Базовые компоненты содержания воспитания
Развитие «духовной множественности» нации, воспитание людей по-разному талантливых и хороших во многом зависит от содержания воспитания, т. е. от того, что воспитание предлагает ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.
Требования к содержанию воспитания многоплановые: они обусловливаются потребностями детей, родителей, общества, государства, культуры, экологии, производства. Как упорядочить эти требования? Очевидно, речь должна идти о выделении базового компонента содержания воспитания. При этом необходимо учитывать невостребованный практикой опыт описательной систематизации содержания в программе воспитания, разработанной коллективом сотрудников бывшего НИИ ОПВ. Представленное в нем содержание имело поэлементный характер, обусловленный его расчленением на отдельные направления или стороны воспитания, осуществление которых не связывалось с .развитием личности как целостной самореализующейся системы. Реальная жизнь ребенка, его собственные проблемы, все то. что происходило с ним как с человеком, в рамки этих заданных извне направлений воспитательной работы не укладывалось. Содержание воспитания было чрезмерно заидеологизировано, перенасыщено коллективными формами работы и не ориентировано на конечный результат — усвоение базовых основ общечеловеческой культуры.
Мы полагаем, что определение базовых компонентов содержания воспитания обуславливается требованиями, идущими от ребенка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернализации общечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования поведения, его нравственных основ (идущими от педагогики).
Педагогической науке предстоит еще обосновать эти требования, вместе с тем концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности позволяет выделить некоторые особо важные компоненты содержания современного воспитания, которые могут войти в его базовую основу:
— интернализация детьми универсальных общечеловеческих ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность и др. (Мировоззренческий компонент содержания воспитания);
— овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о ,здоровье и жилье охрана природы и среды обитания; общение с родителям и друзьями; совместные экскурсии и путешествия, участие в воспитании младших братьев и сестер, оказаниеим помощи и повседневного внимания и др.;
— освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: художественных, научных, технических, нравственных путем ознакомления,ихохраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности;
— формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе ситуациях риска, противодействия аморальным явлениям, отстаивания прав человека и др.;
— накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения; организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;
— овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;
— самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования, психокоррекции и др.
Реализация базового содержания воспитания теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования, повышением роли в нем философских, человековедческих, психологических, исторических, юридических, философских, культурологических и др. гуманитарных знаний, назначение которых — ввести учащихся в мир человека, его жизненных проблем, помочь осознать себя как личность и индивидуальность, понять свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой, научить жизнетворчеству, созиданию себя как человека культуры.
Таким образом, ориентация на принцип гуманизации предполагает разработкой определение такого содержания воспитания, которое гарантирует ‘развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы.
Источник
Содержание и проблемы воспитания
Основой всех человеческих ценностей
Содержание воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их выполнение. В связи с разнообразием современных отечественных педагогических концепций, принципов определения целей и задач воспитания сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания.
Под содержанием воспитания следует понимать систему знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.
Традиционный подход к содержанию воспитания основан на выделении разных направлений воспитания и соответственно воспитательной работы, осуществление которых направлено на развитие тех или иных личностных качеств и черт. В соответствии с этим подходом выделяют такие направления содержания
С.115
воспитания, как нравственное, физическое, трудовое, половое, эстетическое, гражданское, религиозное, экологическое, художественное и др.
Разумеется, личность не воспитывается по частям (А.С. Макаренко), и в каждом воспитательном процессе должна осуществляться комплексность воздействия, должны реализовываться все направления воспитательной работы.
Результатом воспитания является социальное развитие человека, которое предполагает его позитивные изменения во взглядах, мотивах и реальных действиях. Исходя из этого, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка.
Первая группа задач связана с развитием гуманистического мировоззрения. При решении этих задач происходит формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений, интериоризация (или интернализация — переход социального содержания в индивидуальное) общечеловеческих ценностей.
Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.
В соответствии с этими задачами можно определять содержание воспитания.
Другим подходом к определению содержания воспитания может служить классификация задач по видам деятельности учащихся — познавательной, трудовой и досуговой. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов деятельности.
Ряд авторов определяют содержание как освоение системы социальных ролей.
Содержание воспитания школьников в программе Н.Е. Щурковой — отношение к миру, т.е. познание и взаимодействие с миром.
В соответствии с различными аспектами понимания сущности воспитания выделяют три аспекта содержания воспитания:
— воспитание как компонент социализации;
— воспитание как управление процессом развития человека;
— воспитание как средство трансляции культуры.
