Музыкальный ритм развитие чувства ритма

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Лисицына Наталья
Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б.

«Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности»

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме с определенным ритмом функционируют сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Ритм сопровождает нас на протяжении всей жизни. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых функций. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

Но некоторые люди жалуются на трудности восприятия ритма. Этой проблемой занимался профессор психологии Кэролайн Палмер. Он пришел к выводу, что возможно, ритмическая глухота является корнем и некоторых социальных и даже физиологических проблем. Ведь именно наши внутренние биологические ритмы адаптируют организм к изменениям в окружающей среде, позволяя нам среди прочего танцевать, кататься на коньках с партнёром или подпевать и постукивать в такт любимой мелодии. Поэтому работать над чувством ритма мы начинаем с раннего дошкольного возраста.

Особенно эффективны в развитии ритма вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки). Основная цель вокально-двигательных разминок-сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Первые задания могут начинаться с самых простых движений-одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиванием пальцем одной руки по другой, притопов, шлепков по коленям.

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, (по тексту)

Будем мы красивыми, («фонарики»)

Как в лесу цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:

Выгляни в окошко!

А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти — ти, та – та.

Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:

Например: «Серых зайчиков отряд».

В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):

Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд

Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.

«2 ПЕТУХА» (Прослеживается метрический пульс)

Два петуха распетушились (шагают соединяют пальцы над

Но подраться не решились (наклон вперёд повороты головой)

Если очень петушиться (грозят пальцем.)

Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки)

Если пёрышек лишиться

Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)

Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.

В результате использовании «Звучащих жестов» (т. е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах)

«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)

Капля первая упала – кап (Палец правой руки на ладонь

И вторая прибежала – кап

Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)

Капельки кап – кап запели

Намочились лица (Вытирают лица)

Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём. (Движения плечами)

От дождя убежим

Под кусточком посидим. (Приседают)

Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных песнях-упражнениях. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме:

Чтоб вы чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.

Песня с движениями: «Лень стряхнуть»

Какое время года у нас на улице? (Ответ: Зима.) Правильно…Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».

Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло.Песня с движениями: «Автобус».

Приехали и вдруг навстречу охотник.Песня с движениями: «Охотник».

Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.

Песня с движениями: «Червяки».

Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков.Песня с движениями: «Зайчик».

Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? ….Песня с движениями: «Лягушата».

Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? (Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем.Песня с движениями: «Обезьянки».

А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем.Песня с движениями: «Жираф».

Ну,в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой. (песня «Автобус)

Помимо песенно-игровой деятельности развитию чувства ритма способствует игра на музыкальных инструментах.Для этого лучше использовать инструменты ударной группы: бубны, барабаны, ложки, треугольники. Например, дети играют в «Музыкальное эхо». Один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Также очень интересна для детей игра на металлофоне. Дети учатся воспроизводить на металлофоне заданный ритм.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников. В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, они не боятся общения и увереннее чувствуют себя на выступлениях перед зрителями.

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка.

Среднесрочный проект «Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами» Проект среднесрочный Развитие чувства ритма, формы, композиции. Речевое музицирование с инструментами. Для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических моделей «Методическая копилка» Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и видео-дидактических.

Развитие чувства ритма у дошкольников «Развитие чувства ритма у дошкольников». Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной.

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают.

Проект «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» Марий Эл Республикын Туныктыш да шанче министерствыже «Йошкар-Ола» ола округ администрацийын туныктыш викетемже «Йошкар-Оласе 23-шо №-ан.

Источник

«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
учебно-методический материал

Что такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_chuvstvo_ritma.docx 29.19 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

« РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Что такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям — Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное — к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка — это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения , национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

♦ развивают познавательные способности;

♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

♦ способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

♦ средствам музыкальной выразительности;

♦ форме музыкального произведения.

Рассмотрим это более подробно.

Музыка, как известно, передает самые различные оттенки настроения. Например, в следующих трех произведениях для ходьбы — «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше»С. Прокофьева — музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой — спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движение, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.

Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп — это скорость движения музыкального произведения, метроритм — организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика — сила (громкость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть — притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительности, формы музыкальных произведений, тем свободнее, выразительнее выполняют движения.

Дошкольный — это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.

В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движения, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность. Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи

— развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

— обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

— обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

— развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

♦ основные движения — ходьба, бег подскоки, прыжки;

♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

♦ имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности.

Виды музыкально-ритмической деятельности

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры.

Музыкальная игра — это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа.

Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли формируется отношение к образу.

Основные виды сюжетных игр.

1. Начальная форма игры — игра под пение и движения под фортепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст — содержание, а фортепианное заключение — развитие образа.

2. Следующей по степени трудности является игра под инструментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера.

3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски . Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;

♦ современный детский танец;

♦ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;

♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

♦ характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;

♦ детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

♦ пляска типа «зеркало»;

♦ пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения — многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают
детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

♦ упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В младшей группе основные программные требования по разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музыкально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, помочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку.

Дети должны овладеть следующими умениями:

♦ начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

♦ согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), формой музыкальных произведений (двухчастной);

♦ выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки);

♦ выполнять гимнастические упражнения (с флажками, платочками, погремушками и т. д.), перестроения;

♦ выполнять образные и танцевальные движения.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюдательность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

В процессе игр, плясок, упражнений у детей воспитываются интерес и любовь к музыке, развиваются музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные.

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержание достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Обучая детей играм, углубляют их представления об окружающем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств.

Пляски усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форме и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. В средней группе используется много плясок с зафиксированными движениями, вводится самый простой вид пляски-импровизации — типа «Зеркало». Пляски становятся более разнообразными как по своей музыке, так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения характера музыки.

Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2—3 элементов движений. Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает указания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их исполнение уже со второго занятия поручается ребенку.

В процессе обучения все большее место начинает занимать индивидуальная работа — вызовы для демонстрации движения одного, двух, трех детей . Причем вызываются не только дети, хорошо усвоившие способ его выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют детей, помогают сосредоточить их внимание.

С детьми, отстающими в усвоении материала, проводится индивидуальная работа вне музыкальных занятий.

На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся новые задачи. Разученные игры и пляски повторяются неоднократно, используются различные варианты игр, сочетание их с пляской.

Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным.

У детей данного возраста в достаточной степени развиты музыкальные способности — чувство ритма, музыкальный слух. В старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельности и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает образ эмоционально, выразительно.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассыпную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над своевременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инсценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком.

В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях — шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пятку. Исполнять элементы русской народной пляски — плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекратное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гимнастическими, имитационными. Играть под пение детей и воспитателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсценировать содержание песни.

В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, самостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движениями, но и знать их названия.

В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.

В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений. Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мороз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную.

Таким образом, методика обучения музыкально-ритмическим движениям разнообразна и вариативна, что способствует глубокому и осознанному усвоению детьми музыкально-ритмических навыков, необходимых для их общего музыкального развития.

Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность в развитии музыкально-ритмических движений в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях упражнения, танцы, хороводы, игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.

Источник

Оцените статью