- Анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
- Картинка к стихотворению У птицы есть гнездо
- Популярные темы анализов
- анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
- Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Бунина
- Анализ 2
- У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
- Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
- Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
- анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
- Иван Бунин
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»
- «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» И.Бунин
- Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
- Урок-анализ стихотворений И.А. Бунина с использованием ИКТ (8-й класс)
- Послушайте стихотворение аБунина У птицы есть гнездо
Анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Иван Бунин написал в 1922 году, когда жил во Франции. Поэт показывает свою печаль и тоску по родному дому, по жизни среди любящих и близких людей.
Взрослея, человек часто оставляет привычную жизнь и отправляется на поиск чего-то нового, своего предназначения, своего дела. Расставаться всегда грустно, но покидать свою страну вынужденно – это горько и тоскливо вдвойне. Ведь поэт уезжал в неизвестность, при этом у него не было денег и каких-то надежд. Будущее было неопределенным, а неизвестность всегда пугает. И даже сравнение с птицами и зверями оказывается не в пользу автора, потому что у них есть свой уголок, в котором их ждут и любят, где рядом с близкими можно укрыться от любой беды. Поэт же чувствует себя одиноким и никому не нужным.
В съемных комнатах Бунин жил долгие годы. Но его жилище не стало ему своим, родным. Он по-прежнему чувствует себя чужаком и в этом доме, и в этой стране. Его угнетает не только разлука со своей страной, но и ощущение своей обреченности, ненужности, поэт не видит никакого выхода для себя. Упоминание о котомке указывает на его бедность не только материальную, но и духовную. За долгие годы котомка стала ветхой, износилась, но она по-прежнему не содержит в себе ни богатства, ни радости, ни надежд на будущее. Весь приобретенный за жизнь опыт, вся мудрость много страдавшего человека не сделали его жизнь легче или проще, его сердцу по-прежнему горько.
В первой части стихотворения автор показывает события прошлого, вторая часть демонстрирует настоящее. Однако настроение поэта не изменилось, он по-прежнему одинок, потерян и тоскует об отчем доме.
Находясь в эмиграции, Бунин мечтал посетить Россию. Но сделать это ему так и не удалось. До конца жизни его не оставляло чувство оторванности от своей родины и своих корней, наполняя сердце поэта болью и горечью.
Картинка к стихотворению У птицы есть гнездо
Популярные темы анализов
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, драматург, прозаик, чье имя по праву считается настоящим достоянием России. Вся жизнь этой необычной личности, начиная от рождения и заканчивая смертью, вызывает огромный
В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал
Текст данного стиха короток, но на удивление эмоционально завершён и полон. Нет недосказанности или обещания продолжения, порой присущих коротким текстам. Здесь говориться о поре сенокоса, о том, как это выглядит со стороны.
В произведении поднимается актуальный во все времена вопрос отношения власти к людям. Каждый из героев стихотворения свято верит в справедливость, отзывчивость и милосердие барина. Любую проблему, которую не под силу решить крестьянину
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец Александр Иванович Бродский был военным и по совместительству фотокорреспондентом. Мать Мария Моисеевна Волперт была бухгалтером.
Источник
анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
Иван Бунин
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. «
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
(25.06.22)
В стихотворении отражены настроения Бунина, переживаемые им в эмиграции. В произведении звучит тема одиночества, бездомности, чужбины и тоски по Родине. А ещё воспоминания о родном доме, отцовском дворе, и окружает лирического героя всё чужое: чужая страна, чужие люди, чужой дом.
Бунин создаёт ощущение безысходности лирического героя эпитетами «горько «, «горестно «, «ветхою»,сравнением человека с птицей и зверем, у которых есть гнездо и нора.
Поэт изменил порядок слов в повторе первой строки чтобы услышать плач, жалобу, причитание. А когда меняется порядок слов, чувствуется уже не только горечь, но и протест, гнев.
В длинных строках констатируются факты: «у птицы есть гнездо.. . «, «я уходил с отцовского двора. «, «у зверя есть нора. «, «вхожу, крестясь, в чужой наёмный дом.. . «. А в коротких строках — чувства, вырывающиеся из глубины души: «как горько.. . «, «прости. «, «как бьётся сердце горестно и громко.. . «.
Оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.
В послевоенные годы Бунин доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не смог смириться с общественно-политическими переменами в стране, что и помешало ему вернуться в СССР. В эмиграции Бунин постоянно перерабатывал свои уже опубликованные сочинения. Незадолго до смерти он просил печатать его произведения только по последней авторской редакции.
Сюжет стихотворения И. А. Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках «очага». Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму.
Уход из семейного «гнезда» обусловлен взрослением молодого человека: он вынужден начать собственный путь, создать свой очаг, но также покинуть любимую страну, где сломан старый уклад жизни, а новый не предвещает ничего хорошего.
Такие выводы можно сделать, зная исторический контекст произведения.
Стихотворение проникнуто чувством печали и тоски и строится на основе мотива одиночества. Лирический герой расстался с детством, с прошлой жизнью, но не обрел себя в новой, что видно из строк: «Вхожу, крестясь, в чужой ночлежный дом». Странствие в поисках дома молодой человек вынужден совершить в одиночку, без спутников. Однако, читая первое четверостишие, мы понимаем, что у юноши впереди есть будущее, хоть оно и неизвестно и туманно. Во второй же части стихотворения лирический герой предстает уже повзрослевшим. Хоть об этом не сказано напрямую, но еще вчерашний юноша превратился в бродягу, так и не обредшего своего жилища. Героя нигде не ждут, не любят – именно это вынуждает его скитаться по свету.
Первое четверостишие более поэтично, чем второе. Говоря о прошлом, лирический герой, вероятно, испытывает ностальгию. Настоящее же достаточно сурово, поэтому последняя строфа местами похожа на прозу («У зверя есть нора, у птицы есть гнездо»). Однако в целом рифма соблюдена.
В стихотворении И. А. Бунина интересный образный ряд: птицы, звери, их жилища, отцовский двор, чужой дом и, конечно, ветхая котомка. Некоторые из названных вещей достаточно символичны. Например, ветхая котомка – «хранилище» не только материальных пожитков героя, но и накопленных жизненного опыта и знаний. Именно поэтому сума названа ветхой – за долгое странствие она вобрала в себя всю мудрость, которая приходит с возрастом.
Благодаря использованию образов птицы и зверя, гнезда и норы, читатель понимает настроение лирического героя: мужчина печален оттого, что даже братья меньшие имеют жилище, а он, человек, обречен на бродяжничество.
Отцовский дом также является символом: юноша подразумевает не только семейный очаг, но всю Родину в целом; наемный же дом – это чужая страна.
Читая стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», невозможно не восхититься талантом писавшего эти строки. Композиция произведения включает в себя всего две строфы, но в них заключен громадный смысл. Стихотворение построено на повторах, что, во-первых, создает впечатление произносимых лирическим героем «мыслей вслух», а во-вторых, делает акцент на самых важных деталях.
Источник
Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Бунина
Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции.
Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя, чувства которого проникаются печалью и тоской, выстроенными на основе лейтмотива одиночества, содержащего личный и общественный драматизм.
Сюжетная линия произведения состоит из осознания лирического героя своей непростой судьбы в виде вечного скитания с целью поиска родного очага, с ностальгией вспоминая детство, проведенное в доме отца.
Композиционная структура стихотворения заключается в двух строфах, несущих огромную смысловую нагрузку, подчеркнутую применением постоянных повторов, создающих ощущение произнесенных вслух рассуждений лирического героя, а также акцентирующих важные детали происходящих событий, при этом первоначальное четверостишие имеет оттенки лиричной надежды, а второе – грустным мотивом суровой безысходности.
Отличительной особенностью стихотворения является использование интересных и необычных образов в виде птиц, зверей, их жилищ, отцовского двора, чужого дома и ветхой котомки, имеющих определенную символичность. Образ ветхой котомки представляется поэтом не только в качестве хранилища материальных предметов лирического героя, но и является пристанищем для накопленного жизненного опыта и мудрости. Напоминая о ветхой котомке, поэт подчеркивает бедность лирического героя не только в материальном плане, но и духовном, акцентируя внимание на отсутствие богатства, счастья, а также надежды на лучшее радостное будущее, которое заключается в обретении поэтом родного домашнего очага, представленного в виде русской земли.
