- « Головоломка »
- Мультфильм « Головоломка » — смотреть онлайн бесплатно:
- Чему учит мультфильм «Головоломка»
- Эмоции действительно «управляют» нашим поведением
- Воспоминания не забываются окончательно
- Чему нас учит мультфильм «Головоломка»
- Терапевтичный мульт
- Чему может научить мультфильм (вывод)
- Спойлеры
- Мультфильм Головоломка: Официальные описания эмоций
- «Головоломка» — мультфильм для работы с эмоциями
« Головоломка »
Жанр: комедия, семейный
Мультфильм « Головоломка » — смотреть онлайн бесплатно:
Райли с родителями проживает в небольшом городе. Девочка ходит в школу, проводит время с близкими друзьями, играет в хоккей. Поведение героини определяют пять базовых эмоций, главной из которых является Радость. Редко Райли даёт волю другим четырём эмоциям – Печали, Гневу, Брезгливости и Страху. Поэтому жизнь девочки безоблачна, а воспоминания в виде симпатичных хрустальных шариков – позитивные.
Но вот происходят перемены. Отец сообщает, что семье предстоит переезд в более шумный город Сан-Франциско. Райли понимает, что придётся бросить прежнюю школу, друзей, хоккейные тренировки и обживаться на новом месте. Радость пытается проконтролировать ситуацию в голове девочки, однако Печаль вместе с другими эмоциями начинает суетиться, что приводит к негативным последствиям. Возникает настоящая головоломка!
Из-за стресса Райли ссорится с родителями, не может завести себе друзей в новой школе, от неё не в восторге учителя. Вдобавок новый дом далеко не такой уютный, как старое жильё. А тем временем в голове девочки происходят серьёзные перемены: Радость и Печаль случайно сваливаются в долговременную память, оставляя три другие эмоции управлять мозговым центром. Страх, Гнев и Брезгливость начинают попеременно проявляться, что обеспечивает девочке кучу неприятностей.
Райли больше всего хочет вернуться в старый дом. Она втайне от родителей собирается обратно в Миннесоту, несмотря на старания мамы и папы помочь ей. А тем временем Радость и Печаль пытаются вернуться в мозговой центр. Им нужно успеть до того момента, когда девочка допустит роковую ошибку и обратного пути назад уже не будет!
Источник
Чему учит мультфильм «Головоломка»
«Головоломка» официально стала самым успешным оригинальным проектом Pixar, собрав за первую неделю в прокате более $90 млн. Мультфильм получил высочайшие оценки критиков и, скорее всего, станет главным претендентом на «Оскар». Но главная его заслуга заключается в том, что благодаря «Головоломке» Pixar вышла на новый уровень в плане затрагиваемых тем – историю девочки Райли и эмоций, управляющих ее жизнью и поведением, можно по праву считать самым взрослым и глубоким сюжетом студии.
Издание The Hollywood Reporter пообщалось с психологами, чтобы узнать, что из показанного в мультфильме на самом деле происходит в недрах нашего сознания. Мы публикуем адаптированный перевод материала.
В тексте присутствуют спойлеры.
фотография: Pixar Animation Studios На самом деле, основных эмоций не пять
По сюжету «Головоломки», существует пять основных эмоций – Гнев, Брезгливость, Страх, Радость и Печаль. Тем не менее, недавнее исследование психолога Пола Экмана показало, что существует и шестая – Удивление. Несмотря на это, многие ученые до сих пор придерживаются мнения, что их четыре – они считают страх и брезгливость, как и страх с удивлением, очень близкими эмоциями, поэтому выделять их не следует. Все остальные эмоции, например, стыд или вина – результат влияния на человека окружающего его социума.
Эмоции действительно «управляют» нашим поведением
Эмоции приукрашивают воспоминания
Каждую ночь Радость собирает воспоминания, полученные главной героиней в течение дня, выбирает лучшие и «отправляет» их в долговременную память, при этом воспоминания окрашиваются в золотой цвет – цвет Радости. Но стоит Печали к ним прикоснуться, как они становятся синими, а «сцена», которая связана с соответствующим событием, предстает в ином, более пессимистичном свете. Джон Уикстэд, профессор психологии Калифорнийского Университета Сан-Диего говорит, что мультфильм очень точно показывает процесс эмоциональной окраски: «Мы можем доверять нашим воспоминаниям, но то, как мы о них думаем, напрямую зависит от эмоций, которые мы испытываем в данный момент».
