Музыкальное настроение какое бывает
Ученые ищут ответ на вопрос, как работает музыка, и даже создали интерактивную карту эмоционального опыта
В СберЗвуке теперь можно подбирать музыку руководствуясь эмоциями. Совсем не обязательно знать артистов или искать знакомые песни. Достаточно выбрать подходящие под настроение эмоджи и умный алгоритм подберет точный плейлист под запрос. Взаимодействием между эмоциями и музыкой давно интересуются ученые из различных областей. И недавно, ученые из Беркли собрали дополнительную информацию, пытаясь найти ответ на вопрос «Как работает музыка?»
Как работает музыка?
Веселье, грусть, чувственность, эстетическое наслаждение, радость, расслабленность, мечтательность, торжество, тревога, страх, раздражение, неповиновение и энтузиазм — вот какие эмоции способна вызывать музыка. По крайней мере так установили Алан Коуэн и Дачер Келтнер, ученые Калифорнийского университета в Беркли, при участии Ша Фэн из Йоркского университета и Дисы Саутер из Амстердамского университета. Их исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Для науки до сих пор загадка, как музыка способна вызывать столько эмоций и как люди ее понимают. Ученые попытались создать словарь эмоционального языка музыки. Полученные ими данные могут быть полезны при проведении дальнейших исследований, начиная от изучения происхождения аффективных расстройств и заканчивая неврологическими основами эмоций.
Эксперименты
«Представьте, что вы собираете массовую эклектичную музыкальную библиотеку, распределяете ее по эмоциям и фиксируете комбинацию чувств, связанных с каждым треком», — резюмировал Коуэн. Сперва они привлекли 1591 участника из США и 1258 участников из Китая.
Затем 111 участник из США предложил пятисекундный музыкальный пример, соответствующий широкому спектру из 28 субъективных переживаний: «забавный», «сердитый», «раздражающий», «тревожный / напряженный», «внушающий трепет / удивительный», «красивый», «горько-сладкий», «спокойный / расслабляющий / безмятежный», «сострадательный / сочувствующий», «мечтательный», «жуткий / загадочный», «возбуждающий / накачивающий», «очаровывающий», «эротичный / страстный», «эйфорический / экстатический», «возбуждающий», «вызывающий мурашки по коже», «возмущенный / вызывающий», «радостный / веселый», «тошнотворный / отвратительный», «болезненный», «гордый / сильный», «романтичный / любящий», «грустный / депрессивный», «пугающий», «нежный / страстный», «трансцендентный / мистический» и «торжествующий / героический».
Ученые собрали музыкальную библиотеку из 1841 музыкального примера в разных жанрах и из разных страх. После этого участников разделили на две группы. Первая — 1011 участников из США и 895 участников из Китая — выбрала из указанных 28 категорий эмоции, которые у них вызвал каждый музыкальный образец.
Вторая группа участников оценила силу эмоционального воздействия музыкальных примеров по 11 шкалам, измеряющим «широкие аффективные характеристики». Эти шкалы — вовлечение, внимание, уверенность, приверженность, доминирование, удовольствие, знакомо или нет, идентичность, препятствование, безопасность, а также валентность (например, радость имеет положительную валентность, а гнев — отрицательную).
Всего было вынесено 375 230 оценок всех музыкальных примеров. Дальнейшие эксперименты итоге привели исследователей к выявлению 13 эмоций, связанных с музыкой.
Чтобы убедиться, что участники из разных культур действительно испытывают одни и те же эмоции при прослушивании разной музыки, исследователи провели еще один эксперимент. Они собрали еще 327 музыкальных примеров традиционных инструментальных треков из западной и китайской культур. Ответы участников подтвердили полученные результаты: слушатели как из США, так и из Китая сообщали, что эти треки вызвали схожие эмоции.
Карта эмоций
Результаты оформили в интерактивную карту «измерений эмоционального опыта». На ней можно слушать треки и смотреть, какие переживания и с какой силой воздействия они вызывали у слушателей.
Реакции достаточно похожи и предсказуемы. Например, музыка из «Челюстей» всем кажется страшной. Джаз — чувственный. Канон Пахельбеля — красивый. EDM заряжает энергией, метал связан с чувством неповиновения. При этом интересно, что люди из разных культур могли соглашаться с тем, что песня вызывает у них агрессию, но разойтись в том, положительное это для них чувство или отрицательное.