Посредством изображения образов животных и птиц поэт передает настроение своего персонажа, чувствующего тоску и печаль по невозможности обрести умиротворение в отцовском доме в отличие от меньших братьев, имеющих и нору, и гнездо.
В образе чужого, наемного дома, изображенного в стихотворении, поэт представляет чужую страну, а вспоминая об отцовском дворе думает об оставленной родине. При этом, применяя средства художественной выразительности в виде эпитетов, а также изменения порядкового положения слов, поэт демонстрирует жалобный плач и причитающий стон в сочетании с горестным протестом и гневом.
Стихотворение наполнено обреченностью и ненужностью, в которых лирический герой не видит возможного выхода.
Анализ 2
Бунин относится к числу писателей-эмигрантов, которые вскоре после октябрьской революции отправились в другие страны подальше от новой власти и нового положения дел. Нужно сказать, тематика эмиграции и расставания с собственным домом, то есть родиной, является одной из центральных тем для творчества этого автора.
Бунин ярко переживал расставание с собственным домом, хотя на самом деле его эмиграция не была чрезмерно трудной и суровой, он обладал средствами, довольно приличным положением в обществе и происхождением. Поэтому он мог устроиться и на новой земле, мог также примыкать и к другим сообществам оставившим страну. Тем не менее для него не имела такого значение смена пространства обитания, сколько имела значение смена эпох.
Революция стала для поэта синонимом разрушения старого уклада. Конечно, в какой-то степени он был привязан к роскошному быту помещика, но не об этом была его тоска в основном и характерный пример он дает в рассказе Антоновские яблоки. Бунин видел как мельчает его страна, как строгий и величественный уклад сменяется чем-то никчемным и ничтожным и конечно он был возмущен в определенной степени созданием общества, в котором пролетарии (при всех возможных достоинствах класс для того периода малообразованный и не обладающий какими-то выдающимися достоинствами) получают привилегии и становятся идеологической основой.
В стихотворении У птицы есть гнездо.. он пишет именно о том как оставил страну, как оказался в новом доме. Конечно, вход в новый наемный дом, куда он пребывает с «ветхою котомкой» является художественным приемом, повторимся, поэт не бедствовал, но дело не в этом. Тут имеют значения именно образы путника, который забрал свой ветхий скарб из родного дома и приходит в дом чужой.
Смог ли он унести нечто стоящее из былого дома? Навряд ли. Устои царской России ему более не сохранить, этот уклад канул в Лету и теперь останется только в воспоминаниях.
Поэтому и сам поэт становится действительно как зверь без своей норки или гнезда. И в этом заключается его фундаментальная тоска. Ведь у каждого живого существа в этом мире есть какой-то дом, дом в глобальном смысле.
Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора по плану
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
Возможно вам будет интересно
В стихотворении «Диана» А.А. Фет описал прекрасный женский образ. Поэт представил девушку в виде каменной статуи. Она олицетворяла одну греческую богиню. Диана является покровительницей охоты.
Это стихотворение – часть сатирической и гражданской лирики Некрасова. Тут, конечно, поднимаются и вопросы о предназначении поэта.
Одним из наиболее фундаментальных творений Ахматовой является Поэма без героя, которая охватывает различные периоды жизни поэтессы и рассказывает о судьбе самой Ахматовой, пережившей и творческую молодость в Петербурге, и блокадный город и много невзгод.
Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году
Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений.
Источник
Анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось. Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» .
Первые строчки этого произведения указывают на то, что автор завидует обитателям леса, которые имеют свой дом, пусть и такой ненадежный, не обустроенный и лишенный привлекательности с человеческой точки зрения. Однако именно там они чувствуют себя в полной безопасности и наверняка по-своему счастливы, чего сам Бунин лишен. Он отмечает, что ему было крайне тяжело принимать решение об эмиграции. «Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора». — отмечает автор. Для него прощание с Россией стало вторым трагическим событием в жизни. Ведь однажды, будучи 17-летним подростком, он уже покидал отчий дом, чтобы доказать всему миру собственную самостоятельность. Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.
Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин отмечает: «Как бьется сердце горестно и громко». Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности. Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы. Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит «в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой». Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.
анализ стихотворения Бунина У птицы есть гнездо
Alexey Khoroshev Высший разум (1438025) 5 лет назад
Иван Бунин
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. «
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
(25.06.22)
В стихотворении отражены настроения Бунина, переживаемые им в эмиграции. В произведении звучит тема одиночества, бездомности, чужбины и тоски по Родине. А ещё воспоминания о родном доме, отцовском дворе, и окружает лирического героя всё чужое: чужая страна, чужие люди, чужой дом.
Бунин создаёт ощущение безысходности лирического героя эпитетами «горько «, «горестно «, «ветхою»,сравнением человека с птицей и зверем, у которых есть гнездо и нора.
Поэт изменил порядок слов в повторе первой строки чтобы услышать плач, жалобу, причитание. А когда меняется порядок слов, чувствуется уже не только горечь, но и протест, гнев.
В длинных строках констатируются факты: «у птицы есть гнездо. «, «я уходил с отцовского двора. «, «у зверя есть нора. «, «вхожу, крестясь, в чужой наёмный дом. «. А в коротких строках — чувства, вырывающиеся из глубины души: «как горько. «, «прости. «, «как бьётся сердце горестно и громко. «.
Оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.
В послевоенные годы Бунин доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не смог смириться с общественно-политическими переменами в стране, что и помешало ему вернуться в СССР. В эмиграции Бунин постоянно перерабатывал свои уже опубликованные сочинения. Незадолго до смерти он просил печатать его произведения только по последней авторской редакции.
эдик рочев Ученик (145) 2 недели назад
ппц аааааа сложна трудна невозможна
Иван
Бунин
Анализ стихотворения Ивана Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»
После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось. Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».
Первые строчки этого произведения указывают на то, что автор завидует обитателям леса, которые имеют свой дом, пусть и такой ненадежный, не обустроенный и лишенный привлекательности с человеческой точки зрения. Однако именно там они чувствуют себя в полной безопасности и наверняка по-своему счастливы, чего сам Бунин лишен. Он отмечает, что ему было крайне тяжело принимать решение об эмиграции. «Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора», — отмечает автор. Для него прощание с Россией стало вторым трагическим событием в жизни. Ведь однажды, будучи 17-летним подростком, он уже покидал отчий дом, чтобы доказать всему миру собственную самостоятельность. Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.
Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин отмечает: «Как бьется сердце горестно и громко». Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности. Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы. Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит «в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой». Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Никто моим словам не внемлет. я один. »
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Поэт (Отделкой золотой. )»
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Ночь»
- Анализ стихотворения Михаила Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве. »
- Анализ стихотворения Михаила Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье»
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» И.Бунин
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» Иван Бунин
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил на время уехать из страны. В глубине души он понимал, что, возможно, расстается с Россией навсегда, и очень скоро это предположение подтвердилось. Однако с первых дней горечь разлуки с родиной не давала Бунину покоя, и в 1922 году он написал стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».
Первые строчки этого произведения указывают на то, что автор завидует обитателям леса, которые имеют свой дом, пусть и такой ненадежный, не обустроенный и лишенный привлекательности с человеческой точки зрения. Однако именно там они чувствуют себя в полной безопасности и наверняка по-своему счастливы, чего сам Бунин лишен. Он отмечает, что ему было крайне тяжело принимать решение об эмиграции. «Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора», — отмечает автор. Для него прощание с Россией стало вторым трагическим событием в жизни. Ведь однажды, будучи 17-летним подростком, он уже покидал отчий дом, чтобы доказать всему миру собственную самостоятельность. Воспоминания и свежие ощущения наслоились друг на друга, став причиной довольно глубокой и продолжительной депрессии Бунина, а также поводом для написания целого цикла произведений как в прозе, так и в рифме, которые автор посвятил своим переживаниям.
