ему противопоставляется образ страдающего народа, который молчит – и тем самым продолжает беззаконие.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится обобщенный Монарх, который угнетает и мучает своих подданных. Он получил власть по закону, а не от Бога, но ведет себя, как единственный земной правитель, которому все дозволено и все простится.

В спор с ним со своей обличительной речью вступает лирический герой – тот, который желает

… воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Именно он открывает истинное лицо кровавого владыки, призывая народ, наконец-то, прекратить терпеть мучения и восстать:

Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

11. Лирический герой

Лирический герой, подобно зеркалу, отражает весь тот спектр эмоций, чувств и переживаний, которые испытывал Александр Сергеевич, создавая свое неординарное произведение.

Его можно назвать своеобразной художественной проекцией автора. Он открыто протестует против устоявшегося государственного порядка.

12. Сюжет

Как такового, четкого сюжета тут нет.

Автор просто выражает собственные эмоции: гнев, недовольство, раздражение, подкрепляя его разными доказательствами и обвинительными конструкциями.

13. Композиция

Четких композиционных точек (завязки, кульминации и развязки) тут нет, однако можно выделить три смысловые части.

В первой лирический герой отказывается от «изнеженной лиры» и гневно заявляет, что отныне он будет обличать существующее беззаконие.

Вторая часть раскрывает политические воззрения автора. Именно в ней Пушкин говорит о том, что закон, справедливый и защищающий каждого гражданина страны, должен быть превыше царского самоуправства.

Здесь же молодой поэт красочно рисует незавидную судьбу мировой монархии, вспоминая Павла I, Наполеона Бонапарта, Людовика. Он не всегда открыто называет их имена, но по контексту становится понятно, о ком говорит гений.

В третьей части великий поэт призывает власть имущих остановиться и обратиться к закону. Закону, который станет единым для всех граждан страны и будет защищать, а не потворствовать самодурству.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения изобилует глаголами: «беги», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей», «хочу воспеть», «поразить». Семь слов-действий только в первой строфе!

За счет такого обилия глагольной лексики картина развивается стремительно, динамично. Мы не видим статичного пейзажа, наоборот, в стихотворении постоянно что-то происходит.

А если еще учесть, что многие глаголы имеют явные оттенки агрессии, злости, гнева, то легко можно понять, в каком эмоциональном состоянии находился автор, когда писал оду.

15. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это любимый размер зрелого Пушкина, однако, и в юношеских произведениях он встречается часто.

Строфы представляют октавы – восьмистишия. У каждой наблюдается четкая организация: первые четыре стиха написаны перекрестной рифмовкой (АБАБ), вторые – опоясывающей (ВГГВ).

16. Средства художественной выразительности

Анализируя богатство средств художественной выразительности, начнем с того, что это ода. Она по жанровой принадлежности должна быть написана ярким, выразительным и торжественным языком.

Несмотря на то, что пушкинская ода разительно отличается от классической, автор наполнил свое произведение различными художественными средствами.

Тут очень много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира» (это выражение можно назвать и олицетворением), «благородный след», «возвышенный галл» и т.д.

Текст оды пропитан метафорами: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор».

Автор использует многочисленные олицетворения, чтобы лишний раз показать: власть – это люди, а не отвлеченное понятие («молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа»).

Стихотворение состоит из эмоционально окрашенной лексики: «порок», «тираны», «позор», «рабство».

17. Значение произведения

Произведение имело огромное значение для развития всей русской литературы, а также стало одним из двигателей отечественной истории.

Именно с него и подобных творений началось переосмысление существующей социальной ситуации. Просвещенная молодежь, проникаясь свободолюбивым духом и жаждой справедливости, обратила внимание на зависимое, невыносимое положение народа.

Пройдет еще несколько десятков лет – и под давлением общественности, воспитанной подобными произведениями, падет крепостная система.

18. Актуальность

Стихотворение отражает взгляды автора. Оно актуально до сих пор, потому что вызывает яркие положительные эмоции.

Несмотря ни на что, все граждане одной страны должны обладать равными правами и подчиняться одному закону.

19. Моё отношение

Мне нравится «Вольность», потому что оно честно, правдиво и открыто.

