- ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Методика исследования
- Антропоморфные скульптуры животных, олицетворяющие людские страхи
- Эмоциональный арт-конструктор
- Описание
- Назначение и сфера возможного использования методики
- Содержание теста и особенности работы с методикой
- Набор антропоморфных персонажей с изображением противоположных эмоциональных состояний
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методика исследования
Методика изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний разработана Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой и предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Данная методика направлена на исследование одного из компонентов социального познания – способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений.
Стимульный материал представлен в Приложении и включает 3 группы материалов:
· 6 портретных картинок с изображением определенного эмоционального состояния, а именно: 1) радость; 2) злость; 3) грусть; 4) страх; 5) удивление; 6) спокойствие (отдельные наборы для мальчиков и для девочек);
· 12 сюжетных картинок, на которых персонажи выражают определенное эмоциональное состояние (по 2 картинки на каждое из указанных выше эмоциональных состояний);
· 12 рассказов к сюжетным картинкам.
Порядок проведения. Исследование проходит индивидуально с каждым ребенком и включает две серии.
Задача, которая ставится экспериментатором в первой серии –категоризация эмоциональных состояний на портретных картинках. При этом ребенку последовательно показывают портретные картинки и предлагают следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты назовешь, какое настроение у мальчика (девочки), нарисованного(ой) на картинке, какие чувства он (она) испытывает».
Ребенку показывают последовательно все 6 портретных картинок и фиксируют ответы. При этом для мальчиков показывают набор портретных картинок с изображением мальчика, а для девочек – с изображением девочки. Этот прием, по нашему мнению, позволяет ребенку легче «вжиться» в образ той эмоции, которая изображена на портретной картинке, и позволит идентифицировать этот образ с эмоциями персонажей сюжетных картинок при выполнении заданий второй серии, т.е. создать своеобразный эталон эмоции, который будет «примеряться» к персонажам картинок.
Источник
Антропоморфные скульптуры животных, олицетворяющие людские страхи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Американская художница и скульптор Бет Кавенер Стичтер ( Beth Cavener Stichter ) лепит из глины удивительные фигуры антропоморфных животных, выражающих человеческие черты характера. Через эти образы художница изображает поведение людей в моменты эмоционального перенапряжения. Скульптуры воплощают в себе последствия человеческого страха, апатии, непонимания, агрессии.
Beth Cavener Stichter родилась в семье молекулярного биолога и учителя рисования. Поэтому обращаться с глиной ее учила мать, а отец прививал любовь к исследованию окружающего мира.
Как отмечает сама художница, в каждом человеке таятся примитивные животные инстинкты, которые только и «ждут» момента, чтобы вырваться наружу. Бессознательные движения, выраженные в скрещении рук, напряжении мышц, наклоне головы, порой могут сказать намного больше, чем обычные слова. Бет использует язык тела животных в качестве метафорического изображения психологических портретов людей.
Многие спрашивают художницу, как ей удается так изобразить анатомию животных, что каждое их движение передает какую-либо эмоцию. Бет только посмеивается в ответ. Если поставить рядом со скульптурами живую козу, то сразу будет видно, что в скульптурах что-то не так. При более детальном рассмотрении становится ясно, что ее фигуры – это те же человеческие тела, только облеченные в животную оболочку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Эмоциональный арт-конструктор
Арт-терапевтический комплекс, включающий в себя практическую технологию диагностики, психокоррекции и развития эмоциональной сферы у лиц разного возраста.
Добавить в избранное
Описание
Назначение и сфера возможного использования методики
Эмоциональный интеллект трактуется, как способность человека понимать свои чувства и чувства других людей, поддерживающая внутреннюю мотивацию в деятельности и отношениях, а также умение управлять эмоциональными проявлениями. Эмоциональный интеллект связан с умением оценивать и выражать эмоции, регулировать свои эмоциональные процессы в интересах интеллектуального и личностного роста, выступает важной предпосылкой продуктивной мыслительной деятельности. В более широком плане он определяется как способность человека к эффективной когнитивной переработке любой эмоциональной информации.
