Моторная сфера проявление темперамента

Моторная сфера проявление темперамента

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н. э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того, времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или “сока”: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum — смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis — кровь), холерический \от греч. chole-—желчь), флегматический (от греч. phlegma—слизь) и меланхолический (от греч. теlaina chole—черная желчь).

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени.

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Отсюда и появились психологические описания — “портреты”’ различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в. н. э.). Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты четырех темпераментов дал И. Кант, который писал, что они составлены “по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами” [38, с. 148J.

Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих и многих источниках. Более того, представляя с самого начала полунаучные — полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.

В качестве примера приведу отрывки из ярких описаний темпераментов, принадлежащих Стендалю.

Стендаль обращается к изображению темпераментов в своей работе “История живописи в Италии”, считая, что каждый художник должен быть психологически образован, чтобы не делать ошибок в изображении персонажей—их общего облика, действий, настроений и т. д. Вот его “портреты” темпераментов (в сильно сокращенном виде) [104, т. 8, с. 209—226].

Источник

Проявления темперамента в разных сферах психики.

В чем же проявляется темперамент. Как мы можем обнаружить его проявление в поведении человека?

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности (т. е. область чувств).

Общая активность определяется интенсивностью и общим объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. д.

Сейчас мы рассмотрим типы темпераментов и те качества, которые наиболее ярко отличаются в проявлении разных темпераментов. Ваша задача постараться прочувствовать каждый из типов темперамента и ответить на вопросы:

Какой вид работы подходит каждому типу темперамента и почему?

Какие нюансы в общении с представителями разных типов темперамент необходимо учитывать, чтобы избежать непонимания и конфликтов?

Качества Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Эмоциональная позиция в общении Общается радостно-инициативно, со всеми «на равных», стремится к общению с незнакомыми Общается требовательно, но не с каждым; стремится к превосходству над партнером Пассивен в общении Зависим в общении от расположения партнера
Роль в общении Развлекатель, потешник, старается всех рассмешить Подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен Спокойный созерцатель Подопечный, беззащитный
Самооценка Неустойчиво повышенная, рассказывает об успехах, всегда на виду Наивысшая, открыто стремится к первенству, соперничает Несколько заниженная, в группе не на виду, скромен Устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен
Уверенность в себе Надеется на удачу, нет самоуверенности Самоуверен, насмешлив, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости Нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценит себя объективно, не унывает В себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки
Подчинение Обычно подчиняется авторитету сверстника или старшего, допускает шалости Подчиняется, только если соучаствует в руководстве, стремится общаться со старшими «на равных», нередко вызывающе сопротивляется воле старших Подчиняется авторитетным сверстникам и старшим, не нарушает запретов, бывает не исполнителен Легко подчиняется авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедливым требованиям
Оберегание достоинства Не оберегается от насмешек, негордый, необидчивый, негневливый Оберегая достоинство, гневно реагирует на критику, неподчинение, невнимание Не оберегается от насмешек, не чувствителен к ним, необидчив Остро раним, оберегается пассивно, не давая отпора
Дружба, любовь Неоднократно преходяще влюбчив, переживает симпатии легко, ярко и весело Дружит страстно, склонен к ревности, принципам Несклонен к внешнему выражению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитает волнениям влюбленности Привязанности глубокие и стойкие, преданность, подчиняется в паре, тоскует от неразделенной любви, стыдится открыть свое чувство, однолюб
Решения Поспешные, часто несамостоятельные (по подражанию) Быстрые, самостоятельные, непреклонные, негибкие Самостоятельные, незамедлительные Несамостоятельные (любит посоветоваться), небыстрые
Речь Легкая, певучая, образная, богатая, остроумная Авторитетная, громкая, требовательная, быстрая, внушающая Замедленная, немногословная, нергомкая, неэмоциональная Затрудненная, взволнованная, тихая с нерешительными интонациями
Мимика Разнообразная, живая, артистичная Резкая, выразительная Невыразительная Небогатая
Выражение лица Беспечное, веселое, игриво-насмешливое Боевито-нахмуренное Спокойное, умиротворенное Робкое, грустное
Движения, походка Подвижные, быстрые, «непоседа» Стремительные, напряженные, резкие Замедленные, плавные, расслабленные Замедленные, неплавные, неритмичные
Реакция на боль, опасность Немного боится боли, старается избежать опасности, под влиянием примера идет на риск Реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу, открытый конфликт с противником Не боится боли и опасности, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов Страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетен чужой болью и страданиями
Аппетит Хороший, «лакомка» Ест быстро, много, в пище неизбирателен, плохо переносит отсрочку еды Насыщается небыстро, ценит процесс еды, терпим к отсрочке еды Снижен

