Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по программе «Перспектива»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_obshchaemsya_s_okruzhayushchim_mirom.docx | 190.63 КБ |
kak_my_poznaem_mir.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Окружающий мир.
Тема: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств»
Цель : повторить и закрепить понятие «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.
Задачи: формировать и развивать у детей
- общепознавательные универсальные учебные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;
- коммуникативные универсальные учебные действия на основе взаимодействия друг с другом, участия в коллективном обсуждении, умения слушать одноклассников, вступать в диалог (работа в группах);
- регулятивные универсальные учебные действия (постановка детьми темы и целей урока, прогнозирование, оценка своей деятельности на уроке).
А как мы общаемся с миром?
На доске плакат с изображением человека, но без лица.
-Сегодня на урок к нам пришел человечек, но мне кажется он какой-то странный. Что вы видите в ней странного? Он считает, что они просто ему не нужны.
-А зачем они нужны человеку?
На этом уроке мы попробуем доказать, что он ошибается. Для этого мы станем исследователями и рассмотрим каждый из этих органов и узнаем, для чего они нужны.
Живет мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
— Что у меня в руке? (Мяч)
-Какого он размера? (Маленький)
— Какой по форме? (Круглый)
-Какого цвета? ( Синий)
— Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза)
Что можно определить с помощью глаз? Благодаря глазам мы можем читать, видеть красоту природы, различать цвет, размер и форму предмета.
Глаза – орган зрения. Это парный орган, у человека два глаза. У животных тоже есть глаза. Давайте посмотрим глаза разных животных.
Встречаются люди и животные, у которых глаза разного цвета .
Смог ли наш человечек все это увидеть? Конечно, нет. Давайте ему поможем и нарисуем орган зрения — глаза.
Информация, которую мы получаем с помощью зрения, называется зрительной.
Проделаем следующий опыт: закройте глаза
-Учитель рвет бумагу
— Что произошло? ( Порвали бумагу?)
-Учитель стучит по столу?
— Что произошло? ( Стук)
-Как вы догадались? ( Услышали)
— Какой орган в этом вам помог? (Уши)
Уши – орган слуха . Это парный орган, у людей два уха.С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Информация которую мы получаем с помощью слуха, называется слуховой.
У животных тоже есть уши. Посмотрите, какие уши каким животным принадлежат.
Дорисуйте нашему человечку уши – орган слуха. Благодаря ушам человек различает речь, слышит музыку, шорох листьев и пение птиц.
Проделаем следующий опыт: на тарелке у вас лежат дольки апельсина.
-Завяжите глаза и определите что это за предметы ? (кофе, апельсин, лук, чеснок). С помощью какого органа чувств вы это определили? (нос)
Сможете ли вы почувствовать их запах с помощью изученных органов чувств: слуха, зрения? (Нет)
-А какой орган чувств помогает вам почувствовать запах? ( Нос)
Нос – орган обоняния. Нос у человека один. Обоняние способность чувствовать запахи.
Информация, полученная с помощью носа , называется обонятельной
У животных тоже есть носы. Определим, каким животным принадлежат какие носы.
Через нос мы дышим, можем ощущать различные запахи: приятный и неприятный. Нос помогает также почувствовать запах гари.
Давайте нарисуем нашему человечку нос.
Беседа о языке.
-На подносе у вас стоят стаканы с водой соленой, кислой, сладкой, горячей холодной
— Можете ли вы , используя органы зрения, определить, в какая вода?(Нет)
— Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? ( Язык)
-Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)
Язык – орган вкуса. Он помогает человеку определить вкус пищи, а еще без языка человек не мог бы говорить. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета сладкая. А соль соленая.
Информация, полученная с помощью языка, называется вкусовой.
Разные участки языка воспринимают разные вкусы. Кончик языка – сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое.
Нарисуем нашему человечку ротик и язычок.
— Проведем следующий опыт
Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же определить, что лежит в мешочке? А сейчас с завязанными (мячик, кубик, шишка)
— Какой орган чувств помог вам определить предметы ? ( Кожа)
— Какой вывод можно сделать .( Кожа помогает определить предмет)
Кожа-орган осязания. Это чувство называется осязанием.
