Музыкальный слух ладовое чувство

Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста

Елена Кучерова
Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста

Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда. Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).

Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

Восприятие выразительной сущности регистров в процессе слушания произведений (например, «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).

Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительной сущности направления движения мелодии (например, при пении прибауток, музыкальных загадок).

— Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V и III, I и III и т. д.) на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковых инструментов.

— Формирование представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам, например русские народные песни «Кукушка», «Лиса»).

— Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средств отражения света и тени, радости и горя (при многих, однако, отклонениях от этих сравнений). Примером может служить пьеса Д. Кабалевского «Клоуны».

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.

Наглядные пособия и настольные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто используются настольные игры типа лото, в которых дети, слушая музыку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой карточкой на большой (например, с изображением разного состояния природы, созвучного настроению музыки). Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведения, определение жанра. Могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные, в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения. Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

Для развития у детей ладового чувства необходимо:

— отбирать такой музыкальный материал, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

— использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

— устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов музыкальной деятельности на каждом занятии.

Воспитание и подготовка ребенка к жизни через развитие его внутреннего потенциала и выявление его способностей В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений образовательных учреждений нашего города, в том.

Социально-коммуникативное развитие через патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Читайте также:  Улыбнись это тебе для отличного настроения

Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие.

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель:.

Музыкальное развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Музыкальное развлечение для детей младшего возраста «Весенняя капель» Задачи: закрепление знаний о сезонных изменениях в природе на основе.

Развлечение «Игрушки». Влияние мелкой моторики на музыкальное развитие детей дошкольного возраста Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Игрушки». Цель: приобщить детей к музыкальному искусству через знакомство с циклом.

Воспитание и развитие детей раннего возраста Воспитание и развитие детей раннего возраста Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства» Воздух и его свойства Занятие для детей старшего дошкольного возраста Шилова И. В. Воспитатель МБДОУ «Ильинский детский сад» комбинированного.

Источник

Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности

Евдокия Шевцова
Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности

Шевцова Евдокия Валентиновна

музыкальный руководитель ГБДОУ

детский сад № 105 Адмиралтейского района СПб

I. Введение. Значение дошкольного возраста для формирования музыкальных способностей ребенка.

II. Основная часть. Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

IV. Список литературы.

«Если дружат музыка и дети,

Ничего прекрасней нет на свете!»

М. С. Пляцковский.

Мир музыки — эмоциональная сфера психики человека. Самые гуманные чувства — сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости — музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям, формирует чувства и нравственные качества будущего гражданина.

Перед каждым человеком постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и, вместе с тем, практическая возможность их удовлетворения оказывается зависимой от наличия способностей и умений. Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной.

Музыкальные способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода, обучаемость в области музыки.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Музыкальность напрямую не зависит от сенсорных способностей, например, от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности.

К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки.

Мажор и минор – главные лады, основа европейской музыки. Ознакомить детей с этими одними из главных понятий музыкальной науки, центральными понятиями в учении о гармонии, научить детей определять ладовую окраску музыки поможет цикл занятий под условным названием «Весело-грустно».

Познакомить дошколят с ладами помогут игрушки-самоделки Мажор и Минор.

Для их изготовления на кегли разных цветов (например: красную и зеленую) закрепляются рисунки головок с выражением эмоций радости и грусти.

Читайте также:  Имеющие чувство своего достоинства что это значит

В начале занятия музыкальныйруководитель представляет игрушки: «К вам в гости пришли два брата. Как вам кажется, они похожи друг на друга?»

Дети дают ответы. Музыкальныйруководитель продолжает знакомство: «Этого мальчика зовут Мажор, а этого – Минор. Они хотят подружиться с Вами и приглашают к себе в гости. Живут братья в домике, который называется Нотный стан». Демонстрируя на плакате нотный стан, музыкальный руководитель объясняет, в каком порядке нужно считать линейки, и сообщает, что поднимаясь по ним, как по ступенькам,мы услышим звуки и проигрывает восходящий мажорный звукоряд: «По этой лесенке мы попадем в домик Мажора».

Дети вместе с музыкальным руководителем исполняют мажорный звукоряд с аккомпанементов (детям это очень нравится) на любой слог.

Затем исполняется минорный звукоряд и дети «отправляются в гости» к Минору, подпевая под аккордовый аккомпанемент музыкальному руководителю.

Проводится беседа о характере «лесенок», о настроении «братиков».

