Наглядно чувственный образ целостной картины предмета

Виды знаний

Познание

— процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Знание — продукт познания.

Процесс познания

  • Субъект познания — это носитель познавательной активности
    (человек, общество)
  • Объект познания — это всё то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (познаваемый предмет, весь окружающий мир)
  • Условия познания — это материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы), информация, социальная среда,условия труда и т. д.

Виды познания

  1. Обыденное
  2. Научное
  3. Религиозное
  4. Мифологическое
  5. Художественное
  6. Социальное

Чувственное познание

Осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)

Формы:

  • Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
  • Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
  • Представление —чувственнонаглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств

Особенности чувственного познания:

  • Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.
  • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
  • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Рациональное познание

Присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления

Формы:

  • Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.
  • Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
  • Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:
    Индуктивное — умозаключение от частного к общему;
    Дедуктивное — умозаключение от общего к частному;
    Получаемое по аналогии.

Особенности рационального познания:

  • Опора на результаты чувственного познания.
  • Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов.
  • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Знание

— результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Источник

Наглядно чувственный образ целостной картины предмета

Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).

Определение Форма познания
А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании 1) ощущение
Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств 2) понятие
В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств 3) представление
Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления 4) умозаключение
Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения 5) восприятие

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, следовательно, ему соответствует свойство В.

Понятие — это форма мысли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках, следовательно, ему соответствует признак Г.

Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения, следовательно, ему соответствует признак А.

Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух суждений, называемых посылками, вытекает третье – вывод, следовательно, ему соответствует признак Д.

Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей, следовательно, ему соответствует признак Б.

Ответ: 35124
2 1 6 7 8 5 0

Источник

Виды знаний

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания

— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.

Вопросы для характеристики Чувственное познание
средства органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
формы
  1. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
  2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
  3. Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти
особенности

— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

Вопросы для характеристики Рациональное познание
средства мышление
формы
  1. Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
  2. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
  3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
особенности

внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Вопросы для характеристики Интуиция
средства озарение, наитие, прозрение
формы мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью
особенности
Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное — разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Источник

Наглядно чувственный образ целостной картины предмета

Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний

Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.

Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.

Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.

Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.

УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ

Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.

Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:

1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.

Формы чувственного познания:

  • ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
  • восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
  • представление — представление образа объекта познания.

2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.

Формы рационального познания:

  • понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
  • суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
  • вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.

  • Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
  • Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.

Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.

ФОРМЫ ЗНАНИЯ

Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.

  • Обыденно-практическое — основывается на личном опыте человека в его повседневной жизни. (Птицы летают с помощью крыльев).
  • Личностное — приобретается непосредственно отдельно взятой личностью и является её достоянием. (Соседского кота нельзя трогать).
  • Лженаучное — сознательное использование домыслов и предрассудков. (Все блондинки — глупые).
  • Антинаучное — даёт намеренное искажение реальной действительности. (Средние века воевали на танках).
  • Донаучное — прототип знания, составляющий основу для научного знания. (Всё большое состоит из мелких частей).
  • Паранаучное — не подтверждается научным знанием и идёт с ним вразрез. (В океане живут русалки).
  • Ненаучное — не соответствует научной картине мира, разрозненное и несистематизированное. (Земля плоская, потому что мы видим ровную линию горизонта).
  • Научное — соответствует истине. Объективная картина мира, существующая вне зависимости от человека. (Земля круглая).

КАЧЕСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  • систематичность: знание получается на основе неоднократно повторяющихся фактов;
  • структурированность: знание имеет чёткую систему, а не разбросано хаотично. Обоснованно и доказано;
  • методологическая обоснованность: знание приобретается при использовании научных методов, подходящих к ситуации;
  • независимость от субъекта выработки: знание лишено личностных оценок.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

1) Эмпирические.

  • Наблюдение — целенаправленное восприятие предметов и явлений со стороны, без вмешательства. (Миграция животных).
  • Эксперимент — изучение предметов и явлений в специально созданных условиях. (Поведение мышей в клетке с крысами).
  • Сравнение — сопоставление изучаемого объекта с другим для выявления общего и различного. (Сравнение тигра и льва).
  • Измерение — сопоставление изучаемого объекта с эталоном. (Измерение веса в килограммах).

2) Теоретические.

  • Обобщение — выделение общих черт у изучаемых объектов. (Кот и мышь — млекопитающие).
  • Анализ — мысленное и фактическое разложение предмета изучения на составляющие части и исследование каждой по отдельности. (Разбор слова по составу).
  • Синтез — мысленное и фактическое соединение частей предмета изучения в одно целое. (Исследование всех произведений Даниила Ивановича Хармса).
  • Аналогия — выявление у изучаемого объекта качеств, похожих на качества другого объекта, и их изучение по этому сходству. (Решение примеров по образцу).
  • Отвлечение (абстрагирование) — рассмотрение объекта с выделением только интересующих исследователя свойств. (Изучение кровообращения без учёта других систем организма).

Вы смотрели конспект «Виды знаний».

Источник

Оцените статью