- Резкие перепады настроения и их причины
- Общие причины частых перемен настроения
- Болезни и травмы
- Возрастное развитие
- Прием лекарств
- Гормоны
- Резко меняется настроение: это психическое заболевание?
- Депрессия
- Биполярное аффективное расстройство (БАР)
- Пограничное расстройство личности
- Почему может резко меняться настроение и всё раздражает: факторы риска
- Как бороться с перепадами настроения
- Картотека на тему:»Театрализованные игры в детском саду»
Резкие перепады настроения и их причины
Феномен «перепадов настроения» – это общее понятие, которое описывает всё и одновременно ничего. Эмоции могут меняться быстро и интенсивно, подобно «американским горкам». И тут самое время проанализировать, почему резко меняется настроение и всё раздражает, потом снова всё хорошо, потом накатывает тоска и так по кругу.
Designed by freepik; rawpixel.com
Общие причины частых перемен настроения
Начнем с самых очевидных вещей. Они ещё не означают душевный недуг, но вполне могут быть предрасполагающим фактором. И чем дольше проблема остается без решения, тем выше вероятность, что он-таки проявится.
Болезни и травмы
Перепады настроения подразумевают эмоциональную подоплеку, но причины могут быть самыми что ни на есть материальными. От тяжелого сотрясения мозга до неврологических нарушений, таких как деменция или инсульт.
Другие хронические нарушения тоже стоит учитывать:
Болезни щитовидной железы;
Тяжелые травмы и снижение трудоспособности;
Designed by jcomp/freepik
Возрастное развитие
Малыши и дети младшего школьного возраста часто дуются и могут закатывать истерики, поскольку ещё не умеют регулировать эмоции. Это в целом нормальная часть взросления.
В период полового созревания резкие перемены настроения, раздражительность, агрессия и плаксивость (особенно у девочек) станут вообще нормальным явлением. Они более всего характерны для физически слабых детей с лабильной психикой. Удивляться нечему – это все гормональная буря.
Прием лекарств
Как правило, начало или прием нового препарата, который нужно пить длительным курсом, приводит к частым перепадам настроения.
К примеру, антидепрессанты призваны снимать тревожность и улучшать настроение. Но если оно начинает резко меняться, это ничто иное как побочный эффект. Иногда эмоциональные горки указывают, что или само лекарство, или его доза подобраны неверно.
Ещё одна ситуация: злоупотребление анаболическими стероидами. Резкие перепады настроения (приступы ярости, плаксивость, подавленность) в этом случае обычное явление.
Designed by yanalya/freepik
Гормоны
Раз уж речь зашла о гормонах, то вот ещё одна типичная ситуация: предменструальный синдром и менопауза. Выброс эстрогенов приводит к тому, что женщине в таком состоянии то хочется плакать, то кого-нибудь убить, предварительно закусив ведром мороженого с шоколадной крошкой.
Добавьте к этому болезненные месячные, и поймете, почему у женщин в такие периоды резко меняется настроение и всё на свете раздражает вплоть до громкого голоса.
Резко меняется настроение: это психическое заболевание?
Итак, эмоциональные качели — это:
Следствие тяжелой болезни;
Результат переутомления, сбитого режима сна, переедания или наоборот недоедания.
Возможно, шалят гормоны, а возможно, вы просто давно не были в отпуске. Но как понять, что резкие перепады настроения – это именно симптом психического заболевания?
Однако повышенная эмоциональная лабильность не всегда указывает именно на психиатрическое состояние. Её часто наблюдают после сотрясения мозга, при инсультах, болезни Альцгеймера и т.д.
Депрессия
Резкие перепады настроения характерны для депрессии, особенно если её не лечить. Эмоции человека прыгают от раздражительности, вспышек гнева до полного уныния и апатии. В поведении и мыслях прослеживаются определенные черты:
Ощущение безнадежности и никчемности;
Неспособность получать удовольствие от любимых занятий, еды, музыки, фильмов, хобби (агедония);
Бессонница или наоборот слишком продолжительный сон;
Плохой аппетит, либо напротив постоянное переедание;
Чувство опустошенности, усталость, утомление;
Трудности с концентрацией внимания и/или принятием решений;
Частые мысли о смерти и самоубийстве.
Всё это очень тревожные сигналы! Самое время обращаться за помощью к психотерапевту. Что характерно, у депрессии есть вполне реальные клинические признаки, которые можно проследить по анализам крови, такие, например, как пониженный уровень дофамина и серотонина.