Пытаясь описать словами то, что чувствует, Бунин отмечает: «Как бьется сердце горестно и громко». Его гнетет не только чувство тоски по родному дому, но и ощущение безысходности, собственной никчемности и ненужности. Ведь автор оказался в чужой стране практически без средств к существованию, и у него не возможности назвать своим те съемные мебилированные комнаты, в которые отныне он обречен жить долгие годы. Поэт признается, что каждый раз испытывает целую гамму самых противоречивых чувств, когда входит «в чужой наемный дом с своей уж ветхою котомкой». Это ощущение обреченности автор сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на родину хотя бы ради того, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено будет сбыться, так как после революции Россия станет для него навсегда потерянной страной, той колыбелью радости и спокойствия, которую каждый человек утрачивает рано или поздно из-за различных обстоятельств.
Урок-анализ стихотворений И.А. Бунина с использованием ИКТ (8-й класс)
- Общие – создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах, которые может испытывать человек, лишившийся дома.
- Частные – углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста.
Куда бы ни был брошен ты судьбой,
Тепло родного дома ты унесешь с собой.
- Шифоньерка – шкафчик для белья и мелких вещей.
- Сю – Эжен Сю(1804-1857) – французский писатель, автор социальных романов «Парижские тайны» и «Вечный жид».
- Патерик – сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого- либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми.
- Божница – полка или киот, остекленная рама или шкафчик для икон.
- Горка – застекленный шкафчик для посуды, фарфора.
- Дагерротип – снимок, сделанный способом дагерротипии, т.е способом фотографирования на металлической пластине, покрытой слоем йодистого серебра (этот способ применялся до введения методов современной фотографии).
Музыкальное оформление: (по выбору учителя)
- Олег Газманов «Мой храм»;
- Юрий Антонов «Крыша дома своего»;
- Лев Лещенко «Родительский дом».
- На доске эпиграф к уроку, словарик.
- Тексты стихотворений И.А.Бунина «Люблю цветные стекла окон…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».
- Пословицы о доме.
- Вызов.Психологический настрой. Составление кластера «Дом».
- Слово ученикам. Зачитывание мини-сочинений «Чем мне дорог мой дом».
- Осмысление-реализация. Работа с новой информацией. Аналитическая работа по поэтическим текстам.
- Рефлексия. Выполнение творческих заданий.
Вызов интереса по теме «Дом». Беседа.
- Если вы окажетесь в другом месте, вдали от родных мест, то о чем вы чаще всего будете вспоминать? Почему?
- Что не дано забыть человеку?
- Дорогу куда до самого последнего часа должен помнить человек? Почему?
- Что значит для вас родной дом? Что в нем вам особенно дорого?
- Зачитывание мини-сочинений «Чем дорог мне мой дом».
- Какое чувство вызывает в вас слово «дом»? Какие ассоциации возникают при произнесении слова «дом»?
Составление кластера к слову «дом»
Объявление темы урока
Ознакомление со стихотворением И.А. Бунина «Люблю цветные стекла окон»
Аналитическая работа по тексту
1. О чем это стихотворение? Какое слово является ключевым в этом стихотворении?
– О любви к дому. Ключевым словом является слово «люблю». Именно с этого слова начинаются три строфы из четырех
2. Чем дорог этот дом лирическому герою? Назови, что он вспоминает. Как вам кажется, случайно ли перечисление любимых вещей или их вйыбор чем=то обусловлен? Что объединяет воспоминания лирического героя?
Составление кластера «дом» №2 по прочитанному стихотворению
3. Что привносят в наше восприятие атмосферы дома такие художественные средства, как эпитеты, метафоры?
– Помогают ярче представить названные предметы, даже почувствовать запах и услышать звон, скрип.
Какие предметы мы воспринимаем в стихотворении зрительно?
Все названные предметы
– Звенящую люстру, скрип половиц
Неясный винный запах.