Все эти подходы к содержанию воспитания не противоречат друг другу, а характеризуют явление (воспитание) с разных сторон. Разные подходы учитываются при составлении программ воспитания.
К базовым компонентам содержания воспитания Е.В. Бондаревская относит следующие.
С.116
1. Интернализация (интериоризация — переход социального содержания в индивидуальное) универсальных общечеловеческих ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни и осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность.
2. Овладение сферами жизнедеятельности современного человека: художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями и др.
3. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
4. Формирование опыта гражданского поведения.
5. Накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения.
6. Овладение ситуациями реальной ответственности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности.
7. Самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирования поведения, психокоррекции.
Понятие интериоризации было введено французскими психологами П. Жане и Ж. Пиаже и распространено П.Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Оно составило основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности и отразилось в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.
В воспитании под интернализацией (интериоризацией) следует понимать не только усвоение социальных идей, но и утверждение этих идей в качестве доминант, регуляторов жизни человека. Социальные идеи считаются интернализованными, когда они овладевают человеком. Социализация личности — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В. Мудрик).
Такое содержание воспитания гарантирует развитие активно-творческих способностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы.
Рассмотрим проблемы воспитания учащихся системы начального профессионального образования (НПО) в новых условиях. Важнейший комплекс проблем связан с разработкой вопросов теории и практики воспитательной работы прежде всего со «сложной»
С.117
молодежью в системе начального и среднего профессионального образования. Практика показывает, что система образования России оказалась не подготовленной к тем радикальным изменениям, которые происходили в стране в течение последних десятилетий.
Крайне низкий уровень материальной обеспеченности учащихся системы НПО требует выделения их в особую социальную категорию молодежи (Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнов). Это свидетельствует о сохранении сословности образования в России, которая выступает не только как историческая традиция, но и как принцип современного общественного уклада, обусловленный явлением наследования, имущественным положением и мировоззрением родителей.
Результаты, полученные в ходе всероссийского социологического исследования, проводимого Институтом профессионального образования (Москва), выявили большой спад общественной активности учащейся молодежи. Более 70 % опрошенных отвергают возможность своего участия в какой-либо общественной деятельности (политической, экономической, научной, культурной), в работе общественных организаций, хотя именно эти организации призваны быть школой коллективизма, сотрудничества, патриотизма. Таким образом, в настоящее время (в отличие от прошлых лет) приходится говорить не об общественной активности, а об общественной пассивности как преобладающей характеристике молодежи.
Вопросы о характере использования свободного времени выявили также прогнозируемые ответы, логично вытекающие из незанятости учащихся в организованных формах общественного сотрудничества. Постоянно и часто слушают музыку, смотрят видео 60 % опрошенных, смотрят телевизионные передачи — 58 %, слушают радио — 40 %, что указывает на ставший нормой пассивно-развлекательный характер досуга. Учитывая неуправляемость средств массовой информации, следует заключить, что эти ответы обнаруживают огромный неиспользованный резерв воспитания молодого поколения.
Источник
Компоненты, представляющие возможность реализации технологии: Целевой, содержательный и процессуальный
Контроль обучения понимается: Как функция управления, результаты которой служат для принятия управленческих решений; Как проверка и оценка знаний учащихся учителем; Как административно-формальная процедура проверки работы учителей и школ.
контрольно – оценочные методы: тестирование, экзамен, устный опрос
Критерии результативности работы учителя:Участие в инновационной деятельности + Результаты внеурочной деятельности обучающихся + Учебные достижения обучающихся
Критерии результативности работы учителя:Учебные достижения обучающихся;Результаты внеурочной деятельности обучающихся;Участие в инновационной деятельности.
Критерии социализации личности: социальная адаптированность . социальная автономность . социальная активность .
Критерии социализации личности:Социальная адаптированность (Министерство) + Социальная автономность (Министерство) + Социальная активность (Министерство)
Критерии социализации: Социальная активность + Разносторонне развитие личности + Уровень общественной культуры
Критерии успешности классного часа:Активность детей + Изменение психологичекого климата в классе + Интерес учащихся к теме, занятию
Критерии успешности классного часа:Интерес учащихся к теме, занятию;Активностьдетей;Изменение психологического климата в классе.
Критерии эффективности педагогического процесса:/ Повседневное поведение. / Усвоенные детьми знания, умения, навыки./ Привитые убеждения.