Информация , которую мы получаем, прикоснувшись к чему-либо, называется осязательной.
Нарисуем нашему человечку кожу.
Теперь наш человечек может тоже познавать окружающий мир с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка и кожи.
Эти органы и нам помогают узнать, что происходит в окружающем мире.
Источник
Анимированное занятие (Gif) на тему «Познание человеком окружающего мира» 1класс
«Познание человеком окружающего мира» 1класс
Тип занятия : комбинированный
формирование представлений об органах чувств человека.
Научатся: называть органы чувств
Метапредметные ( Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Принимать и осознавать роль органов чувств. Наблюдение, как способ получения ответов.
Основные понятия и определения
Органы чувств: глаза, уши, нос, языка и кожа.
Изучение нового материала
Познакомить учащихся с органами чувств человека.
Обрати внимание на расположение.
Покажи на своём теле, где находятся
Видео Познание человеком окружающего мира 1 класс
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире
Давайте познакомимся с очень необычным человечком, у которого нет ни глаз, ни носа, ни ушей, ни рта. Он считает, что они просто ему не нужны.
На этом занятии мы попробуем доказать, что он ошибается. Для этого мы отправимся в небольшое путешествие.
Мы с вами в лесу. Это поет соловей.
Малина — она красная, круглая, сочная, так и хочется ее съесть.
Давайте опишем камни. Они большие и маленькие, мокрые.
Вот перед нами дерево. Оно большое и шершавое.
Органы чувств человека
Мы узнали, что малина красная и сочная, камни большие и мокрые, а дерево шершавое. Мы слышали, как поет соловей. Что же помогло нам это все узнать? Глаза, уши, нос, язык и кожа – это органы чувств, с помощью которых человек познает мир..
Глаза – орган зрения
Живет мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
Глаза – орган зрения. Это парный орган, у человека два глаза. У животных тоже есть глаза. Давайте посмотрим глаза разных животных.
Встречаются люди и животные, у которых глаза разного цвета.
Что можно определить с помощью зрения? Благодаря глазам мы можем читать, видеть красоту природы, различать цвет, размер и форму предмета.
Смог ли наш человечек все это увидеть? Конечно, нет. Давайте ему поможем и нарисуем орган зрения — глаза.
Прослушайте звуки и определите, к какой картинке принадлежит этот звук.
Услышать эти звуки помогли вам уши.
Уши – орган слуха. Это парный орган, у людей два уха.
У животных тоже есть уши.
Нос – орган обоняния. Нос у человека один.
У животных тоже есть носы. Определим, каким животным принадлежат какие носы.
Через нос мы дышим, можем ощущать различные запахи: приятный и неприятный. Нос помогает также почувствовать запах гари.
Отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь. Это язык.
Язык – орган вкуса. Он помогает человеку определить вкус пищи, а еще без языка человек не мог бы говорить.
О чем расскажет нам язык?
О том, что лимон кислый.
Разные участки языка воспринимают разные вкусы. Кончик языка – сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое.
Кожа- орган осязания
Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же определить, что лежит в мешочке? Мы можем коснуться его рукой.
Вы ощутите что-то круглое. Возможно, это мячик.
Природа наделила нас еще одним помощником – органом осязания.
О чем расскажет наша кожа?
О том, что котенок пушистый.
Теперь наш человечек может тоже познавать окружающий мир с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка и кожи.
Эти органы и нам помогают узнать, что происходит в окружающем мире.
Проверка полученных знаний
Обрати внимание на расположение.
Покажи на своём теле, где находятся
Как человек познает окружающий мир. Видеоурок по окружающему миру 1 класс
Список рекомендованной литературы
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
Источник
Урок + презентация по окружающему миру «Органы чувств»
Выбранный для просмотра документ 5 Айболит.doc
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Выбранный для просмотра документ Органы чувств.doc
Урок окружающего мира
ТЕМА: «Наши помощники – органы чувств»
ЦЕЛИ: 1. Сформировать понятие «органы чувств».
2. Показать роль и специфику разных органов чувств.
3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы.
4. Прививать эстетический вкус в познании самого себя.
1. Для проведения опытов: листы цветной бумаги (красная и синяя); магнитофон (музыка); освежитель воздуха; стаканы с соленой и сладкой водой; корзина накрытая салфеткой в корзине лежит яблоко, конфетка и игрушка.
