Наши чувства это клавиши по которым

Тема 8. СВЯЗЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Наши чувства — это клавиши, по которым ударяет окружающая среда.

§ 41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Основные понятия и ключевые термины: СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. Рецепторы.

Вспомните! Что такое раздражение?

Ваше мнение

Информация (от лат. informatio — разъяснение) — сведения об окружающем мире. Организмы получают её из внешней среды для того, чтобы соответственно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, для ориентации в пространстве и т. д. Живая природа в процессе эволюции создала впечатляющее разнообразие приёмников информации. Какой бывает информация внешней среды?

СОДЕРЖАНИЕ

Какова роль сенсорных систем в обеспечении связи организма с внешней средой?

Восприятие информации является обязательным условием жизнедеятельности любого живого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы (бактерии или амёбы) постоянно получают и используют информацию для выбора наиболее благоприятных условий существования. У человека восприятие информации обеспечивают 5 основных видов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Кроме того, человек чувствует ещё температуру, гравитацию, боль, движения, жажду, голод, давление, наполнение, объём и т.д.

Как воспринимается информация в организме человека? Внешние и внутренние рецепторы нашего тела воспринимают действие различных раздражителей и превращают их в нервные импульсы. По нервным волокнам эти сигналы поступают к коре большого мозга, где анализируются. Таким образом, восприятие информации происходит с участием целой системы структур, образующих сенсорные системы, или анализаторы.

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (от лат. sensus — ощущение) — совокупность структур, которые получают, передают и анализируют информацию из внешней и внутренней среды. У человека различают сенсорные системы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, температуры, боли, равновесия и движения.

Ил. 92. Сенсорные системы человека

Благодаря деятельности сенсорных систем у человека формируются ощущения, восприятие, представления, мышление, сознание, приобретается опыт, развивается ум. Сенсорная информация, которую мы получаем, имеет значение для организации процессов жизнедеятельности, поведения, является важным фактором приспособления и развития. Если ограничить поступление информации, то будут наблюдаться нарушения физического и психического развития, интеллекта вообще. Для организации полноценного связи с окружающей средой необходима совместная деятельность всех сенсорных систем организма человека.

Итак, сенсорные системы обеспечивают получение информации о влиянии различных раздражителей, которые являются основой для организации жизнедеятельности и приспособленности организма человека.

Каково строение сенсорных систем?

Любая сенсорная система состоит из трёх отделов: периферического, проводникового и центрального.

Периферический отдел представлен рецепторами. Рецепторы (от лат. receptor — принимающий) — чувствительные нервные окончания или клетки, воспринимающие энергию раздражения и превращающие её в нервные импульсы. По расположению различают внешние (например, рецепторы кожи) и внутренние (например, рецепторы мышц) рецепторы. А в зависимости от природы раздражения эти чувствительные образования делятся на световые рецепторы (воспринимают энергию света), слуховые рецепторы (воспринимают звуковые колебания), обонятельные рецепторы (воспринимают действие летучих химических соединений), вкусовые рецепторы (воспринимают действие растворенных химических соединений), осязательные рецепторы (воспринимают механическое воздействие), температурные рецепторы (воспринимают тепло и холод), болевые рецепторы (воспринимают любое чрезмерное влияние на организм). Обычно любой рецептор воспринимает только «свой» соответствующий раздражитель, к которому имеет высокую чувствительность.

Ил. 93. Виды рецепторов: 1 — световые рецепторы; 2 — слуховые рецепторы; 3 — обонятельные рецепторы; 4 — вкусовые рецепторы; 5 — осязательные рецепторы

Проводниковый отдел состоит из чувствительных волокон, передающих закодированные сигналы в центральную нервную систему. Этот путь образуют нейроны, в которых информация обрабатывается и выделяется наиболее важная. Отдельные чувствительные волокна нейронов образуют чувствительные нервы (например, зрительные, обонятельные) или входят в состав смешанных (например, спинномозговые, языкоглоточный, преддверно-улитковый). Скорость проведения возбуждения по таким нервам очень высокая — около 120 м/с.

Центральный отдел сенсорных систем образуют чувствительные зоны коры большого мозга, где происходят анализ и синтез информации. Эти зоны имеют определённое расположение: двигательная зона и зона внутренних органов — в лобной доле, зона кожно-мышечной чувствительности — в теменной доле, зрительная зона — в затылочной доле полушарий, слуховая, вкусовая и обонятельная зоны — в височной доле. Именно в этих участках коры формируются соответствующие зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения.

