Настроение стихотворения три ключа

Практикум по литературе в 8 классе (А.С. Пушкин)
методическая разработка по теме

Лингвопоэтический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Три ключа».

Скачать:

Вложение Размер
praktikum_po_literature_v_8_klasse_a.s._pushkin.docx 20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по анализу стихотворения в 8 классе.

А.С. Пушкин «Три ключа».

Предварительное домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Пушкина «Три ключа» и попытаться передать свое первое эмоциональное впечатление от прочитанног о.

Примечание: учащиеся знакомы с биографией поэта .

Начинаю урок с выразительного чтения и прошу высказать свои мысли по поводу данного стихотворения.

Первое восприятие ученика:

«А.С.Пушкин написал эти строки уже в зрелом возрасте. Он размышляет о жизни, о ее бесконечности, но в то же время и быстротечности ее. В этом коротком, но емком стихотворении отражается вся суть человеческого бытия: бег жизни, бег времени.

Поэт грустит о своей прошедшей юности: она оказалась такой же быстрой, как ручей. Воспоминания о бурной молодости — светлые и радостные. Стремительность юных дней Пушкин передает словами «кипит, бежит, сверкая и журча». Свой источник вдохновения автор сравнивает с мифологическим «Кастальским ключом», он подобен движениям волн, которые то возносят человека к вершинам творчества, то убегают, оставляя разочарования. Человеку всегда хочется заглянуть в бесконечность. «Холодный ключ забвенья» пугает и остается загадкой, но всегда есть надежда, которая «жар сердца утолит».

Предлагаю ученикам провести небольшую исследовательскую работу», понаблюдать за текстом стихотворения. В ходе урока ребята заполняют дневник наблюдений.

  1. Формальный подход к анализу.

Работа по группам .

Задание : выписать из стихотворения существительные, обозначающие явления природы, отвлеченные понятия внутреннего, душевного мира героя ( 1-я группа ); прилагательные ( 2-я группа ); глагольные формы ( 3-я группа )

Источник

Разработка урока по литературе в 9 классе по теме «Бесконечное пространство жизни…» (Практикум по анализу стихотворения)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок-практикум по анализу стихотворения А.Пушкина «Три ключа»

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_po_literature_v_9_klasse_po_teme.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе в 9 классе по теме

«Бесконечное пространство жизни…»

(Практикум по анализу стихотворения)

— образовательная: познакомить с интертекстуальным и имманентным подходом к анализу стихотворного текста, углубить и систематизировать знания по определению тропов и стилистических фигур, их функций в поэтической речи.

— развивающая: совершенствовать умение анализировать текст стихотворения, развить способность к размышлению над поставленными вопросами, поисками ответов на них и к аргументации своих выводов, делать обобщение, развивать творческие способности учащихся, развивать ассоциативное мышление.

— воспитательная: привить интерес к предмету, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, воспитывать общую культуру.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Методы обучения: поисковая беседа, исследовательский метод.

Педагогическая технология: полного обучения, компетентностно- ориентированная.

Оборудование: портрет «А.С.Пушкина», художник В.А.Тропинин, текст стихотворения «Три ключа», плакаты с определением тропов и стилистических фигур.

Музыкальное сопровождение всего урока:

  1. Лист «Грезы любви»;
  2. Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
  3. Шуберт «Abe Maria»;
  4. Мендельсон «Весенняя песня»;
  5. Вивальди «Весна».
  1. Цели учебной деятельности. Вступительное слово учителя.

Творчество А.С. Пушкина чарует гармонией, высоким совершенством формы, кажется, все просто и ясно в его поэзии. Но за внешней красотой формы таятся глубинные мысли, жизнь духа, высокие идеалы. «Глаголом жечь сердца людей» — таково назначение поэзии Пушкина. Тогда в чем смысл жизни самого поэта, человека? Какова «формула жизни» А.С. Пушкина?

По сути, все пушкинское творчество – отражение духовной жизни Человека, вечное его стремление к совершенству на пути к постижению истины. «Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Тут все: и мгновенная высокость мысли… В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт», — писал Н.В. Гоголь. Попробуем и мы проникнуть в «мгновенную высокость мысли» стихотворения Пушкина «Три ключа».

Учитель предлагает провести небольшую «исследовательскую» работу, понаблюдать за текстом стихотворения.

II Мотивация. Творческая задача.

На примере маленького стихотворения (всего 8 строчек) учащиеся увидят, как лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неутолимо время, как поэт мечтает об идеалах житейского покоя.

