Модест Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов
Народный рейтинг популярности: 83397
Модест Мусоргский. Картинки с выставки. Балет невылупившихся птенцов. Фа мажор 🐣 Pictures at an Exhibition. Ballet of Unhatched Chicks
Лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы.
«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году.
Пьеса «Балет невылупившихся птенцов» — лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo…»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.
Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.
Анимация на пескеКлассику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (0)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
* Отрывки «Модест Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Источник
Разработка урока по теме М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», «Балет невылупившихся птенцов»
Урок музыки 2 класс П Р О Г Р А М М АЕ.Д. Критской и Г.П. Сергеевой
Тема раздела «В концертном зале»
Тема урока М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»,
«Балет невылупившихся птенцов»
Цель:- Воспитание культуры слушания и восприятия музыки, приобретение
знаний в области музыкального искусства
— Формирование нравственных ценностей
— Познакомить с творчеством композитора М.П. Мусоргского
— Показать возможности изображения образов в музыке
— Расширить музыкальные представления /слушание, музицирование/
— Приобретение качеств слухового внимания
— Формировать умения следить за развитием музыки
— Выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке
— Формирование вокально-хоровых навыков
— Обучение игре на свиреле
— Развитие навыков образного и эмоционального восприятия музыки
— Накопление опыта восприятия произведений музыкальной культуры
— Развитие творческого воображения
— Развитие интереса к слушанию музыки
— Формирование культуры слушания музыки
— Воспитывать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия
Личностные действия: обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Регулятивные действия: — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные действия: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Технологии и методы
Традиционные / словесные, практические, наглядные /
Метод музыкального обобщения
Организационный момент — 1 мин
Вокально- хоровая работа — 10 мин
Введение в тему — 7 мин
Слушание и обсуждение музыкального материала — 15 мин
Музицирование на свирели — 10 мин
Подведение итогов — 2 мин
Распевки «Солнышко», «Лесенка», «Эхо»
Пение: Г. Струве «С нами друг»
Слушание М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
«Балет невылупившихся птенцов»
Музицирование (свирель) – р.н.п. «Как под горкой»
— портрет М.П. Мусоргского
Х о д у р о к а
Организационный момент — / 1 мин. /
Музыкальное приветствие. /коллективное, индивидуальное/
Учитель: Мы сегодня продолжим разговор о музыке, которая может звучать в концертном
зале. Познакомимся с творчеством русского композитора Модеста Петровича
Вокально – хоровая работа — / 10 мин. /
Учитель: Сели спокойно, прямо, ноги ровно стоят на полу.
Упражнения на дыхание. Обратить внимание на положение корпуса во время
вдоха. /не поднимать плечи/
Формирование звука. Пение в унисон.
Учитель: Вы сегодня вес ходили по лесенке вверх и вниз. А теперь об этом споем.
( Пение с движением руки. Пение по группам. Работа над интонацией.)
Учитель: Посмотрели все в окно. Какое утро увидели?
Обучающиеся: Пасмурное, мрачное.
Учитель: Давайте позовем солнышко. Кто лучше позовет солнышко.
(Работа над звуком, выразительностью. Пение на дыхании.)
Пение по группам и индивидуально.
Наиграть мелодию попевки «Эхо»
Учитель: О чем мы сейчас будем петь?
Обучающиеся: Это песенка про эхо.
Учитель: Что есть интересного в музыке, что создает впечатления эха?
Обучающиеся: Изменения динамики.
Учитель: Напомните, а что такое динамика?
Обучающиеся: Сила звука, громкость.
(Исполнение девочки-мальчики; солист – класс; дуэт )
Работа над интонацией, выразительностью.
Учитель: Динамика, изменения динамики – это неотъемлемая часть выразительности
в музыке. Как в песне композитора Г. Струве «С нами друг».
Продолжим разучивание. Поем легко, не напрягаясь, берем правильно дыхание.
— Разучивание 2-го куплета
— Отдельное пропевание интервалов
— Работа над выразительностью
Можно сказать, что композитор использовал принцип ЭХА?
Почему вы так думаете, объясните.
Обучающиеся: Мы слышим изменения динамики, что напоминает эхо.
Учитель: При исполнении песни мы должны обязательно это сами услышать, тогда это
Введение в тему — / 7 мин. /
Учитель: Что бы слушать музыку, надо уметь ее слышать. Это разные понятия.
Можно просто слушать музыку, не задумываясь, а можно подумать и понять,
что передал через музыку композитор. И тогда обязательно услышишь о чем
эта музыка, какие чувства, какое настроение переданы в музыке.
Представим, что мы в концертном зале, именно там люди внимательно слушают
музыку. Сегодня прозвучит произведение композитора М.П. Мусоргского
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
Модест Петрович Мусоргский — великий русский композитор
посетил выставку художественных работ Виктора Гартмана.
Музыкант был под впечатлением выставки и написал десять пьес для
фортепиано, которые составили цикл /сюиту / «Картинки с выставки».
Виктор Гартман – художник, архитектор, как бы сейчас сказали: дизайнер. Он
писал картины, создавал декорации и костюмы к спектаклям. На выставке были
представлены эскизы костюмов балета « Трильби»
Один из фрагментов балета предполагал участие юных танцовщиков,
наряженными птенцами, как бы вставленными в яичную скорлупу
М.П. Мусоргский написал музыку под впечатлением работы художника.
Рисунок В.Гартмана вызвал у композитора свое представление, свой образ, который
он назвал «Балет невылупившихся птенцов»
/Давайте послушаем /
Слушание и обсуждение музыкального материала / 15 минут /
Учитель: Вам понравилась музыка? Какая она, какие чувства, какое настроение вызывает? Обучающиеся: Улыбка, легкость, танцевальность.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, что бы
передать эти чувства?
Обучающиеся: Отрывистый звук, тихая динамика, высокий регистр, быстрый темп
Учитель: Композитор назвал свою пьесу «скерцо», что в переводе с итальянского
языка означает ш у т к а, то есть музыка шутливого характера
Учитель: Всегда ли одинаково звучит музыка?
Обучающиеся: В начале музыка была одного характера, затем изменилась.
Учитель: Определите характер звучания музыки в начале. ( слушание фрагмента)
Обучающиеся: Мелодия как- бы «прыгающая» отрывистая».
Учитель: Почему композитор использует такой характер звучания. Что он хочет показать?
Обучающиеся: Неловкие движения птенцов / невылупившихся птенцов/
Учитель: Композитор в музыке изобразил движения неуклюжих птенцов , которые
только, что вылупились и пытаются встать на лапки. Что представил композитор в
движении птенцов /вспомните название произведения/
Обучающиеся: Танец, балет.
Учитель Композитор неловкие движения птенцов сравнил с танцем и назвал «балетом»
А что изображает эта интонация? (слушание фрагмента средней части)
Обучающиеся: Писк, щебет птенцов.
Учитель: Какое важное средство музыкальной выразительности использовал композитор и вы без
труда правильно определили, что музыка изображает пищание птенцов?
Обучающиеся: Мелодия звучала в верхнем регистре, как пищат птенцы.
Учитель:Вспомните как закончилось произведение? Характер первого или второго фрагмента
Обучающиеся: Прозвучала музыка, как в начале произведения.
Учитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать композитор? Мне кажется, в музыке показано,
что даже неловкие движения могут вызывать интерес и внимание.
Тема наших уроков «В концертном зале» Вот сейчас мы еще раз прослушаем музыку, но
уже, как в настоящем концертном зале. Что необходимо нам сделать перед прослушиванием
Обучающиеся: Объявить название музыки.
Учитель: Правильно. Но для этого необходимо вспомнить имя композитора и название произведения.
Кто готов это сделать?
Обучающийся: Модест Петрович Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
Учитель: из цикла для фортепиано «Картинки с выставки»
П о в т о р н о е с л у ш а н и е
Учитель: Запомните это произведение, мы еще к нему вернемся
Музицирование на свирели — / 10 мин./
Учитель: Любая музыка имеет средства музыкальной выразительности. Назовите, которые вы знаете.
Обучающиеся: Динамика, темп, регистр, тембр.
Учитель: Эти знания необходимы, как для композитора, так и для исполнителя, которыми мы с вами
Игра на свирели.
Задачи Формирование унисона
Работа над ровным легким звучанием
Овладение навыком четкой смены нот
Работа над различными длительностями / «четверти», «восьмые» /
Подведение итогов — / 2 мин./
Учитель: Урок наш подходит к концу. Чем мы сегодня занимались?
Обучающиеся: Мы пели, слушали музыку и играли на свирели.
Учитель: Назовите произведения, которые звучали на уроке.
Обучающиеся: — пели песню «С нами друг»
— слушали «Балет невылупившихся птенцов» композитора М.П. Мусоргского
— исполняли на свирели русскую народную песню «Как под горкой»
Учитель: Попробуйте все эти произведения «связать» с разделом наших уроков «В концертном зале»
Обучающиеся: Вся эта музыка может звучать в концертном зале.
Учитель:Молодцы. Сегодня хорошо работали на уроке / называю поименно/
Источник
Мусоргский. Картинки с выставки — Балет невылупившихся птенцов
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
Балет невылупившихся птенцов
Этот фортепианный цикл написан Мусоргским под впечатлением выставки рисунков художника Виктора Гартмана в 1874 году. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению, он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организованна выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано.
За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.
Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение. Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине.
Не случайно для двух пьес цикла композитор выбрал жанры скерцо и скерцино. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») — виртуозный жанр инструментальной музыки обычно шутливого характера.
Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино — маленькое скерцо (сравните: шутка — шуточка). На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» — ученики балетной школы. Они пытаются «летать» — танцевать, но до «звезд» им еще далеко.
Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов — прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе).
Это скерцо — единственная в своем роде пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями. Вся пьеса от первой до последней ноты «щебечет» очень тихо и нежно (рр, ррр).
«Картинки с выставки» оркестровались много раз, но наиболее удачно эту деликатную задачу удалось решить Морису Равелю.
Его оркестровка безупречна с технической точки зрения, и, кроме того, в ней очевиден такт Равеля, его стремление наиболее полно сохранить и передать композиторский замысел Мусоргского. Летом 1922 года Равель рассказал дирижеру и контрабасисту С. А. Кусевицкому о «Картинках с выставки», мало кому тогда известных. Кусевицкий загорелся идеей оркестровки «Картинок» и попросил Равеля выполнить ее. Первое исполнение оркестровой версии состоялось в Париже 19 октября 1922 года. Мастерство Равеля-оркестровщика (а также и то, что «Картинки « часто исполнялись оркестром под руководством Кусевицкого) сделало эту вещь одним из самых известных произведений Мусоргского — по крайней мере, в Европе.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Прогулка (в исполнении симфонического оркестра), mp3;
Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов (в исполнении симфонического оркестра), mp3;
Мусоргский. Прогулка. Балет невылупившихся птенцов (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
Источник