- Чему учит мультфильм «Головоломка»
- Эмоции действительно «управляют» нашим поведением
- Воспоминания не забываются окончательно
- Рецензия на мультфильм «Головоломка»
- Кадр из мультфильма «Головоломка»
- Кадр из мультфильма «Головоломка»
- Кадр из мультфильма «Головоломка»
- Кадр из мультфильма «Головоломка»
- Кадр из мультфильма «Головоломка»
- Кадр из мультфильма «Головоломка»
- Кадр из мультфильма «Головоломка»
- Брезгливость
- Видео
- КиноМультфильм «Головоломка»: Почему грустить — нормально
- Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать — это нормально
Чему учит мультфильм «Головоломка»
«Головоломка» официально стала самым успешным оригинальным проектом Pixar, собрав за первую неделю в прокате более $90 млн. Мультфильм получил высочайшие оценки критиков и, скорее всего, станет главным претендентом на «Оскар». Но главная его заслуга заключается в том, что благодаря «Головоломке» Pixar вышла на новый уровень в плане затрагиваемых тем – историю девочки Райли и эмоций, управляющих ее жизнью и поведением, можно по праву считать самым взрослым и глубоким сюжетом студии.
Издание The Hollywood Reporter пообщалось с психологами, чтобы узнать, что из показанного в мультфильме на самом деле происходит в недрах нашего сознания. Мы публикуем адаптированный перевод материала.
В тексте присутствуют спойлеры.
фотография: Pixar Animation Studios На самом деле, основных эмоций не пять
По сюжету «Головоломки», существует пять основных эмоций – Гнев, Брезгливость, Страх, Радость и Печаль. Тем не менее, недавнее исследование психолога Пола Экмана показало, что существует и шестая – Удивление. Несмотря на это, многие ученые до сих пор придерживаются мнения, что их четыре – они считают страх и брезгливость, как и страх с удивлением, очень близкими эмоциями, поэтому выделять их не следует. Все остальные эмоции, например, стыд или вина – результат влияния на человека окружающего его социума.
Эмоции действительно «управляют» нашим поведением
Эмоции приукрашивают воспоминания
Каждую ночь Радость собирает воспоминания, полученные главной героиней в течение дня, выбирает лучшие и «отправляет» их в долговременную память, при этом воспоминания окрашиваются в золотой цвет – цвет Радости. Но стоит Печали к ним прикоснуться, как они становятся синими, а «сцена», которая связана с соответствующим событием, предстает в ином, более пессимистичном свете. Джон Уикстэд, профессор психологии Калифорнийского Университета Сан-Диего говорит, что мультфильм очень точно показывает процесс эмоциональной окраски: «Мы можем доверять нашим воспоминаниям, но то, как мы о них думаем, напрямую зависит от эмоций, которые мы испытываем в данный момент».
фотография: Pixar Animation Studios
Воспоминания не забываются окончательно
Ближе к середине мультфильма нам показывают человечков, которые «стирают» старые ненужные воспоминания и сбрасывают их в пропасть. Но потом выясняется, что они не исчезают в бездне, а лишь накапливаются на гигантской свалке – так же, как и «острова личности», определяющие характер Райли. Наука утверждает, что этот механизм действительно работает в человеческом мозге – воспоминания или повадки, к которым не привязаны сильные эмоции, рано или поздно отправляются на задворки разума, но не забываются навсегда.
Страхи хранятся в одном месте
Почти перед самой кульминацией Печаль и Радость попадают в пещеру, где замурованы подсознательные страхи Райли – от старого бабушкиного пылесоса до жутких клоунов. Сознание не хранит сами страхи, но может удерживать эмоциональные «маркеры», которые с ними связаны – они хранятся в миндалевидном теле человеческого мозга. Эпизод, в котором Радость и Печаль освобождают огромного клоуна, чтобы разбудить девочку, «испугав» подсознание, очень хорошо показывает, как те или иные события могут спровоцировать панические атаки, депрессию или ночные кошмары. Да, это все еще мультфильм от Disney.