Таким образом, получение, проведение и анализ информации из среды осуществляют периферический, проводниковый и центральный отделы сенсорных систем.

Каковы свойства сенсорных систем человека?

Общим свойством сенсорных систем является их адаптация — способность приспосабливать уровень своей чувствительности под влиянием раздражителя. Вспомните, как глаза постепенно привыкают к темноте. Биологическая роль адаптации заключается в уменьшении или устранении неважной информации. Кроме этого свойства можно выделить и другие:

— сенсорные системы специализируются на восприятии определённого вида раздражений и формировании специфических ощущений;

— сенсорные системы (кроме болевой) под действием длительных упражнений способны повышать свои возможности, то есть упражняться. Так тренируются ощущение слуха у музыкантов, ощущение цвета у художников;

— для сенсорных систем характерно взаимодействие, которое реализуется через взаимодействие ощущений на уровне коры и подкорки. Так, при ярком свете лучше чувствуется вкус пищи и др.;

— сенсорные системы способны к компенсации функций, т. е. возмещению функции одной сенсорной системы за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранённых функций других сенсорных систем. Так, у людей, потерявших зрение, улучшаются слух и осязательная чувствительность.

Итак, общими свойствами сенсорных систем являются адаптация, специализация, упражнение, взаимодействие и компенсация функций.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Самостоятельная работа с таблицей

С помощью текста и иллюстрации параграфа определите строение основных сенсорных систем человека и заполните таблицу.

Источник

Наши чувства это клавиши по которым

Существуют ли общие идеи, например, идея причинной связи, спрашивает Юм. О действительном ее существовании сказать ничего нельзя, однако люди ведут себя так, как будто она существует. Причинная связь, основа и цель науки базируется всего лишь на «привычке». Только привычка, опираю

щаяся на память, связывает разрозненные единичные восприятия в единую картину мира. Люди живут по логически ошибочному, но психологически оправданному принципу: «после этого, значит, вследствие этого». Уже не мощь мирового, абсолютного Разума, а косная сила привычки служит поддержкой человеку. Разум, лишенный опоры, хватается за нечто более прочное, нежели он сам, — предрассудок, он начинает утрачивать собственное привилегированное положение в мире.

Для французского Просвещения основой человеческого разума выступала природа. Следовать разуму и означало следовать природе. Зазор между природой и человеческим разумом порой был неразличим. Что же понимали под природой французские просветители?

Для создателя «Системы природы» (эту работу называли «библией материализма») Поля Гольбаха (1723-1789) природа есть совокупность движущихся атомов. Гольбах — материалист. Материя для него — это объективно существующие отдельные вещи. Ни на минуту не прекращающееся движение частиц вызывает постоянное действие и противодействие тел, происходящее по законам причинно-следственных связей. Дуализм души и тела — мнимый, поскольку душа это также движение атомов в нервах и мозге. Мышление также является функцией мозга, человеческая свобода — иллюзия. В мире все происходит по необходимости, случайность — лишь результат нашего незнания, переплетения причин и следствий чаще всего скрыты для человека. Если бы существовал всемогущий демон, он мог бы, поднявшись над миром, одним взглядом охватить все мировые связи и проследить движение каждой пылинки. Человеку же это недоступно. Поэтому малые, незаметные причины порой ведут к грандиозным следствиям: войнам, природным катаклизмам, жизненным катастрофам. Причинность (все имеет свою причину) отождествляется с необходимостью (то, что произошло, должно было обязательно произойти). Так материализм переходит в фатализм — представление о предопределенности всего, что происходит в мире. «В вихре пыли, поднятой буйным ветром, как бы хаотичным он нам ни казался, в ужаснейшем шторме, вызванном противоположно направленными ветрами, вздымающими волны, нет ни одной молекулы пыли или воды, которая расположена случайно и не имеет достаточно причины, чтобы занимать то место, где она находится, и не действовать именно тем спосо

бом, каким она должна действовать» [1]. Человек должен покориться природе, которая, в свою очередь, снимает с него ответственность за дурные поступки. Человек — вещь среди других природных вещей; природа во всем оправдывает человека, но она же — залог бессмысленности его жизни.

1 Гольбах П. Избр. произв. В двух томах. Т. 1. М., 1963. С. 100.

Между человеком и животным нет принципиальной разницы, у человека лишь более тонкая нервная организация, больший объем памяти. Человеческая «природа» предполагает наличие определенного круга «телесных» потребностей, стремление к их удовлетворению. Люди «по природе» равны, имеют одинаковое право на счастье. В каждом заложена способность к развитию разума.