III Формирование осознанных знаний. Осмысление.

Чтение учителем стихотворения.

В степи мирской, печальной и безбрежной

Таинственно пробились три ключа.

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный.

Кипит, бежит, сверкая и журча

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской избранников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Беседа по содержанию.

— Выскажите свои мысли по поводу данного стихотворения. О чем оно?

(А.С.Пушкин написал эти строки уже в зрелом возрасте. Он размышляет о жизни, о ее бесконечности, но в то же время и быстротечности ее.)

Вдумаемся в каждую строчку, понаблюдаем за звуковой организацией, ритмом, строфикой, настроением героя.

1 строка . В степи мирской, печальной и безбрежной.

— Как вы понимаете «степь мирская»? Какие ассоциации у вас возникают?

(пространство жизни, вмещающее и радость, и печаль, и боль, и страдание, и любовь, и творчество. Это ощущение намеренно создается поэтом с помощью определенных изобразительных средств.)

Вся строчка – метафорический эпитет (чтение определения), что подтверждает выдвинутый тезис. С первых строчек мы попадаем в бесконечное пространство жизни.

— Какие гласные чаще всего попадаются?

([а], [е], ассонанс – дается определение)

2 строка. Таинственно пробились три ключа .

— Какой смысл вкладывает Пушкин в понятие ключ?

(ключ – источник жизни. Жизнь протекает в трех измерениях)

— Какое средство художественной выразительности использует автор?

(развернутая метафора, Учитель разъясняет определение.

— Какие звуки повторяются?

([и] (ассонанс) – звуковой лик изумления, восторга!, [р] (аллитерация) – один из ведущих звуков стихотворения.)

Звуки торжественно оповещают о зарождении новой жизни.

— Почему Пушкин использует слово таинственно?

(напоминает, что жизнь загадочна, она окружена вопросами и поиском ответов)

3- 4 строки. Ключ юности, ключ быстрый и мятежный.

Кипит, бежит, сверкая и журча.

— Как Пушкин определяет юность?

(юность –мятежное время, но быстро проходящее)

— Как вы понимаете слово мятежный?

(неспокойный, буйный, тревожный)

— Какие слова указывают на стремительность, скорость, бурный поток молодости?

(кипит, бежит, сверкая и журча. Художественное средство выразительности – градация, стилистическая фигура (дается определение))

Поэт вспоминает детство, лицей с его вольнолюбием, настоящей дружбой, но время скоротечно. Юность проходит – поэт в зените славы.

5-6 строки. Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской избранников поит.

— Как вы понимаете перифраз Кастальский ключ?

(обозначает мифологический образ богини Касталии, которую бог Аполлон превратил в Кастальский водопад, ключ. Кастальский ключ – родник на горе Парнас в Греции. В Древней Греции почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам)

«Кастальский ключ» — источник творческого вдохновения: муза не покидает поэта, побуждая к созданию новых произведений.

Ассонанс на [о], [и] – звуки восторга, торжествующие пространство.

7-8 строки . Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

— Какой смысл Пушкин вкладывает в строку «последний ключ – холодный ключ забвенья»?

(последний ключ характеризует итог жизни)

— Как вы понимаете строку «холодный ключ забвенья»?

(создает ощущение мрака, тени, вызывает чувство печали)

— Как вы понимаете строку «жар сердца»?

(указывает на надежду поэта, что жизнь не прошла даром, труд его не был напрасен. На склоне лет, уходя на покой, он мечтает о памяти людской)

— Найдите антитезу в данных строчках.

(холодный ключ – жар сердца)

— Что передает метафорический эпитет, найдите его.

(«жар сердца» передает полноту жизни героя, вносящего свою долю в пространство бытия. Об этом свидетельствует ассонанс на [а] – обозначает как бы продолжение…)

Стихотворение написано астрофической строкой , где нет деления на строфы.

— Как вы думаете почему поэт избрал такую форму?

(Пушкин показал, что жизнь необъятна, и поэт выразил ее — от рождения до смерти – всего в восьми строчках, не деля их на строфы. Пушкин передает единый душевный порыв, что характерно для философского размышления)

Работаем по группам.

— Выписать из стихотворения существительные (1 ряд), прилагательные (2 ряд), глагольные формы (3 ряд).

— В каком значении употреблены существительные, обозначающие явления природы?

(выражают отвлеченные понятия жизненного пространства, тем самым передают душевный мир героя)

— Какое слово повторяется на протяжении всего стихотворения?

