- Школьное чтиво
- 28.02.2020
- Кедрин Д. «Аленушка»
- Анализ стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина «Алёнушка» По плану: 1)Основная тема.(о чём?) 2)Мысли и чувства автора.
- Ответ или решение 1
- Урок-практикум по лирике о родной природе. Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (5 класс)
- Литература. 5 класс
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
28.02.2020
Кедрин Д. «Аленушка»
Главные герои стихотворения «Аленушка» и их характеристика
- Поэт. Патриот, горячо влюбленный в свою Родину человек.
- Родина. Родная страна, земля. Великая и красивая.
План пересказа стихотворения «Аленушка»
- Туман и соловей
- Царевна Несмеяна
- Сапожный ножик
- Лесной омут
- Мечты поэта
- Песня матери
Главная мысль стихотворения «Аленушка»
Нет ничего дороже, чем Родина.
Чему учит стихотворение «Аленушка»
Стихотворение учит гордиться своей Родиной, учит любить ее и защищать от врагов. Учит никому не давать в обиду свою Родину, свою мать.
Отзыв на стихотворение «Аленушка»
Это очень красивое и трогательное стихотворение, написанное в разгар Великой Отечественной Войны. Именно в эти грозные для нашей Родины годы, поэт острее и сильнее ощущает ее величие и спокойную красоту. Мне нравится уверенность поэта в том, что наша Родина может выдержать все, и останется при этом столь же прекрасной, как и была.
Анализ стихотворения «Аленушка»
Стихотворение было написано Дмитрием Кедриным в 1942 году.
По жанру это патриотическая, пейзажная лирика.
Используя очень выразительные образы, автор создает картину родной земли, тихой, но бесконечно красивой и родной. Создает образ горячо любимой Родины, сравнивая ее со сказочными персонажами — царевной Несмеяной и Аленушкой. От этого и сам образ Родина становится сказочным, а значит великим. Упоминает автор о многочисленных угрозах, которые пришлось пережить Родине, о ее стойкости. Родина в изображении поэта вынесла немало горя, но осталось все той же тихой, милой, родной.
Автор рассказывает о своей любви к родной земле, о том, что эта любовь воспиталась у него с песнями матери.
В стихотворении мы видим отсылки к картинам Шишкина «Рожь» и Васнецова «Аленушка», к дневникам Лермонтова, которому поэт напоминает о забытой песне матери.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Аленушка»
Эпитеты: осеннего тумана, ночного соловья, тихая царевна, Родина неяркая, лихая сила, глухой околицы, ножичек сапожный, нетленную красу, омута лесного.
Метафоры: стойбище тумана, вотчина соловья, за раздольем нив,.
Сравнения: царевна Несмеяна — Родина моя.
Олицетворения: Родина, сила ножичек заносила, ты все вынесла, песенку поешь.
Аллегория: лихая сила (враг Родины).
Пословицы к стихотворению «Аленушка»
Нет ничего краше Родины нашей.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Чужая земля — рай, но не лучше Родины.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родной край — сердцу рай.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Аленушка»
Автор сравнивает свою Родину с царевной Несмеяной и говорит, что она стойбище тумана и вотчина соловья.
Он говорит, что не раз злая сила покушалась на ее косу, но Родина выдержала все. И до сих пор поет песенку Аленушки возле лесного омута.
Поэт пишет, что побродил бы по свету, но вернулся бы умирать на Родину. Ведь эту песню пела ему мать.
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Источник
Анализ стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина «Алёнушка» По плану: 1)Основная тема.(о чём?) 2)Мысли и чувства автора.
Ответ или решение 1
1. Основная тема стихотворения Д.Б. Кедрина «Алёнушка» — это тема Родины.
2. Лирический герой с большой любовью говорит о своей Родине, называя её «тихая царевна Несмеяна», он говорит о её «нетленной красе», о том, что сколько бы ходил по свету, сколько бы стран не увидел, всё равно бы вернулся в родные края: «я бродил бы тридцать лет по свету,
а к тебе вернулся б умирать». В то же время, стихотворение пронизано болью, беспокойством и тревогой за судьбу Родины: «не раз лихая сила ножичек сапожный заносила на твою нетленную красу».
3. Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что Родина — это самое лучшее место на свете, где человек родился, там и должен жить и умереть, «потому что в детстве песню эту,
знать, и надо мной певала мать».
4. Эпитеты: «нетленная краса», «лихая сила», «глухая околица», «Родина неяркая»; перифразы «вотчина ночного соловья», «стойбище осеннего тумана», «тихая царевна Несмеяна» (Родина).
5. Это стихотворение произвело на меня большое впечатление: автор с большим мастерством создал удивительный, реалистичный образ русской земли, подчеркнув все её характерные черты. Это произведение пронизано любовью к Родине, тоской по ней, переживаниями за её судьбу, что не может оставить равнодушным.
