- Краткий анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер, рифма, строфика
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- «Свободы сеятель пустынный»: анализ стихотворения
- История создания произведения
- Тема, идея, композиция
- Стихотворный размер
- Средства художественной выразительности
- Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин)
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и проблемы произведения
- Средства выразительности
- Основная мысль
Краткий анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, в период южной ссылки.
Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.
Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.
Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.
2. Литературное направление
Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.
Произведение написано в реалистической манере.
3. Род
Стихотворение является образцом гражданской лирики.
4. Жанр
Жанр стихотворения – послание.
Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.
Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.
5. Проблематика
В стихотворении затронута социальная проблематика.
Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.
6. Тематика
Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.
В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.
Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.
Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.
8. Пафос
Стихотворение написано с пафосом отрицания.
Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»
9. Система образов
Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.
Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.
Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.
Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.
Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.
Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».
Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.
Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.
Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.
12. Сюжет
Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:
- Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
- Неготовность почвы принять зерно
В качестве вывода звучит последнее четверостишие:
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
13. Композиция
Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.
В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.
Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».
14. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.
Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.
Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.
Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.
Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».
Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.
16. Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.
Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.
Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.
17. Значение произведения
Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.
Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.
Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.
18. Актуальность
Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.
19. Моё отношение
Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.
Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.
20. Чему учит
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.
Источник
«Свободы сеятель пустынный»: анализ стихотворения
История создания произведения
К созданию стихотворения «Свободы сеятель пустынный» А.С. Пушкин приступил во время периода Южной ссылки. В это время он находился под неусыпным надзором полиции, что очень угнетало поэта. Для этого периода характерно чувство разочарования слабой силой воздействия поэзии на людей. Пушкин много размышлял в это время, и мысли его были не утешительны. Год написания стихотворения, 1823, явился переломным в творчестве поэта. Он испытал глубокое разочарование в своих мечтах о свободе, вольнолюбивые порывы сменились сомнениями в действии поэзии на людей.
Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья. Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.
Тема, идея, композиция
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» показывает, что тема и идея стихотворения очень созвучны. Это глубокое разочарование в силе поэтического слова. Пушкин всегда воспевал силу поэта, он считал, что его призвание «глаголом жечь сердца людей», но в стихотворении «Свободы сеятель» чувствуется, что его вера в это пошатнулась. Здесь лирический герой, разочаровавшись в бездействии толпы, обращается к народам в надежде разбудить отзывчивых, понимающих, небезразличных людей. Основной мыслью является желание заставить некоторых людей осознать своё значение в исторической судьбе родной земли.
Композиционно стихотворение делится на две части. Анализируя их, можно увидеть, что в первой автор знакомит читателя с поэтом-сеятелем. Его семенами являются идеи, содержащиеся в политических стихотворениях. Во второй части стихотворения герой взывает к народам, и не получив от них ответа, сравнивает их с безмолвными «овцами», довольными своей жизнью и боящимися признать необходимость перемен.
Стихотворный размер
Размер стиха – четырехстопный ямб с пиррихием. Чередование мужской и женской рифмы придаёт стихотворению живость и немного спотыкающийся ритм.
Средства художественной выразительности
Выразительные средства, использованные здесь, придают произведению возвышенное звучание, особую роль в стихотворении играет использование старославянизмов и устаревших слов («бразды», «благой»). Основной прием, который Пушкин использует в «Сеятеле» это аллегория. «Звезда» у Пушкина – это желанные лучшие времена, когда придет конец рабству. «Живительное семя» — это аллегория вольнолюбивых идей поэта, которые он пытается посеять в разумах людей. Помимо этого, в стихотворении используются эпитеты, благодаря им, Пушкин даёт характеристику поэту и безмолвным народам («сеятель пустынный», «порабощенные бразды»).
История создания и анализ стиха «Свободы сеятель пустынный» показывают, каково было разочарование поэта в бессилии своего чудесного дара. Более всего Пушкину хотелось разбудить в безмолвствующей народной массе людей, осознающих свою роль в истории России, и призвать их к действиям против рабства.
Источник
Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин)
Анализ стихотворения «Свободный сеятель пустыни», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, дает возможность узнать историю создания и главные моменты произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который будет полезен при подготовке к уроку.
История создания
Данное стихотворение было написано в то время, когда автор отбывал Южную ссылку. Датируется оно 1823 годом. Написал его поэт, находясь в Бессарабии. В ссылку автора отправили из-за эпиграмм, которые были весьма удачно направлены в адрес самого императора. За это творцу пришлось отбывать наказание целых четыре года. Это было самой слабой мерой наказания за проступок поэта. Немаловажную роль в смягчении гнева императора сыграли товарищи поэта, которые имели очень большое влияние. Это все не могло не оставить свой след на настроении автора, поэтому мысли его были далеко не радужными.
Творец находился под надзором полицейских, а так же не мог наслаждаться свободой, которую ценил больше всего на свете. Европа в этот период полностью подверглась переменам, которые происходили благодаря движению революционеров. Что же касается России, то из-за молчаливой покорности населения, перемены были лишь в мечтах и планах. Поэта разочаровывает все его окружающее: мир в целом, то, что поэт не имеет права свободно выражать свои мысли, все это можно отметить в стихотворении «Свободы сеятель пустынный».
Жанр, размер
Данное стихотворение относится к гражданской лирике, которая наполнена свободолюбием. Александр Сергеевич не разделял эти два понятия. Свобода, независимость и гражданственность для него всегда были одним целым. От власти он хотел одного – свободы.
