- Виды знаний
- Познание
- Чувственное познание
- Рациональное познание
- Знание
- Наглядно чувственный образ целостной картины предмета
- Виды знаний
- Характеристика основных видов познания
- Формы познания
- Наглядно чувственный образ целостной картины предмета
- УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ
- ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
- ФОРМЫ ЗНАНИЯ
- КАЧЕСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
- МЕТОДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Виды знаний
Познание
— процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Знание — продукт познания.
Процесс познания
- Субъект познания — это носитель познавательной активности
(человек, общество)
- Объект познания — это всё то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (познаваемый предмет, весь окружающий мир)
- Условия познания — это материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы), информация, социальная среда,условия труда и т. д.
Виды познания
- Обыденное
- Научное
- Религиозное
- Мифологическое
- Художественное
- Социальное
Чувственное познание
Осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)
Формы:
- Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
- Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
- Представление —чувственнонаглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств
Особенности чувственного познания:
- Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.
- Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
- Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Рациональное познание
Присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления
Формы:
- Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
- Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
- Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:
Индуктивное — умозаключение от частного к общему;
Дедуктивное — умозаключение от общего к частному;
Получаемое по аналогии.
Особенности рационального познания:
- Опора на результаты чувственного познания.
- Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов.
- Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Знание
— результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Источник
Наглядно чувственный образ целостной картины предмета
Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).
Определение | Форма познания |
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании | 1) ощущение |
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств | 2) понятие |
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств | 3) представление |
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления | 4) умозаключение |
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения | 5) восприятие |
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.
Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.
Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.
Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.
Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.
Ответ: 35124
2 1 6 7 8 5 0
Источник
Виды знаний
Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:
- Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Характеристика основных видов познания
Вопросы для характеристики | Чувственное познание |
средства | органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). |
формы |
|
особенности |
Вопросы для характеристики | Рациональное познание |
средства | мышление |
формы |
|
особенности |
Вопросы для характеристики | Интуиция | |||||||
средства | озарение, наитие, прозрение | |||||||
формы | мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью | |||||||
особенности |
Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень методы: – наблюдение; – эксперимент; – описание. | теоретический уровень методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части) – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное — разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
Источник
Наглядно чувственный образ целостной картины предмета
Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний
Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.
Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.
Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.
Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.
УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ
Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.
Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:
1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.
Формы чувственного познания:
- ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
- восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
- представление — представление образа объекта познания.
2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.
Формы рационального познания:
- понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
- суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
- вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.
- Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
- Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.
Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ
Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.
- Обыденно-практическое — основывается на личном опыте человека в его повседневной жизни. (Птицы летают с помощью крыльев).
- Личностное — приобретается непосредственно отдельно взятой личностью и является её достоянием. (Соседского кота нельзя трогать).
- Лженаучное — сознательное использование домыслов и предрассудков. (Все блондинки — глупые).
- Антинаучное — даёт намеренное искажение реальной действительности. (Средние века воевали на танках).
- Донаучное — прототип знания, составляющий основу для научного знания. (Всё большое состоит из мелких частей).
- Паранаучное — не подтверждается научным знанием и идёт с ним вразрез. (В океане живут русалки).
- Ненаучное — не соответствует научной картине мира, разрозненное и несистематизированное. (Земля плоская, потому что мы видим ровную линию горизонта).
- Научное — соответствует истине. Объективная картина мира, существующая вне зависимости от человека. (Земля круглая).
КАЧЕСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
- систематичность: знание получается на основе неоднократно повторяющихся фактов;
- структурированность: знание имеет чёткую систему, а не разбросано хаотично. Обоснованно и доказано;
- методологическая обоснованность: знание приобретается при использовании научных методов, подходящих к ситуации;
- независимость от субъекта выработки: знание лишено личностных оценок.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
1) Эмпирические.
- Наблюдение — целенаправленное восприятие предметов и явлений со стороны, без вмешательства. (Миграция животных).
- Эксперимент — изучение предметов и явлений в специально созданных условиях. (Поведение мышей в клетке с крысами).
- Сравнение — сопоставление изучаемого объекта с другим для выявления общего и различного. (Сравнение тигра и льва).
- Измерение — сопоставление изучаемого объекта с эталоном. (Измерение веса в килограммах).
2) Теоретические.
- Обобщение — выделение общих черт у изучаемых объектов. (Кот и мышь — млекопитающие).
- Анализ — мысленное и фактическое разложение предмета изучения на составляющие части и исследование каждой по отдельности. (Разбор слова по составу).
- Синтез — мысленное и фактическое соединение частей предмета изучения в одно целое. (Исследование всех произведений Даниила Ивановича Хармса).
- Аналогия — выявление у изучаемого объекта качеств, похожих на качества другого объекта, и их изучение по этому сходству. (Решение примеров по образцу).
- Отвлечение (абстрагирование) — рассмотрение объекта с выделением только интересующих исследователя свойств. (Изучение кровообращения без учёта других систем организма).
Вы смотрели конспект «Виды знаний».
Источник