Музыкальные произведения радостные чувства

Образы радости в музыке

Образы радости в музыке

Содержание:

  1. Воплощение эмоционального мира человека в музыке.
  2. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов.
  3. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. «Камаринская». Фантазия на две русские темы;
  2. Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
  3. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
  4. В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

В аттическую форму заключён
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жён
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживёшь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
«В прекрасном — правда, в правде — красота.
Вот знания земного смысл и суть…»

Дж. Китс (английский поэт)

Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий, способный и на величие, и на малодушие — все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни.

Словно невидимыми токами пронизано бытие нашими чувствами, сокровенными, скрытыми от постороннего наблюдения, порой тщательно оберегаемыми. Но как же бывает иногда необходимо выбраться из самого себя, ощутить свою сопричастность с миром других людей, почувствовать себя частью этого мира!

Ты одна разрыть умеешь
То, что так погребено,-

писала Анна Ахматова в стихотворении «Музыка».

И действительно, музыка, пробуждающая и понимающая нас, помогает хотя бы ненадолго преодолеть эти оковы одиночества, в которых мы пребываем наедине со своими восприятиями, волнениями и надеждами. В ней узнаём мы свои затаённые мысли, сны, фантазии, печали и радости, узнаём, что и другие люди во все времена думали и волновались о тех же вещах, что и мы.

Музыке доступна передача не просто отвлечённых чувств, не абстрактной «радости» или абстрактной «печали», она говорит живым языком о малейших оттенках радости и печали, какие и в нашей жизни бывают такими многообразными!

Если обратиться к светлым и радостным образам в музыке, то мы найдём здесь разнообразную палитру всевозможных состояний, какую, пожалуй, не встретишь ни в одном другом искусстве. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки — есть такие песни и танцы, шутливый и озорной характер которых способен рассмешить самого серьёзного человека. «Ноги сами в пляс пустились» — это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания. Не случайно композиторы всех времён так охотно включали в свои произведения весёлые народные песни и пляски, не только оживляющие звучание их собственной музыки, но и создающие эффект подлинного, живого, достоверного веселья.

Самым известным симфоническим произведением Михаила Ивановича Глинки является его гениальная «Камаринская» — фантазия на две русские темы. Это сочинение стало новым словом в русской музыке. В ней композитор использовал песню для создания произведения, рисующего разные стороны народной жизни и народного характера. Но это не просто картинка русского деревенского быта. Здесь раскрыто богатство творческой фантазии народа.

Читайте также:  Как скинуть эмоциональное напряжение

«Камаринская» — это вариации на темы двух русских народных песен (эта форма называется двойными вариациями). Первая песня — напевная, задумчивая свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», вторая — весёлая оживлённая плясовая «Камаринская».

Интересно использует здесь Глинка инструменты симфонического оркестра. Особенно струнные, которые звучат то как голоса невидимого хора, то лёгким пиццикато подражают балалайке. А духовые деревянные звучат как наигрыши свирели.

Родион Щедрин в «Озорных частушках» использовал подлинные мелодии частушек, записанных в разных уголках России — на Урале, в Рязани, Пинеже, Сибири. Духу частушек, которые поются по очереди, очень подходит форма концерта-соревнования, где поочерёдно солируют все инструменты, как бы «выхваляясь» друг перед другом, как на деревенском песенном турнире. Композитор не зря назвал эти частушки «озорными». В них ярко проявились композиторская изобретательность и юмор.

Препарированное фортепиано подражает сопровождению на гармонике или балалайке, тембры инструментов передают задиристую разноголосицу участников веселья, которые стараются друг друга перекричать. В общем, инструментальный концерт превращается в театрализованное действие с живыми персонажами, народным говором, полным лукавства и юмора.

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами, или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.

В опере Н. Римского-Корсакова «Садко», одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.