4. Рассмотрим композицию стихотворения. Как вы думаете, что бы изменилось в нашем восприятии этого стихотворения, если бы и последняя строфа начиналась со слова «люблю». Люблю и вас дагерротипы…
– Дагерротипы упоминались бы в ряду других деталей интерьера, не привлекая к себе особого внимания читателя. В оригинале мы видим повтор обращения «И вас, и вас дагерротипы», выделяющий именно эту деталь из всего упомянутого ряда.
5. Обратите внимание на две заключительные строчки, которые почти дословно повторяют строчки первой строфы. В чем, по-вашему мнению, смысл этого повтора?
– Кольцевая композиция возвращает читателя к началу стихотворения, к образу дома, в котором жили близкие поэту люди. Кроме того, эти воспоминания (сумрак от липы, скрип половиц) носят очень конкретный, личный, бытовой характер.
6. Постарайтесь ответить на вопрос о настроении этого стихотворения.
– В настроении лирического героя есть оттенок «светлой печали», вероятно. Объяснимый тем, что любимый дом постепенно уходит в прошлое, в область воспоминаний. Предчувствие утраты дома ощущается здесь, что, в конечном счете, сочетается с перипетиями биографии И.А. Бунина.
Выявление первичного восприятия
– Познакомьтесь с еще одним стихотворением И.А. Бунина. Что их объединяет?
Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Сравните ваши впечатления от двух прозвучавших на уроке стихотворений И.Бунина.
Аналитическая работа по тексту
1. Какова роль зачина в создании настроения этого стихотворения? В чем смысл многоточия в конце первой строки? Как возможно продолжить этот словесный ряд?
2. Как бы вы определили его тему?
– тема стихотворения – утрата дома. Из скольких частей состоит стихотворение? Как вы думаете, что дает разделение стихотворения на две части – строфы?
– Между строфами большой временной отрезок: «Как горько было сердцу молодому» – «С своей уж ветхою котомкой!»
3. Как чувствует себя человек, лишенный дома?Опишите, Что мог чувствовать лирический
4. Выпишите слова, создающие в этом стихотворении синтаксическое поле слова «дом»
В первой строфе и во второй, и определите их значение в понимании психологического состояния лирического героя:
1 строфа – гнездо – нора – отцовский дом – родной дом
2 строфа – нора – гнездо – чужой, наемный дом
5. Какие антонимичные глаголы употреблены в двух строфах? Благодаря чему они становятся особенно выразительными в этом стихотворении?
– Они становятся особенно выразительными на фоне композиционного сходства строф,
А также в сочетании с антонимичными эпитетами.
1 строфа – «Когда я уходил с отцовского двора»
2 строфа – «Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный двор»
Обратите внимание на временные формы этих глаголов. Попробуйте изменить форму глагола «входить» настоящего времени на форму прошедшего времени. Что изменилось в стихотворении?( Учитель обращает внимание учеников на то, что особый драматизм стихотворения достигается за счет использования глагола настоящего времени. «Когда входил…»- это рассказ о том, что было, «Когда вхожу…»- это о том, что испытывает лирический герой сейчас.)
6. Какие слова можно считать ключевыми для второго стихотворения?
– Ключевыми словами можно считать слова «горько», «горестно».
7. Сравните настроение двух стихотворений. Каково настроение лирического героя второго стихотворения, что он испытывает?
– Лирический герой испытывает горе и горечь оттого, что лишился дома.
Дополнение кластера «дом» №2
– Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт. После Великой Октябрьской революции из-за неприятия большевистского строя покинул Россию. 33 года он провел на чужбине, где состарился и умер во Франции. Всю жизнь он с горячей любовью вспоминал Россию, родной отцовский двор, горячо любимый дом.
Выполнение творческих заданий.
1. Ученики подбирают синонимы к слову «дом»
Дом – изба, очаг, кров, приют, пристанище от напастей…
2. Дополнение синонимического ряда синонимами из прочитанного учителем текста
– Дом –суверенное царство посреди целого мира. Это твердыня в бурях эпохи, прибежище, даже святыня, Это –становление Бога в мире, место, где должны воцариться – что бы ни творилось на земле – мир,тишина,радость, любовь, чистота, порядок, благоговение, послушание, традиции, а во всем этом – счастье.