Сангвиник. Так, особая подвижность, реактивность сангвиника может принести выгоду, если работа требует от пего смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь в виду, что сангвиникам часто недостает терпения и настойчивости — они работают с увлечением только до тех пор, пока дело их интересует; потеряв интерес, легко могут бросить начатое дело и заняться чем-то другим.

Холерик. Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности.

Флегматик. У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием.

Меланхолик. Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представители других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы».

Для эффективного взаимодействия людей очень важно, чтобы стиль общения был соотнесен с темпераментом собеседника: с холериками и меланхоликами предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований — совет, намек и т. п. Публичное порицание, да еще резким тоном, у холерика вызывает взрыв, агрессию, а у меланхолика — глубокую и длительную обиду, при этом нарастает подавленность и неуверенность в себе. Общаясь с флегматиком, нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований — ему надо дать для этого некоторое время. Сангвиник лучше воспринимает замечание в виде шутки.

Источник

Сферы проявления темперамента

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проявление особенностей темперамента сказывается на любой деятельности личности, на ее поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми. Так как чаще всего темперамент рассматривается как особые динамические характеристики психической деятельности личности, принято выделять три сферы его проявления:

  • общая активность личности;
  • двигательная активность, то есть особенности моторной сферы;
  • эмоциональные проявления.

При разграничении перечисленных сфер необходимо учитывать, что все же они взаимодействуют и особым образом дополняют друг друга.

Общая активность личности

Общая активность личности представляет собой процесс отражения действительности в форме психических актов, действий и поведения, который характеризуется интенсивностью воздействия человека на окружающую действительность и умением преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей. На общую активность влияют мотивационно-потребностные установки, ценностные ориентации характера и направленность личности.

Следовательно, определить общую активность можно путем анализа таких характеристик взаимодействия с окружающей средой, как частота, объем, тип (физическая или социальная активность). Так, общая активность психической деятельности и поведения человека проявляется в разном уровне стремления действовать активно, осваивать и преобразовывать внешний мир, проявляя себя во всем многообразии видов деятельности. Так как люди наделены разными темпераментами, и выражение общей активности у них различно. Возможно выделение двух крайностей:

  1. инертность, пассивность, отсутствие целеустремленности;
  2. энергичность и активность, своеобразная страстность в процессе деятельности.

Именно между данными полюсами расположились представители разных темпераментов. Активность, понимаемая как особое личностное образование, предполагает особую позицию индивида в отношении к внешнему миру, к другим людям и самому себе. Она рассматривается как противоположность инертности, которая характеризуется преобладанием пассивности над инициативностью. Согласно лейбницевской традиции, человек предстает не просто как набор действий или локус действия, а как его источник. Поэтому и активность личности всегда целенаправленна. Целеустремленная личность словно предстает как воплощенная активность, которая всесторонне опосредует деятельность человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Общая активность проявляется на всех этапах онтогенетического развития индивида. Так, в младенческом возрасте она связана с открытостью, доверчивостью и доброжелательностью по отношению к окружающим людям. В процессе взросления все большую роль в формировании активности начинают играть саморазвитие и самовоспитание личности, то есть те формы активности, которые закладывают основу отношения личности к самому себе. Позднее – в зрелом возрасте – общая активность уже имеет вполне оформленные черты, проявляясь не только в поведении человека, но и в профессиональной сфере его жизни, во взаимоотношениях в рамках семьи и т. д. При этом с течением времени активность все больше начинает зависеть от жизненной позиции личности, ее ценностей и мировоззрения.