Эмоциональный Арт-конструктор опирается на многообразие средств и форм художественной экспрессии. Основным назначением методики является диагностика эмоциональной сферы, прежде всего, способности к восприятию эмоций и чувств. В качестве стимульного материала используются насыщенные эмоциональной информацией абстрактные живописные фоны и силуэты человеческих фигур. Результаты тестирования позволяют выявить уровень развития навыков эмоционального восприятия, эмпатии, художественно-образного мышления. Благодаря применению специально подобранных или нарисованных стимульных образов в виде фонов и фигур, насыщенности образов эмоциогенной информацией (символическими, цветовыми, психомоторными триггерами эмоций) осуществляется целенаправленное воздействие на «эмоциональный мозг», возникают эмоционально окрашенные фантазии, воспоминания, психомоторные реакции, дающие богатый материал для диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы.
Методика имеет следующие достоинства:
- Практичность и мобильность набора фигур и фонов. Его можно легко переносить, использовать, даже не имея специально оснащенного кабинета, как своеобразную «портативную студию».
- Используя готовые изображения, позволяет участникам занятий реализовать свои творческие возможности, создавать свои картины или целые серии картин, комбинировать готовые конструктивные элементы друг с другом и, в случае необходимости, дополнять готовые изображения новыми образами.
- Наличие готовых элементов позволяет включать в процесс творческой, игровой деятельности тех, кто испытывает затруднения в художественном самовыражении, жалуется на отсутствие творческой фантазии, склонен к интеллектуализации и рационализации, испытывает сопротивление в психотерапевтическом процессе.
- Использование готовых изобразительных элементов в качестве конструктивного материала и в сочетании с иными художественными средствами и образами, в том числе, созданными самими клиентами, позволяет также осваивать и использовать приемы современного искусства, развивая художественное мышление и способы творческого самовыражения клиентов.
- Использование стимульных фонов и фигур позволяет передавать как внешний, так и внутренний контекст, связанный не только с реальной, физической средой, но и состоянием, характером персонажей, их отношениями друг с другом – внутреннюю картину переживаний.
- Наличие силуэтов с изображениями людей, находящихся в разном состоянии, позволяет выявлять и развивать способность понимать «язык тела», телесные основы эмоционального восприятия, а также дополнять изобразительную деятельность техниками телесно-ориентированного, драматерапевтического и танцевально-двигательного характера, основанными на использовании психомоторной экспрессии, пантомимики.
- Возможность использования для совместной творческой и игровой деятельности двумя и более лицами – членами семьи, группы – в качестве особой символической среды, что создает дополнительные перспективы для диагностики, развития и коррекции семейных и групповых отношений.
Методика будет полезна психологам, психотерапевтами и другим помогающим специалистам, особенно тем, кто осуществляет программы арт-терапии и арт-педагогики. Эмоциональный арт-конструктор может быть использован не только в качестве инструмента экспериментально-психологического исследования эмоциональной сферы, но и значимого компонента программ лечебной, реабилитационной и профилактической, психообразовательной, арт-педагогической направленности.
Авторы методики:
- Копытин А. И. — доктор медицинских наук, председатель «Российской Арт-терапевтической ассоциации»
- Черенков Р. А. – художник, арт-терапевт
Содержание теста и особенности работы с методикой
Основным конструктивным принципом использования технологии «Эмоциональный арт-конструктор» является сочетание фигуры (фигур) и фона, представленных в виде готовых, а также создаваемых клиентами изобразительных элементов. Методика использует две основные категории (модуля) образных элементов – эмоциональные фоны и фигуры. Дополнительной, третьей категорией (модулем) образных элементов являются детали фотопортретов с лицами людей, выражающих разные эмоции и чувства. Данные три группы эмоциогенных стимулов дополняют друг друга и обеспечивают целостное и, в то же время, дифференцированное восприятие и выражение эмоций, их осознание и интеграцию.
При использовании с диагностической целью Эмоциональный арт-конструктор определяется как Тест художественно-эмоционального восприятия и включает два субтеста:
- Субтест «эмоциональные фоны» основан на представлении о визуальном пространстве картины как среде особого рода, в которой благодаря использованию разных средств художественной выразительности, а также ее реальных и символических элементов (в зависимости от жанра и стиля изображения) актуализируются и передаются характеристики эмоционального состояния.
- Субтест «эмоциональные фигуры» основан на использовании телесных, психомоторных средств эмоциональных экспрессии (выразительных движений) и фактически использует «грамматику» телесного языка, то есть наиболее типичные позы и жесты, передаваемые на силуэтах человеческих фигур и характеризующие разные эмоции и чувства.