3. Пословицы и поговорки о доме.
Ученики вспоминают и записывают пословицы и поговорки о доме, учитель дополняет их ответы.
- Дом без призора – яма.
- Дом вести – не лапти плести.
- Дом без хозяина – сиротинка.
- Дом вести – не рукавом трясти.
- Дом дело найдет.
- Дом дому не указывает.
- Дом невелик, да лежать не велит.
- Дом не старше хозяина.
- Дом построить – не шапку на голову надеть.
- Дом построить – не шапку на голову надеть.
- Дома и стены помогают.
- Домашний вор опаснее чужого.
- Без хозяина – двор, а без хозяйки – изба плачет.
- В гостях хорошо, а дома – лучше.
- Криком избы не построишь.
- Изба красна не углами, а пирогами.
- Мой дом – моя крепость.
4. Слово учителя.
В 17 веке Симеон Полоцкий по царскому поручению составляет интереснейшее педагогическое произведение под выразительным названием «Обед душевный». В нем – гимн семье. «Отец дома должен быть как солнце (Греть, светить). Мать – как луна, а чада – яко звезды. И если преграда между солнцем и луною бывает, то свет их до звезд не доходит.» Как вы понимаете это высказывание? Какая пословица близка по смыслу к этому высказыванию? (Крепкий дом – крепкая семья).
– А что вы видите на крыше. Что, по-вашему,символизирует аист?
– Аист – символ семейного счастья, символ верности, символ мирной жизни.
Прослушивание записи песни «Аист на крыше»
Люди, прошу я, потише, потише.
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше, аист на крыше –
Мир на земле.
Люди в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже
Верьте друг другу и мне:
Аист на крыше – счастье под крышей
И на земле.
5. Выразительное чтение стихов о доме
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда,
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
И сердце мое истомилось в тоске
Но сладкой надеждой я жил вдалеке,
Я к дому стремился, к жемчужине милой,
Чтоб сердце наполнилось новою силой.
И люстры надо мной сверкали,
Как в заколдованном кругу…
Но мил мне домик неприметный
На тихом дальнем берегу.
И пусть немного
В нем огней –
Нет в мире
Домика светлей!
Его черемуха накрыла,
Склоняется за гроздью гроздь…
А он из четырех окошек
Как будто видит мир насквозь…
Между нарядными цветами
Пчела без устали снует,
Как будто домику сердечный
Привет полей передает.
Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.
Нет, не покину никогда
Родного крова я.
И за Отчизну сто смертей
Принять готова я.
6. Составление синквэйнов-пятистиший к слову «дом»
ДОМ
Уютный, родной.
Ждет, согреет, защитит.
Дом – пристань для человека.
КРОВ
ДОМ
Теплый, старинный
Любит, укроет, успокоит.
Дом пахнет душистым хлебом.
КРЕПОСТЬ
ДОМ
Уютный, чистый
Манит, зовет, примет.
Дома живут близкие люди.
ПОКОЙ
7. Возвращение к эпиграфу урока и вывод по уроку
Возврат к эпиграфу, зачитывание его хором вслух.
– Куда бы ни забросила человека судьба, он до последних минут помнит и хранит в сердце своем родную сторонку, родные места, теплый любимый дом. Тепло своего светлого дома он хранит в сердце, и это тепло согревает в самые трудные минуты.
8. Задание на дом.
Написать сочинение-размышление по одной пословице о доме.
Стихотворения И.А. Бунина, анализируемые на уроке
* * *
Люблю цветные стекла окон
И сумрак от столетних лип,
Звенящей люстры серый кокон
И половиц прогнивших скрип.
Люблю неясный винный запах
Из шифоньерок и от книг
В стеклянных невысоких шкапах,
Где рядом Сю и Патерик.
Люблю их синие странички,
Их четкий шрифт, простой набор,
И серебро икон в божничке,
И в горке матовый фарфор,
И вас, и вас дагерротипы,
Черты давно поблекших лиц,
И сумрак от столетней липы,
И скрип прогнивших половиц.
* * *
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой.
Послушайте стихотворение аБунина У птицы есть гнездо
Источник