И самое главное – режиссер Пит Доктер оставил простор для продолжения. В финале «Головоломки» Райли 11 лет, а после всех передряг в «центр управления» ставят обновленный пульт, знаменующий следующий этап в жизни девочки. И тем, о которых может рассказать сиквел, предостаточно – взять хотя бы огромную красную кнопку с надписью «Половое созревание». Такая практика не нова – мультсериал «Ох уж эти детки!» канала Nickelodeon в 2003 году эволюционировал в «Детки подросли» – из истории про детство главных героев мультфильм превратился в ситком о школьной подростковой жизни.
Источник
Рецензия на мультфильм «Головоломка»
Остроумный и трогательный, но недостаточно умный и изобретательный мультфильм Pixar об эмоциях в голове маленькой девочки
С тех пор как в голове маленькой Райли Андерсон появились эмоции, Радость старается не подпускать к пульту управления девочкой своих коллег Печаль, Брезгливость, Страх и Гнев. Пока малышке не исполняется 11 лет, Радость справляется с этой задачей. Но затем отец Райли перевозит семью из Миннесоты в Сан-Франциско, и девочка оказывается вдали от подруг, любимого хоккейного катка и даже привычной мебели и пиццы. После этого удержать Печаль от пульта управления оказывается невозможно. А когда Радость все же пытается это сделать, сбой системы уносит ее и Печаль в глубины памяти Райли. Пока героини пытаются выбраться оттуда и вернуться в центр управления девочкой, Брезгливость, Страх и Гнев остаются у руля, и от их команд депрессия Райли только усиливается.
Кадр из мультфильма «Головоломка»
Как и прочие ленты Pixar, «Головоломку» в кинотеатрах предваряет новая студийная короткометражка. Обычно эти фильмы демонстрируют мастерство и фантазию молодых аниматоров лучшей американской мультстудии, но «Лава» разочаровывает с первого до последнего кадра. Откровенно говоря, Pixar надо уволить всех, кто одобрил и запустил в производство мультфильм о любви двух вулканов, где сюжет излагается с помощью неумолкающего закадрового пения под гавайскую гитару. Потому что закадровый голос, сообщающий, что происходит в кадре, – верный признак некомпетентности сценариста и режиссера. А если закадровый голос нужен фильму, потому что герои практически не двигаются и ничего не делают (они же горы, хоть и огнедышащие!), то это уже признак не некомпетентности, а слабоумия.
Кадр из мультфильма «Головоломка»
Будь «Лава» минималистским полотном нищего начинающего аниматора, такой ход еще можно было бы если не простить, то понять. Но это творение купающейся в деньгах студии, которая не имеет права на такую откровенную и примитивную халтуру. Даже ранние эксперименты Pixar с компьютерной графикой были куда художественно сильнее, чем эта жалкая поделка!
Кадр из мультфильма «Головоломка»
После такого удара под дых «Головоломку» смотришь настороженно и ждешь еще какого-нибудь подвоха. И подвох не заставляет себя ждать. Известный трейлер «Головоломки», который в конце прошлого года заставил нас с нетерпением ждать премьеры, пытался убедить зрителей, что картина показывает, как эмоции руководят детьми и взрослыми, и рассказывает, что происходит в головах людей, когда они ссорятся, спорят или мирятся. Однако в фильме, в сущности, лишь одна сцена, где мы видим эмоции не только Райли, но и ее родителей. И основное экранное время «Головоломки» посвящено не тому, как эмоции управляют девочкой, а тому, как Радость и Печаль пробираются по закоулкам создания в мозговой центр. То есть Райли и ее родители – лишь формальные главные герои, а прочие люди – и вовсе статисты, которым фильм почти не уделяет внимания.