Искусство Садко-гусляра неотразимо воздействует даже на силы природы, которые он укрощает, подчиняет своей воле. Причём сам он поёт и играет на гуслях так, как искони века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка — яркая, красочная, очень близкая к народной. А иногда и подлинно народная…

Вопросы и задания:

  1. Что представляет собой «Камаринская» М. Глинки?
  2. Какие приёмы развития, идущие от народной музыки, использовал в «Камаринской» композитор?
  3. В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки, не востребованному серьёзными композиторами?
  4. В чём оригинальность этого произведения? Какие особенности симфонического письма вы можете отметить?
  5. Почему о музыке часто говорят, что это «язык человеческих чувств»?
  6. Помните ли вы случай, когда музыка оказывала на вас влияние помимо вашей воли? Какая это была музыка? Расскажите об этом.

Источник

ТОП-10 самых светлых великих музыкальных произведений-антидепрессантов из мира классической музыки

Сегодня мы будем изучать и слушать ТОП-10 самых светлых и жизнеутверждающих великих произведений из мира классической музыки. В первой части мы разберём пять произведений, с десятого по шестое включительно. И таким образом, уже во второй части мы постепенно подберёмся к первому месту. ТОП основан на выводах и впечатлениях таких именитых музыковедов и знатоков классики, как Кристофер Рюгер, Михаил Казиник, Альфред Шнитке и др. Ну, и конечно же, на моём собственном богатом опыте. Ну, что ж, пожалуй, пора приступать к прослушиванию. Вы готовы? Тогда погнали!

10 место — Клод Дебюсси «Лунный свет». Это произведение знаменитого французского композитора по праву считается одним из самых красивых, позитивных и светлых сочинений в мировой классике. Написано в стиле импрессионизма.

Читайте также:  Как восстановить либидо у женщины после депрессии

9 место — Морис Равель. «Рассвет» из балета «Дафнис и Хлоя». Также композитор-импрессионист, можно сказать, родственная душа Клода Дебюсси. И его поистине светлое, восторженное и потрясающе красивое великое произведение, изображающее сказочный рассвет в Древней Греции.

8 место — Рихард Штраус. «Альпийская симфония». В этом превосходном произведении показана вся красота дня в немецко- австрийско- швейцарских Альпах. От восхода солнца, шума леса, воды, ветра, пения птиц до заката, вечера и ночи. Рихард Штраус — подлинный композитор-антидепрессант. Практически любое его произведение — это эталон позитива и света.

7 место — Иоганн Штраус (сын). Вальс «На прекрасном голубом Дунае». В отличие от других произведений, хорошо вам знакомый вальс. Это не только одно из самых популярных классических сочинений в мире, но и одно из самых позитивных и добрых произведений в мировой классике. Недаром его часто используют в комедиях и мультипликации. Например, в хорошо вам известном мультфильме «Том и Джерри».

6 место — Эдвард Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Ещё один рассвет. На этот раз не из Франции, а из Норвегии. От замечательного норвежского композитора Эдварда Грига.

На этом первая часть музыкального обзора самых светлых музыкальных произведений завершена. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить вторую часть обзора. Смотри также мой » Жуткий ТОП «.

Источник

«Образы радости в музыке» Разработка урока музыки в 8 классе
методическая разработка по музыке (8 класс)

«Образы радости в музыке» Разработка урока музыки в 8 классе по программе Т. И. Науменко и В. В. Алеева

Скачать:

Вложение Размер
Урок музыки в 8-ом классе «Образы радости в музыке» 21.99 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Образы радости в музыке. Урок музыки в 8 классе.

Тип урока. Комбинированный урок.

Урок получения новых знаний с углублением пройденного материала.

Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

  • Повышение мотивации к учебно-творческому процессу;
  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
  • Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание доброты.
  • Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки,
  • Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.
  • Уметь контролировать собственные действия в процессе восприятия музыки, оценивать свою музыкально-творческую деятельность.
  • Передавать настроение музыки и его изменение;
  • Формировать интерес к музыкальным занятиям и позитивный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности;
  • понимать взаимодействие главных особенностей содержания и средств музыкальной выразительности ;
  • понимать взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыки.
  1. Русская плясовая «Камаринская».
  2. Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
  3. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
  4. А. Ермолов «Мир, который нужен мне»

Характеристика видов деятельности:

1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.

