- Гордость глупое чувство. Леонид Юзефович встретился со своими читателями
- Профессиональная акклиматизация
- Об общих словах
- «Всё то, что существует долго, должно быть»
- Швамбрандия или реальность?
- О духах и собаках
- «Мы должны понять, чего человек хотел»
- О враге радикализма
- «Только не гордость»
- «Собираюсь составить антологию стихов о Гражданской войне»
- О «своём» жанре
- О профессиональной идентичности
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
Гордость глупое чувство. Леонид Юзефович встретился со своими читателями
«Тут есть люди, которых я знаю очень давно. Здесь в зале присутствуют даже мои ученики со своими детьми», — начал свою творческую встречу Леонид Юзефович. Она прошла 18 сентября во время «Флаэртианы», где писатель является председателем жюри международного конкурса фестиваля. Всё было больше похоже на встречу выпускников школы № 9 — почувствовать эту атмосферу можно было только там, но даже после таких событий остаются истории. Вот некоторые из них.
Профессиональная акклиматизация
Воображение у писателей мощное, да? И связанное с эмоциями. Маркесу однажды журналист сказал: «Вот вы писатели, вы интеллектуалы. » Тот его гневно оборвал, сказав: «Мы не интеллектуалы. Мы эмоционалы». На самом деле, я не настоящий интеллектуал. Я, конечно, эмоционал, поэтому я всё прекрасно понимаю. Но я могу объяснить, как я защищаюсь от своего материала, пишу свои книги по многу лет и акклиматизируюсь.
Когда я начал собирать материал для «Зимней дороги» в 1997 году и первый раз поехал в Новосибирск, где работал в архиве военной прокуратуры, хотя это, конечно, было нарушением всех законов, мне там выдали эти документы. И недавно я был в Новосибирске, и встретил одного из тех полковников, которые тогда выдали мне эти бумаги. Это было мне очень приятно. Но если бы я писал сегодня про Сахару, а завтра про Якутию, то, наверное, это бы сильно расшатало мой иммунитет.
Фото: Диана Корсакова
Об общих словах
Я сегодня должен был пойти на похороны, но, к сожалению, не смог быть. Учительница истории школы № 9 Ольга Николаевна Попова, которую я очень любил, умерла. Она меня научила некоторым важным вещам. Вот я помню, когда я только пришёл работать в ту школу, мне было 26 лет, и до этого я никогда не работал в школе, только на практике был. По дурости тогда спросил её: «Ольга Николаевна, а вам не надоедает каждый год говорить одно и то же?» Она так на меня посмотрела и сказал: «Лёня, одного и того же не бывает. Дети-то ведь разные». И это большая педагогическая мудрость. Вообще, некоторые вещи только в старости понимаешь. Мы были вчера в гостях и я говорю другу: «Вот я прожил уже жизнь и я понимаю, что без труда-то рыбку из пруда не выловишь». А в юности это кажется какой-то скучной совершенно ненужной прописной истиной.
На самом деле, когда ты все эти общие слова насыщаешь собственным опытом, они очень много значат.
«Всё то, что существует долго, должно быть»
Я вообще считаю, что где что существует там и должно быть. Длительность существования это оправдание существования. Всё то, что существует долго, должно существовать, иначе в этом не было бы смысла.
Фото: Диана Корсакова
Швамбрандия или реальность?
Я всегда писал не только художественную прозу, но и документальную. Это другая степень приближения к реальности. И документальная проза, и документальное кино, и художественная проза всё равно не могут выразить реальность полностью. Она невыразима, неотобразима, она «вещь в себе». Но какая-то степень приближения есть, и главное есть намерение. Хочешь ты выразить реальность, или хочешь придумать какую-нибудь Швамбрандию? Вот писатели и кинематографисты, мне кажется, делятся и по этому параметру. Я сам отношусь к тем, кто хочет отобразить реальность. И документальное кино мне близко, потому что, конечно, там тоже существуют монтаж, игра. Но всё-таки куски берутся из жизни, и мне очень нравится то документальное кино, где нет отрепетированных сцен. А сейчас в документальном кино это тоже есть.
О духах и собаках
Я всегда рассказываю одну притчу, где китайский император призывает к себе знаменитого художника, и. Ну, знаете, власть имущие часто хотят поговорить с людьми искусства, но о чём говорить, толком не знают. Поэтому он задаёт художнику два вопроса. Он спрашивает его: «Скажи, пожалуйста, что труднее всего рисовать?» Художник отвечает: «Лошадей и собак». Тогда император спрашивает: «А что легче всего поддаётся изображению?» Художник говорит: « А легче всего демоны и духи умерших». Потому что их никто не видел никак не проверить, а лошадей и собак видели все.
Вот, мне кажется, художники делятся на тех, кто изображает демонов и духов умерших, и тех, кто хочет нарисовать лошадей и собак. И вот на этом фестивале всё-таки, больше тех, кто рисует лошадей и собак.
«Мы должны понять, чего человек хотел»
Когда долго живёшь, начинаешь понимать, что у нас есть только один способ ценить человека. Вот говорят, что благими намерениями дорога в ад вымощена. Но на самом деле мы можем ценить человека только по его намерениям. Потому что жизнь вмешивается, и мало ли что там дальше будет мы должны понять, чего человек хотел. И этому, в общем-то, с возрастом научаешься. Оценивать важно не только по результату, но и по намерению.
Фото: Диана Корсакова
О враге радикализма
Я за пестроту. Один мой знакомый был в Пермском краеведческом музее, там он увидел, что одна витрина про Великого князя Михаила Александровича Романова, а другая про Борчанинова и ещё кого-то. Он приехал возмущённый: «Что это такое?! Нужно решить, за кого мы!» Не нужно решать. Любой эклектизм враг радикализма и друг компромисса. Чистая идеология плодит радикалов. Никто за эклектические идеи не будет другого человека убивать.
«Только не гордость»
Мне далеко не всё нравится, что происходит в нашей стране, и, тем не менее, моё чувство патриотизма как-то обострилось, я скорее стал большим патриотом, чем был раньше. Я много где был и вижу нашу отдельность, непохожесть на других.
В этом году для «Тотального диктанта» я писал текст про три важных для меня города и три реки: Пермь и Кама, Петербург и Нева, Улан-Удэ и Селенга. Там нет никакой политики, но есть ощущение особости этих городов и нашего мира. Даже здесь (на «Флаэртиане» Прим. ред.) я смотрю картины и вижу, что мы другие. Один писатель сказал: «Если ты гордишься победой в Великой Отечественной войне, то должен стыдиться сталинских лагерей» абсолютно неверная формулировка. Это вызывает не чувство стыда, а, скорее, боли. И гордость смешана с болью. Я недавно был в Ясной Поляне на диспуте, и там один историк сказал, что мы должны гордиться своей историей. Мне кажется, это очень примитивная формулировка если вы перенесёте её на жизнь своих родителей, то увидите, что мы же не гордимся их жизнью. Мы чувствуем сопереживание, любовь, но только не гордость. Гордость глупое чувство.
«Собираюсь составить антологию стихов о Гражданской войне»
В юности я переводил с английского стихи. Мои переводы американских поэтов печатались в газете областного комитета ВЛКСМ «Молодая гвардия». Сейчас это сложно себе представить, но такое было. Вы знаете, я давно собираюсь составить антологию стихов о Гражданской войне. Я стал выкладывать стихи в «Фейсбуке», и мне присылали стихи современных поэтов. Пермский историк Андрей Кудрин прислал совершенно замечательное стихотворение «Доброволец» о том, как белые входят в Пермь. Если я составлю сборник, то это стихотворение туда включу, но там будут стихи и современных, и советских, и эмигрантских поэтов, но больше всего стихов поэтов того времени участников событий.
Фото: Диана Корсакова
О «своём» жанре
Я тешу себя надеждой, что в моём жанре больше никто не работает. Мне один человек сказал, что я сочетаю историчность, документальность с поэтичностью. Это довольно сложный микс. Мне кажется, это не так просто повторить, но, конечно, и историки, и писатели есть замечательные. Алексей Иванов работает в жанре сочетания историзма и поэтичности. Мне очень понравилась его предпоследняя книга нон-фикшн «Вилы» о пугачёвском бунте.
Я очень не люблю те исторические романы, претендующие на воссоздание реальности это очень сложно, и исторический роман в таком случае не тот инструмент. Нельзя изучать историю по историческим романам. Они начинаются за пределами памяти трёх поколений. Успех акции «Бессмертный полк» связан с тем, что это ещё не история, а очень живые воспоминания.
О профессиональной идентичности
Мы смотрели фильм «В ожидании жирафа» о директоре зоопарка в Палестине и его контактах с израильским коллегой, хотя между их странами конфликт, который не имеет решения. В таких ситуациях солидарность профессионалов это тоже идентичность. У меня есть идентичность историка и идентичность литератора. Профессиональная идентичность очень важна и может быть даже сильнее национальной.
- Рецензию на экранизированную повесть Леонида Юзефовича «Контрибуция» читайте в материале Григория Ноговицына.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник