- Синтаксические приемы в художественной речи. Поэтическая фонетика
- Синтаксические средства выразительности
- Синтаксические приемы, основанные на повторах
- Риторические вопросы и восклицания
- Недосказанность и пропуски
- Многосоюзие и бессоюзие
- Напишите название синтаксического приема который передает эмоциональность гражданственный пафос речи
Синтаксические приемы в художественной речи. Поэтическая фонетика
Поэтический синтаксис – сочетание слов в предложении, синтаксический способ формирования художественной речи. Он призван передать авторскую интонацию, усиление художником определенных чувств и мыслей.
Риторический вопрос – это поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответ не требуется.
Риторическое восклицание – призвано усилить определенное настроение.
Риторическое обращение – не рассчитано на прямой отклик. Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка, порядка слов.
Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста.
Антитеза – прием противопоставления. Активно используется в словесном искусстве. Эллипсис – пропуск слов, значение которого легко восстанавливается из контекста. Амплификация – прием стилистического усиления какого-либо эмоционального проявления, прием «нагромождения» чувств: а) бессоюзие – прием пропуска союзов между членами предложения или предложениями. б) многосоюзие – прием, противоположный бессоюзию. Используется повтор одного союза, с помощью которого соединяются части предложения. в) плеоназм – прием многословия, который создает впечатление излишнего нагромождения одного признака. г) градация – прием постепенного наращивания смысла.
Парцелляция – прием усиления авторского акцента: разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений.
Анаколуф – прием нарушения синтаксической нормы. Служит для создания речи персонажей с целью передачи волнения или сатирического изображения их как людей малограмотных.
В словесном искусстве часто используется повтор. Бывает: простой, анафора (повторение слова в начале фразы или стиха), эпифора (повторение слова в конце стиха или фразы), анадиплосис (повторение одного или нескольких слов в конце предшествующего стиха и в начале последующего), просаподосис (повторение слова в начале и конце строки), рефрен (стих, повторяющийся после каждой строфы или их определенного сочетания).
Поэтическая фонетика – звуковая организация художественной речи. Звуковая согласованность проявляется в первую очередь в сочетании определенных звуков. В словесном искусстве широко используются приемы ассонанса – повторение гласных звуков и аллитерации – повторение согласных звуков. С помощью звуковой согласованности поэты и писатели усиливают пафос – «тональность» художественного содержания произведения. К области фоники относится паронимия, или парономазия – игра словами, близкими по звучанию. Художники широко используют звукоподражание. Таким образом, поэтическая фонетика играет известную роль в организации художественного целого. Особенно значимы позиции фоники в поэзии.
Источник
Синтаксические средства выразительности
Для создания художественных образов применяются различные средства выразительности, относящиеся ко всем уровням русского языка.
Синтаксические конструкции, применяемые для образности, обеспечивают эмоциональность речи. Наиболее часто используемыми являются повторы и пропуски позиций, благодаря которым тексту придается особая ритмичность.
Синтаксические приемы, основанные на повторах
Повторы являются распространенными средствами выразительности, используемыми в поэтических произведениях. Они помогают создавать рифмы и упорядочить звуковую организацию стихов. Синтаксические приемы, основанные на повторении, классифицируются в зависимости от расположения повторяющихся частей.
Если повторяющимися являются начальные части предложений или стихотворных строк, синтаксический прием называют анафорой:
Приходит осень, птицы улетают.
Приходит осень, пусто на полях…
Эпифора схожа по принципу с анафорой, однако, повторяющимися при данном приеме выразительности являются конечные части отдельных строк:
Настанет утро, встанет солнце, птицы запоют,
Взойдет заря на небосводе, и птицы запоют.
Распространенными синтаксическими средствами выразительности также являются лексические повторы, которые предполагают многократное использование слов с целью акцентирования внимания на более важных смысловых аспектах:
Она уже давно устала от его лживых слов, лживых поступков, лживых взглядов.
Риторические вопросы и восклицания
В текстах некоторых произведений используются обособленные вопросы, не требующие ответных реплик. Подобные вопросы называются риторическими. Они не предполагают ответов и выражают позицию автора. Риторические вопросы часто используются писателями для выделения основных проблем произведения. Примеры:
И стоит ли вообще беспокоиться о том, что нельзя изменить?
Почему каждый мечтает о несбыточном, упуская свое тихое и умеренное счастье?
Когда же наконец люди станут добрее? Когда начнут относиться к другим с пониманием и уважением?