Среди вечных тем в искусстве самое большое внимание всё же уделяется самому человеку, миру его чувств. Музыка и возникла как выражение эмоционального мира человека. Самое яркое чувство-это радость. Давайте подумаем: когда, в какие моменты жизни, мы испытываем радость.

-радость общения с друзьями,

-радость достижений (успехов в творчестве, в спорте, в олимпиадах…)

-радость осуществления мечты.

Радость многолика. В. Франкл (австрийский психолог) говорил: «В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться, есть кого любить и есть на что надеяться».

Как передаются эмоции радости в музыке, мы сегодня посмотрим на примере разных произведений. Уже в народном творчестве – самой древней форме музыки – были такие песни и танцы, которые заставляли человека радоваться и смеяться. «Ноги сами в пляс пустились» — это выражение точно передаёт состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей помимо его желания.

-Какие русские плясовые мелодии вы знаете? («Кадриль», «Барыня». «Яблочко», «Камаринская»)

Слушание и обсуждение : русская плясовая «Камаринская» . Всего два инструмента: балалайка и гармонь -создают такое весёлое, радостное настроение. Гармонист считался первым парнем на деревне. Вокруг него собиралась вся молодёжь. Где гармошка — там радость и веселье, там праздник.

Во все времена отечественные композиторы черпали вдохновение в русском фольклоре, но источник вдохновения у каждого композитора был свой: для М. И. Глинки это была старинная крестьянская песня, а для Родиона Щедрина любимым жанром стала частушка. Её характерные черты нашли отражение в оркестровой музыке композитора — в концерте для оркестра «Озорные частушки». Ни один «серьёзный» композитор до Щедрина к жанру частушки не обращался.

-Что мы называем частушкой? (Происходит от слова «часто» -частить, то есть, петь быстро. В частушке высмеиваются человеческие пороки: жадность, лень, неряшливость…). Частушки исполняются громко, не поются, а выкрикиваются. При этом каждый участник всеобщего веселья «красуется» перед односельчанами, исполняя остроумные четверостишия, а следующий исполнитель стремится «перещеголять» его.

Щедрин написал «Озорные частушки» в жанре Концерта для оркестра. «Концерт»- в переводе- соревнование. В этом произведении демонстрируются виртуозные возможности каждого инструмента. По мнению композитора, виртуозность и концертность , соперничество заложены в самой природе частушек. (слушание фрагмента и обсуждение)

В «Озорных частушках» используется симфонический оркестр, а не народный. Это необходимо для создания комического эффекта, ведь оркестранты играют несвойственный им репертуар, создавая весёлую, раскованную атмосферу.

В опере Н. Римского-Корсакова «Садко» , одной из важных идей которой является всепокоряющая власть искусства, песни Садко становятся не просто характеристикой главного героя, но той могучей силой, которая покоряет даже холодное и чуждое земным радостям царство Морского царя. За эти песни полюбила Садко прекрасная сказочная Морская царевна; под его весёлый гусельный наигрыш пускается в пляс всё подводное царство.

Он поёт и играет на гуслях так, как испокон века поёт и играет народ, об этом говорит сама музыка — яркая, красочная, очень близкая к народной.

(слушание песни Садко «Заиграйте, мои гусельки» и обсуждение)

Вопросы и задания

  • В каком произведении отразился интерес Р. Щедрина к жанру народной музыки?
  • В чём оригинальность этого произведения?
  • Можно ли считать, что хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки по теме «Драматический образ» в 7 классе. знакомясь с произведением Ф.Шуберта «Лесной царь», мы убеждаемся в том, как может музыка влиять на внутреннее состо.

Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ.

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока «Образы русскойнародной и духовной музыки».

Открытый урок по музыке 7 класс по теме «Музыкальные образы».

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ».

Урок разработан по программе «К вершинам музыкального искусства» М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева «Але.

Разработан на основе программы «Музыка» Науменко, Алеев.

Источник

Читайте также:  Вербализация эмоциональных состояний это
Оцените статью