20. Чему учит

Стихотворение учит смело высказывать собственные мысли и не мириться с несправедливостью, если она возникает.

Источник

«Ода Вольность» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, жанр, история создания, лирический герой

Все творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится стихотворение «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.

История создания – Стих написан в 1817 году, но издан лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция – Композиция условно разделена на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть свое отечество свободным, сильным и просвещенным.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в свое время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своем стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества образца первой половины 19 века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Ода наполнена глубокими переживаниями автора, и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение – настоящий революционный гимн, побуждающий сделать жизнь лучше и справедливее.

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – «воспеть свободу миру».

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон «выше венца и трона». Лирический герой упоминает о таких монархах как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достиг благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности, поэт использует эпитеты («гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный»). Также в произведении встречается немало ярких метафор («свободы гордою певицей», «грозой царей») и олицетворений («молчит закон», «сон отягощает»), риторических вопросов и обращений.

Источник

Ода «Вольность» Пушкина. Анализ произведения. «Вольность» А. Пушкин

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.
История создания – Ода написана в 1817 году, но издана лишь спустя 39 лет в Лондоне.

Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.

Композиция – Произведение условно разделено на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб.

Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».

Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».

Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».

Сочинение — Анализ Оды «Вольность»

Восприятие, толкование, оценка

Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году. Она получила распространение в списках и явилась главной при­чиной ссылки поэта на юг. Исторический сюжет был навеян ме­стом написания: Пушкин писал эту оду в квартире братьев Турге­невых на набережной Фонтанки в Петербурге, откуда был хоро­шо виден Михайловский замок. Впервые ода была опубликова­на А.И. Герценом в «Полярной звезде» в 1856 году в Лондоне.

Произведение относится к гражданской лирике. Основная идея его — просветительская. Если Радищев в своей оде «Воль­ность» отстаивает интересы народа и провозглашает власть на­рода, то А.С. Пушкин в своей оде провозглашает власть Закона, перед которым едины народ и правитель. Только подчиняясь власти Закона, можно достичь главной цели — вольности и по­коя народов.

В стихотворении можно выделить три части. Первая часть открывается своеобразным вступлением, в котором обозначает­ся авторская задача: «Хочу воспеть свободу миру, На тронах по­разить порок». Далее начинает разворачиваться основная мысль стихотворения: закон выше венца и трона, беззаконие же ведет к страданиям народа и злодействам. Во второй части мысли.поэта иллюстрируются примерами из французской (Людовик и Напо­леон) и русской (Павел I) истории. Рассказ о судьбе Павла I пред­ставляет собой уже реалистическую зарисовку: «мрачная Нева», сверкающие звезды, часовой, «мост подъемный». Третья часть оды — своеобразный вывод и одновременно призыв к царям скло­ниться «под сень надежную закона»:

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Ода написана четырехстопным ямбом. Поэт использует раз­нообразные средства художественной выразительности: эпите­ты («изнеженную лиру», «гибельный позор», «немощные сле­зы»), метафору («неволи немощные слезы», «молчит закон», «Чи­тают на твоем челе Печать проклятия народы…»), анафору («Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом вла­ствовать возможно!), риторическое обращение («Тираны мира! трепещите!») и риторический вопрос: («Где ты, где ты, гроза ца­рей, Свободы гордая певица?»).

Таким образом, ода А.С. Пушкина утверждает идеалы свобо­домыслия, гуманности. Это было оценено А.И. Герценом, пи­савшим: «Песнь Пушкина продолжала эпоху прошлую, напол­няла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос отдаленному будущему».

Здесь искали:
  • анализ оды вольность
  • история создания оды вольность
  • какая политическая идея высказывается в оде вольность

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть своё отечество свободным, сильным и просвещённым.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в своё время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Вариант 2

Ода «Вольность» относится к петербургскому периоду творчества А.С.Пушкина. Можно сказать, что это самый вольнолюбивый период в творчестве поэта. Покинув замкнутые стены лицея в 1817 году, поэт начинает осваивать многообразие окружающего мира и воплощать его в своих новых произведениях.