В этике, учении о нравственности, просветители стоят на позициях разумного эгоизма. Цель человека, как и всякого живого существа, — счастье. Нравственность не может требовать иного, чем природа. Поэтому эгоизм — это норма поведения. Все движения человеческой души носят материальный характер, в трудный момент надо прибегать к помощи врача, а не духовника. Человек не должен жертвовать своим счастьем ради химер потусторонней жизни. Образование развенчивает предрассудки, которые стоят на пути человека, стремящегося к счастью. Угрызения совести — это форма самоистязания. Честность, по мнению Клода Гельвеция (1715-1771), это привычка каждого к полезным для него поступкам. Другой просветитель, Жюльен Ламетри (1709-1751), выступал против наказаний, так как считал, что преступление — это разновидность безумия, за него человек не отвечает. Эгоизм, личный интерес лежит в основе человеческого поведения. Но эгоизм разумный отличается от «грубого» эгоизма. Разумный эгоист думает о своем счастье, но понимает, что путь к нему лежит через определенное самоограничение. Так его стремление к выгоде приобретает форму нравственного поведения.

Искусство, по мнению французских философов-просветителей, целиком основано на подражании природе. В самой природе нет эстетического идеала, нет прекрасного и безобразного, нет должного, но лишь одно «сущее», голая необходимость. Природа — не результат чьего-то замысла, в ней нет порядка и цели. Искусство должно быть копией природы, главное в нем — истина. Классицизм с его идеалами чужд просветите

лям. Искусство должно научить человека следовать природе. В «Разговоре Даламбера с Дидро» Дени Дидро (1713-1784) писал: «Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью, наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа». Воздействие искусства на человека должно быть подобно действию природы. Искусство не рисует высокие идеалы, оторванные от действительности. Искусство дает образ человека как » копии природы «, лишь выделяя в нем типичные черты. Искусство — простое увеличительное стекло, помогающее человеку видеть то, что есть на самом деле. Идеал как бы скрыт, выражен как природная необходимость. Подражая идеалам, выраженным в искусстве, человек лишь следует природной необходимости. Природа становится своеобразным аргументом в процессе идеологического воздействия.

Источник

Понятие гносеологии (2)

В своей философии Г. Лейбниц отрицает субстанциальную пропасть между Богом и миром, утверждая принцип «предустановленной гармонии» как логического развития взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Поскольку предустановленная гармония имеет онтологическую укорененность, то она и выступает в качестве непосредственного объекта познания. Поскольку человек как субъект познания есть часть мира, часть предустановленной гармонии, то через него мир «смотрит на себя, смотрится в себя, как в зеркало, и видит только себя». Посредством смутных восприятий человек «прислушивается» к миру, осваивает его. Смутные перцепции (восприятие действительности органами чувств) связывают воедино информацию о мире, обеспечивают «смутное знание» на уровне относительной истины, как предпосылку подлинной истины на уровне интуитивного познания. Если Лейбниц гносеологическое отношение к миру выводит из принципа «предустановленной гармонии», то Г. Гегель свое гносеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа «тождества мышления и бытия», «тождества логического и исторического». Логическое развитие мира как саморазвивающейся Абсолютной идеи сопровождается и ее самопознанием на уровне индивидуального сознания, истории общества и в формах общественного сознания. Абсолютная идея и формы ее инобытия предстают как единство, где исчезают границы между объектом и субъектом, где бал правит некое тождество. С помощью разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира, «распредмечивает» объективный мир. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к чистой духовной активности субъекта. Что касается объекта, то он превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструирования объекта усилиями человеческого ума (субъекта), вне рамок чувственной деятельности субъекта. В развитии гносеологического отношения далеко не продвинулись и те представители философии материализма, которые рассматривали связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. Познавательное отношение в этом случае рассматривается как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. Д. Дидро писал: «Мы — инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто сами по себе ударяют». Уподобление субъекта познания музыкальному инструменту исключало гносеологическую активность субъекта, ставило его в зависимость от объекта. Не выявив роли действительной активности субъекта, нельзя вскрыть и подлинный характер взаимодействия в системе «субъект — объект». При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры». Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации. И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом, как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте, оно всегда интенционально, т. е. направлено на свой объект. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Является ли субъективное восприятие объекта его подобием или оно всего лишь символ, знак? Какая реальность кроется за такими абстракциями, как «точка» в геометрии, «температура» в физике и т.д.? Эти и другие вопросы заставляют обращаться к гносеологии как объекту философского анализа.

Источник

Оцените статью