Ученые пока не до конца разобрались, из-за чего начинается депрессия. Но есть серьезные основания полагать, что в этом виновата совокупность факторов, начиная с генетической предрасположенности и заканчивая длительным употреблением алкоголя или наркотиков. Лишний повод задуматься о своем образе жизни.
Designed by rawpixel.com
Биполярное аффективное расстройство (БАР)
Характерная особенность БАР в том, что эмоции пациента меняются непредсказуемо и без явных на то причин (то есть эндогенно, как бы сами по себе). И это тяжело не заметить, потому что с таким человеком становится попросту невозможно общаться.
Нередко БАР соседствует и с другими душевными расстройствами: депрессией, шизофренией, тревожным расстройством и т.п. Однако рисунок самой болезни совсем иной.
Во время эпизода мании пациент:
Фонтанирует энергией. Ему нужно куда-то бежать, чем-то непрерывно заниматься, с кем-то знакомиться и т.д.;
Много и быстро говорит. Речь при этом вполне связная и осмысленная;
Может демонстрировать рискованное поведение (кражи, опасное вождение, драки и т. д.);
Постоянно «на взводе» или выглядит раздраженным;
Спит очень мало, либо вообще не спит и практически не чувствует усталости;
Становится невероятно целеустремленным и активным (с азартом берется за новые проекты на работе, начинает осваивать новые хобби и т. д.).
Однако довольно быстро мания сменяется депрессией:
Человек постоянно жалуется на жизнь, чувствует себя никчемным и безнадежным;
Забрасывает начатое хобби, перестает заниматься любыми делами;
Часто грустит, становится подавленным и плаксивым;
Ощущает себя вымотанным и истощенным;
Подолгу спит, либо наоборот испытывает проблемы с засыпанием и сном;
Теряет аппетит, или же ест больше обычного, не обращая внимание на вкус еды;
Испытывает суицидальные мысли, планирует или пытается совершить самоубийство.
К сожалению, лечение БАР по сути сводится к купированию симптомов и своевременным сеансам когнитивной терапии.
Пограничное расстройство личности
Ещё одно психическое расстройство, при котором резко меняется настроение и всё начинает раздражать, бесить или наоборот повергать в уныние.
Designed by cookie_studio/freepik
Прочие симптомы ПРЛ:
Импульсивность, рискованное поведение и употребление психоактивных веществ;
Страх быть непопулярным, ненужным или неинтересным. Отсюда экстремальные реакции, такие как ярость или паника, если с человеком разрывают отношения (либо ему так кажется);
Ощущение внутренней пустоты, постоянная тревожность;
Склонность к самоповреждениям, угрозы или попытки самоубийства (до 10% случаев оканчиваются успешно);
Постоянные перепалки, ссоры и напряженные отношения с окружающими;
Проблемы с гневом, неспособность себя сдерживать;
Иногда диссоциативные симптомы, такие как утрата чувства времени и ощущение себя вне собственного тела.
Почему может резко меняться настроение и всё раздражает: факторы риска
Вот наиболее типичные факторы риска:
Диета. Мы – то, что мы едим. Если вы злоупотребляете сладостями и рафинированными углеводами, у вас будут постоянные колебания глюкозы. Вас будет постоянно клонить в сон, вы будете чаще уставать и раздражаться по пустякам;
Сон. Если не отрегулировать циркадные ритмы, не стоит удивляться постоянным эмоциональным качелям. Ложиться нужно вовремя и спать не менее 7–8 каждую ночь, причем как по будням, так и в выходные;
Злоупотребление психоактивными веществами. И речь вовсе не о наркотиках. Алкоголь, кофе, никотин – всё это угнетающе действует на нервную систему. Не будем забывать и про синдром отмены (абстиненцию), один из признаков которого – резкие перемены настроения, раздражительность;
Тяжелое лечение. Про это и говорить не приходится – любая тяжелая болезнь от коронавирусной инфекции COVID-19 до ревматоидного артрита – угнетающе действует на психику. В такие периоды человеку как никогда нужна поддержка близких и помощь квалифицированного психолога.
Как бороться с перепадами настроения
Так вот, копинг подразумевает переживание трудностей. И здесь все средства хороши – от лекарств-регуляторов настроения (нормотимиков) до когнитивно-поведенческой терапии.
Если вы чувствуете, что вам тяжело справляться с эмоциями, вас постоянно что-то угнетает, раздражает или вгоняет в уныние, ни в коем случае не пренебрегайте психологической помощью. Вовсе не обязательно, что вам прямо сейчас потребуется психиатр. Важен человек, который просто выслушает, поможет разобраться со сложностями и даст дельные советы.
