Урок в 3 классе «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тип урока: объяснение нового материала
Тема : «Органы чувств»
Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств
Задачи:
-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью .Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
-Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Формируемые УУД:
1)Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
2)Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий а процессе организации осуществления сотрудничества
3)Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения
4)Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, в группе, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Органы чувств» | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств»
Предмет : Окружающий мир
УМК: «Школа России»
Тип урока: объяснение нового материала
Тема : «Органы чувств»
Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств
-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью .Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
-Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
1)Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
2)Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий а процессе организации осуществления сотрудничества
3)Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения
4)Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, в группе, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
1.Самоопределение к деятельности
-Встали все красиво у парт, поздоровались…
Послушайте стихотворение –напутствие на урок:
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы? (да)
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?( Организм человека)
-Итак, давайте проверим как вы выполнили дома упражнение в рабочей тетради.(проверяем, используя документ-камеру)
-Посмотрите все сделали верно задание? Исправьте те, кто обнаружил ошибки.
Максим, Рустам и Карина-будут выполнять индивидуальное задание (раздаю задание), а мы поработаем все вместе.
Нужно выйти к интерактивной доске и соединить стрелочками орган и тот вид работы который он выполняет для правильной работы организма.
3.Введение в тему урока
Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд.
1.С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2.С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в этой книге?
3.Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
4.Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5.С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?
Прочитайте ключевое слово (органы)
Какие это органы? (органы чувств)
Правильно. «Органы чувств» это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.
4.Открытие новых знаний
Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа мы начнём разговор:
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят (глаза)
Правильно, глаза. Глаза-орган зрения.
Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)
За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком»
Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка,а окрашенная – это радужка.)
Какого цвета радужка у Алёны? У Никиты?
Правильно,глаза бывают разного цвета. Какого?
Теперь внимательно приглядитесь к глазу, что ещё вы видите?(зрачок)
Глаза-самый совершенный и самый загадочный орган.Это разведчики всего увиденного. Через них мы больше всего узнаём о том,что творится вокруг,и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаз, если подумать, так оно и есть.
Никита подготовил дома информацию о глазе.
« Глаза-главный орган зрения. Он похож на фотоаппарат. Если посмотреть в зеркало, мы увидим посередине глаза черный кружок. Это зрачок. Через него как через объектив фотоаппарата проходит свет. Человеческий глаз не видит предмет сразу, он воспринимает световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. Как предмет выглядит на самом деле помогает понять нам мозг. Зрение-это способность воспринимать величину, форму, цвет, размер. Природа заботливо охраняет орган зрения. Брови задерживают пот со лба, ресницы-пыль. Мигая, веки смывают пылинки с глаз. Если возле глаза появится опасность, то веки сами захлопнутся»
Хорошо, спасибо ребята, а какие правила мы должны выполнять, чтобы глаза были всегда здоровыми?
(дети отвечают, слайд)
Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Телевизор смотреть 1-1.5 часа.
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Если попала соринка, то нельзя тереть руками.
Делать зарядку для глаз.
При письме свет должен падать слева.
Молодцы, прервёмся на физминутку для глаз:
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)
Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч.15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.
О каком органе следующая загадка?
У зверушки –на макушке,
А у нас –ниже глаз..(уши)
Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.
Игра «Узнай по голосу»
-Завяжем Данилу глаза. Тот на кого я покажу, позовёт его по имени. Данил должен определить, кто его позвал.
Итак, с помощью какого органа Данил угадывал голоса. Для чего нам нужны уши? (слышать и различать звуки)
Откройте учебник и самостоятельно прочитайте памятку на с 127 о том как нужно беречь уши.
Нужно ли беречь орган слуха? Как?
А сейчас проведём эксперимент, нужно будет определить предмет по запаху. (учащийся выходит к доске с завязанными глазами определяет запахи: лук,лимон,чеснок,хлеб)
Какой орган помогает нам определять запахи?
Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.
Почитайте памятку в учебнике на с 127.Найдите определение, что такое ОБОНЯНИЕ. Запишите в рабочую тетрадь.
Всегда он в работе
А отдыхает когда мы молчим. (язык)
По-научному –это орган вкуса. Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
Снаружи я зык покрыт множеством сосочков .Они ощущают, что попало в наш рот. Слишком горячая пища обжигает наш язык, мы не чувствуем её вкуса. Прочитайте памятку в учебнике на с 128.