Кадр из мультфильма «Головоломка»
Почему это проблема? Во-первых, потому что отдельно взятые эмоции – это, наверно, самые скучные из всех возможных персонажей. Они ведь во всех ситуациях чувствуют одно и то же. Гиперэнергичная Радость излучает несгибаемый оптимизм, и не нужно смотреть в титры, чтобы угадать, что в американском варианте фильма ее озвучивает Эми Полер из «Парков и зон отдыха» (в сущности, Радость – сестра-близнец Лесли Ноуп). Печаль же вечно в депрессии, от которой у нее буквально подкашиваются ноги. Это забавно, но быстро приедается и начинает раздражать.
Кадр из мультфильма «Головоломка»
Во-вторых, картина почти что подменяет правдоподобные, сложные, узнаваемые переживания девочки и ее родителей высосанным из пальца «квестом» о путешествии по дебрям сознания. Да, жизнь Райли вовсе из кадра не пропадает, и ее события влияют на происходящее с Радостью и Печалью. Но параллельное повествование с двумя сюжетными линиями получается неуклюжим, поскольку это совершенно разные по сути, по настроению и даже по жанру истории. В то время как одна из них – это психологическая драма, вторая – это видеоигра-платформер, в которой герои прыгают по разрушающимся островам памяти и преодолевают прочие «игровые» препятствия. И мы бы предпочли, чтобы в фильме было больше драмы, чем прыжков.
Кадр из мультфильма «Головоломка»
Мы бы не жаловались на путешествие Радости и Печали, если бы оно было захватывающим и непредсказуемым. Но голова маленькой американской девочки – это открытая книга для любого зрителя голливудского кино, и придумавший и поставивший «Головоломку» Пит Доктер (режиссер «Корпорации монстров» и «Вверх») постарался набить ее банальнейшими штампами. Так, когда героини забредают на «фабрику снов», то главным героем грез Райли оказывается единорог с радужной гривой, а когда эмоции забираются в хранилище кошмаров, то они находят там дверь в темный подвал, гротескного клоуна… И, кажется, брокколи. И так всю дорогу, вплоть до поминания страстных вампиров. Радость узнавания – это здорово, но хотелось хоть бы каких-нибудь неожиданностей!
Кадр из мультфильма «Головоломка»
Впрочем, иногда авторы фильма все же проявляют изобретательность (сцена использования вымышленного бойфренда Райли просто восхитительна!), в фильме немало остроумных шуток и удачных гэгов, а графика и анимация ленты абсолютно безупречны. Есть в картине и трогательные моменты, пропитанные ностальгией по уходящему детству. Хотя Pixar уже не «фабрика шедевров», это все еще компетентная студия, а Доктер – все еще выдающийся режиссер.
Однако из придуманной им концепции можно было выжать намного больше. И у картины определенно могла бы быть более интересная мораль, чем: «Если тебе плохо, ты вправе погрустить и поплакать». Конечно, в Америке с ее культом жизнерадостности, фальшивых улыбок и антидепрессантов это не совсем очевидная мысль. Но в России это слова Капитана Очевидность, а не мало-мальски умного кино. И мы повторяем, что было бы интереснее увидеть, как Райли решает свои проблемы под аккомпанемент ссорящихся эмоций, чем смотреть, как Радость таскает Печаль туда-сюда вдоль полок с воспоминаниями.
Источник
Брезгливость
В мире, где полно не самых приятных вещей, самое место Брезгливости. «Коллеги» считают ее слегка надменной, но она не собирается изменять своим высоким стандартам. У этой Эмоции изысканный вкус. Больше десяти лет ее авторитетное мнение оберегает Райли от брокколи, мальчишек и других возможностей заработать несварение. Открыто заявлять о том, что не нравится — ее прямая обязанность!
