Музыкальный темперамент что это
Автор: Елагина Ольга Сергеевна
Организация: МБОУ ДОД «ДМШ»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун
Темперамент — это врожденные свойства человека. Показатель силы, подвижности, уравновешенности личности. Темперамент проявляется в том, как человек говорит, слушает, смотрит на интересующий его предмет, как отвечает на вопросы.
Музыкальное искусство в присущих только для него своеобразных видах и формах выражает мысли, чувства, стремления, эмоции человека, а также отражает в музыкально-художественных жанрах, образах различие человеческих темпераментов. Эти различия зависят от жанра, формы, видов музыкальной деятельности, содержания музыкального произведения.
Индивидуальную особенность динамических проявлений психики мы называем — темпераментом.
Скорость протекания психических процессов выражается в темпераменте человека. Различие темпераментов можно характеризовать качеством протекания этих процессов.
В музыкальном искусстве сочетание различных темпов, динамики, характера, как в самом произведении, так и в момент его исполнения придает ему особую красочность, колоритность. В музыке очень важно темпераментное исполнение произведения, что значительно активизирует слушательское восприятие. Характер произведения во многом зависит от темперамента композитора от его душевного состояния.
Черты сангвинического темперамента мы находим у многих выдающихся личностей. В монографии немецкого музыковеда Германа Аберта о жизни и творчестве Моцарта, исследователь отмечает простодушие, доверчивость и даже беспомощность Моцарта в общении с людьми. По своей природе он был жизнерадостным и общительным, о чем может свидетельствовать светлый характер его творчества. Вот строки его письма к отцу: «… никто из тех, кто меня знает, не может сказать, чтобы в обществе я был угрюмым и печальным. За блаженство сие я каждый день благодарю моего творца и сердечно желаю того же и ближним моим»
В музыкальном обучении учащиеся сангвиники хорошо контактируют с педагогом, активны в общении легко приспосабливаются, ко всякого рода трудностям и неожиданностям. Перед ответственным выступлением много и увлеченно занимаются, после выступления с трудом преодолевают свое нерабочее состояние. Сангвиники охотно ищут применение своим творческим силам, проявляют инициативу в организации своих выступлений, но им быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Гибко адаптируются к непривычным условиям работы. Неудачи переносят относительно легко.
Чертами холерического темперамента обладал венгерский композитор Ференц Лист. Он поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа знаменитый немецкий поэт Г.Гейне, упрекал его в том, что его пальцы нередко « слишком бешено носятся по клавишам». Гейне называл Листа «Аттилой» — именем одного из предводителей воинственного пламени гуннов, «божьим бичом всех «эраровских» роялей, которые трепетали при одной вести о его прибытии, а в настоящую минуту снова дрожат, истекают кровью и визжат под его пальцами, так что за них можно было бы вступиться Обществу покровительства животных». Другой критик так отзывался о концертах Листа: « После концерта он стоит, словно победитель на поле сражения…. Покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развиваются как флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах». Лист был гениален в своем реформаторстве пианизма. «Грозы» — моя специальность признавался Лист.
В музыкальной деятельности исполнители холерики быстро схватывают новый материал, но столь же быстро его забывают. Изучая произведения, прилагают максимум усилия для достижения органического единства эмоционального и рационального начал. В исполнительской интерпретации ярко проявляется волевое начало. Пение и игра холериков, как правило, отличается высоким артистизмом. Понравившееся произведение стремятся исполнить ярко с блеском. Часто испытывают трудности при ритмической организации музыкального материала: имеют склонность к ускорению темпа, сокращению пауз, недосчитыванию крупных длительностей. Тяжело переживают неудачные выступления.