1. Организационный момент.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
(Дети садятся по местам)
А теперь улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
слайд №1
-Какое время года изображено на картине? (Поздняя осень.)
-По каким приметам вы определили, что это поздняя осень? (Дети называют приметы поздней осени.)
Поздняя осень, холодно. Так хочется тепла, солнышка. А вы хотите в лето? А давайте поколдуем. Закройте глаза. И начинаем считать: раз, два, три. Откройте глазки.
слайд№2
Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке землянику с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая земляника?
слайд№3
-Ягода красная, сладкая, ароматная.
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево?
слайд№4
-Ствол дерева шершавый.
А вот около речки увидели камни. Расскажите, какие они.
слайд№5
-Камень круглый и холодный.
-Что же нам помогает ощутить, почувствовать то, что нас окружает?
-Глаза, нос, руки, рот.
-Глаза, нос, руки, рот – это наши помощники, которые помогают нам чувствовать и узнавать предметы окружающего мира.
Прочитайте тему нашего урока.
слайд№6
3. Постановка учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы с вами узнаем о наших помощниках — органах чувств и какую работу они выполняют.
4. «Открытие» детьми новых знаний
– Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?
слайд№7
Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?
Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм.
Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь?
слайд№8
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной. (Глаза.)
Проведём исследование своих глаз.
Учитель показывает бумагу красного цвета.
-Что вы видите? (Красную бумагу.)
-А теперь закройте глаза.
Учитель показывает синюю бумагу.
-Что вы теперь видите? (Синюю бумагу.)
-Какой вывод можно сделать? (Глаза различают цвета.)
-Что ещё глаза помогают узнавать? (Форму, величину, движение.)
-Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.
После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?
– Глаза – это орган зрения.
слайд№9
С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
-Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.
– Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.
Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.
Слайд №10
Слайд№11
Так что глаза нам очень нужны.
Исследование органа слуха.
слайд№12
Учитель включает музыку
-Что вы услышали? (Музыку)
– Речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все это почувствовать? (Уши)
– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? – Правильно.
слайд №13
Ведь и уши нам нужны.
— Ребята, как сохранить здоровым этот орган?
Исследование органа обоняния.
слайд №14
-А теперь закройте глаза.
Учитель брызгает освежителем воздуха
-Что вы чувствуете? (Приятный запах.)
-Чем вы почувствовали приятный запах? (Носом.)
– А умение человека различать запахи получило название обоняние.
– Кто сможет дать научное определение?
Слайд №15
– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.
слайд №16
На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, лапками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт-привет!
Исследование органа вкуса.
Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.
Слайд№17
(Учащимся выдаются два стакана с водой: соленой, сладкой.)
– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?
– Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус.
Попробуйте на вкус воду. Что можете сказать?
– Какой орган чувств помог вам в этом? (язык)
– Дайте научное определение этому органу.
слайд№18
Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слух
Исследование органа осязания.
слайд №19
Игра «Узнай, что в корзинке».
Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке.
( конфетка, игрушка, яблоко)
Корзинка закрыта салфеткой.
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук, на ощупь)
-При этом нам помогла кожа.
– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
слайд №20
Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.
– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?
– Теперь дадим их общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону табличек) – это все органы, а это – чувства (показывает на правую сторону).
Какими органами чувств вы познакомились на уроке?
Слайд №22
Проверим свои исследования по учебнику стр.54 правило
5. Закрепление пройденного.
Рабочая тетрадь стр. 22 №1
Дорисуйте органы чувств, которые необходимы человеку:
1) Слушает музыку. Какой орган чувств дорисуете? (Уши)
2) Рассматривает картину. Какой орган чувств вы дорисуете? (Глаза)
3) Нюхает цветы. Какой орган чувств вы нарисуете следующему человеку? (Нос).
— Сколько органов чувств вы знаете?
Слайд №23
Слайд №24
Слайд №25
Кто к нам пришёл в гости? (Доктор Айболит)
-Что же он нам советует? Читаем хором:
«БЕРЕГИ СВОИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
Доктор Айболит принёс 5 тем, кто хорошо работал.
Источник