Эмоциональная память
Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.
Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.
Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.
Определение
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.
В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.
Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.
Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».
Эмоциональная память в актерском искусстве
Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.
К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.
Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.
Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?
В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.
Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.
Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».
Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.
Отзывы и комментарии
Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.
Источник
Основы психологии
. Все наши мысли и размышления — это формы внутреннего диалога типа «с одной стороны … с другой стороны …»,
Основы психологии
Другие контрольные работы по предмету
Определите, к какой группе психических явлений — психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям — относится каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.
Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к родителям, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.
Психические процессы: воображение, запоминание, борьба мотивов, мышление, восприятие.
Психические состояния: утомление, ярость, любовь к родителям, страх, эмоциональная неустойчивость, эйфория, тревога.
Свойства личности: трусость, активность во время урока, характер, темперамент, способности.
Что из приведённого списка относится к психологическим фактам, что — к психологическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим и почему?
Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинации, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Психологические факты: поведение, низкая адаптация к темноте, бессонница, галлюцинации, творчество, обучаемость, идеалы, бесстрашие, иллюзия, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, трудолюбие, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.
Психологические явления: мышление, память, вера, эмпатия, способности, рефлексия, сон.
Колики в желудке, дыхание, зубная боль, озноб, потливость, голод относятся к физиологическим проявлениям.
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
1.Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.
.Человек не слышит, как муха ползёт по столу.
.При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
.Ориентировка слепых опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и вибрационные ощущения.
.Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.
1.высокий порог чувствительности
Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?
А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т.д.
Б. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца…. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. (Л.Н. Толстой. Война и мир, Собр. Соч. в 20 т., т.5, с.176)
В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчётам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.
Г. Во 2 классе учитель, показав детям репу, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету и форме. Потом учитель кладёт на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.
Учитель: Валя, тебе понравилась репа?
Ученица: Она вкусная.
Учитель: А редька?
Учитель проходит по рядам, даёт ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся.
Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. (А.П. Чехов).
Г является восприятием, т.к. в данном случае прослеживается свойство контактности.
Д является восприятием, т.к. здесь свойство предметности.
Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие — непроизвольного внимания?
а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.
б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная т относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчёта.
г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.
д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.
е) Использование определённых установок и психических состояний.
ж) Постановка значимых целей и задач деятельности.
Произвольное внимание: а, г, д, ж
Непроизвольное внимание: б, в, е,
Укажите, в какой их описанных ситуаций, имело место смысловое и в какой — механическое запоминание? По каким признакам вы это установили?
А. Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», — он тут же без труда рассказал этот эпизод.
Б. С.Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С.Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.
В ситуации А имело место смысловое запоминание, т.к. ученик запомнил яркий эпизод в биографии и ассоциировал его (эпизод) лишь одним словом и, следовательно, забыв этот эпизод, с помощью учителя, назвавшего лишь одно слово, он тут же его воспроизвёл.
А в ситуации Б имеет место механическое запоминание, т.к. человек просто заучил слова, не понимая их смысла.
Прочитайте характеристику ребёнка. Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.
Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.
У ребёнка преобладает логический вид мышления, т.к. он старается найти решение задач разными способами.
У ребёнка имеется склонность к математическим наукам, т.к. он без особого труда справляется с задачами по этому предмету.
Также преобладают такие качества как внимательность, упорство, целеустремлённость и настойчивость.
Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы — куда девались их задор и одержимость.
Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.
В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.
Г. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.
Д. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену…
Наташу! кричала она, отталкивая от себя окружающих.- Подите прочь все неправда! Убили! Ха-ха-ха! …. неправда!» (Л.Н. Толстой. Война и мир.)
А. Стресс, т.к. игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв, несумев защитить своих ворот во
Источник