Опять проведём эксперимент.
К доске идёт Никита , закрой глаза, что ты чувствуешь? (проводим по коже различными материалами) (чувствует мягкость предмета, гладкость, шероховатость.)
С помощью какого органа ты почувствовал разницу между предметами? (кожа)
Хорошо садись. Ребята, кожа-это орган осязания. Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет орган зрения, поэтому он очень хорошо развит. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль. В учебнике на с 128 найдите определение ,что такое осязание и запишите в тетрадь.
Нужно беречь нашу кожу от повреждений, ожогов и обмораживания.
Итак, если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то как будут называться все эти органы?( Органы чувств)
Посмотрите и запомните названия органов.
А всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Запрещается-разрешается». Мы разделимся на группы, каждая группа получит своё задание. Пока я раздаю задания группы вспоминают как правильно работать в группах.
Прочитайте внимательно задание, распределите обязанности в группе.
1 группа « Глаза»
1.Смотреть долго телепередачи
2.Играть длительное время за компьютером
3.Делать зарядку для глаз
5.Больше кушать моркови и яблок
6.Читать в общественном транспорте
1.слушать громкую музыку
2.чистить уши острым предметом
3.каждое утро мыть уши
4.беречь барабанную перепонку
5.чаще отдыхать в лесу,у реки-среди тишины.
2.не носить тесную одежду
3.не обрабатывать ранки
4.беречь от ожогов
Беречь от обмораживания
Даю время на подготовку. Проверяем. Каждая группа объясняет свой ответ.
6.Работа в тетрадях
В рабочих тетрадях с 74 №1,соедините линиями слова в правом и левом столбиках.
Поменяйтесь тетрадями,сдавайте проверим
Проверка на интерактивной доске.
Исправьте ошибки,са я потом соберу тетради и поставлю оценки
Итак, перечислите органы чувств у человека?
Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.
Кому было комфортно на уроке работать?
А кому было трудно?
Сообщение классу итогов работы на уроке.
Д/З с 126-129 пересказ. Раб тетр.№ 3 с 74.
Урок закончен, всем хорошего настроения.
Список использованной литературы:
1 Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М: Издательство «Эксмо», 2003.
2. Учебник. Мир вокруг нас. А.А.Плешаков 3 класс.
3.http://festival.1september.ru/
4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2002 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к.
Конспект урока по теме «Органы чувств» УМК «Школа 2100» по требованиям ФГОС.
Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, 2 класс.
Разработка урока окружающего мира для обучающихся 1 класса по теме «Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним».
Урок создан для использования на учебно-лабораторном оборудовании «Живой опрос».
Урок разработан с требованиями ФГОС.
Класс: 3 класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств .
Источник
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Органы чувств» ФГОС «Школа России»
показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают
Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.
закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
— положительное отношение и интерес к изучению человека
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
–– желание вести здоровый образ жизни.
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
— воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу;
– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
– представлять результаты учебной работы в разных формах.
Знать названия органов обоняния и вкуса.
Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
Электронная презентация, наборы для практической работы
Словарь, сигнальные карточки, коробка с подарком.
-Встали все красиво у парт, поздоровались…
Послушайте стихотворение –напутствие на урок:
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы? (да)
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Актуализация знаний учащихся
А ) Актуализация знаний (фронтальный опрос):
-Какой раздел начали изучать? ( Мы и наше здоровье )
-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Организм человека.)
-Для чего нам нужно изучать свой организм? (Чтобы правильно ухаживать заним, чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы).
— Какие органы человека вы знаете?
( Сердце, печень, почки, желудок, легкие, мозг, кишечник и т.д.).
-Что такое системы органов? (Органы, выполняющие общую работу).
-Назовите известные вам системы органов! ( Нервная система, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно — двигательная).
-Какая система управляет деятельностью организма? (Нервная система)
-Какие науки нам помогают изучить наш организм? (Физиология, анатомия, гигиена).
-Что изучают анатомия? (строение тела человека ),
-Физиология ( работу его органов) ,
-Гигиена (сохранение и укрепление здоровья человека) ?
-Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье? ( Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред выполнять различную работу, вовремя предотвращать болезни.)
Б)Выполните задания на листочках.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Чтобы определить какая тема сегодняшнего урока отгадайте загадку :
Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик — запах различать,
Руки — чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.