При разработке теста учитывались современные психологические теории и классификации эмоций и чувств, соответствующие дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. На их основе был составлен список из одиннадцати эмоций: вина, гнев, грусть, интерес, нежность, отвращение, радость, раскаяние, страх, тревога, экстаз (восторг).
Тестирование может проводиться индивидуально или в группе. Методическое руководство включает описание процедуры и критериев психодиагностического применения теста художественно-эмоционального восприятия, сведения о его валидности и надежности. Описаны методики и программы, связанные с использованием технологии с целью коррекции и развития эмоциональной сферы у детей, подростков и взрослых с применением эмоционального арт-конструктора.
Для создания дополнительных возможностей по развитию эмоциональной сферы в методику включены:
- модуль для создания «эмоциональных портретов», позволяющий развивать способность воспринимать эмоции на основе мимических проявлений;
- специально подобранная коллекция музыкальных произведений, передающих разные эмоции и чувства;
- программа развития эмоциональной сферы для детей младшего школьного возраста;
- технология применения в развивающей работе с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра.
Источник
Набор антропоморфных персонажей с изображением противоположных эмоциональных состояний
ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ запись закреплена
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «МОНСТРИКИ ЧУВСТВ». КАК РАБОТАТЬ. УПРАЖНЕНИЯ И КАРТОЧКИ
Чтобы познакомить детей с эмоциями, а также скорректировать нарушения в эмоциональной сфере, применяйте на занятиях карточки и упражнения для работы по методике «Монстрики чувств».
Такие занятия можно проводить с дошкольниками индивидуально или в группе.
Методика «Монстрики чувств» Ю. Гох-Корона и К. Корона – это набор из карточек с изображением монстриков в разных эмоциональных состояниях. Основу для монстриков можно нарисовать на компьютере самим или использовать готовые карточки. Наборы карточек бывают от размера визитки до формата А5. Какие выбрать, зависит от задач.
Маленькие карточки удобны при индивидуальной работе, их можно взять с собой для работы с детьми в группе. Используйте для работы с карточкамиготовые упражнения из картотеки.
В каких ситуациях использовать методику
Методику «Монстрики чувств» можно использовать в психологической работе и играх с детьми с четырех лет. Эмоции на красочных картинках переданы точно, понятно. Ребенок воспринимает занятие как игру и легко идет на контакт.
Результат зависит от уровня развития самосознания ребенка, его воображения, способности к ассоциированию. Слово «монстр» употребляйте, когда ребенок понимает, что это значит. Если ребенок маленький, можно придумать вместе с ним другое название существам, которые изображены на карточках.
Инструкция. Скажите ребенку: «Здравствуй! Сегодня мы с тобой познакомимся с необычными существами. Согласен?» Покажите карточки и спросите: «Как ты думаешь, кто это?»
Используйте карточки в индивидуальной работе с ребенком, чтобы определить его ситуативное эмоциональное состояние, познакомить с эмоциями и способами их выражения, скорректировать у него негативные эмоциональные переживания, например, переживание утраты.
Также карточки подойдут для решения конфликтных ситуаций между ребенком и родителем, в групповой работе по развитию социальных навыков. Они помогут развивать эмоции и социальные навыки у детей с ранним детским аутизмом и психосоматическими заболеваниями.
Какие упражнения добавить к занятиям
Применяйте в работе с «Монстриками чувств» элементы арт-терапии: рисование, лепку. Если у ребенка ночные страхи, можно, например, использовать пособие «Набор укротителя монстров» Н. Львовой. Оно подходит для индивидуальной или групповой коррекционной работы с детьми от 5 лет.
Если в ходе наблюдений и коррекционной работы выявлены нарушения эмоциональной сферы, например, переживания страхов, вспышки злости, обидчивость, переживание утраты, предложите ему сочинить сказочную историю.
Этот способ создания терапевтической сказки Н.В. Буравцовой можно применять наряду с упражнением «История про монстриков».
Пусть ребенок выберет себе из карт-портретов монстрика, который переживает актуальные для него сейчас эмоции. Нужно сочинить историю о том, как герой научился справляться со своими эмоциями – страхом, обидой, злостью, гневом и др.
Затем от имени выбранного персонажа предложите ребенку рассказать о том, что пережил монстрик в тот момент и что чувствует сейчас.
Источник