К. А. Абульхановой-Славской общая активность названа «личностным временем», так как выступает в качестве способа преобразования, формирования, преодоления встречных детерминирующих тенденций. Кроме того, большинство исследователей утверждают, что понятие общей активности личности может быть детально описано лишь тогда, когда объективные условия реализации потребностей будут рассматриваться не как данность, адекватная потребностям, а как препятствия к их удовлетворению. Только в этом случае активность найдет наиболее яркое и точное проявление.

В. В. Знаков характеризует активность как специфические субъектные проявления личности и индивидуальности; он выделяет также созерцательную и познавательную активность личности как субъекта бытия.

Двигательная, или моторная, активность

Посредством понятия двигательной (моторной) активности личности могут быть охарактеризованы такие ее проявления, как быстрота, сила, резкость, интенсивность мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или сдержанности), общительности (или молчаливости).

Наукой доказано, что все многообразие поведенческих проявлений человека – как в самых простых, так и в наиболее сложных формах – предстает как особого рода взаимодействие с внешним миром, опосредованное двигательной активностью. Данная активность поведения, которая в широком смысле может быть рассмотрена как образ жизни, деятельность в ее многообразных проявлениях, внешне находит проявление непосредственно в самих движениях, разных двигательных актах и психомоторных действиях. По определению отечественного физиолога и психолога И. М. Сеченова, «все бесконечное разнообразие мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» (1952).

Двигательные действия, включенные в различные виды человеческой активности, представляются как условия или средства их реализации, то есть как особый ключевой компонент, который обеспечивает саму возможность реализации какой-либо деятельности. Важно также, что направление двигательных действий может быть связано с психомоторными функциями, то есть достижение цели связано с решением ряда двигательных задач. В таких случаях совокупность двигательных действий может быть рассмотрена как относительно самостоятельный вид специфической человеческой деятельности, то есть как психомоторная деятельность.

Следовательно, все многообразие поведенческих проявлений человека – от выражения эмоций в мимике, тонких моторных координаций в процессах устной речи, письма и предметной деятельности до сложных ручных операций на производстве, исполнительской техники музыканта, балерины и т. д. – суть двигательной активности, особенности проявления которой, связаны с индивидуальными психологическими свойствами личности, и в большей степени, разумеется, с темпераментом. Так, например, холерику свойственен наиболее высокий уровень двигательной активности, а флегматику, наоборот, самый низкий. Интенсивность двигательной активности сангвиника и меланхолика варьируется в зависимости от ситуации.

Эмоциональность

Эмоциональность личности в широком смысле связывается со следующими проявлениями:

  1. впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, чувствительность, чуткость при эмоциональных воздействиях;
  2. импульсивность – скорость перехода определенной эмоции в побудительную силу конкретных поступков и действий;
  3. эмоциональная лабильность – скорость угасания проявлений эмоционального состояния.

Эмоциями признаются наиболее простые, непосредственные переживания, происходящие в определенный момент и связанные с фактом удовлетворения (или неудовлетворения) определенных потребностей. Проявляясь в форме реакций на объекты окружающей действительности, эмоции обнаруживают тесную связь с первыми впечатлениями. Так, первое впечатление от чего-либо имеет исключительно эмоциональный характер, являясь непосредственной реакцией (в форме страха, гнева, радости) на некоторые его внешние особенности. Низкая вероятность удовлетворения актуальных потребностей или неудовлетворительный результат конкретных действий, как правило, лежат в основе отрицательных эмоций. Вероятность достижения желаемого эффекта в процессе деятельности, наоборот, порождает положительные эмоции, которые активно преувеличиваются личностью для продления их эффекта или повторения.

В связи с тем, что эмоциональная сфера личности – это особое психическое образование, которое носит индивидуальный характер, утверждается его особая связь с темпераментом личности. Ведь вполне очевиден тот факт, что эмоции холерика наиболее выражены, чем эмоции флегматика. Поэтому говорят о субъективном характере эмоций, ведь у людей с разными типами темперамента одни и те же раздражители вызывают различные эмоции.

Достаточно ярко эмоциональная сфера индивида проявляется в настроении, его изменчивости, цикличность которого также определяется темпераментом. Настроение формируют полярные переживаемые индивидом состояния: активность – пассивность, радость – печаль, удовлетворенность – неудовлетворенность, лабильность – ригидность и др.

Источник

Оцените статью