Черты флегматического темперамента мы находим у С.В Рахманинова. Говоря о внешнем облике Рахманинова, отметим, что почти все знавшие его отмечали строгость выражения его лица, величественную осанку высокой фигуры, твердую неспешную походку. Уже в молодости проявлялась независимость Рахманинова от мнения окружающих. Так, на одном из ученических концертов в консерватории он исполнял свой «Первый фортепианный концерт». Ректор консерватории В.И.Сафонов, обыкновенно дирижировал произведениями своих учеников, особенно с ними не церемонился и бессердечно переделывал их композиции, внося поправки и сокращения. Учащиеся консерватории обычно не смели противоречить маститому мэтру и легко соглашались с его поправками и замечаниями. Но с Рахманиновым подобные вещи не проходили. Он не только категорически отказывался от переделок, но еще имел смелость останавливать ректора консерватории, указывая ему на репетиции на неверный темп или нюанс. Незаурядный талант Рахманинова был настолько очевиден, что даже всесильный Сафонов, вынужден был ему подчиниться. Современники отмечали у Рахманинова отгороженность от окружающих: «Как и обычно, Рахманинов казался несколько сдержанным, как если бы между ним и остальным миром существовала стена, — может быть, незаметная, но все же стена.». В отношениях с близкими людьми Рахманинов был принципиален, а к своему композиторскому и исполнительскому мастерству – строг и требователен. Тщательная отделка всего того, что Рахманинов сочинял и исполнял, упорство в достижении желаемого результата помогли ему внести большой вклад в мировую музыкальную культуру.
В музыкально-педагогической практике медлительные флегматичные учащиеся, своего рода «тугодумы». Они трудны в работе тем, что эмоционально мало восприимчивы и от них трудно добиться глубокого и яркого исполнения. Новое музыкальное произведение осваивается ими медленно. У них относительно небогатая шкала динамических оттенков, им часто недостает артистизма в исполнении, иногда они незаметно для себя замедляют темп. Чувствуют себя скованно, когда вынуждены обращаться к непривычному композиторскому языку. Не проявляют инициативу в организации своих выступлений. Предпочитают не менять партнеров по ансамблю. Работают методично, спокойно. Охотно опираются на ранее приобретенные исполнительские навыки. Флегматики менее других подвержены негативным формам эстрадного волнения.
Черты меланхолического темперамента мы находим в личности выдающегося композитора Ф.Шопена. Он отличался тонким лиризмом, своим неподражаемым звучанием piano. Шопен требовал от своих учеников, чтобы в игре была «энергия без грубости». При этом резкий звук был для него невыносим. В своей известной книге о Шопене Ференц Лист говорил про него: «Он отвергал неистовую и необузданную сторону романтизма, ему были невыносимы ошеломляющие эффекты и безумные излишества». Также черты меланхолического темперамента с присущими ему переживаниями грусти, склонность к одиночеству, деликатность и простотой в общении находим в личности П.И.Чайковского. Вот как сам композитор характеризует себя в письме к фон-Мекк из Парижа в 1879г:
«Всю мою жизнь я был мучеником обязательных отношений к людям. По природе я дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым для меня источником сильнейших нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может это доведенная до мании застенчивость, быть может, это полнейшее отсутствие потребности в общении, быть может — ложный страх показаться не тем, что я есть, быть может, неумение без усилия над собой говорить не то, что думаешь (а без этого никакое первое знакомство невозможно), словом я не знаю, что это такое, но только пока я по-своему положению не мог избегать встреч,- я с людьми встречался, притворялся, что нахожу в этом удовольствие, по необходимости разыгрывал ту или иную роль (ибо, живя в обществе, нет ни малейшей возможности обойтись без этого) и невероятно терзался. Единственный бог знает, сколько я страдал и от этого. Ни разу в жизни я не сделал ни единого шага, чтобы сделать знакомство с тою или другою интересной личностью. А если это случалось само собою, по необходимости, то я всегда не выносил только разочарование, тоску и утомление.
П.И. Чайковский до смерти боялся публичных выступлений, никогда не выступал на публике как пианист, в течение долгих лет не мог заставить себя выйти к дирижерскому пульту и только к концу жизни, после смерти Антона Рубинштейна, бывшего бессменным дирижером его произведений, вынужден это сделать. Поначалу дебюты были не совсем удачны, но, в конце концов, Чайковский приобрел необходимый опыт, сумел побороть природную робость, застенчивость и добился блестящего дирижирования своих собственных произведений.
В музыкальной деятельности меланхолики, как правило, очень тщательно прорабатывают детали исполнения, много внимания уделяют подробностям интерпретации. Эти учащиеся легко утомляются, очень чувствительны ко всяким внешним помехам. Повышенная чувствительность обуславливает их тяготение к лирическим произведениям.
- Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1924. 115с.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. 215с.
- Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. 44с.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-XXI 1997. 85с.
- Выготский Л.В. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 347с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. 46с.
- Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1953.
