Настроение стихотворения демон пушкина

Краткий анализ стихотворения «Демон» (В те дни…) по плану

1. История создания

Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.

По мнению некоторых современников поэта, демон – это А.Н. Раевский, человек холодный, расчётливый и даже циничный. Именно эти качества характера присутствуют у «демона» в одноимённом стихотворении поэта.

Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.

Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.

Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.

Существует и другое, более широкое, толкование смысла этого стихотворения: Пушкин говорит о том, что человеческая природа противоречива и часто двулика; почти в каждом человека есть как доброе начало, так и тёмная сторона личности.

2. Литературное направление

Стихотворение можно отнести к романтизму, поскольку речь идёт о чувствах.

Поэты-романтики на первое место ставили внутренние переживания, для них важна была эмоциональная жизнь личности, а не её разум и холодные наблюдения за действительностью.

3. Род

Произведение «Демон» лирического рода. Оно о чувствах – возвышенных и низменных.

4. Жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор сопоставляет и анализирует два разных видения мира.

5. Проблематика

Проблематика произведения – осмысление разных взглядов на жизнь.

Пушкин сам признавал, что в разных жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному. Иногда верх берут сомнения. Противоречивые, негативные мысли толкают человека на неблаговидные и безнравственные поступки.

Пушкин не даёт решения, как бороться с этими внутренними «демонами», он лишь указывает на их присутствие в человеческой натуре.

6. Тематика

Основной мотив произведения – тема сомнений и искушений, которые присутствуют в молодости при становлении личности.

Романтические, возвышенные чувства лирического героя пытается принизить злой гений, чьи «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

7. Идея

Идея произведения – противопоставление разных взглядов на одни и те же события и явления жизни.

Одни видят мир в положительном ключе, для них «новы все впечатленья бытия», «И взоры дев, и шум дубровы, / И ночью пенье соловья» пробуждают возвышенные чувства. Другие недоверчивы и подозрительны. Они не верят ни в любовь, ни в возвышенные чувства.

8. Пафос

Речь лирического героя эмоциональна. Для него мир полон ярких красок.

Пафос подчёркивается словами, выражающими абстрактные понятия. В первой части они позитивные, во второй – негативные:

  • возвышенные чувства,
  • свобода,
  • слава,
  • любовь,
  • вдохновенные искусства,
  • часы надежд и наслаждений,
  • хладный яд,
  • язвительные речи,
  • неистощимая клевета и др.

9. Система образов

Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.

Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».

У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:

Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

10. Центральные персонажи

В стихотворении два героя:

  • молодой человек, открытый и позитивный
  • и его антипод, холодный и циничный, которого автор называет демоном.

11. Лирический герой

Лирический герой – молодой, полный надежд человек, не знавший разочарований. Он полная противоположность «злобному гению».

12. Сюжет

Выраженного сюжета в стихотворении нет.

Автор пунктирно обозначает возраст лирического героя и его отношение к жизни. Также абстрактно во второй части произведения описывается его антипод. Поэт лишь перечисляет качества характера «злобного гения» и его отношение к жизни, не приводя конкретных примеров.

13. Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части и построено на антитезе.

Первая часть стихотворения – описание светлых чувств лирического героя, – противопоставляется второй его части, где речь идёт о злом демоне, который не верит в существование прекрасных чувств, всё позитивное вызывает у него злую насмешку, он отвергает даже саму природу.

14. Размер, рифма и строфика

«Демон» написан четырёхстопным ямбом, которому придают естественность живой речи пиррихии и спондеи.

Мужская и женская рифмы чередуются.

Рифмовка перекрестная (АВАВ).

15. Средства художественной выразительности

В произведении используются:

  • эпитеты: возвышенные чувства, чудный взгляд, злобный гений, язвительные речи, хладный яд, неистощимая клевета, прекрасная мечта, вдохновенные искусства, печальные встречи;
  • метафоры: поэт называет приятеля иносказательно – демон;
    Его язвительные речи / Вливали в душу хладный яд»;
  • олицетворение: «речи вливали».

16. Художественное своеобразие произведения

Для усиления художественной выразительности используется архаическая лексика (старославянизмы): бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.

17. Значение произведения

Во все времена важным моментом в жизни общества было нравственное воспитание.