Поэт ассоциирует народ со стадом овец, чем подчеркивает неготовность людей отстаивать свои права. Людей не устраивает то, что происходит в государстве, но они молча покоряются происходящему.
Стихотворение «Свободы деятель пустынный» стало ярким примером романтизма в творчестве поэта. Здесь показаны характерные черты, такие как: конфликт личности с общественностью. Он показывает, что толпа бездействует в то время, как поэт пытается отстоять свои права. Он жаждет свободы не только для себя, но и для родного народа.
Стихотворный размер – это любимый Пушкиным четырехстопный ямб. Рифмовка используется перекрестная, рифмы используются как женские, так и мужские.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения линейная. Благодаря этому поэт удачно показывает последовательность происходящих событий, а так же развивает сюжетную линию.
Стихотворение состоит из тринадцати строк, которые делятся на две части.
В первой части стихотворения, которая включает в себя семь строк, автор прославляет сеятеля, показывая, какую огромную роль играет свобода в жизни людей.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Во второй части поэт осуждает толпу, которая не хочет бороться за свои права.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Образы и символы
Огромная роль в стихотворении отводится символам. Они напоминают читателю евангельскую притчу о сеятеле. Если вспомнить данную притчу, то в ней идет речь, что далеко не все семена, посеянные Христом, смогут дать плоды. Но в притче взошла хоть часть семян. Что же касается стихотворения Пушкина, то у него плоды отсутствуют вовсе. Все время было потрачено впустую.
Под символом семян автор пытается показать слово поэта, которое было переполнено свободой и честностью. Он сравнивает себя с сеятелем. Народ же автор показывает в роли стада, которое все устраивает. Их устраивает висящее на шее ярмо.
В роли лирического героя мы видим самого поэта. Он показывает его как человека, который должен сеять разумное и вечное. Но он видит всю бесполезность своих трудов, поэтому не хочет продолжать свое великое дело. Он будоражит покой народа, но это не дает никакого результата.
Стадом автор показывает народ, который смирился с своим существованием и не хочет ничего менять. Он показывает покорность не как некую добродетель, которая присутствовала в Библии. Нет, здесь автор считает данное поведение пороком, который не сулит ничего хорошего. Они полностью покорились власти, позволяя тем издеваться над собой. Таким людям не нужна свобода, они выбрали свой путь.
В роли живительного семени автор показывает стихотворения, которые направлены против правительства. Они способны были пробудить народ и направить их в нужное русло. Но народ не захотел бороться, поэтому труды поэта были напрасны.
Темы и проблемы произведения
Главной проблемой стихотворения Александр Сергеевич показывает его разочарование в том, что он делает. Так же он полностью разочаровался в обществе, которое его окружало. Он понял то, что он не в силах пробудить в народе жажду свободы, которая направила бы их на борьбу. Автор очень тяжело переживает данное обстоятельство. Ему жаль сил и времени, которые он потратил, стараясь пробудить население.
Второй темой произведения можно выделить тему бунта. Автор призывает людей понять, что они не являются стадом овец, которые покорно шествуют за своим пастухом. Нет, люди являются личностями, которые должны быть свободными. Они не должны бояться выражать свои мысли и отстаивать свои взгляды. Люди должны бунтовать и бороться, пытаясь отстоять свою свободу.
Тема одиночества так же присутствует в произведении. Лирический герой – это одинокий борец. Он понимает, что в одиночку не сможет ничего добиться. Поэтому он пытается пробудить людей, заставляя их действовать решительно. Но его попытки остаются лишь попытками. Семена, который он сеет, не дают никаких всходов. Он одинок в своей борьбе.
Лирический герой разочаровывается в том, что делал. Ему жаль своего времени, которое он потратил, стараясь пробудить народ. Он боролся за свободу, которая оказалась не нужна людям. Но народ не нуждается в помощи поэта. Их устраивает все как есть. Его поэзия оказалась бесполезной. Народ не услышал того, что пытался донести до них автор.
Он выделяет главную проблему того времени – это рабство. И здесь в основе лежит вина самого народа. Они так привыкли кому-то подчиняться, бояться, что не представляют свою жизнь иначе. И дело здесь касается не только крепостных, а всех слоев населения. Никто из них не хочет перемен. Люди не будут бороться и отстаивать свои права, потому что им это попросту не нужно.
Средства выразительности
Используя в стихотворении евангельские образы, автор пользуется высоким слогом. Данный прием делает стихотворение более торжественным и эмоциональным.
Так е мы видим здесь использование различных троп, а именно: эпитеты, метафоры. Присутствуют аллегория и инверсия.
Основная мысль
Автора мучает вопрос, а действительно ли людям так необходима свобода. Они привыкли к тому, что постоянно находятся под гнетом и от кого-то зависят. Они не хотят знать другой жизни. Свобода их пугает. Автор пытается докричаться до того малого количества людей, которые полны решимости и готовы вступить в борьбу за свои права. Он призывает сильных духом людей, которые не боятся перемен, поддержать поэта в его нелегком деле. И если человек не считает себя одним из стада, то он обязательно будет пытаться изменить жизнь к лучшему.
Автор понимает, что пока люди сами не поймут всю бедственность своего положения, и не захотят быть свободными, любые его слова так и останутся неуслышанными. Люди не готовы жить по-новому. Перемены их страшат. Поэтому автор так и разочарован. Но он продолжает верить в то, что найдутся смелые и отважные люди, которые услышат его. Именно на них вся надежда, потому что они способны изменить этот мир и сделать его лучше. Но это время еще не настало.
Источник