(ключ, обозначающий источник жизни, рефреном проходит сквозь все стихотворение)

— Какую роль играют прилагательные в стихотворении?

(дают оценочную характеристику, в зависимости от жизненного изменения меняется эта характеристика)

— Каких глагольных форм больше: действия или состояния?

(даны только формы действия. Действие идет по нарастающей. Время глагола – и прошедшее, и настоящее, и будущее. Время и пространство объединено. Время из прошлого – первое жизненного пространство- переходит в настоящее – второй жизненный этап – потом будущее – последний источник жизни)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Повторное чтение стихотворения.

Выводы делают учащиеся. Каждый дополняет высказывание другого.

В этом стихотворении лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неумолимо время. Мы попадаем в бесконечное пространство жизни. В этой бесконечности есть и радость, и грусть, и свет, и тьма. Ассонанс на [и] и аллитерация на [р] передают изумление, восторг перед только что зародившейся жизнью. Но жизнь загадочна, она окружена вопросами и поисками ответов. Градация «кипит, бежит, сверкая и журча» передает стремительность молодости. «Кастальский ключ» — источник творческого вдохновения, появляются новые произведения. «Последний ключ» — закат жизни, славы, поэзии. «Холодный ключ забвенья» создает ощущение мрака, вызывает чувство печали, а «жар сердца» указывает на надежду поэта, что жизнь его не прошла даром, труд его не напрасен.

Жизнь необъятна, но Пушкин выразил ее всю от рождения до смерти – всего в восьми строках.

Вывод учителя: Только тогда познается ценность жизни, когда сам творишь свою судьбу. А еще важно не потеряться в этом жизненном пространстве.

Сохранить душу живой – как это важно для поэта и для нас. Ведь процесс омертвления души проходит очень быстро, быстротечно: сначала остывает, потом ожесточается, черствеет и, наконец, превращается в камень. Это мертвая жизнь – каменная. Вдохновения, увлечения, волнения, страдания – вот живая основа души в бесконечном жизненном пространстве.

Источник

«Три ключа (В степи мирской, печальной и безбрежной…)» А. Пушкин

В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

18 июня 1827 г., Санкт-Петербург.

Анализ стихотворения Пушкина «Три ключа»

Первые годы Николая I ознаменовались либеральными шагами. Один из важнейших – возвращение из длительной ссылки Пушкина. Посланник от императора прибыл к опальному поэту в Михайловское в начале осени 1826 года. Спустя некоторое время Александр Сергеевич получил разрешение вернуться к обычной жизни, которая вскоре ему наскучила. Пушкин испытал глубокое разочарование от настроений и мыслей, царящих в светском обществе Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно мнению ряда литературоведов, негатив, испытываемый по отношению к представителям аристократии, и натолкнул поэта на написание стихотворения «Три ключа». Датируется оно июнем 1827 года.

Главный образ произведения – образ мирской степи, соединяющий в себе черты двух аллегорических пространств – моря жизненного и пустыни. Мирская степь выступает в роли воплощения бессмысленности бытия. В этом контексте ключи представляются чем-то спасительным, отрадным, дающим смысл. Интересно, что между собой они не похожи. Более того – Пушкину важна их разная природа. Ключ юности – бесценный дар от самой жизни. Он быстр, мятежен, характеризуется кипучей энергией. Кастальский ключ заимствован Александром Сергеевичем из античной мифологии. В Древней Греции его почитали как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение музыкантам и стихотворцам. Последним в рассматриваемом тексте появляется ключ забвения. Со времен античности представления об утрате памяти, забвении находились в тесной связи с водным потоком. Достаточно лишь упомянуть Лету – реку забвения, протекающую в царстве Аида. У Александр Сергеевича ключ забвения – это успокоительный источник, способный врачевать душевные раны человека. Вот только чудесное исцеление поэт связывает со смертью. В финале стихотворения дается серьезный смысловой поворот. Изначально центральная антитеза произведения – противопоставление мирской степи, печальной и безбрежной, трем ключам. В последней строке акцент меняется. Мирскую степь поэт противопоставляет жару сердца.

В современном литературоведении некоторые произведения Пушкина принято связывать с озерной школой английских романтиков. Действительно, вода в творчестве Александра Сергеевича играет далеко не последнюю роль. Стихотворение «Три ключа» – очередное тому подтверждение. В нем на «языке влаги» описываются важнейшие в жизни человека явления – смерть, юность и вдохновение.

Источник

Оцените статью