Негативное отношение к окружающему миру разрушает не только личность, но и общество, в котором живёт человек. Не зря Жуковский, прочитав «Демона», пишет Пушкину: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

18. Актуальность

Период взросления и становления личности сложен. Человеческая природа противоречива. Восторженному восприятию открывающегося мира часто сопутствуют сомнения, которые могут усиливать недобрые друзья.

Важно не поддаваться негативному влиянию как внутренних, так и внешних «демонов» и сохранять позитивное отношение к действительности. Это избавит от неблаговидных поступков, о которых, возможно, придётся потом жалеть.

19. Моё отношение

Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Восторженность лирического героя оправдывается его молодостью.

В то же время, нельзя, к сожалению, сказать, что злобный гений полностью неправ. Случается, что наряду с позитивными вещами в ней существуют также ложь и несправедливость.

20. Чему учит

Стихотворение заставляет размышлять о человеческой личности, помогает осознать, что мир очень сложен и противоречив. Нужно учиться противостоять деструктивным, разрушающим силам, неважно каким – внутренним или воздействующим на вас извне.

Источник

Анализ стихотворения «Демон» А.С. Пушкина

Стихотворение «Демон» написано в 1823 году — достаточно сложный период жизни Александра Сергеевича Пушкина. Молодому человеку было всего 24 года, а он уже успел побывать в Сибирской ссылке, и благодаря друзьям и союзникам был перемещен на юг.

Напечатано произведение было только через год. Многие знакомые Пушкина утверждают, что под образом «Демона» Александр Сергеевич подразумевал своего друга Александра Николаевича Раевского. В то время Пушкин был влюблен в жену губернатора Новороссийского края, о чём тот узнал благодаря Раевскому. Александр Сергеевич тут же был выслан в Михайловское.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

«Демон» был написан в романтический творческий период, тогда еще совсем молодым поэтом. И пришёлся на пик стремительно развивающегося периода жизни.

Это произведение смело можно отнести к философской лирике. Лирический герой анализирует темную сторону личности и пытается найти способы, чтобы бороться с ней.

Жанр стихотворения «Демон» — элегия.

Тема этого произведения — сомнения и искушения. Ведь они всегда идут рука об руку с верой, надеждой и становлением личности.

Первая часть стихотворения:

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,—
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.

Рассказывает о тех временах, когда юноша, лирический герой мог свободно наслаждаться окружающим миром, девушками, природой. О том времени, когда молодой человек был полон светлых надежд. Но уже в те замечательные времена юнца стал посещать злой гений.

Вторая же часть произведения:

Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Повествует о том самом «злобном гении», который клевещет, насмехается, лжет, искушает, тем самым отравляет душу молодого человека.

Основную мысль растолковал сам автор, когда написал пояснение (стараясь обелить себя в не очень приятной ситуации, из-за которой его сослали в Михайловское), но так и не издал его. Основная мысль такова: в разные этапы жизни, человека преследуют духи сомнения и противоречия («демоны»). Они не дают человеку идти по правильному пути, делают безнравственным.

В стихотворении отсутствует какое-либо морализаторство. Пушкин только обозначает проблему (духи сомнения и противоречия — есть, и они придут и постучат в душу к каждому из нас), но не говорит, как с этим бороться.

Настроение произведения в первой части светлое, возвышенное и по мере приближения ко второй части становится все более и более угнетенным.

Для написания «Демона» Пушкин использовал 4-х стопный ямб. Стихотворение кажется естественным и простым благодаря неупорядоченным перрихиям и спондеям, которые сбивают ритм. Однако рифмовку «Демон» имеет упорядоченную, с чередованием мужской и женской рифмы.

В этом произведении Александр Сергеевич использовал многие художественно-выразительные средства:

Основной прием — антитеза. Противоставление частей стихотворения.

Он рассказал о своем чувстве, о произошедшем с Александром кризисе, используя такой прием как олицетворение.

Эпитеты : «возвышенные чувства», «чудный взгляд», «злобный гений», «язвительные речи», «хладный яд», «неистощимая клевета», «прекрасная мечта», «вдохновенные искусства», «печальные встречи».;

Метафоры: «Демон», «Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд»;

Многосоюзие: «И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья»;

Старославянизмы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить.

Проведя анализ данного произведения мы можем увидеть, что ссылки и гонения отразились на творчестве Александра Сергеевича Пушкина. А цензура лишила его самого дорого — самовыражения через творчество. Однако Пушкин не сдался, о чем свидетельствует его богатое наследие!