фотография: Pixar Animation Studios
Воспоминания не забываются окончательно
Ближе к середине мультфильма нам показывают человечков, которые «стирают» старые ненужные воспоминания и сбрасывают их в пропасть. Но потом выясняется, что они не исчезают в бездне, а лишь накапливаются на гигантской свалке – так же, как и «острова личности», определяющие характер Райли. Наука утверждает, что этот механизм действительно работает в человеческом мозге – воспоминания или повадки, к которым не привязаны сильные эмоции, рано или поздно отправляются на задворки разума, но не забываются навсегда.
Страхи хранятся в одном месте
Почти перед самой кульминацией Печаль и Радость попадают в пещеру, где замурованы подсознательные страхи Райли – от старого бабушкиного пылесоса до жутких клоунов. Сознание не хранит сами страхи, но может удерживать эмоциональные «маркеры», которые с ними связаны – они хранятся в миндалевидном теле человеческого мозга. Эпизод, в котором Радость и Печаль освобождают огромного клоуна, чтобы разбудить девочку, «испугав» подсознание, очень хорошо показывает, как те или иные события могут спровоцировать панические атаки, депрессию или ночные кошмары. Да, это все еще мультфильм от Disney.
И самое главное – режиссер Пит Доктер оставил простор для продолжения. В финале «Головоломки» Райли 11 лет, а после всех передряг в «центр управления» ставят обновленный пульт, знаменующий следующий этап в жизни девочки. И тем, о которых может рассказать сиквел, предостаточно – взять хотя бы огромную красную кнопку с надписью «Половое созревание». Такая практика не нова – мультсериал «Ох уж эти детки!» канала Nickelodeon в 2003 году эволюционировал в «Детки подросли» – из истории про детство главных героев мультфильм превратился в ситком о школьной подростковой жизни.
Источник
Чему нас учит мультфильм «Головоломка»
Терапевтичный мульт
«Головоломка» (в оригинале — Inside Out) — мультфильм об эмоциях.
Радость, Гнев, Страх, Брезгливость и Печаль — главные герои мультфильма, эмоции, которые «живут» внутри психики девочки Райли. Каждый норовит управлять пультом, чтобы руководить поведением девочки. Также каждая эмоция влияет на окраску воспоминаний, которые формируют опыт и личность ребенка в целом.
По ходу мультфильма, семья Райли переезжает в другой город и все идет наперекосяк — реальность не соответствует ожиданиям ребенка. Казалось бы, ей должно быть Печально: другой дом, город, рядом нет друзей, другая школа, родители нервничают, стресса хоть куда (еще и пицца паршивая). Но Печаль не пускают к пульту. Радость, неформальный лидер эмоций, боится, что Печаль «испортит» новый жизненный опыт Райли (что она с переменным успехом и делает).
Чему может научить мультфильм (вывод)
Вывод я помещу сразу сюда. А дальше будут идти спойлеры с психологическими комментариями.
Художественное решение, в котором каждая эмоция — отдельный персонаж, можно использовать самому — просто представлять свои эмоции, как человечков (любых, не обязательно из фильма). Отличное психологическое упражнение.
Можно дать имена своим эмоциям, придумать форму, цвет, запах, вкус или звук, или все сразу (кому как удобно — спорю, что кто-то видит свои эмоции и чувства как схемы или формулы).
Такое моделирование эмоций поможет вам в их идентификации. Это отличный инструмент для людей, которые часто вообще не понимают, что они чувствуют. Что-то чувствую, а что — непонятно, объяснить не могу (этот феномен называют алекситимией).