Критериями отбора содержания образования выступают: Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы (Министерство) + Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета (Министерство) + Критерий учета международного опыта построения содержания обучения среднего образования
Лабораторные занятия проводятся:В обычной аудитории,С использованием технической аппаратуры
Лингвистическая компетенция характеризуется формированием навыков:Лексических + Грамматических + Фонетических
Личностные тесты используются для изучения:Мотиваций обучающихся + Интересов обучающихся + Ценностных ориентаций обучающихся
Любая форма воспитательной работы содержит воздействие на следующие формы отношения:Рациональное + Эмоциональное + Поведенческо-деятельностное
Макрофакторы внешних факторов социализации личности:Этнос; Общество;Государство.
Массовые формы организации обучения:Выставки,Вечера
Менеджмент образования:/ Отрасль педагогики./ Понятие, используемое в сфере руководства./ Понятие, используемое для экспертизы деятельности организации образования.
Метод контроля в воспитании:Опросы воспитанников, анализ результатов общественно полезной деятельности (Министерство) + Педагогическое наблюдение за воспитанниками (Министерство)
Метод проектирования включает: Поиск информации; Продукт; Портфолио
Метод работы с учебником применяется для: Закрепления; Получения новой информации; Расширения и углубления приобретенных на занятии знаний
Метод самост.работы обучаемых вкл.в себя:Чтение
Методика препод.пед как наука проходит этапы:Обобщающий,Объяснительный
Методика преподавания пед.:Синтез теории и опыта,как единство методов,содержания и форм обуч.
Методика преподавания педагогики как наука проходит этапы: Объяснительный; Cозидательный; Обобщающий
Методика преподавания педагогики состоит из этих частей: Частной,Общей и частной,Общей
Методика преподавания педагогики состоит частей: Общей и частной; Общей; Частной
Методика преподавания педагогики, использует приемы активизации учения для: Более углубленного изучения материала,Формирования метакогнитивных умений,Сосредоточения внимания на учебном материале
Методика учебного предмета – это: Теория обучения определенному предмету; Частная дидактика; Частная методика
Методика:Теоретический курс, учебная дисциплина в педагогическом вузе + Совокупность форм, методов и приемов работы преподавателя + Педагогическая наука
Методические требования к организации внеклассного мероприятия:Определение воспитательной задачи;Определение степени подготовленности учащихся;Включение всех членов коллектива в подготовку и проведение мероприятия.
Методическим содержанием коммуникативно-деятельностного подхода являются способы организации учебной деятельности:Параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи + Коммуникативное поведение преподавателя на уроке + Использование заданий, воссоздающих ситуации общения в реальной жизни
Методологическая культура учителя предполагает:/ Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса./ Формирование и творческое решение педагогических задач./ Методическую рефлексию.
Методология педагогики включает:Учение о структуре и функции педагогического знания; Теории, гипотезы, концепции;Учение о методах педагогического познания.
Методы воспитания, основанные на практической деятельности:Требование;Упражнение;Поручение.
Методы исследования эмпирического уровня: Aнкетирование; Эксперимент; Интервьюирование.
Методы исследования, применяемы на теоретическом уровне: Моделирование, экстраполирование + Абстрагирование, дедукция и индукция + Анализ и синтез, сравнение
Методы исследования, применяемые на эмпирическом уровне:Научное наблюдение, пробное обучение, анкетирование, тестирование (Министерство) + Обобщение опыта преподавания, беседа, опытное обучение, статистические анализ результатов работы (Министерство)
Методы исследования» представляет собой: Способы познания и изучения явлений действительности + Деление на теоретические и эмпирические + Деление на общие и специальные
Методы контроля эффективности педагогического процесса: устный, комбинированный письменный,
Методы контроля:письменный, практический, устный;
Методы научно-педагогического исследования:Наблюдение;Беседа;Эксперимент.
методы обучения классифицируются в зависимости от: запросов общества; от целей учебных предметов;
Методы обучения можно классифицировать по: Назначению + Учебным целям + Познавательной деятельности учащихся
Методы опроса:Aнкетирование;Интервьюирование;Беседа.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:Упражнение + Воспитывающие ситуации (Министерство) + Педагогическое требование
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения, по Г.И. Щукиной:Поручение + Приучение + Упражнение
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:Упражнение; Метод приучения; Метод воспитывающих ситуаций.
Методы письменного опроса:Контрольная работа; Педагогическое сочинение; Терминологический диктант
Методы семейного воспитания:Убеждение + Наказание + Поощрение
Методы устного опроса: Речь Cпикера; Aлгоритм; Индивидуальный опрос
Методы формирования сознания:Этическая беседа; Требование; Диспут.