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «Демон»

Автор: Guru · 31.05.2018

Образ демона уже многие столетия является востребованным в искусстве. Особенно обращение к этой теме было популярно в период романтизма. В числе русских писателей, интерпретировавших демона, особенно выделился А.С. Пушкин.

История создания

Пушкин написал стихотворение «Демон» в период своей южной ссылки. Тогда он интересовался религиозной литературой и творчеством Гёте. Русские варианты «Фауста» были уже известны к тому времени большому числу литераторов, но А.С. Пушкин был среди первых, кто создавал оригинальные произведения русской литературы о лукавом искусителе.

Изначально произведение называлось «Мой демон», под таким названием оно и было впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина». Позднее за стихотворением закрепилось название «Демон». Возможно, это связано с широким пониманием сочинения, некоторые считали, что у него имеется реальный прототип. Например, лирического героя соотносили с А.Н. Раевским, близким другом Пушкина. Однако же сам поэт отрицал наличие прообраза.

Жанр, направление и размер

«Демон» — романтическое лирическое произведение философского характера. Относится оно к жанру элегии, так как проникнуто печальными рассуждениями героя. Четырехстопный ямб, размер, близкий к разговорной речи, придаёт сочинению исповедальный характер.

Тенденция, заданная в русской поэзии Пушкиным, была весьма популярна, как в высокой литературе, так и в массовой. А. Башилов, А. Зилов, К. Бахрушин и многие другие авторы были последователями, даже в некотором роде эпигонами поэта. Вслед за Пушкиным М.Ю. Лермонтов начинает работу над своей великой поэмой «Демон», а попутно с этим создает стихотворение «Ангел».

Образы и символы

В начале стихотворения Пушкин обращается к образам, наиболее характерным для романтизма. Женские взгляды, ночное пенье соловья – всё это находит отклик в юной, полной мечтаний душе.

Ей противопоставляется «злобный гений». Он символизирует отрицание, скептицизм. Демон не знает, что такое оптимизм, и призывает отказаться от веры в лучшее свою жертву. Его образ пронизан негативом, тёмная сила отвергает любовь, вдохновение – всё, что стимулирует жить, творить и дарит радость.

Темы и проблемы

  • Молодость. Эта тема представлена в стихотворении посредством упоминания чувств, свойственных для юного сердца, а также образом майской ночи, когда слышно пение соловья.
  • Сомнение. Проблему сомнения иллюстрирует демон, он отрицает веру, злой дух способен погубить душу стремлением отвергнуть светлые чувства.
  • Искушение. Демон провоцирует отказаться от поставленных целей, попросту сдаться. Слабый духом не способен противостоять такому соблазну: признать «прекрасное мечтою».
  • Борьба темного и светлого начал. В данном произведении автор изобразил извечное противостояние тьмы и света в масштабах человеческой души.

Смысл

Пушкин в стихотворении описывает состояние, знакомое многим из нас. Иногда возникают трудности при выполнении какой-либо работы, в такой момент хочется всё оставить и признать свои стремления бессмысленными. Главная мысль заключается в том, что такое угнетённое состояние навеивает злой дух, дух сомнения. Именно демон заставляет становиться скептиком и забыть былые мечты.

Кого посещает этот дух? Разочаровавшихся, отчаявшихся людей, чьи надежды не оправдались. Быть может, и сам автор испытывал подобные чувства, что и вдохновило его на создание столь печального произведения. Так Пушкин показывает, насколько угнетённым может быть состояние души, утратившей веру. Основная идея стихотворения в том, чтобы напомнить человеку, как важно сохранять силу духа и жизнелюбие.

Средства художественной выразительности

Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, поэт обращается к эпитетам «возвышенные», «вдохновенные». С момента появления демона, встречаются такие определения как «язвительные», «печальны». В этом кроется приём антитезы: поэт противопоставляет светлые мечтания юной души и коварные намерения злого духа. Демон в тексте сравнивается со злобным гением. Описывая его речи, Пушкин обращается к олицетворению: «Его язвительные речи //Вливали в душу хладный яд».

Чаще других средств художественной выразительности в этом произведении поэт использует анафору, а повтор направлен на привлечение читательского внимания.

Злобный демон – это метафора сомнения и отчаяния — чувств, что способны овладеть практически каждым человеком.

Источник

Оцените статью