Видео
Внешность
Кинематографисты решили, что для Брезгливости идеально подойдет зеленый цвет. Она вся зеленая: от светло-зеленой кожи и изумрудных волос в стильной укладке до кокетливого платья и длинных ресниц. Несмотря на такой образ, она не вызывает негативных эмоций. Наоборот, как главная модница (стильное зеленое платье с белыми и голубыми цветами дополняют темно-зеленые шорты, фиолетовый шарф и розовые балетки) и эксперт во всем, что хорошо для Райли, а что абсолютно неприемлемо, Брезгливость с первого взгляда убеждает в своем авторитете.
Характер
Среди всех персонажей Брезгливость наиболее самоуверенная (даже слишком), невероятно честная. Она уберегает Райли от отравления во всех его проявлениях: как в пищевом, так и в социальном плане. Она внимательно приглядывается к людям, местам и предметам, которые появляются на пути Райли, будь то неправильная пицца или прошлогодний модный тренд. Она следит за тем, чтобы люди не обидели девочку своим дурным поведением или неуместным советом.
У этой Эмоции самый неоднозначный характер. Несмотря на все кажущееся высокомерие, Брезгливостью всегда движут лучшие побуждения, и она никогда не идет на компромиссы. По словам самого режиссера, она очень самоуверенная и категоричная и не боится это демонстрировать.
Вот что говорят об Эмоции сами кинематографисты анимационного фильма Disney и Pixar «Головоломка»: «Брезгливость очень привередлива и неприступна. Она появляется в головном центре последней. Если бы она была школьницей, то непременно стала бы чирлидером», — говорит супервайзера по анимации Шон Краузе. «При всем этом она изящна. Это заметно по ее походке с легким покачиванием бедер. Из всех героев Брезгливость единственная окончила школу и держит в памяти множество книг», — комментирует супервайзер по анимации Виктор Нэвон.
Источник
КиноМультфильм «Головоломка»: Почему грустить — нормально
Чему мультфильм про эмоции маленькой девочки учит взрослых
На прошлой неделе состоялась премьера нового полнометражного мультфильма Pixar «Головоломка», который за первые же выходные в прокате побил все рекорды студии по сборам как в России, так и за рубежом. И дело не только в том, что Pixar лучше других умеет бить по больному и выжимать из зрителей слезы. «Головоломка» доносит вроде бы простую, но часто замалчиваемую мысль: чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно всё время испытывать одну только радость.
Героиня «Головоломки» Райли — не принцесса и не сказочный персонаж. Райли одиннадцать, она единственный ребенок в семье, любит хоккей и своих друзей. В общем и целом счастливая девочка, которую родители стараются воспитывать в любви и оберегать от гендерных стереотипов. Проблемы начинаются, когда ей приходится переехать в Сан-Франциско, чудовищный, с точки зрения Райли, город: пицца здесь с брокколи, озёра если и найдутся, то уж точно зимой не замерзнут, а темные улочки совсем не похожи на зеленые просторы Миннесоты, к которым она привыкла. Любая радикальная перемена в подростковом возрасте воспринимается остро, и уж тем более такое событие, как переезд. Проблемы папы на работе, сложности с обустройством и новая школа делают свое дело — Райли замыкается в себе, а потом и вовсе решает сбежать.
События в жизни Райли только вершина айсберга, основное действие мультфильма происходит у нее в голове. Главные герои на самом деле эмоции девочки, символизирующие ее внутренний мир и все те психологические процессы, что таятся где-то в голове. Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх в буквальном смысле стоят за пультом жизни девочки, периодически передавая друг другу управление в зависимости от ситуации. Режиссер и сценарист Пит Доктер говорит, что эти пять эмоций вполне репрезентативная выборка из всего эмоционального спектра человека. При написании сценария Доктер всё время консультировался с психологами, а прообразом Райли стала его собственная дочь, которая за время создания фильма успела вырасти.