Методы, включенные И.П. Ивановым в методику самостоятельной организации деятельности:Работа инициативных групп при помощи педагога и родителей + Следование алгоритму коллективной творческой деятельности + Подготовка дел при помощи созданных советов
Методы, относящиеся к группе практических методов обучения педагогике Упражнение; Практические занятия; Лабораторные занятия
Методы, относящиеся к наглядным методам обучения педагогике: Hаблюдение; Демонстрация; Иллюстрация
Методы, позволяющие получить информацию о личности школьника, его эмоциональном состоянии, мотивах деятельности:Наблюдение + Беседа (Министерство) + Интервью (Министерство)
Микроклимат в группе:Самочувствие каждой личности в группе; Удовлетворенность личности группой; Степень комфортности в группе.
Мировоззрение личности предполагает обобщенные знания и умения пользователя ими для познания, оценки явлений и принятия решения. Оно включает: Убежденность в истинности знаний + Потребность в мировоззренческих знаниях и убеждениях
Мировоззрение – это система взглядовна: Объективный мир + Место человека в мире + Отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе (Министерство) + Социальную картину общества (Министерство)
Мировоззрение:Система взглядов на объективный мир и место в нем человека;Ядро общественного и индивидуального сознания;Целостно-психическое образование.
Многие исследователи при классификации методов воспитания исходят из следующих положение:Процесс воспитания школьников — сложная деятельность + Личность развивается и формируется в деятельности + Формируемые личностные качества сложны по своей натуре
Моделированное обучение: Педагогическая ситуация; Педагогическая задача; Деловая игра
Модуль – это:Законченный блок информации; Логически завершенная часть учебного материала; Функциональный целевой узел
Монологическая речь выполняет функции общения:Коммуникативно-регулятивную (Министерство) +Коммуникативно-информативную (Министерство) +Аффективно-оценочную (Министерство)
Мораль:Нормы, принципы, правила поведения людей;Человеческое поведение, в котором выражается нормативная регуляция отношений людей;Нравственное ученье, правила для воли, совести человека.
Н. Щуркова предлагает следующие воспитательные задачи, решение которых будет способствовать формированию базовой культуры личности выпускника: Помощь в становлении личности ученика (Министерство) + Организация и развитие коллектива (Министерство) + Организация воспитывающей и развивающей деятельности
Н. Щуркова предлагает следующие воспитательные задачи, с целью формирования базовой культуры личности выпускника:Организация воспитывающей и развивающей деятельности;.Организация и развитие коллектива;.Помощь в становлении личности ученика.
На исторический характер воспитания указывает изменение:Целей;Содержания;Методов воспитания.
На подготовительном этапе педагогического процесса решаются следующие задачи: Диагностика условий (Министерство) + Прогнозирование достижений (Министерство) + Целеполагание
На подготовительном этапе педагогического процесса решаются следующие задачи:/ Целеполагание./ Диагностика условий./ Прогнозирование достижений.
На подростка при определении своего отношения к чему-либо влияет:Мнение коллектива;Мнение товарищей;Практика общения с людьми.
На ученика начальной школы при определении своего отношения к чему-либо влияет: Мнение учителя + Мнение родителей (Министерство) + Мнение товарищей
Наглядные формы воспитательной работы:Посещениевыставок;Музейныеэкскурсии;Прогулки на лоно природы.
Назовите виды речевой деятельности, которые являются экспрессивными:Говорение + Письмо + Диалог
Наиболее известными воспитательными системами древнего мира средневековья являются: Религиозная система воспитания;
Наиболее распространенные детские объединения : Клуб, студия. Школа. Кружок (группа).
Наиболее распространенные формы детских объединений:Секция + Клуб, студия + Кружок (группа)
Наиболее часто встречающиеся разновидности детских коллективов:Школьный класс + Детские организации + Клубное объединение
Наказания как метод воспитания: Метод стимулирования поведения и деятельности (Министерство) + Метод торможения отрицательных действий воспитанников (Министерство)
Накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения как базовый компонент содержания воспитания включает:Организация актов милосердия;Забота о близких;Проявление терпимости, уважения.
Наличие специальных учебных заведений для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями – результат реализации принципов Закона РК «Об образовании»:Равенство прав всех на получение качественного образования; Доступность образования всех уровней; Уважение прав и свобод человека.
Направления воспитания: экологическое; нравственное; умственное, трудовое
Направления работы по правовому воспитанию:«Мое общество» + «Моя семья» + «Мои права»
Направления работы по правовому воспитанию:«Моеобщество»;«Моиправа»;«Моя семья».