Источник
Музыкальное настроение какое бывает
Музыка сопровождает нас в любой момент жизни. Она повсюду: в телевизоре, метро, магазине, парке, маршрутке. Именно музыка помогает нам отвлечься, отдохнуть, расслабиться, даже нормально грустить помогает музыка. Но если спросить, какой она бывает, ответить сможет далеко не каждый. В этой статье мы постараемся ответить, какой может быть музыка по жанру и характеру.
Жанры музыки
Музыкальные предпочтения у каждого индивидуальные, но если вы определились со своей любимой музыкой, это не значит что вы слышали обо всех музыкальных стилях. Давайте попробуем разобраться, какие бывают жанры музыки:
1. Поп-музыка. Это самая распространенная и популярная музыка во всем мире. Ее можно назвать наиболее нейтральной, попса очень ритмичная и идеально подходит для танцев и отдыха. Кроме того, песни в этом стиле есть в 90% музыкальных исполнителей. Основное, о чем поется в таких песнях, это любовь и неразделенные чувства. Но самое интересное в поп-культуре, это интриги и сплетни окружающие ее исполнителей.
2. Классика. Музыка прошлого. Она переливается разными красками и никогда не выйдет из моды. Классические произведения не одну сотню лет заставляют трепетать сердца людей. Многие ходят на концерты, посещают филармонии, только ради того, чтобы услышать удивительные сонеты Моцарта.
3. Рок. Самый неординарный музыкальный жанр. Он бывает легким и тяжелым. Она появилась от блюда, но в те времена рок-музыка была совершенно другой, и исполнители этого жанра не вели себя как настоящие дикари на сцене. Сегодня рок стал очень многообразным, это настоящая субкультура. Он разделяется на десятки поджанров, таких как поп-рок, готика, металл, хард-рок, рок’н’рол и многие другие.
4. Джаз и блюз. Это самые душевные музыкальные жанры. Они не могут исполняться одним человеком, это обязательно коллектив. Для джаза характерно использование духовых инструментов, например саксофона, трубы, барабана ил и тромбона. Блюз, да, он похож на джаз, но для него больше характерна импровизация. В блюзе играет только один инструмент, а остальные подыгрывают.
5. Хип-хоп. Первооткрывателями этого стиля были афроамериканцы, сюда же можно отнести РнБ и рэп. Это всегда модная музыка. Парни читают рэп, рассказывая свои жизненные истории, все с серьезными лицами, с огромными украшениями на шее и в модных одеждах.
6. Электронная. Это самый современный стиль музыки. В нем нет никакого текста, только обработанная на синтезаторе или компьютере музыка. Часто такую музыку можно услышать на дискотеке или в клубе. Как правило, это ремиксы старых песен, обработанные по новому.
Музыка по характеру
Какой может быть музыка по характеру? Самый достойный ответ на этот вопрос дал советский музыкальный педагог Кабалевский Дмитрий Иванович. Он предположил, что все музыкальное искусство держится на трех китах: марш, песня и танец.
В целом, уважаемый педагог действительно был прав, и все эти составляющие просматриваются во многих музыкальных произведениях. Но музыка настолько противоречива и неординарная, что ее характер просто невозможно определить. Одно произведение может срау соединять несколько сюжетов, казалось бы, совершенно несовместимых историй, и соединяет самые противоречивые темы. Именно по такому принципу построены классические симфонии и сонеты, и большинство других стилей.
Интересно! Если рассматривать это на примере Траурного марша Шопена, то можно заметить, что эта композиция буквально передает слушателю ощущение тяжелой утраты. Просто невозможно остаться равнодушным, когда играет эта музыка. Именно поэтому траурный марш стал одной из составляющей похоронной церемонии во многих странах. Несмотря на ощущение полной безнадежности и горя, к середине композиции она кардинально меняется, и становится светлой, душевной, утешающей.