Designed by freepik
И чтобы лучше управлять настроением, обязательно внесите изменения в свой образ жизни:
Начните тренироваться. Любая физическая активность будет полезна – главное, чтобы она приносила удовольствие;
Пересмотрите свой рацион, убрав из него всё вредное. Ешьте больше овощей, добавьте клетчатки, диетических источников белка;
Повышайте стрессоустойчивость. Подходов масса: дыхательная гимнастика, йога, медитация, массаж, новое хобби, совместные активности с коллегами, решение головоломок и математических задач. Нужно выбрать то, что вас по-настоящему увлекает;
Приведите в порядок режим дня, научитесь укладываться вовремя и вставать по будильнику;
Уберите вещества, если замечаете, как они начинают влиять на ваше поведение и настроение. В первую очередь это относится, конечно, к алкоголю и сигаретам, но лучше также полностью отказаться от кофе или хотя бы сократить его количество;
Учитесь извлекать пользу из всего, что вас окружает, старайтесь заводить новые знакомства и заниматься полезными делами.
Итак, почему резко меняется настроение и всё раздражает? Причин масса. Возможно, вы просто перепили кофе, а возможно накопился стресс. Испытывать негативные эмоции, впадать в уныние или гнев вполне нормально для человеческой психики.
Однако, если такое повторяется из раза в раз без видимого повода, вам никак не удается удержать себя в руках, если вам на это постоянно указывают окружающие, возможно, вы на пути к душевному расстройству. Запишитесь на прием к психотерапевту.
Источник
Картотека на тему:»Театрализованные игры в детском саду»
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
Цель: развивать монологическую речь.
Петрушка загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это? (Зеркало.)
В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.
Игры на мышечное напряжение и расслабление
Деревянные и тряпичные куклы
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.
Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
— Осторожно, пузыри! -Ой, какие! -Ой ,смотри! -Раздуваются! -Блестят! -Отрываются! -Блестят! -Мой со сливу! -Мой с орех! -Мой не лопнул дольше всех!
Вот большой сердитый гусь.
Очень я его боюсь!
Защищая пять гусят,
Щиплет больно он ребят.
Громко гусь шипит, гогочет,
Защипать ребяток хочет!
Гусь уже идет на нас!
Убегайте все сейчас!
Самолет Поиграем в самолет? (Да.) Вы все — крылья, я — пилот. Получили инструктаж — Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.) В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!) Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!) Ры-ры-ры — рычит мотор, Мы летаем выше гор. Вот снижаемся мы все К нашей взлетной полосе! Что ж — закончен наш полет. До свиданья, самолет.
Мишка Косолапые ноги, Зиму спит в берлоге, Догадайся и ответь, Кто же это спит? (Медведь.) Вот он Мишенька, медведь, По лесу он ходит. Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. Облизывает лапу, Сластена косолапый. А пчелы налетают, Медведя прогоняют. А пчелы жалят Мишку: «Не ешь наш мед, воришка!» Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу, Ложится, засыпает И пчелок вспоминает…
Король (вариант народной игры)
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
Настроение мое каждый день меняется, Потому что каждый день что-нибудь случается! То я злюсь, то улыбаюсь, То грущу, то удивляюсь, То, бывает, испугаюсь! То бывает посижу, помечтаю, помолчу!
Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Цель: развивать интонационную выразительность речи. Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней! Ведущий: Кричал петух. Петух: Умею я считать до двух! Хорек: Подумаешь! Ведущий: Ворчит хорек. Хорек: А я могу до четырех! Жук: Я — до шести! Ведущий: Воскликнул жук. Паук: Я — до восьми! Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка. Сороконожка: Я, кажется, умней немножко Жука и даже паука — Считаю я до сорока. Уж: Ах, ужас! Ведущий: Ужаснулся. Уж: Ведь я ж не глуп, Но почему ж Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы смог! Ученик: А у меня есть карандаш. Ему что хочешь, то задашь. Одной ногой умножит, сложит, Все в мире сосчитать он может!
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну а летом — в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала всё вскопает
А потом всё разровняет
И пойдет сажать морковку.
Семена посеет ловко
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНОГО УГОЛКА
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
3. Стойка-вешалка для костюмов.
4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
7. Театр математики.
8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
9. Разнообразные виды театра — настольный, напольный, конусный, на дисках, перчаточный, на ложках и т.д.
Источник