Эмоции Райли учатся существовать друг
с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать — это нормально
Одновременно с тем, как в реальности портятся отношения Райли с родителями, в ее внутреннем мире происходит мини-катастрофа — Радость и Печаль временно оказываются далеко от своего места работы. К тому же часть веселых воспоминаний, которыми жонглирует Радость, чтобы поддержать девочку в трудную минуту, становятся грустными, когда к ним прикасается Печаль. Последней при этом как будто нет места в жизни хозяйки — Радость узурпировала управление жизнью Райли. Ни к чему хорошему это не приводит, ведь лишних эмоций не бывает и если отвергать какую-либо слишком долго, то можно нарваться на нездоровые последствия.
Как показывает мимолетный визит в головы к родителям, где тоже живут свои эмоции (а как иначе), за воображаемым пультом каждого человека одна из них всегда будет главной. Если у Райли это Радость, то у ее мамы — Печаль, а у отца — Гнев. Это не значит, что ее родители то плачут, то кричат, скорее, это метафорическое изображение темперамента человека в целом. Опираясь на это, мама девочки просит свою обычно жизнерадостную дочь поддержать семью в сложный период и не расклеиваться — улыбаться «ради папы». Даже обычно легкого на подъем человека такая обязанность будет тянуть к земле — что уж говорить об 11-летнем ребенке, на плечи которого неожиданно упал тяжелый груз. Родители Райли оказываются в ловушке, в которой до сих пор живет наша культура: улыбайся, что бы ни случилось, и тогда всё будет хорошо, а если тебе плохо, то, скорее всего, с тобой что-то в корне не так.
Тирания Радости, к счастью, не вечна. Зрители и герои «Головоломки» постепенно начинают понимать, что для сбалансированной жизни, вне зависимости от темперамента, нужны все эмоции, даже если одна из них заставляет тебя плакать. Все мультфильмы Pixar работают на то, чтобы вызвать максимальный эмоциональный отклик у зрителя, а в «Головоломке» этому процессу и вовсе посвящена вся генеральная линия. Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, а зритель примеряет ситуацию на себя, осознавая, что грустить — это нормально.
Взрослые смотрят мультфильмы Pixar чуть ли не с большим удовольствием, чем дети, которые пока не способны оценить Эми Полер в роли Радости, момент с полной мультипликационной деконструкцией или всю комичность воображаемого бойфренда («Я умру за Райли!»). В этом умении угодить абсолютно всем кроется большой и сложно повторимый успех студии. Общая парадигма индустрии развлечений такова, что всех всё время нужно веселить, не давая отдышаться. Можно только догадываться, насколько важный урок на этом фоне преподает мультик про естественность печали. «Головоломка» позволяет почувствовать детям, что они совсем не одни на этом сложном пути.
Печаль Райли помогает ей научиться справляться с трудными событиями, не закрываться в себе, а искать поддержки у близких. Печаль учит ее больше ценить то, что она уже имеет, и подсвечивает действительно радостные моменты; она помогает ей сопереживать другим, эволюционируя в эмпатию. Обнаруженная благодаря Печали ранимость делает главную героиню ближе к своим родителям и помогает ей лучше понять собственный внутренний мир.
События «Головоломки» происходят накануне периода полового созревания Райли, так что здесь еще не идет речи о всевластных гормонах, а эмоциональный упадок героини не заходит так далеко, чтобы назвать ее состояние депрессивным. Создатели, однако, ясно дают понять: даже самые веселые люди могут загнать себя в такое положение, если никогда не будут давать себе время и пространство пережить горе и просто разрешать себе чувствовать то, что они чувствуют. Один из создателей «Головоломки» Джонас Ривьера говорит, что отчасти это фильм о том, «что тебе не может быть вечно восемь». Эмоциональное взросление неизбежно, и об этом будет не лишним напомнить и родителям, и детям. Часть такого процесса — принятие своей природы и своих эмоций. Если об этом не забывать, то, возможно, мы все будем хоть и не радостнее, но в общем смысле счастливее.
Источник