Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов
Татьяна Щербакова
Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов
Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды
Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка,которая должна:
— Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.
— Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.
— Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.
— Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).
— Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.
— Быть абсолютно понятной родителям.
— Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.
— Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.
— Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.
Дополнительные эффекты наблюдения:
Наблюдение – это:
— проверка и воспитание своей объективности и проницательности,
— вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,
— формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,
— формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.
Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.
Дневник наблюдений за ребенком
Педагоги___ Группа___
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ возраст___
Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Дата наблюдения
Настроение утром,в течение дня
С кем и во что играл
Взаимоотношения ребенка с детьми
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Проблемы для обсуждения, предложения коллегам
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.
Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.
Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.
Вспыльчивость:В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.
Негативизм:В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.
Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность:В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.
Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость):Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.
Эмоциональная отгороженность:Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.
Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Дурашливость:Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.
Нерешительность:В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.
Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.
Страхи:Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.
Тревога:В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.
Скованность:В движениях: двигается скованно.
В речи: запинается в речи.
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.
Заторможенность:В познавательной активности: не знает, чем заняться.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам
В речи: говорит слишком тихо; медленно.
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность:Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.
В речи: часто использует местоимение «я».
Избегает умственных усилий:В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).
Дефицит внимания:Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.
Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: переспрашивает условия выполнения задания.
Двигательная расторможенность (гиперактивность):Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.
Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.
Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.
Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.
Речевая расторможенность:Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.
В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.
Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Застреваемость:В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.
Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.
Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.
Памятки по организации наблюдений с детьми дошкольного возраста Вот и наступило долгожданное время года-лето! Прекрасная пора для организации и проведения разносторонней работы с детьми в природе: наблюдений.
План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.
Источник
Карта наблюдения за поведением ребенка для составления запроса педагогу-психологу ДОУ
Оксана Клюева
Карта наблюдения за поведением ребенка для составления запроса педагогу-психологу ДОУ
Цель: формирование педагогом группы запроса педагогу-психологу исследования причин отклонений в поведении ребенка
Ф. И. О. ребенка ___
Дата заполнения «___» ___ 201__ г.
Кто заполнил ___
Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка
нарушений поведения В чем проявляется
Агрессивность Физическая: ломает игрушки, постройки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется.
Скрытая: щиплет других детей; говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый.
Вербальная: говорит обидные слова; замахивается, но не ударяет; пугает других.
Мимическая: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки – это реакция на ограничение действия, сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает сам себя, щиплет себя, просит его стукнуть.
Вспыльчивость В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать книгу, плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать ругательство.
Негативизм Физический: делает все наоборот, с трудом включается в коллективные игры.
Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: часто говорит «не хочу», «не буду», «нет»
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает агрессивно на конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает интересы и желания других детей; не уступает игрушки, очередь в играх.
Демонстративность Отворачивается спиной; стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятия, делая что-то не так, как надо; наблюдает за реакцией других.
(эмоциональная неустойчивость)Как реакция на препятствия: обижается при поражении в игре.
Мимическая: недовольное лицо, плач.
Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон.
Эмоциональная отгороженность Стремится уединиться, когда дети находятся все вместе; входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом, не замечая других; не использует речь как средство общения; когда говорит, его речь не обращена к собеседнику; не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает ее смысл; избегает смотреть в лицо собеседнику.
Нерешительность В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявления в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «наверное».
В физических действиях: боится прыгать с возвышения, избегает шумных игр в толпе детей.
Реакция на новизну: проявляет тормозные реакции.
Страхи Конкретные: страх собаки, темноты, пылесоса, отрицательных героев.
Реакции на новизну: боится входить в незнакомые помещения.
Социальные: страх новых людей, публичных выступлений, страх остаться одному.
Тревога В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: не может объяснить причину тревоги.
В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит.
Во взаимоотношениях с окружающими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе к взрослому.
Заторможенность В познавательной активности: не знает, чем заняться.
В речи: говорит слишком тихо.
Во время реакции: темп действий замедлен
Двигательная расторможенность (гиперактивность)Особенность планирования действий:поспешно планирует действия:
• избыточный темп и количество действий;
• действует раньше сигнала;
• встает на первой половине занятия;
• быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.
Речевая расторможенность • Темп речи убыстрен;
• говорит взахлеб, громко;
• перебивает, переговаривается на занятиях.
инструкций • Путает и пропускает последовательность действий по словесной инструкции;
• ориентируется на наглядный образец, а не на объяснения.
умственная и физическая работоспособность • Быстро устает на занятии;
• снижена познавательная активность;
• устает на прогулке;
• колеблющаяся работоспособность в течение дня.
Застреваемость • Рисует повторяющиеся элементы;
• навязчив в общении;
• повторяет одну фразу, просьбу многократно;
• долго помнит обиду;
• с трудом переключается.
Несерьезность • Смеется на замечания взрослого;
• похвала или порицание не оказывают значительных изменений в поведении ребенка;
• дурачится, передразнивает в движениях и т. п.
Результаты выражаются в баллах:
0 баллов никогда не наблюдается у ребенка, помощь взрослого для коррекции данного вида нарушений не требуется;
1 балл иногда наблюдается у ребенка. Ребенок овладевает собственным поведением почти без помощи взрослого;
2 балла часто проявляется. Ребенок требует значительной помощи взрослого в овладении социально приемлемым поведением;
3 балла наблюдается очень часто. Требуется значительное количество времени на овладение своим поведением. Взрослый оказывает лишь ситуативное влияние на поведение ребенка;
4 балла наблюдается непрерывно. Коррекционная работа взрослого очень неэффективна, не оказывает влияния на поведение ребенка.
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Памятка для родителей. Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению». Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы.
Анкета для родителей при поступлении в ДС Анкета №2 для родителей при поступлении в д/с[cut=Читать далее. ] Часть 1: 1. Ребёнок: А) фамилия, имя:.
Источник