Риторические восклицания также имеют акцентирующее и подчёркивающее значение. При помощи восклицательных предложений выражается эмоциональная и экспрессивная сторона содержания текста. Например:
Как можно забыть о чести и порядочности в погоне за материальными благами!
До чего могут довести человека алчность и жажда наживы!
Недосказанность и пропуски
Намеренное прерывание высказывания и пропуски слов также могут иметь значение в создании художественных образов и выражении авторского замысла. Синтаксический прием, при котором автор оставляет мысль недосказанной, называется умолчанием. Умолчание применяется для того, чтобы придать высказыванию глубину, предоставить читателю шанс догадаться о мыслях героев:
Оказывается, он даже не вспоминал обо мне, а я… Впрочем, все уже в прошлом.
Пропуски слов в предложениях нацелены на создание лаконичной и выразительной формулировки. Синтаксические конструкции с пропущенными словами, подлежащими восстановлению из общего контекста, называются эллипсисом:
Он это не со зла (Он сделал это не со зла.)
Многосоюзие и бессоюзие
Наличие или отсутствие в предложении союзов также может являться средством создания художественных словесных образов. Использование в рамках одного предложения множества повторяющихся союзов помогает подчеркнуть смысл перечисляемых слов. Пример:
Алексей и уговаривал, и просил, и злился, и огорчался, но никак не мог уговорить Николая.
Бессоюзие чаще всего используется для создания впечатления стремительности действий, быстрой смены картин:
Ночь, темный переулок, осторожные шаги, тихий шепот…
Использование особых синтаксических конструкций не только помогает создавать рифмы, но и делает речь живой и образной.
Источник
Напишите название синтаксического приема который передает эмоциональность гражданственный пафос речи
Никита Костин запись закреплена
1) Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, синтаксический параллелизм, эпифора, инверсия, бессоюзие, многосоюзие)
Тропы
Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу. Троп, таким образом, — это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.
Фигура речи
Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие. Выразительность речи — особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).
Антитеза
Антитеза — это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: «Мягко стелет, да жестко спать».
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм является вспомогательным средством, с помощью которого создается антитеза, так как схожее или тождественное построение конструкций оттеняет слова, противоположные по своему значению. Это одинаковое построение расположенных рядом предложений. Также антитезы могут строиться на основе речевых антонимов. Пример: «Они сошлись. Волна и камень. » (А. С. Пушкин). Иногда они могут выражаться стилистическими синонимами. На первый план в этих случаях выходят стилистические и смысловые различия между ними. Примеры, где используются эти фигуры речи в тексте: «У нее были очи, а не глаза», «Он дрыхнет, а не спит». Автор стремится с их помощью подчеркнуть, выделить высказанную мысль.
Оксюморон
Продолжаем описывать фигуры речи. Оксюморон — яркий стилистический прием, который состоит в создании некоторого нового понятия с соединением слов, контрастных по значению. Это делается для того, чтобы создать яркий и сложный образ и оттенить несовместимые логически значения. Примеры: «умный дурак», «веселая грусть», «черная белизна». Подобно антитезе, эта фигура является как бы местом встречи различных антонимов. В оксюмороне редко сочетание их в чистом виде. Пример: «плохой хороший человек». Слова, которые имеют противоположное значение, в большинстве случаев соединяются как определяемые и определяющие («дорогая дешевизна», «крупные мелочи»), поэтому мы не можем говорить о том, что это стопроцентные антонимы, поскольку последние должны относиться к одной части речи. Русскими поэтами были созданы яркие фигуры речи — оксюмороны. Примеры: «пышное природы увяданье» (Пушкин), «самоуверенно-смущенная» (И. Северянин). Часто встречается оксюморон в названиях произведений художественной литературы. Пример: роман Ю. Бондарева «Горячий снег». Эти фигуры речи используются также в публицистическом стиле, зачастую в заголовках для того, чтобы привлечь внимание. Примеры: «отступление вперед», «холода — жаркий сезон».
Градация
Это стилистическая фигура, которая заключается в последовательном нагнетании или же, напротив, ослаблении образов, сравнений, метафор, эпитетов и других средств выразительности. Эмоционально-выразительное выделение определенных слов тогда усиливается, когда они повторяются в одном либо нескольких предложениях, находящихся по соседству. Повторение в сложном предложении одного и того же слова осуществляется нередко из логических соображений. Оно служит для установления между членами предложения отчетливой смысловой связи или разъяснения высказываемой мысли.