Источник
Урок-практикум по лирике о родной природе. Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (5 класс)
Урок по лирике о родной природе Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка» и картины В.Васнецова «Алёнушка» (5 класс) — учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики; — учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления; — развивать умение анализировать; — развивать речь и воображение; — развивать творческие способности. — воспитывать эстетический вкус. — картина В.Васнецова «Алёнушка» на слайде и на столах учащихся, — текст стихотворений на слайде и на столах учащихся. I. Организационный этап. 1. Вступительное слово учителя. На слайде тема урока: «Алёнушка»: В.М.Васнецов, Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев. — Сегодня мы обратимся к творчеству русских поэтов, Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева, и к картине знаменитого русского художника, В.Васнецова. Запишем тему урока в тетради. Нам необходимо сопоставить и проанализировать три абсолютно разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка», выделить сходства и различия и выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением. II. Вводно-мотивационный этап. 1.Знакомство с картиной В.Васнецова «Алёнушка». Картина представлена на слайде и в учебнике (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.166) 2. Историческая справка. — Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее. — Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.) III. Познавательный этап. Анализ произведения. 1.Анализ картины В.М.Васнецова «Алёнушка». — Итак, посмотрим на картину. Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, выплакивает свое сиротское горе, просит помощи и т.д.) — Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая) — Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря) — Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога) — Давайте нарисуем и заполним таблицу. (Таблица представлена на слайде, учащиеся записывают в тетради) Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок — Как вы думаете, что хотел передать автор в этом произведении? (Чувства, переживания Алёнушки) — Заполняем последнюю строку. 2.Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка» — Итак, перейдем к стихотворению Д.Б.Кедрина «Алёнушка». Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Стихотворение читает подготовленный ученик. Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.164-166). — Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.) На слайде: — Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники. На слайде: Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит. На слайде: Таблица представлена на слайде, учащиеся заполняют в тетрадях. Источник Литература. 5 классД. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»Николай Рубцов «Родная деревня»Необходимо запомнитьСопоставительный анализ одноименных стихотворений Александра Андреевича Прокофьева и Дмитрия Борисовича Кедрина. Стихотворения с одинаковым названием имеют разные темы. В стихотворении Кедрина – тема Родины, а у Прокофьева – тема сказочной Алёнушки. У Кедрина показана мысль о любви к Родине, о прочных корнях, связывающих человека с Родиной. А в произведении Прокофьева главная мысль заключается в любовном, нежном отношении к образу, знакомому с детства по сказкам. В первом стихотворении – соединение настроений нежности, любви к Родине, гордости за неё. Это приподнятое настроение выражают восклицательные предложения. Второе стихотворение более однородно по настроению нежности, восхищения красотой образа. В стихотворении Дмитрия Кедрина использованы традиционные народно-поэтические, фольклорные средства: постоянные эпитеты («лихая сила», «нетленная краса»), олицетворения (обращение к Родине), слова с уменьшительными суффиксами («ножичек, на пеньке», «песенку»), устойчивые выражения («бродил бы тридцать лет по свету»), эмоционально окрашенная устаревшая лексика («стойбище», «вотчина», «раздолье»). У Александра Прокофьева – тоже богатые традиционные фольклорные средства: сравнение («совсем как в сказке, милая Алёнушка сидит»); эпитеты («милая Алёнушка», «зелёной ряске», «золотые обручи»); олицетворение («…трава, врываясь буйно, знать не хочет…», «И тропинка к берегу ведет, «Солнце щедро на воду… обручи кладет»), метафора («пруд заглохший», «мертва вода», «И цветет дурман-цветком багульник», «солнце… золотые обручи кладет»), ряды однородных членов («тростник качается, шумит»; «красен от гвоздик», «от лилий бел»); яркие цветовые образы («в зеленой ряске»; «красен от гвоздик, от лилий бел»; «на платье синем», «золотые обручи»). История создания картины В. Васнецова «Аленушка»Картина «Алёнушка» создана В.М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиев Посад), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев, промышленников Мамонтовых, гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Алёнушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Вот что рассказывает о картине искусствовед Лидия Иовлева: «В сказках о сиротке Алёнушке нет описания тоскующей у лесного омута девочки, как это изобразил художник. Выбор сюжета определялся здесь не столько ситуациями сказочного повествования, сколько задачей с наибольшей полнотой раскрыть смысл и эмоциональный характер фольклорного образа. Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платьице, сидя на холодном камне, выплакивает своё сиротское горе. Густая лесная чаща скрыла её от недоброго чужого взора. Весь облик Алёнушки − воплощение печали и страдания. Природа словно вторит ее грустным причитаниям. Участливо склонились над её головой ветви тоненьких осинок, в едином ритме со сгорбившейся фигуркой поникли листья камыша и осоки, в сумрак погружены настороженные молодые ели, тревожной тайны полна тихая гладь омута, трепещут и падают в реку осенние листья, притихли птицы. Реально и конкретно состояние природы: художник особо подчёркивает в нём то, что совпадает с фольклорными поэтическими акцентами, − таинственную настороженность и одновременно мягкую лирическую задушевность. Органически связан с замыслом живописный строй картины. Васнецов избегает цветовых контрастов или больших, определенно очерченных цветовых плоскостей и пятен, хотя краски звучат и насыщенно, и интенсивно, особенно в изображении самой Алёнушки, заметно выделяя её на фоне пейзажа. Главным для художника является стремление объединить фигурку девочки с пейзажем, слить их в едином эмоциональном состоянии». Источник |