Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М.Лермонтова,
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок литературы в 8 классе, который позволит расширить представление учащихся о творчестве поэтов 19 века. Поможет совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии, вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.
Поможет раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;
Создает в классе творческую обстановку, прививает интерес к предмету, приобщает учащихся к современным технологиям; воспитывает чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_klass.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М.Лермонтова,
Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова.
- Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
- Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.
- Раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;
- Создать в классе творческую обстановку, прививать интерес к предмету, приобщать учащихся к современным технологиям; воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.
- портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова;
- учебник-хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт-сост. В.Я. Коровина и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с. ил.
- Сборники стихотворений;
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»;
- Презентация;
- Альбомные листы, гуашевые и акварельные краски.
Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение
аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы
интерактивного обучения (творческое задание), использование аудио
материала, устное рисование, разгадывание кроссворда, сочинение
четверостиший по рифмам, взаимооценивание.
- Организационный момент. Здравствуйте. Я рада видеть Вас сегодня.
- Чтение эпиграфа Слайд 1
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь. С.Смирнов
Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?
- Объявление темы и целей урока. Слайд 2-3
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами
- Продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
- Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов и узнаем каковы же будут ваши чувства после данного урока.
- Будем работать в группах и учиться оценивать себя и своего одноклассника, воспитывать чувства прекрасного, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.
Итак, тема урока
Поэзия родной природы в творчестве
А. Пушкина, М.Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова.
Каждому учащемуся раздается набор таких картинок, с помощью которых можно определить настроение ребенка в начале урока и в конце урока увидеть результат работы, изменилось настроение или нет.
- Вступительное слово учителя.
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).
Ребята разделены на группы.
3. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа. Слайд 4
Вопрос 3 группе: Что привлекало поэтов в русской природе?
Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.
Вопрос группе № 4. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.
Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.
Вопрос группе № 5 Какую еще роль играет природа в жизни человека?
Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.
4.Работа в группах
Группа №1 слайд 5
расскажет нам о лирике Пушкина и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении. Остальные внимательно слушают, могут высказывать свое мнение.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.С.Пушкина»- Борисова Д.
-Выразительное чтение стихотворения «Цветы последние милей» — по желанию.
-Работа с вопросами:
1.С какой порой связано это стихотворения? (Осень)
2.Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).
3. Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)
4.Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?
5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
Группа №2 слайд 6
расскажет нам о лирике М.Ю. Лермонтова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике М.Ю Лермонтова »- Астанин Е
-Выразительное чтение стихотворения «Осень» — по желанию.
-Работа с вопросами:
1.Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?
2. Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)
2.Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?
3.Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?
4. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
Группа №3 слайд 7
расскажет нам о лирике Ф.И. Тютчева и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике Ф.И. Тютчева »- Ополев М.
-Выразительное чтение стихотворения «Осенний вечер» — по желанию.
-Работа с вопросами:
1.Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?
2.Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая?
3. Какие выразительные средства использует Тютчев ? (эпитеты, олицетворение).
4. Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?
5. Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?
Группа №4 слайд 8
расскажет нам о лирике А.А.Фета и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.А Фета »- Прусаков А.
-Выразительное чтение стихотворения «Первый ландыш» — по желанию.
-Работа с вопросами:
1.Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?
2.Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?
3.Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?
Группа №5 слайд 9
расскажет нам о лирике А.Н. Майкова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.
-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.Н.Майкова »- Прусаков А.
-Выразительное чтение стихотворения «Поле зыблется цветами» — по желанию.
-Работа с вопросами:
1. С какой порой связано это стихотворения? (Весна)
2.Каким чувством пронизаны строки?
3. Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?
4.Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)
5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
Вывод: Вот высказались все группы. Какой можно сделать вывод? Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы?
Ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. слайд 10
Пейзаж- (франц. paysage, от pays — «местность, страна»; лат. pagus — «село, деревня») — жанр или отдельное произведение искусства , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.
Вывод : художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.
- Прослушивание стихов из фонохрестоматии.