Лексический повтор
В художественной речи очень часто несколько слов повторяются не только в сложном, но и в простом предложении. Это делается для того, чтобы создать большую эмоциональную выразительность. Лексическим повтором называется эта фигура речи. Примеры: «На полотне уже справный мужик, живущий прочной и здоровой жизнью, той жизнью, о которой мечтает интеллигент», «Это не сказка, сказка будет впереди».
Словесный повтор получает особую выразительность тогда, когда слово находится в начале двух или более соседних фраз. Называется анафорой (иначе — единоначалием) эта фигура речи. Примеры: «Хоть бы что-нибудь появилось. Хоть тень. Хоть бы свисток милиционера раздался. Ничего», «Эти ивы и березы, эти капли — эти слезы» (А. Фет, портрет представлен ниже).Часто нанизывание синонимов порождает градацию, когда следующий усиливает (или же ослабляет) значение предыдущего.
Эллипсис
Это синтаксическое средство заключается в том, что пропущен один из главных членов некоторого предложения (или даже оба). Эллипсис принадлежит к деструктивным фигурам, поскольку разрушает существующие в языке синтаксические связи. Данная фигура предполагает «пропадание» фрагментов высказываний. Считается при этом, что их можно восстановить, исходя из смысла целого. Обычной нормой для пропусков являются одно-два слова. Однако за рамками предложения могут оставаться и крупные синтаксические блоки (в особенности в случае, если параллелизм сопровождает эллипсис).
Следует заметить, что конструкция эта предполагает наличие наиболее близкого контекста. Читатель в противном случае может ее не понять или неадекватно воспринять. Следовательно, эллипсисы являются средством выразительности, заключающемся в пропуске члена предложения, который подразумевается. Пример у Жуковского: «Мы села — в пепел, грады — в прах. «. Используя эти синтаксические фигуры речи, мы придаем динамичность высказыванию, а также интонацию живой речи, текст становится более выразительным. Чаще всего для создания эллипсиса упускается сказуемое. Пример: «Мир — людям». Данная фигура на письме воспроизводится с помощью тире. Эллипсис как стилистический прием особое распространение получил в лозунгах.
Риторическое обращение, восклицание, вопрос
Риторическое обращение (восклицание) представляет собой конкретное обращение к чему-либо или кому-либо. Оно служит не только для того, чтобы назвать адресата речи, но и для выражения отношения к некоторому объекту, характеристики его.
Риторические восклицания и риторические вопросы — стилистические фигуры речи, состоящие в создании выражения позиции автора, в высказывании в форме вопроса некоторого утверждения.
Анафора и эпифора
Анафора — повтор в начале предложения отдельных оборотов или слов. Используется данный прием для усиления мысли, явления, образа: «Как передать красоту неба? Как рассказать о чувствах, которые переполняют в этот момент душу?»
Эпифора — фигура, при которой у нескольких предложений имеется одинаковая концовка, которая усиливает значение определенного понятия, образа и т. д.
Инверсия
Представляет собой обратный порядок слов. Подлежащее при прямом порядке стоит обычно перед сказуемым. Согласованное определение находится перед определяемым словом (после определяемого — несогласованное), после управляющего слова ставится дополнение, а перед глаголом — обстоятельство образа действия. Слова при использовании инверсии ставятся в другой последовательности, которая не соответствует этим грамматическим правилам. Это средство выразительности является довольно сильным. Используется оно обычно в эмоциональной речи. Мастером инверсии является магистр Йода из «Звездных войн».
Умолчание
Представляет собой синтаксический прием, который состоит в сознательном использовании мысли, выраженной не до конца, когда представляется возможность дополнить ее самому читателю. Умолчание на письме выражается многоточием. За ним стоит «неожиданная» пауза, которая отражает волнение говорящего. Как стилистический прием оно используется часто в разговорном языке.
Бессоюзие и многосоюзие
Другие стилистические фигуры речи — бессоюзие и многосоюзие. Бессоюзие представляет собой намеренный пропуск между членами одного предложения или же между предложениями соединительных союзов. Это придает выражению насыщенность впечатлениями, стремительность. «Швед, русский — колет, рубит, режет. » (А. С. Пушкин). Многосоюзие — фигура, которая состоит в намеренном повторении для эмоционального и логического выделения понятий сочинительных союзов.
Таковы основные фигуры выразительности речи.
Источник