Легче всего разделить музыку на веселую и грустную, но это не так. Музыка способна выразить всю палитру эмоций и состояний человеческой души. Если говорить о настроении музыки, то по характеру ее можно разделить на следующие категории:
1. Трагичная. Такие композиции способны окрасить в черные тона даже самый радостный день. Их часто используют в фильмах для создания правильной атмосферы. Одним из примеров может послужить финальная сцена фильма «Иди и смотри», которая была озвучена произведением Моцарта «Лакримоза» из «Реквиема».
Важно! Если прослушать пару секунд этой композиции, вы сразу вспомните ее, ведь «Лакримоза» стала «фигуранткой» многих трагических сцен в разных фильмах. Она действительно вызывает сильные эмоции грусти и страданий.
2. Лирическая. Такие песни мы слышим повсюду. Особенно сильно они задевают чувствительные струны души влюбленных. Из классики примером такой композиции может стать «К Элизе», Людвига Ван Бетховена.
3. Патриотические. Ну о таких песнях точно знают все. Один из лучших примеров может послужить гимн страны, причем любой.
4. Радостная. Такие мелодии наполняют теплыми и нежными эмоциями радости. Они буквально пронизаны этим чувством и моментально поднимают настроение. Такая музыка помогает выйти из депрессии и вернуть себе хорошее расположение духа.
5. Созерцательная. Пожалуй, самое сложное из всех перечисленных. Вы когда нибудь слушали мелодию, которая буквально переносит вас в какое-то место? Закрываешь глаза, и видешь то, что хотел показать композитор, даже чувствуешь окружающие тебя ароматы только из-за музыки. Именно это и называется созерцанием. Такие мелодии позволяют прочувствовать и увидеть все, что изображено в самой композиции.
Это далеко не все, только маленькая часть характеров музыки. И примеры таких произведений, конечно, не ограничиваются классиком. Джаз, рок, поп-музыка, они тоже могут передавать и демонстрировать множество эмоций: радость, восхищение, вдохновение, драматичность, тревожность, все оттенки человеческой души.
В заключение
Музыка. Она такая необычная, непостоянная.. Слушая ее мы соединяемся с душой композитора и проникаемся теми эмоциями, которые он испытывал в момент написания своего творения. Это необъяснимое явление, но и самое очаровательное что есть в музыки. Главное уметь ее чувствовать.
Источник
Какая бывает музыка по характеру?
Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец.
В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.
Возьмём, к примеру, всем известный Траурный марш из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.
Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают. Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.
Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.
- Трагическая. Например, «Лакримоза» из «Реквиема» великого Моцарта. Вряд ли кто-то может остаться равнодушным к пронзительности такой музыки. Недаром Элем Климов ее использовал в финале своего тяжелого, но очень сильного фильма «Иди и смотри».
- Лирическая. Известнейшая миниатюра Бетховена «К Элизе», простота и выразительность чувств которой как бы предвосхищает всю эпоху романтизма.
- Патриотическая. Концентратом патриотизма в музыке, пожалуй, является гимн своей страны. Наш российский Гимн (музыка А.Александрова) – один из самых величавых и торжественных, наполняющих национальной гордостью. (В момент, когда под музыку гимна проходит награждение наших спортсменов, наверное, каждый проникается этими чувствами).
- Радостная. И опять Бетховен. Ода «К радости» из 9-й симфонии наполнена таким всеобъемлющим оптимизмом, что Совет Европы объявил эту музыку гимном Евросоюза (видимо, в надежде на лучшее будущее Европы). Впечатляет, что эту симфонию Бетховен написал уже, будучи глухим.
- Созерцательная. Музыка пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» носит идиллически пасторальный характер. Это картинка раннего утра, ничего глобального не происходит. Красота, покой, гармония.
Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Кроме этого, музыка по характеру может быть тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой и другой (тут можете сами добавить бесконечное число вариантов).
Ограничившись здесь примерами из популярных классических произведений, не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет опредёленный характер, даря слушателю соответствующее настроение.
То, какая бывает музыка по характеру, может зависеть не только от её содержания или эмоционального тонуса, но и от многих других факторов: например, от темпа. Быстро или медленно – это ведь очень важно? Кстати, табличку с основными обозначениями, которые композиторы используют для передачи характера, можно скачать тут.
Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:
Источник
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.
Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.
Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».
Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.
Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».
В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).
Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.
Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:
Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.
Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.
У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.
А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.
Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:
В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.
Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.
В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.
Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.
Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.
С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.
Источник