Источник
Музыкальный темперамент — Musical temperament
В музыкальной настройке , темперамент представляет собой система настройки , что немного ухудшает чистые интервалы только интонации для удовлетворения других требований. Большинство современных западных музыкальных инструментов настроены по системе равномерного темперамента . Закалка — это процесс изменения размера интервала, делая его более узким или более широким, чем чистый. «Любой план, который описывает корректировку размеров некоторых или всех двенадцати пятых интервалов в круге квинт, чтобы они соответствовали чистым октавам и производили определенные размеры основных третей , называется темпераментом. . »Темперамент особенно важен для клавишных инструментов, которые обычно позволяют исполнителю играть только высоту звука, назначенную различным клавишам, и не имеют возможности изменить высоту ноты при исполнении. Исторически сложилось так, что использование только интонации , пифагорейской настройки и Значение одной темперации означало, что такие инструменты могут звучать «гармонично» в одной или нескольких тональностях, но тогда будут иметь больший диссонанс в других тональностях.
Аномальный аккорд — это,] аккорд, содержащий интервал, который был сделан очень резким или плоским при темперировании гаммы для инструментов с фиксированной высотой звука.
Развитие хорошего темперамента позволило инструментам с фиксированным шагом играть достаточно хорошо во всех тональностях. Знаменитый « Хорошо темперированный клавир » Иоганна Себастьяна Баха в полной мере использует этот прорыв: пьесы написаны во всех 24 мажорных и минорных тональностях. Однако, хотя неприятных интервалов (таких как интервал волка ) удалось избежать, размеры интервалов по-прежнему не совпадали между ключами, и поэтому каждая клавиша по-прежнему имела свой собственный характер. Это изменение привело в 18 веке к увеличению использования одинаковой темперации , в которой соотношение частот между каждой парой соседних нот на клавиатуре было уравновешенным, что позволило переносить музыку между клавишами без изменения отношения между нотами.
СОДЕРЖАНИЕ
Определение
Темперамент в музыке, приспособление или корректировка несовершенных звуков путем переноса части их дефектов на более совершенные, чтобы в некоторой степени исправить ложные интервалы тех инструментов, звуки которых фиксированы; как орган, клавесин, фортепьяно и т. д.
Темперамент — это то, что итальянцы называют соучастием , или system temperato , потому что он основан на температуре; то есть при уменьшении одних интервалов и увеличении других, благодаря чему он принимает участие в диатонической и хроматической системах.
« Темперамент» относится к различным системам настройки для подразделения октавы », четыре основных системы настройки — это пифагорейская настройка, простая интонация, темперамент среднего тона и равномерный темперамент. В только интонации , каждый интервал между двумя смолами соответствуют к целому числу соотношения между их частотами , что позволяет интервалы варьирование от самого высокого к консонансу высокого диссонирующему. Например, 660 Гц / 440 Гц (соотношение 3: 2) составляет квинту, а 880 Гц / 440 Гц (2: 1) октаву. Такие интервалы (называемые «просто») обладают стабильностью или чистотой звука при одновременном воспроизведении (при условии, что они воспроизводятся с использованием тембров с гармоническими частями). Если один из этих тонов слегка отрегулирован для отклонения от правильного интервала, тренированное ухо может обнаружить это изменение по присутствию ударов , которые представляют собой периодические колебания в интенсивности ноты. Если, например, два звуковых сигнала с частотами, которые меняются всего на 0,5 Гц, воспроизводятся одновременно, оба сигнала будут сдвинуты по фазе с очень небольшим запасом, создавая периодические колебания интенсивности окончательного звука (вызванные наложением обоих сигналов). сигналов) с периодом повторения 2 секунды (согласно уравнению Tr = 1 / Δf , Tr — период повторения, а Δf — разность частот между обоими сигналами), потому что амплитуда сигналов находится только в фазе, и, следовательно, имеет максимальное значение наложения один раз за каждый период повторения.
Акустическая физика
При игре на музыкальном инструменте с гармоническими обертонами ухо слышит составную форму волны, которая включает основную частоту (например, 440 Гц) и эти обертоны (880 Гц, 1320 Гц, 1760 Гц и т. Д.) — серию простых интервалов. Форма сигнала такого тона (как показано на осциллографе) характеризуется формой, которая сложна по сравнению с простой (синусоидальной) формой сигнала, но остается периодической. Когда два тона отклоняются от точных целочисленных соотношений, форма волны становится неустойчивой — явление, которое можно описать как дестабилизацию. По мере того как составной сигнал становится более неустойчивым, консонанс интервала также изменяется.
Темперамент в музыке
Темперирование интервала включает в себя преднамеренное использование таких незначительных корректировок (принятие соответствующей дестабилизации), чтобы задействовать музыкальные возможности, которые непрактичны при использовании только интонации. Наиболее широко известный пример этого — использование одинаковой темперации для решения проблем более старых темпераментов, что позволяет согласованно настраивать клавиатуру и ладовые инструменты и позволяет музыкальную композицию и модуляцию между различными клавишами.
Срединный темперамент
До того, как темперамент Meantone стал широко использоваться в эпоху Возрождения , наиболее часто используемой системой настройки была настройка Пифагора . Пифагорейская настройка была системой простой интонации, которая настраивала каждую ноту шкалы от последовательности чистых совершенных квинт . До тех пор это было вполне подходящим для большей части гармонической практики ( см .: Квартальная гармония ), но в эпоху Возрождения музыканты хотели гораздо больше использовать терцианскую гармонию . Главная треть перестройки Пифагора отличалась от всего основной трети на величину , известную как синтонная запятая , который музыканты времени нашли раздражает.
Их решение, изложенное Пьетро Ароном в начале 16 века и именуемое средним темпераментом (или четверть запятой означало один темперамент), заключалось в том, чтобы уменьшить интервал идеальной квинты, немного более узкий, чем в простой интонации, и затем действовать во многом как Пифагорейская настройка, но с использованием этой закаленной пятой части вместо единственной. При правильном темперировании синтоническая запятая удаляется из основных третей, делая их справедливыми. Этот компромисс, однако, оставляет все пятые в этой системе настройки с небольшим биением . Однако, поскольку последовательность из четырех пятых составляет одну треть, этот эффект биения на пятых составляет только одну четверть, чем эффект биения на трети пифагорейской настройки, поэтому музыканты эпохи Возрождения сочли это очень приемлемым компромиссом.
Пифагорейская настройка также имела вторую проблему, которая означала, что один темперамент не решает проблему, а именно проблему модуляции ( см. Ниже ), которая ограничена, потому что оба имеют разорванный круг квинтов . Серия из 12 квинт, как в пифагорейской настройке, не возвращает исходную высоту звука, а отличается пифагорейской запятой , что делает эту тональную область системы более или менее непригодной для использования. В среднем темпераменте этот эффект еще более выражен (пятая часть над разрывом круга известна как интервал Вольфа , поскольку его интенсивное биение сравнивалось с «вой»). Использование 53 одинаковых темпераментов дает решение для пифагорейской настройки и 31 одинаковых темпераментов для Meantone.
Хороший темперамент и ровный темперамент
Проблема простой интонации состоит в том, что она не может модулироваться на другую тональность (очень распространенное средство выражения на протяжении всего периода обычной музыкальной практики ) без отбрасывания многих тонов, использованных в предыдущей тональности, таким образом, для каждой тональности, которую музыкант хочет модулировать, инструмент должен предоставить ему или ей еще несколько струн , ладов или отверстий. При создании инструмента это может быть очень непрактично.
Хороший темперамент — это название, данное множеству различных систем темперамента, которые использовались для решения этой проблемы, в которых одни клавиши более созвучны, чем другие, но можно использовать все. Это явление порождает бесконечное количество оттенков ключевых цветов, которые теряются в современной стандартной версии: 12-тональная равная темперация (12-TET). В отличие от темперамента Meanone , который изменяет пятую часть, чтобы «смягчить» синтонную запятую, 12-TET смягчает пифагорейскую запятую , создавая таким образом цикл квинт, который повторяется ровно через 12 шагов. Это позволяло интервалам третичной гармонии , третям и квинтам, быть довольно близкими к их точным аналогам (квинты почти незаметно биения, трети немного мягче, чем синтонное биение пифагорейской настройки), при этом давая свободу модуляции на любую тональность. и с помощью различных средств (например, однотональной и энгармонической модуляции, см. модуляцию ). Эта свобода модуляции также позволила существенно использовать более отдаленные гармонические отношения, такие как неаполитанский аккорд , который стал очень важным для композиторов- романтиков в 19 веке.
Источник