В конце второго десятилетия 19 века мир северной столицы был насквозь пронизан политическими идеями, жаждой политических действий. Пушкину эти идеи оказываются близки, поэтому он пишет произведения, в которых они находят выражение. Ода «Вольность» среди них занимает главное место: она сразу пришлась по душе декабристам и стала в среде свободолюбивой молодежи очень популярна. Ода «Вольность» могла бы стать манифестом декабристов, если бы не ряд моментов, которые свидетельствуют, что их взгляды все-таки не полностью совпадают с пушкинскими.

Хотя у Пушкина не было периода ученичества, в петербургский период он творит в рамках определенных традиций. Что касается оды «Вольность», то она возникает на пересечении литературной традиции, к которой принадлежал Радищев, и собственных размышлений поэта той поры. Вослед А.Н.Радищеву Пушкин свою оду также называет «Вольность», чтобы читатель сразу мог понять, какую тему он собирается развивать. Как и Радищев он берет за основу триаду Народ – Закон – Цари, но от традиции развития заявленной темы существенно отходит. Если для Радищева главную ступень пьедестала занимает Народ, который творит Законы и вершит судьбы Царей – казнит их, если считает необходимым, то для Пушкина главным является справедливый Закон, которому в одинаковой степени должны подчиняться и Народы, и Цари.

Также отличие пушкинского мировоззрения от радищевского проявляется в том, что исторические примеры, которые приводятся в произведениях, несут разную смысловую нагрузку. Радищев оправдывает казнь монарха, у Пушкина же нет безоговорочного принятия этого акта. Пушкин главной ценностью считает свободу, боготворит ее – в этом он близок и декабристам. Но он против насилия, не призывает свергнуть политический строй. Политические взгляды Пушкина, которые нашли отражение в оде «Вольность», позволяют увидеть в нем сторонника конституционной монархии, но никак не революционера. Монархи, по мнению Пушкина, должны склоняться главою «под сень надежную Закона»: в оде метафорически показано, что монарх должен стоять во главе государства, если власть его не будет абсолютной, если будут учтены интересы народа.

Ода «Вольность» интересна не только своей политической злободневностью: она имеет и художественную ценность. Написанная в жанре, который был наиболее любим предшественниками поэта – классицистами, ода демонстрирует все особенности высокого стиля. Ода написана торжественным четырёхстопным ямбом, демонстрирует использование высокой книжной лексики и различных риторических фигур. Эти художественные средства помогают поэту передать тот справедливый гнев, который он испытывает, видя беззаконие, неправедную власть, а также его искреннюю веру в то, что разум восторжествует, и народы получат вольность и покой.

Трехчастная композиция оды позволяет Пушкину последовательно рассмотреть тему в разных аспектах. Несмотря на то, что Пушкину было всего 18 лет, когда было написано это произведение, видно, что он уже сформировавшийся поэт и гражданин с ярко выраженной политической позицией.

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

В своём стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.

Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.

Ода наполнена глубокими переживаниями автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение заставляет задуматься тех, кто творит беззаконие, побуждает сделать жизнь лучше и справедливее.

Анализ стихотворения Пушкина Вольность 9 класс

Знаменитое произведение «Вольность» была создана на свет одним из выдающихся русских людей, великим писателем Пушкиным Александром Сергеевичем в 1817 году, а опубликована и выставлена на суд читателей и критиков лишь спустя многие годы. Стоит отметить тот факт, что при жизни писателя это стихотворение не было издано. Также стоит отметить то, что после создания данного произведение и оценки его правительственными органами писателя отправляют в ссылку, не приняв и не поняв данного произведения.

Очень интересным является и то, что это стихотворение, а точнее ода стало объектом, которое каким-то образом оказало довольно крупное влияние на известную революцию тысяча девятьсот семнадцатого года, то есть через десять лет после своего создания.

Главное темой произведения стал протест правившей тогда абсолютной монархии, и полнейшее не согласие с ней. Этим произведением автор старается выразить свое негативное и отрицательное отношение к абсолютизму, не скрывает своих чувство несправедливости и вопиющего неудовлетворения к людям, которые стоят во главе государства.

Именно в данном произведении Александр Сергеевич решается показать и проявить свой решительный настрой, прославить вольность, свободу слова, а так же политическую свободу.

Свой главной целью, и целью создания этого произведения автор видит убеждение и призыв всех, без исключения людей к началу масштабного перевороту в родной стране, к свержению алчной, несправедливой, и неуместной власти самодержавия.

Что касается литературных и художественный моментов, то они помогают автору передать весь смысл его мыслей и его желание показать, кто же является настоящей ценностью для государства. Конечно, Александр Сергеевич был человеко патриотического воспитания, именно поэтому всегда считал, что главную ценность для государства приносит народ, который и является государством по сути говоря. Он очень уважал и любил русский народ, считая что только в России живет такое количество талантливых и одаренных людей, которые вынуждены страдать от самодержавной власти и жить не в полную силу, постоянно подчиняясь кому-либо.

Композиция

Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – «воспеть свободу миру».

Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон «выше венца и трона». Лирический герой упоминает о таких монархах, как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.

В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.

Ода «Вольность»: краткое содержание

Пушкин свое стихотворение, следуя примеру Радищева, написал в форме оды. Начинается она с обращения к музе — грозной для царей певице свободы. Здесь же намечается тема — автор пишет, что хочет «воспеть свободу миру» и поразить порок на тронах. После этого идет изложение главного положения: для народного блага необходимо сочетать с вольностью святой мощные законы. Оно иллюстрируется примерами из истории (Павел I, Людовик XVI). Изображая исторические события (казнь Людовика во время французской революции, убийство Павла I в Михайловском дворце руками наемников), поэт относится с неприязнью не только к тирании, но и к тем, кто уничтожает поработителей, поскольку удары этих людей бесславны: они противозаконны и вероломны.

Призывая к восстанию самосознания, духа, Александр Сергеевич понимает важность разрешения конфликтов законным путем — именно на это указывает проведенный Пушкиным исторический анализ. Вольность следует попытаться добыть, избежав при этом кровопролития. Другой способ губителен как для тиранов, так и для самого русского народа.

Ода «Вольность», анализ которой предлагается вашему вниманию, завершается, как обычно, обращением к самому государю с призывом извлечь урок из вышесказанного.

Композиционная стройность помогает нам наблюдать за движением чувств и мыслей поэта. Словесные средства выражения содержания находятся в соответствии с ним. Ода «Вольность», краткое содержание которой представлено выше, — образец высокого художественного совершенства.

Средства выразительности

Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достичь благодаря искусному использованию различных художественных средств.

Для придания образам наибольшей выразительности поэт использует эпитеты («гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный»). Также в произведении встречается немало ярких метафор («свободы гордою певицей», «грозой царей») и олицетворений («молчит закон», «сон отягощает»), риторических вопросов и обращений.

Особенности поэтики и революционное значение

Для поэтической речи Пушкина характерны живость, экспрессия и эмоциональность. От начала до конца эмоции сменяют одна другую. В первой строфе автор выражает стремление к свободе, во второй — возмущается беззаконием, творящимся с одобрения монархов. Далее он скорбит, будучи сознательным гражданином, и предлагает путь к улучшению ситуации.

В своём гимне поэт обращается к свободе, которая является для него музой. Он возвышенно называет её «грозой царей» и «певицей», показывая трепетное отношение к свободомыслию и воле.

Революционное значение оды проявилось в том, что её текст использовался для агитации в декабристских кругах. Современники прониклись убеждениями Александра Сергеевича и охотно перенимали его представления о том, как можно ускорить перемены. Однако вскоре А. С. Пушкин сам разочаровался в идеалах. Он понял, что монарх отнюдь не стремится всеми силами исправить положение крестьян.

Александру Первому достаточно было провести несколько реформ, чтобы народ вздохнул свободнее. Но ему не хватало решимости для принятия законов, кардинально изменяющих положение дел. Друзья Пушкина, большую часть которых составляли образованные и прогрессивно мыслящие дворяне, создавали различные кружки и сообщества. Целью этих организаций было насильственное свержение самодержавия.

Хотя формально поэт не входил ни в одну революционную организацию, он разделял образ мыслей тех, кто там состоял. «Вольность» — первое произведение, в котором отражено стремление к переменам. В дальнейшем Пушкин написал ещё много стихотворений, из которых следует, что он осознавал невозможность либеральных изменений бесконфликтным путём.

Источник

Оцените статью