Научная организация труда в учебном процессе включает в себя: Анализирование,Планирование,Проектирование
Научное педагогическое исследование/ Профессионально – педагогическая деятельность./ Процесс формирования новых педагогических знаний./ Научное обоснование практической педагогической деятельности.
Неблагополучные семьи: Асоциальная + Неполная семья + Многодетная
Негативные явления в ученическом коллективе: Нивелирование личности в угоду общественным целям . «Групповой эгоизм» . «Звездная болезнь» .
Негативные явления в ученическом коллективе:Нивелирование личности в угоду общественным целям + «Групповой эгоизм» + «Звездная болезнь»
Негативныефакторы физического воспитания:Снижение общей двигательной активности;Уменьшение физических нагрузок на занятиях физической культурой;Недостаточное внимание к упражнениям комплексного характера.
Недостатки классно-урочной системы: Опора на «среднего» ученика;.Навязывается одинаковый темп и ритм работы;.Частная смена предметов в расписании.
Недостатки классно-урочной системы:опора на среднего языка; навязывается одинаковый темп и ритм работы;
Недостатки окружающего мира, преодоление которых является целью глобального образования:Разлад между человеком и природой + Разделение мира на противоборствующие группировки + Расщепленность человеческого сознания и души
Недостатки тестового контроля:Дает лишь конечный результат и не ясно,каким способом он был получен,Не любые умения и навыки можно проверить тестами,Не дает возможность проверить умения
Необходимость использования наглядности в начальной школе объясняется возрастными особенностями младших школьников: Наглядно-образный характер памяти;Эмоционально-образное мышление;Неорганизованность и неустойчивость восприятия.
нестандартные формы учебных занятий – это урок: конференция, концерт, интегрированный
Неформальная (неофициальная) структура коллектива возникает на основе:Общих интересов + Межличностных отношений, развивающихся в коллективе + Симпатий, привязанностей
Носители содержания образования:Учебный план + Стандарты образования + Учебная программа
Нравственная и психологическая атмосфера:Вера в возможности детей;Вера в положительные ценности, идеалы;Вера в возможность сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей лучше.
Нравственно – психологическая атмосфера определяется по следующим показателям:Нравственные установки;.Стиль взаимоотношений в семье;.Интерес родителей к содержанию жизнедеятельности детей.
область методики преподавания педагогики: обоснование форм и методов обучения, управление процессом обучения,закономерность преподавания педагогики
Обоснованное планирование предполагает: Всесторонний и целенаправленный учет состояния работы и объективную оценку достигнутых результатов (Министерство) + Выявление эффективных путей и способов, средств, которые могут привести к решению поставленных задач (Министерство) + Определение основных целей и задач на предстоящий период деятельности (Министерство)
Образование понимается как: Процесс обучения и воспитания человека; Ценность развивающегося человека и общества; Как результат обучения и воспитания человека.
Образование понимается как: Способ вхождения человека в мир науки и культуры; Практика социализации человека и преемственности поколений; Функция развития региональных систем и национальных традиций.
Обучение аудированию как акту опосредованного общения требует, чтобы учащиеся умели:Выполнить коммуникативно-регулятивную функцию общения (Министерство) +Выполнить коммуникативно-информативную функцию общения на основе прослушанного текста (Министерство) + Выполнить коммуникативно-аффективную функцию общения (Министерство)
Общая педагогика включает в себя: Теорию обучения + Теорию воспитания + Теоретико-методологические основы педагогики
Общая педагогика как базовая научная дисциплина включает:Общие основы педагогики;Дидактику; Теорию воспитания.
Общая цель воспитания:Воспитание гражданина;Воспитание всесторонне, гармонически развитой личности;Воспитание семьянина.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контакта между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя:/ Обмен информацией./ Выработку единой стратегии взаимодействия./ Технологию эффективного управления образовательным процессом.
Общепризнанные принципы обучения: Cознательности и активности; Hаглядности; Cвязи теории с практикой
Общественная культура как пространство воспитания рассматривается в аспектах:Взаимоотношения человека с другим человеком
Общие условия, определяющие выбор методов воспитания:Возрастные особенности школьников + Средства воспитания + Содержание воспитания
Объективные причины, влияющие на формирование целей воспитания:Закономерности физиологического созревания организма;Психическое развитие людей;Уровень общественной культуры.
Объективные факторы воспитания: бытовые условия; наследственные задатки; состояние здоровья.
Объективные факторы воспитания: Особенности страны и исторической эпохи; Генетическая наследственность и состояние здоровья человека; Культурная традиция, профессиональный и социальный статус.