Можно не только представить, но даже нарисовать свои эмоции. Рекомендую руководствоваться базовым списком психолога Пола Экмана:
Подозреваю, что моделирование, представление своих эмоций — незаменимая игра для детей, которым трудно справиться со своими чувствами, а еще труднее их внятно выразить (внятно — чтобы было понятно взрослым). Кстати, поэтому психологи используют в работе с детьми разного рода игры — это позволяет увидеть их актуальное состояние. Словами же лучше изъясняются уже взрослые невротики (:
Например, разозленный ребенок, может сказать, что сейчас Гнев (как персонаж из мультика) за пультом, поэтому он (ребенок) зол.
Зачем? Такая идентификация эмоций учит нас:
- чувствовать и переживать эмоции, не уходить от них;
- не задавливать свои чувства;
- осознавать свои чувства и эмоции!
Когда вы осознаете свое эмоциональное состояние, вы перестаете быть его рабом. Учитесь спонтанности и осознанности, вместо импульсивности или «эмоциональной тупости» (тут уж кто к чему склонен).
Такое вот упражнение. Пользуйтесь на здоровье.
Спойлеры
Эмоции (особенно Радость) боятся, что Печаль сделает только хуже. На деле они не дают ребенку проявить это чувство, погрустить и «выплакать» стресс. Конфликт Печали и Радости доходит до того, что они обе «выпадают» из психики Райли. Из-за этого девочка ведет себя непредсказуемо — все чаще за пультом оказывается Гнев или Брезгливость, а Страх «дежурит» во время крайне тревожных снов. Ценности рушатся (те самые падающие замки/заводы), что грозит разрушением личности окончательно.
Гнев, Страх и Брезгливость захватывают пульт и приводят девочку к нерациональному решению — сбежать от родителей.
После череды приключений Печаль дают встать за пульт управление Райли. И девочки плачет, делится с родителями своим состоянием. Вопреки переживаниям других эмоций, становится не хуже, а только лучше. Печаль выражена: она не отрицается, не задавливается и не гипертрофируется. Она является как есть, как здоровая и естественная эмоция.
В семье и в душе Райли наступает согласие.
А воспоминания и другие элементы, формирующие опыт и личность (те самые шарики) становятся разноцветными. Это означает, что чувства Райли стали сложными . Как и полагается при взрослении. Череда одноцветных шариков в начале фильма — верный признак инфантилизма, нормального в детстве, но не во взрослости. Благодаря переживанию объективного стресса и здоровому выражению своих чувств, Райли стала взрослеть и перешла на новую ступень — подростковый возраст. Жаль только, что, похоже, об этом не будет полнометражного мультфильма.
Сергей Кононенко, клинический психолог.
Источник
Мультфильм Головоломка: Официальные описания эмоций
Радость
Главная цель Радости — чтобы Райли оставалась счастливой в любой ситуации. Она беззаботна, оптимистична, и решительно находит хорошее в любой ситуации. Радость видит в жизненных трудностях Райли возможности (научится чему-то новому, изменится к лучшему. ), она верит что все пути приводят к чему-то лучшему. Пока счастлива Райли, счастлива Радость.
Страх
Страх отвечает за безопасность Райли. Он всегда изучает обстановку на предмет потенциальных опасностей и угроз. В жизни Райли есть совсем мало занятий, которые Страх считает безопасными и не приводящими к фатальным катастрофам.
Гнев
Гнев всей душой ратует за справедливость во всем, что касается Райли. У него вспыльчивый характер и буквально может воспламеняться когда дела идут не по плану. Порой он реагирует слишком быстро и у него нет ни капли терпения.
Брезгливость
Брезгливость очень упряма, очень честна и помогает Райли избежать отравлений, как физических так и «социальных». Она держит под контролем людей, места и вещи, с которыми Райли входит в контакт — будь то брокколи в пицце или прошлогодняя мода. Брезгливость всегда действует с лучшими намерениями и держит планку своих стандартов очень высоко.
Источник
«Головоломка» — мультфильм для работы с эмоциями
Все мы — и дети, и взрослые, смотрим мультфильмы. Качественная мультипликация сегодня – это трудоемкий процесс, над которым работает команда сценаристов, режиссеров, художников, звукооператоров, актеров. Бывают мультфильмы захватывающие, бывают страшные, агрессивные и даже опасные, бывают познавательные, помогающие решить проблемы, психотерапевтические.