Вот мы с вами сами прочитали стихи, поговорили о них, а теперь немного отдохнем, послушав. Как эти стихи читают актрисы Елена Габец и Алина Покровская.
Слушание стихов Лермонтов «Осень» слайд 11 , Тютчев «Осенний вечер» слайд 12 , Фет «Первый ландыш». Слайд 13
Красиво прочитаны стихи? Что вы представили, когда слушали их?
- Работа с таблицей. Сравнительный анализ стихотворений.
Какие выразительные средства использованы в текстах?
Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.
Источник
Урок литературы в 8 классе «Поэзия о родной природе»
Урок литературы в 8 классе
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ФЕТ, ТЮТЧЕВ, МАЙКОВ – ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.
Раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
I II . Работа по новой теме.
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?
2. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 43, аналитическое чтение, беседа.
1. Что привлекало поэтов в русской природе? (Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность)
2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию? ( Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом)
3. Какую еще роль играет природа в жизни человека? (Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе)
3. Чтение стихотворения Фета «Первый ландыш» (с. 46, учебник).
1. Как оживает природа весной?
2. Как это отражается на настроении человека? Понаблюдайте, вслушайтесь в перемены, замеченные поэтом.
3. Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?
4. .Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?
4. Чтение стихотворения А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами. » (с. 46, учебник).
Тему весеннего пробуждения человека и природы мы слышим и в стихотворении Майкова. (Работая над выразительным чтением, обратить внимание на отточия, синтаксис стихотворения.)
1. С какой порой связано это стихотворения? (Весна)
2.Каким чувством пронизаны строки?
3. Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?
4.Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)
5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (с. 45, учебник).
1. Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?
2. Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая?
3. Какие выразительные средства использует Тютчев? (эпитеты, олицетворение). Поражает обилие эпитетов, которые создают ощущение богатейшей живописи: «умильная, таинственная прелесть», «зловещий блеск», «. багряных листьев томный, легкий шелест», «туманная и тихая лазурь / над грустно-сиротеющей землею. », «прерывистый, холодный ветр», «кроткая улыбка увяданья». «Холодный ветр», налетающий порою, предстает перед нами «как предчувствие сходящих бурь». Вообще, все стихотворение представляет собой развернутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте «светлость осенних вечеров», ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.)
4. Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?
5. Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?
6. Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение. Необычна цветовая палитра стихотворения: «светлость» вечеров сочетается со «зловещим блеском» и «пестротой дерев», «багряным» цветом листьев, «туманной» лазурью. Яркие тона словно задернуты покрывалом тонкого тумана. Природа еще живет, но уже чувствуется приближение зимнего сна: «. и на всем / та кроткая улыбка увяданья. ».
Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. н айдите сравнение, которое является его основой. («Короткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Поэт мастерски передает нерасторжимое единство состояния человека и природы.)
7. Стихотворение написано 5-стопным ямбом, все три строфы имеют перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь – бурь, увяданья – страданья, на всем – зовем.
6. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей. ». (с. 44, учебник).
1.С какой порой связано это стихотворения? (Осень)
2.Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).
3. Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)
4. Какие чувства подчеркивают эпитеты данного стихотворения?
5.Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?
6. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
7. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень». (с. 44, учебник).
1. А каковы наблюдения Лермонтова над поведением, жизнью природы в осеннюю пору? Что изменяется в его собственном настроении?
2. Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?
3. Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)
4. Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?
5. Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?
6. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)
8. Вывод: Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы? Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года
Пейзаж- (франц. paysage, от pays — «местность, страна»; лат. pagus — «село, деревня») — жанр или отдельное произведение искусства , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.
Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.
IV. Подведение итогов урока.
Русская природа в изображении наших поэтов самостоятельная и очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия в познании человеческого характера.
Мы рассмотрели сегодня лишь некоторые стороны мира родной природы и поняли, что природа — неотъемлемая часть души русского человека в стихах поэтов XIX века. Мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали поэты 19 века, какие точные, красочные слова использовали.
Стихи помогают открывать красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы. Поэзия — великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь быть именно такими!
Я читаю стихотворение
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе; прочитать рассказы А. П. Чехова «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник»
Источник