Объектом практики управления школой являются: отдельный субъект; коллектив; класс
Объяснение – метод обучения, заключающийсяв: Раскрытии теоретических положений + Подведении учащихся к усвоению новых знаний + Выведения доказательств
Объяснение нового материала следует:В начале урока после приветствия (Министерство) +В начале урока после проверки домашнего задания (Министерство) + В основной части урока (Министерство)
Объяснительно-иллюстративные методы обучения:Лекция,Объяснение
Объяснительно-иллюстративные методы:Объяснение
Обязанности учителя начального общего образования:Выполнять устав школы;Уважать и оберегать права участников воспитательного процесса;Воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей.
Обязанности преподавателя педагогического колледжа: Обеспечение высокого уровня преподавания; Cистематическое повышение своего научно-теоретического уровеня; Обобщение передового опыта
Обязанности учащихся педагогического колледжа: Регулярное посещение всех видов занятий; Теоретическая и практическая подготовка; Cоблюдение правил внутреннего распорядка
Овладение сферами жизнедеятельности современного человека как базовый компонент содержания воспитания включает:Осуществление самоанализа и самооценки;Овладениеспособами самосовершенствования;Рефлексию.
Один из внешних источников (факторов) социального развития человека:Трудовой коллектив (Министерство) + Неформальные объединения + Школьный коллектив (Министерство)
Определенную отрасль знаний называют наукой, если:Четко выделен и обособлен собственный предмет; Определен терминологический аппарат; Зафиксированы объективные связи.
Организационно-педагогическая работа с родителями осуществляется через:Уроки + Родительские комитеты (общешкольные, классные) + Родительские собрания
Организационно-педагогическая работа с родителями осуществляется через:Конференции;Родительскиесобрания;Родительские комитеты (общешкольные, классные).
Организационно-процессуальный компонент целостности педагогического процесса обеспечивается единством процессов-компонентов:/ Конструирования содержания образования и материальной базы./ Делового взаимодействия учителей и учащихся./ Освоение учащимися содержания образования самостоятельно.
Организационные формы обучения классифицировать по:Составу участников; Использованию в учебной работе целостного педагогического процесса; Взаимодействию учащихся во внеучебной деятельности.
Организационные формы обучения можно классифицировать по: Месту работы (Министерство) + Количеству и составу учащихся (Министерство) + Продолжительности учебной работы (Министерство)
Организационные формы обучения по коллективу и составу делятся на: Индивидуальные + Коллективные + Массовые
Организационные формы обучения, направленные на практическое обучение учащихся: Лабораторные и практические занятия; Учебная экскурсия; Педагогическая практика
Организационные формы по использованию в учебной работе целостного педагогического процесса:Экскурсии + Урок + Конференция
Основанием для построения общественных организаций является:Самоуправление;Принципы демократического централизма;Организационная самодеятельность.
Основная цель тематического планирования:Определение целей и задач система уроков по теме, учебных средств в определенном классе(Министерство) + Определение характера технологии и упражнений, последовательности их выполнения в классе и дома (Министерство) + Определение объема материала, последовательности его изучения, использования ТСО, время и место контроля (Министерство)
Основные возрастные периоды развития школьников:Младший школьник;Подростковый возраст;Школьник старшего возраста.
Основные задачи воспитания: формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей; формирование у детей, подростков, молодежи культуры мира и личностных отношений…;
Основные идеи культурологического подхода принадлежат:И.Я. Лернеру (Министерство) +М.Н. Скаткину (Министерство) + В.В. Краевскому (Министерство)
Основные категории педагогики: Воспитание; Образование; Обучение.Пед. процесс
Основные качества современных технологий:Концептуальность;Управляемость;Воспроизводимость.
Основные компоненты учебного процесса:Учебная деятельность учащихся + Социальный заказ общества + Обучающая деятельность учителя (Министерство)
Основные критерии диагностики состояния семейного педагогического процесса:Общая характеристика семьи;.Нравственно-психологическая атмосфера;.Педагогическая культура родителей.
Основные параметры успеха внеклассного мероприятия: Обеспечение проведения мероприятия средствами, материалами, орудиями деятельности; четко определенное время и сроки проведения мероприятия; Равномерное распределение обязанностей между всеми участниками;
Основные пед.категории:Обр.,Обучение,Воспитание
Основные подходы к образованию:Директивный + Нетрадиционный + Традиционный
Основные положения бихевиористической теории: Общая формула усвоения ЗУН: стимул-реакция-подкрепление (Министерство)+ Сознательная деятельность отождествляется рефлекторной (Министерство)+ Научение сводится к физиологическому процессу (Министерство)
Основные положения воспитательной системы школы диалога культур (С. Курганов):Переход от идеи “образованного человека” к идее “человека культуры”;Углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще;Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности.