Хотелось бы поделиться впечатлениями и осмыслениями по следам просмотра мультфильма «Головоломка» — психоделического произведения студии Pixar.
Сюжет необычен: зрителям предоставляется возможность совершить путешествие в глубины человеческой психики и сознания. В голове 11-летней девочки Райли живут эмоции: Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость. Почему выбраны именно эти пять чувств? В классической психологии ученые выделяют шесть базовых эмоций, помимо перечисленных добавляют удивление. Эти эмоции основные, все остальные являются производными от них. Режиссер посчитал, что в визуальном выражении страх и удивление будут слишком похожи, и остановился на пяти основных эмоциях, каждая из которых разительно отличается от остальных.
В мультфильме перед зрителем предстают два мира – реальный (человеческий) и внутренний мир главной героини (с ее эмоциями). В реальном мире героиня сталкивается с проблемами, жизненными трудностями, переменами, вступает в подростковый возраст – период бунтарства и противоречий. Настоящий мир в мультфильме тусклый и невыразительный, цвета в нем приглушенные, да и события не слишком радостные. В мире Сознания все ярко, красочно, фантастично, волшебно. Человеческий мир более реален и серьезен, а в мире сознания все кажется идеальным. Персонажи-эмоции даже излучают сияние, что выделяет их на фоне остальных действующих лиц. Визуальный контраст двух миров сделан мультипликаторами осознанно, чтобы зритель сразу мог понять, где именно разворачиваются события.
Эмоции с помощью специального пульта руководят мыслями девочки, управляют ее поведением, под их влиянием она принимает решения. Отношения между персонажами складываются непросто. Главной в голове главной героини является синеволосая Радость, излучающая оптимизм. Фиолетовый Страх обеспечивает безопасность, зеленая Брезгливость оберегает от неприятных вещей (в еде и не только), красный Гнев борется за справедливость и придает сил, а голубая Печаль сама не понимает, для чего она нужна.
По ходу разворачивающихся событий Радость и Печаль попадают в сложную ситуацию, командование на себя принимают оставшиеся эмоции. Каких дров они наломают, можно с удовольствием посмотреть.
В заключении мультфильм приводит зрителей к выводу, что печалиться полезно: мы грустим и переосмысляем свою жизнь, в результате чего становимся счастливее. Светлая печаль играет самые проникновенные мелодии на струнах нашей души. И это еще история о том, как человек взрослеет, сталкивается с реальностью и несовершенством мира, теряет беззаботность, учится грустить.
Помимо сюжета, мультфильм интересен и полезен, прежде всего, тем, что сложные абстрактные понятия в нем объяснены достаточно просто, визуальными образами. Герои путешествуют по глубинам человеческого сознания – Командному центру, Студии сновидений, Стране воображения, Хранилищу долговременной памяти и Лабиринтам воспоминаний, Пропасти забвения, Зоне абстрактного мышления. Можно даже прокатиться на Паровозе мыслей и увидеть острова Честности, Дружбы, Семьи – базовые человеческие ценности.
Концепция строения мыслительных процессов и сознания вполне научна, что позволяет ребенку в доступной форме понять, что происходит в нашей голове. Как именно мы мыслим, что случается с нашими воспоминаниями, откуда мы черпаем силы, как появляются сны и рождаются творческие идеи. Как связаны события нашей жизни и те решения, которые мы принимаем с нашими внутренними убеждениями и ценностями. Что может случиться, когда человек перестает радоваться и печалиться, и наоборот, как мы ведем себя, когда позволяем себе переживать и выражать весь спектр эмоциональных переживаний.
«Головоломка» заставляет задуматься. Как на самом деле работает наше сознание? Что влияет на нашу личность? Какие события мы помним всю свою жизнь («ключевые воспоминания» в мультфильме)? Она учит нас тому, что все эмоции нужны и важны, каждая выполняет определенные функции, что позволяет нам развиваться и чувствовать себя счастливыми.
Добрый и светлый, смешной и грустный, простой и сложный одновременно мультфильм вызывает целую палитру эмоций и в то же время обладает огромным образовательным потенциалом.
Источник