Мажор и Минор приглашают заходить в гости почаще. Дети «спускаются» по лестницам вниз, пропевая мажорный и минорный звукоряд вниз.

Затем музыкальный руководитель предлагает проверить, запомнили ли дети дорогу к братьям. Дети исполняют мажорный и минорный звукоряд вверх-вниз под аккомпанемент самостоятельно.

На последующих занятиях детей спрашивают, к кому из братьев они хотят отправиться в гости.

«Поднявшись» по соответствующей лесенке, дети «звонят в звоночек» — пропевают мажорное или минорное трезвучие (I – III – V – III — I).

Хозяин домика знакомит детей со своими друзьями (например: птичкой, цветком и т. п.) или дарит детям какую-либо вещь (например: книгу с закладкой на нужной странице). Затем следует исполнение музыкальным руководителем или прослушивание фонограммы песни или пьесы соответствующей хозяину домика ладовой окраски.Например: в домике Мажора дети слушают песню «Три синички» (н. п., шуточную песню «Почему медведь зимой спит» (сл. А. Коваленкова муз. Л. Книппера, «Подснежник» (П. И. Чайковский, в домике Минора — «Птичка» (сл. Э. Эльген в обр. П. Чайковского, «Страшная сказка» (автор не известен: «Слушай, начну повесть одну…», «Колокольчики мои» (сл. А. К. Толстого, муз. П. П. Булахова). Вышеперечисленные песни можно найти в приложении.

Дети обсуждают характер прослушанного произведения, определяют ладовое направление. По желанию детей песня (или ее фрагмент) разучивается. Если музыка подходит для танца, детям предлагается исполнить танцевальную импровизацию. Если при прослушивании музыки в воображении детей возникает яркий образ (о чем они рассказывают при обсуждении пьесы, дети получают задание сделать зарисовки дома или в свободной деятельности.

Для прослушивания разнохарактерной музыки важно выбрать произведения, восприятие которых соответствует возрастным возможностям ребенка.

Инструментальную музыку можно подобрать в зависимости от времени года, наличия ярких выразительных игрушек (грустный клоун, улыбающееся солнышко, жанровых картинок (ярмарка, щенок под дождем).

Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым).

Оно развивается в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Так как ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться и во время пения, в процессе чего дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируя слухом правильность интонации.

«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувства красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознает своё достоинство».

1. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М. : Просвещение, 1968.

2. Тарасов Г. С. О психологии искусства. — Вопр. Психол. -1992.-№ 1-2.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. Т. 1. – М. : Педагогика, 2001.

Приложение к методической разработке

обр. П. Чайковского (ноты http://www.notarhiv.ru)

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет, —

То соломку тащит в ножках,

Читайте также:  Как лечить стресс организма

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет:

Солнышко взойдет, зайдет —

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,

От реки туман пойдет,

Спит и петь перестает.

Но чуть утро — птичка снова

Песню звонко заведет;

Весела, сыта, здорова

И поет себе, поет.

Народная песня (ноты http://www.notarhiv.ru)

Три синички танцевали,

На лугу траву помяли.

Эту травку не возьму!

Вы, синички, чем хотите,

За траву мне заплатите,

Заплатите за траву,

А не то я зареву!»

Вот несут синички плату.

Угадайте что, ребята?

Хвостик заячий нашли

И корове принесли.

Слушай, начну повесть одну,

Все это вправду было!

Только давно, не мудрено,

Может и что позабыла. (2 раза)

Помнится мне: в дальней стране,

В замке средь темного леса

Жили втроем, дружно ладком

Паж, и король, и принцесса. (2 раза)

Прожили год, тихо, и вот —

В замке случилась пропажа!

Там на заре, в темной норе

Мыши загрызли пажа. (2 раза)

Дня через два, утром,едва,

В замке пропели мессу,

Жадный петух съел, во весь дух,

И короля и принцессу. (2 раза)

Грустный рассказ кончу сейчас-

Плакать совсем еще рано:

Слезы утри, были все три

Сделаны из марципана! (2 раза)

Почему медведь домой спит.

сл. А. Г. Коваленкова муз. Л. К. Книппера (ноты http://www.notarhiv.ru)

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —

Зашумел темный лес.

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе неклассического рисования База проекта: МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» Участники: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители. Вид.

Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду Выступление – презентация на тему: «Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №3 «Ивушка» городской.

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе лего-конструирования Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе легоконструирования. Легоконструирование – это интереснейшее.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Одной из главных особенностей современного общества является стремительный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском саду В течение нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Источник

Оцените статью