Основные положения комбинированного опроса: Остальные учащиеся выполняют за партами задания учителя + Один-два учащихся выполняют за партами задания учителя + Один-два учащихся готовятся к ответу у классной доски
Основные положения метода самоконтроля:/ Учащийся самостоятельно находит ошибки./ Учащийся анализирует причины неправильно решения задачи./ Учащийся прогнозирует результаты.
Основные положения прагматизма: Цель обучения и воспитания – научить человека жить + Основной метод обучения – «Обучение через делание» + Достижение воспитания в практической деятельности
Основные понятия дидактики: Bнеаудиторная работа; Урок; Учебная деятельность
основные понятия дидактики: процесс обучения, содержание образования, знания, умения , навыки
Основные понятия дидактики: Процесс обучения; Cодержание образования; Знания, умения, навыки
Основные понятия дидактики: Учение; Hаучение; Преподавание
Основные принципы «Новой школы» П.П. Блонского:Опора на воспитание со стороны педагогического коллектива + Опора на самовоспитание + Система воспитания активной логической мысли
Основные причины акселерации:улучшение материальных условий; повышение качества питания и медицинского обслуживания; улучшение ухода за детьми в раннем возрасте;
Основные причины ретардации: Нарушение генетического механизма наследственности; Негативное влияние на процесс развития канцерогенных веществ; Неблагоприятная экологическая среда.
Основные средства воспитания, применявшихся в опытных станциях С.Т. Шацкого:Искусство + Труд (физический) + Игра
Основные типы уроков:Комбинированный,Обобщения и систематизации,Изучения нового уч. Матер.
Основные требования к тесту:Надежность + Валидность + Объективность
Основные требования коммуникативно-деятельного подхода:Учет индивидуальных особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта (Министерство) +Ситуативности процесса обучения (Министерство) +Формирование речевых умений (Министерство)
Основные условия использования системы коллективных творческих дел:Всемерное развитие отношений творческого содружества педагога и учеников;Всемерное развитие отношений творческого содружества между учащимися;Всемерное развитие отношений творческого содружества между самими педагогами.
Основные факторы развития личности: Bоспитание; Aктивность самой личности; Окружающая среда
Основные факторы развития личности: Активность самой личности,Окружающая среда,Воспитание
Основные факторы развития личности:Воспитание;Окружающаясреда;Наследственность.
Основные функции заведующего отделом по производственной практике: Подбор базовых образовательных учреждений; Руководство преподавателями проводящими педпрактику; Cоставление плана учебной и производственной практики
Основные функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе: Организация и координирование учебно-воспитательного процесса; Cоставление расписания занятий дневного отделения; Руководство работой преподавателей
Основные функции общения по Б.Ф. Ломову:Информативно-коммуникативная + Регулятивно-коммуникативная + Аффективно-коммуникативная
Основные функции школьной воспитательной системы:Интегрирующая;Регулирующая;Развивающая.
Основные характеристики классно-урочной системы:Стабильное расписание + Стабильный состав учащихся одного возраста + Постоянное место и продолжительность занятий
Основные характеристики лекционно-семинарской системы:У обучающихся имеется опыт учебно-познавательной деятельности;.Используется в практике профессионального образования;. Может использоваться в школьной практике в старших классах.
Основные характеристики личности: Принадлежность к обществу; Личная активность; Деятельность.
Основные характеристики системы индивидуального обучения: Ученик – конструктор своего образования;.Программа обучения составляется обучаемым совместно с педагогом;.Разновозрастные дети.
Основные элементы мировоззрения:Взгляды, убеждения, идеалы, ценности.
Основные элементы мировоззрения:Убеждения;Непреклонная воля;Взгляды.
Основные этапы педагогического процесса:/Взаимодействие педагогов и воспитанников./ Использование намеченных методов, средств и форм. / Создание благоприятных условий.
Основными методами оценки результатов воспитательной работы можно считать:Наблюдение + Тестирование + Беседу
Особенности воспитания физической культуры:Воспитанию физической культуры способствует санитарно-гигиеническое просвещение учащихся + Охрана здоровья — одна из задач воспитания физической культуры (Министерство) + Проведение спортивно-массовых мероприятий способствует воспитанию физической культуры (Министерство)
Особенности воспитания: длительность (комплексность неверно). многомерность, диалектичность, самоуправляемость, иерархичность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, неопределенность, импульсивность, двусторонний характер воспитания.