О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). Это будет темой нашего урока – Органы чувств.
Сегодня на урок пришел странный человечек Да ещё с каким – подарком. Про подарок мы с вами поговорим попозже, а пока скажите, что такого странного в нашем госте?
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
— Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
Кстати, кто такие исследователи?
Это люди, которые что-то изучают, исследуют.
Значит, и мы можем назвать себя исследователями.
Так что же будет предметом нашего исследования?
Мы будем исследовать человека.
Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши — это всё части организма — его органы. Давайте приступим к исследованию.
4 Открытие новых знаний
1. Глаза – орган зрения
— Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа мы начнём разговор:
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят (глаза)
— Правильно, глаза. Глаза — орган зрения
Игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)
— Какой цвет этого предмета?
— Почему не можем сказать? (Не видим)
— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Потому, что мы не видели.
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
— Что вам помогло?
— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?
Сообщение – орган зрения.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? ( Орган зрения очень важен.)
Эти рисунки вызывают у нас обман зрения или как написано в научных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ. Кто из вас знает, как по-другому называют фокусников в цирке?
Дети совместно с учителем формулируют название профессии: иллюзионист. Учитель делает вывод.
Обман зрения можно объяснить тем, что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза правильно передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать. Мозг позволяет нам видеть картинку окружающего мира целиком.
Физкультминутка (для глаз)
2. Уши — орган слуха
— О каком органе следующая загадка?
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…
Игра «Угадай голос».
— Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово — ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
— Что помогало ведущим угадывать?
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
Сообщение – орган слуха.
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина — это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее
ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка — барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? ( Орган слуха тоже очень важен.)
Физминутка. Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.
3 Нос – орган обоняния.
О каком органе следующая загадка?
Он сопеть умеет громко,
И сморкаться очень звонко.
Иногда он в канапушках,
Или в рыженьких веснушках.
Что же это? Вам вопрос.
Догадались? Это .
— А сейчас проведём эксперимент, нужно будет определить предмет по запаху (учащийся выходит к доске с завязанными глазами определяет запахи: лук, лимон, чеснок, хлеб, кофе).
— Какой орган помогает нам определять запахи?
— Правильно, нос-орган обоняния.
Сообщение – орган обоняния.
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.
Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.
Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? ( Орган обоняния очень важен .)
О каком органе следующая загадка?
Если б не было его
Не сказал бы ничего.
Тридцать два молчат
-Мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой.
-Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? (нет)
— А что для этого нужно сделать?
— Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
(вызывается ученик от каждой группы и пробует воду языком)
— Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах? (Попробовать. Дети их других команд выходят и определяют, где какая вода.)
Сообщение – орган вкуса.
«Как вкусно!» — говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.
А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем?
5 Кожа-это орган осязания.
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Игра «Узнай, что это?»
— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Сообщение. – орган осязание.
Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.
Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.
Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
Вывод: – Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем?
-Учитель: сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Мы воспринимаем окружающий нас мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга.
И все же ученые говорят:
“ Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”
-Как же это понять? (ответы детей)
Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.
-Учитель. У человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь.
5 Первичное закрепление.
1. Игра.
— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Запрещается-разрешается». Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается.
«Глаза»
1.Смотреть долго телепередачи
2.Играть длительное время за компьютером
3.Делать зарядку для глаз
4.Лёжа читать
5.Больше кушать моркови и яблок
6.Читать в общественном транспорте
«Уши»
1.Слушать громкую музыку
2.Чистить уши острым предметом
3.Каждое утро мыть уши
4.Беречь барабанную перепонку
5.Чаще отдыхать в лесу, у реки — среди тишины.
«Кожа»
1.Закаляться
2.Не носить тесную одежду
3.Не обрабатывать ранки
4.Беречь от ожогов
5.Беречь от обмораживания
6 Рефлексия учебной деятельности .
— На уроке я узнал.
— Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!
А теперь давайте посмотрим какой подарок нам приготовил человечек ?
-Посмотрите что у меня в руках? (мандарин).
-Какой орган включается? (Орган зрения)
-Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания).
-Почистим мандарин. (Орган обоняния).
-Съедим . (Орган вкуса).
-Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).
8 домашнее задание
с. 126-129, пересказ, подобрать пословицы о здоровье.
Источник