Особенности воспитания:Процесс воспитания — многофакторный, в этом его сложность + Осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной деятельности + Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке как результаты обучения
Особенности воспитательного процесса:Целенаправленность;Непрерывность;Двусторонний характер.
Особенности гражданского воспитания:Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю + Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности как интерактивного качества личности + Гражданское воспитание способствует формированию у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни
Особенности личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности:Акцент на индивидуальное авторство идей;Акцент на принятия решений на добровольной основе;Согласованность индивидуальной деятельности с групповой.
Особенности монологической речи:Непрерывность + Последовательность + Логичность
Особенности педагогического процесса инновационной школы: Учет возрастных особенностей; Гуманистический характер воспитания; Объект воздействий – личность учащегося.
Особенности перспективного плана работы школы:Учет прогнозов демографического порядка + Составляется на 5 лет + Составляется на 1 учебный год
Особенности профессиональной ориентации:Система профориентации включает в себя компоненты: профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональную диагностику (Министерство) + Профориентация представляет собой систему мер по оказанию помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении (Министерство) + Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены(Министерство)
Особенности творческой игры: Развитие художественного творчества + Внутренние правила игры + Отображение социальных взаимоотношений
Особенности творческой игры:Внутренние правила игры;Содержание игры максимально приближено к обстоятельствам реальной жизни;Отображение социальных взаимоотношений.
Особенности школьного воспитательного коллектива:Целостность;Содружество детей и взрослых;Общая ответственность.
От родителей к детям наследственно передаются:Тип нервной системы; Цвет кожи; Задатки речи и мышления.
Отличительные особенности воспитательного дела:Необходимость + Осуществимость + Полезность
Отличительные особенности воспитательного дела: необходимость; осуществимость; полезность;
Отличительными признаками урока являются: Руководство учащимися с учетом особенностей каждого из них (Министерство) + Постоянная группа учащихся (Министерство) + Овладение основами изучаемого материала непосредственно на занятии (Министерство)
Ошибки начинающего лектора: Hеоправданное употребление научной терминологии; Повторение и разъяснение смысла; Прикованность лектора к конспекту
Ошибки начинающего лектора: Hеточный, тяжелый и сухой язык изложения; Cтрах перед аудиторией; Демонстрация высокомерия
Ошибочность позиции взрослого в детском коллективе: лжедемократизм; попустительство. авторитаризм.
Парадигмы образования: Знаниевая и культурологическая; Технократическая и гуманистическая; Cоциетарная и антропологическая
Параметры мониторинга педагогического процесса:/ Общая успеваемость учеников. / Мотивация труда./ Темпы продвижения к цели.
Пед.принципы К.Д.Ушинского:Обуч.должно строится с учетом возр.и психол.особен,От конкретного к абстрактному,Наглядность как основа обучения
Педагогика – это: Отрасль человековедения; Учебная дисциплина.; Отрасль гуманитарного значения.
Педагогика в системе наук о человеке связана с отраслями научного знания: Психологией + Анатомией + Философией
Педагогика взаимосвязана с: Философией; Социологией; Психологией.
Педагогика выполняет теоретическую функцию, которая реализуется на уровнях:Описательном;Диагностическом;Прогностическом.
Педагогика выполняет технологическую функцию, которая реализуется на уровнях:Проективном;Преобразовательном;Рефлексивном.
Педагогика рассматривается как:Наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта; Наука и практика обучения и воспитания человека; Особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека.
Педагогика сотрудничества разрабатывали:И.П.Иванов,Ш.А.Амонашвили,С.Н.Лысенкова
Педагогику сотрудничества разрабатывали:С.Н.Лысенкова,И.П.иванов,Ш.А.Амонашвили
Педагогическая диагностика – совокупность знаний и действий, необходимых для:/ Характеристики состояния педагогического процесса./ Определения причин состояния педагогического процесса./ Выявления противоречий между целью и возможностями педпроцесса.
педагогическая методология включает: учение о структуре и функциях педагогического знания, учение о методах педагогического исследования, исходные, фундаментальные, общенаучные и педагогические положения
Педагогическая рефлексия:/ Форма творческой деятельности педагога, направленная на осмысление своих собственных действий./ Творческое осмысление результатов педагогической деятельности./ Подведение итогов педагогической деятельности на
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник